«Евгений Онегин» – это роман в стихах
Этому произведению присуща многоплановость, наличие нескольких сюжетных линий. Хотя центральным персонажем произведения остается Евгений Онегин, и все литературные герои тесно связаны с ним. В этом произведении описана жизнь Онегина, Татьяны, Ольги Лариных, Ленского на протяжении нескольких лет. Показаны отношения Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны в развитии, показана жизнь матери сестер Лариных. Для романа присущ и географический охват. События начинаются в Петербурге, потом перемещаются в деревню, затем Татьяна с матерью едут в Москву. И заканчивается роман в Петербурге встречей Онегина и Татьяной и их финальным разговором. Таким образом, жанр произведения – роман в стихах.
Для романа также присуще наличие нескольких тем. В стихотворном романе «Евгений Онегин» представлены:
- тема любви,
- тема дружбы,
- тема взаимоотношений помещиков и крепостных.
Хотя, в общем, это произведение посвящено межличностным отношениям.
Анализ романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом в стихах «Евгений Онегин». Роман, начатый еще в южной ссылке, был закончен в Болдине осенью 1830 года. Первое полное издание «Евгения Онегина» вышло в 1833 году. В поэтическом предисловии к роману автор, обращаясь к читателю, говорит: Прими собранье пестрых глав, / Полусмешных, полупечальных, / Простонародных, идеальных, / Небрежный плод моих забав, / Бессонниц, легких вдохновений, / Незрелых и увядших лет, / Ума холодных наблюдений / И сердца горестных замет.
По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века «Евгений Онегин» — явление исключительное! Это роман глубоко национальный по исторической верности и полноте характеров; подлинно народный по передовой идейности, по демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями; реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды; критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему социальные противоречия и закономерности того времени.) Образами и отдельными деталями романа может воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и экономист, и исследователь русского быта.
В «Евгении Онегине» с глубоким проникновением вскрыта социальная обусловленность взглядов, психологии, поведения героев. Онегин принадлежит к дворянскому «свету», а Татьяна — к патриархальному дворянству. Ленский занимает промежуточное положение между «светским денди» и «уездной барышней»: он представитель молодой, самой образованной дворянской интеллигенции. Онегин, Ленский и Татьяна принадлежат к числу лучших людей дворянской среды. Судьба героев романа — гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина, трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с «постылой жизни мишурой», — свидетельствует о нездоровье общества, которое терпит лишь людей посредственных, исполненных самолюбивой ничтожности. Со страниц романа мы многое узнаем об эпохе, например, о воспитании детей в дворянской семье: …француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил, / И в Летний сад гулять водил… ; о моде в высшем свете для молодых людей: Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет…; об образовании, которого было достаточно, чтоб «свет решил, что он умен и очень мил»: Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь…; о культуре того времени, репертуаре театров, где идут балеты Дидло: Смычку волшебному послушна, / Толпою нимф окружена, / Стоит Истомина…
Со страниц романа можно узнать о том, как одевались, что было в моде, что подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно понять, что «украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», чем и с кем торговала Россия той эпохи. Рисуя высший свет Петербурга с «необходимыми» глупцами, клеветниками, чопорными «бальными диктаторами», Пушкин не забывает «о соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах», о характерах и нравах высшего света. Рисуя картину патриархальной Москвы, описывая ее гостиных «бессвязный пошлый вздор», «ярмарку невест», Пушкин вместе с тем любит Москву, сердце России: Москва… как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось!
Пушкин не обошел вниманием и глухую помещичью провинцию, крепостную деревню. Бесцветной и пошлой предстает жизнь провинциальных помещиков, родителей Ольги и Татьяны, однако старики Ларины вызывают сочувствие поэта. Причина в том, что их «патриархальная» строгость в отношениях с крестьянами не исключала и доли человечности, привязанности к слугам. Представляя читателю все слои русского общества того времени, Пушкин показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой — «свежие мечтанья» истлевают, «как листья осенью гнилой». Широкое и правдивое изображен» этого мира и судьбы попадающих в сферу его влияния людей с неумолимой логикой подсказывают возможный вывод: «Человек родится не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумное законное наслаждение благами бытия, его стремления справедливы… Зло скрывается не в человеке, но в обществе…» (В. Г. Белинский). В этом заключается и гуманизм романа, и народность его. Отрывки Х главы «Евгения Онегина», дошедшие до нас, посвящены характеристике движения декабристов, в круг которых попадает Онегин. По-видимому, она содержала широкую панораму общественно-политической жизни России со времен войны 1812 года до восстания декабристов.
«Евгений Онегин» — уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, «в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением». Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.
Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.
Роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался, когда Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много потерь и разочарований. В романе-дневнике отражено пережитое, в нем и «холодные наблюдения ума», и «горестные заметы сердца», и раздумья о времени и о себе. В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями. В последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и драматическим. Уже в первой главе поэт вносит в текст ряд автобиографических отступлений от сюжета. Каждая из последующих глав отражает духовные и житейские факты биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время, когда данная глава писалась, и роман в стихах становится романом-дневником, из которого мы узнаем об авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно Герцен назвал роман «поэтической биографией» Пушкина.
Пушкин и Онегин неразрывно присутствуют вместе в романе: Онегин, добрый мой приятель, / Родился на брегах Невы, / Где, может быть, родились вы / Или блистали, мой читатель; / Там некогда гулял и я: /Но вреден север для меня.
Автор, представляя Онегина в качестве своего «доброго приятеля», уточняет и обстоятельства своего знакомства с ним: Условий света свергнув бремя, / Как он, отстав от суеты, / С ним подружился я в то время.
В Онегине автора привлекает «неподражательная странность и резкий охлажденный ум». И тот и другой познали «страстей игру», «в обоих сердца жар угас», «обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей». Нравятся автору и умение Онегина вести «язвительный спор», его желчные шутки и мрачные эпиграммы. Вместе они бродили в белые ночи по уснувшей столице, стояли над дремлющей Невой. Вместе с Онегиным автор собирался путешествовать по «чужим странам», но по воле случая они разошлись. Их объединяет и снисходительное отношение к Ленскому, и предпочтение Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных в целом.
Автор и Онегин противопоставлены в отношении к театру: первый называет его «волшебным краем», а второй видит в нем лишь развлечение, выражая светский взгляд на театр. Для Онегина природа — одно из звеньев перемены занятий, автор же любят природу. Они по-разному относятся к любви: для главного героя это «наука страсти нежной», о себе же автор говорит: Замечу кстати: все поэты — / Любви мечтательной друзья.
Важна разница и в их отношении к литературе. Об Онегине он пишет: Не мог он ямба от хорея, / Как мы ни бились, отличить.
Поэт прямо говорит, что он и Онегин — два разных лица: Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной, / Чтобы насмешливый читатель (…) Не повторял потом безбожно, / Что намарал я свой портрет…
Свободное движение повествования дает автору возможность легко переходить от одного предмета к другому, тем самым автор может рассказать обо всем: об элегиях и одах, о русском театре и французских винах, о лорде Байроне и безымянном немецком булочнике, о своем «брате двоюродном Буянове» и Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города.
«Роман героев» существует внутри «романа автора». Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа, воссоздают его биографию: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на минуту не забывает, что он пишет свой роман. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина»: Я кончил первую главу; / Пересмотрел все это строго: / Противоречии очень много, Но их исправить не хочу. / Пора мне сделаться умней, / В делах и в слоге поправляться, /
И эту пятую тетрадь / От отступлений очищать.
Автор рассуждает о собственном прошедшем, «когда в садах лицея… расцветал», в котором промчалась весна его дней, о настоящем и будущем.
Пушкину хотелось создать жизнеподобный роман. Таким романом стал «Евгений Онегин». Автор сумел показать в романе тот жизненный водоворот, который был необходим для раскрытия и верного понимания не только образов героев, но и самого автора.
Тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине» весьма разнообразна. Мы узнаем о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение автора о балах, моде, еде, быте «золотой» дворянской молодежи. Это и тема любви: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», и тема театра, где шли балеты Дидло и танцевала Истомина, и описание быта поместного дворянства, восходящее к устному народному творчеству, — сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, гадания.
Останавливаясь на описании быта поместного дворянства, в частности семьи Лариных, живущей в деревне, автор говорит: Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины. (…) Она езжала по работам, / Солила на зиму грибы, / Вела расходы, брила лбы…
Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки. Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда «трещат морозы», весна: Улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года; / …и соловей / Уж пел в безмолвии ночей.
Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие: В окно увидела Татьяна / Поутру побелевший двор.
Еще одна тема лирических отступлений имеет важное значение в романе — это экскурс в русскую историю. Расширяют исторические рамки романа строки о Москве и Отечественной войне 1812 года: Москва… как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось! (…) Напрасно ждал Наполеон, / Последним счастьем упоенный, / Москвы коленопреклоненной / С ключами старого Кремля; / Нет, не пошла Москва моя / К нему с повинной головою.
Роман «Евгений Онегин» — глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
«Евгений Онегин» — уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, «в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением». Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.
Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.
Роман «Евгений Онегин» — глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
«Евгений Онегин» — уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, «в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением». Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.
Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.
Роман «Евгений Онегин» — глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
«Евгений Онегин» — уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, «в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением». Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.
Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.
Роман «Евгений Онегин» — глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Краткие характеристики героев
Онегин – молодой человек, выросший в Петербурге. Этакий светский денди, не имеющий никаких увлечений, занятий. Он нигде не служит. Получив наследство дяди, приезжает в деревню, но так и не сумел стать хорошим помещиком. Единственное нововведение, которое он произвел в деревне,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
Чем настроил против себя соседей. Он не захотел дружить с соседями, всякий раз, когда видел, что к нему ехали гости, сбегал через задний двор. Единственный человек, с кем он близко сошелся, был Ленский.
Владимир Ленский богатый молодой помещик, окончивший университет в Германии. Поэт, влюбленный в Ольгу Ларину. Ольга – соседка Онегиных, совсем девочка. Ей едва исполнилось 13 лет. Живая, энергичная, в меру веселая, любознательная девочка. Внешне и характером она сильно отличается от флегматичной, задумчивой Татьяны, которую ничего не интересовало.
Матушка – милая старушка, помещица, вдова. Радушная и гостеприимная хозяйка.
Главные и второстепенные герои романа
Основными главными героями Александр Сергеевич сделал четырёх представителей дворянской молодёжи, ярко и подробно описав характеры каждого из них:
- Онегин — «молодой повеса», красивый восемнадцатилетний юноша, потомок знатного дворянского рода. Наш герой получил модное по тем временам домашнее «французское» воспитание, умел эффектно подать себя в обществе. Как и большинство дворянских юношей того времени, Евгений знал толк в моде и был «как денди лондонский одет».
- Татьяна Ларина — тихая, спокойная, благовоспитанная девушка. Она является старшей дочерью в семье дворян Лариных. Татьяна любит чтение и большое количество времени проводит в одиночестве.
- Владимир Ленский — молодой семнадцатилетний помещик, друг Онегина. Этот юноша представлен автором как восторженная личность, поэт и мечтатель. После того как Владимир окончил своё обучение в Германии, он вернулся в родное поместье.
- Ольга Ларина — горячо любимая невеста Владимира Ленского. Будучи младшей сестрой серьёзной и вдумчивой Татьяны, Ольга олицетворяет собой веселье и лёгкость.
Второстепенные герои романа:
- Автор — именно от его лица и ведётся рассказ о событиях, происходящих в романе. Также именно автором и описываются биографии главных героев произведения. На протяжении всего произведения автор как бы вмешивается в ход событий, периодически напоминая о себе.
- Княжна Полина Ларина — знатная дворянка преклонных лет, мать главных героинь Татьяны и Ольги Лариных.
- Няня Филипьевна — добрая старушка, которая с детства ухаживала за сёстрами Лариными. По мнению большинства критиков в этом образе Пушкин запечатлел свою няню, Арину Родионовну, к которой питал бесконечную привязанность на протяжении всей жизни.
- Зарецкий — кутила и картёжник в прошлом, который впоследствии стал обыкновенным тихим помещиком. Являясь соседом Ленского и Онегина, именно он стал секундантом в трагически окончившейся дуэли Евгения с Владимиром.
Построение стиха
Выполняя анализ романа в стихах «Евгений Онегин», нельзя не вспомнить об особой онегинской строфе, примененной им в этом произведении. В ней 14 строк. Рифмовку стихов в строфе можно выразить схемой AbAb CCdd EffE gg. Таким образом, в каждой строфе присутствуют рифмы перекрестные, парные, кольцевые. Строфы изложены четырехстопным ямбом.
От общей формы стиха отличаются письма Татьяны к Онегину, Онегина к Татьяне и песня девушек в саду. В этих частях произведения пушкинская строфа ломается. Таким образом, автор отделяет их от себя, как бы говоря, что не он написал эти письма, и не он автор песни.
Жанр произведения
По поводу жанра «Евгения Онегина» существуют разные мнения, так как он написан в стихах, но имеет большой объём. Роман, как правило, пишется в прозе, имеет сложную структуру и объем. «Евгений Онегин», конечно, подходит под такие характеристики за исключением одной, – написан он не в прозе. Поэтому литературоведы относят его к особому жанру — роман в стихах.
Критик Белинский относил это произведение к поэме, хотя такое соотнесение кажется сомнительным. Поэма – тоже повествовательное произведение, но «Евгений Онегин» более сложное произведение, в котором присутствует не только эпический компонент, но и социально-бытовой, а также любовный, которые можно отнести скорее к роману. Любовный сюжет можно отнести к роману, так как он имеет здесь важную роль.
Замечание 1
Таким образом, сложно отнести это произведение к какому-то определенному жанру, но многие склонны признать, что это все-таки роман в стихах.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Пушкин А.С. «Евгений Онегин», краткий анализ 460 ? Реферат Пушкин А.С. «Евгений Онегин», краткий анализ 240 ? Контрольная работа Пушкин А.С. «Евгений Онегин», краткий анализ 240 ?
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Краткое содержание произведения по главам
Все произведение состоит из восьми глав. Краткий пересказ «Евгения Онегина» по главам с описанием ключевых событий представлен ниже.
1 глава
Евгений Онегин — петербуржский дворянин, получивший стандартное домашнее воспитание и образование от гувернёров — французов. Юношей он начал увлекаться романтическими похождениями, поездками по ресторанам и развлечениями на балах и в театрах. Но вскоре его серьёзная натура одержала верх над юношеским легкомыслием и бессмысленное прожигание жизни ему наскучило. Онегин не скрывал своей неудовлетворённости окружающим его миром и собой самим.
Именно в этот период жизни Евгения он и знакомится с автором повествования. Подружившись, они вместе строят планы отъезда за границу, но смерть отца Онегина заставляет их изменить решение. Оставшееся от отца наследство приходится отдать на оплату долгов и у героя не остаётся денег на путешествие. Евгений вынужден остаться в Петербурге.
В это время случается смерть его дяди, который оставил в наследство любимому племяннику огромное богатое имение в деревне. После того как Евгений узнаёт о наследстве, он принимает решение переехать в это имение из Петербурга.
Изначально юноша строит планы о том, как он всецело отдастся занятиям по хозяйству и управлению имением, но однообразная деревенская жизнь быстро становится для него скучной.
2 глава
Во второй главе описывается уже начало дружбы двух героев. Онегин живёт в деревне с живописной местностью, в доме посреди сада. При этом жаждущий перемен юноша решает установить новые порядки в своём имении и меняет традиционную в те времена барщину на оброк.
Именно этими действиями Евгений вызывает опасение у соседей, которые начинают его сторониться. Но и наш герой не слишком жаждет новых знакомств и не стремится в местное общество.
В это время по соседству начинает жить Владимир Ленский, возвратившийся на родину после обучения. Постепенно юноши становятся друзьями.
Через некоторое время Ленский делится с другой сердечной тайной — он влюблён. Избранницей юного поэта становится Ольга Ларина, с которой Владимир знаком с детства.
Именно в этой главе автор даёт нам первые характеристики и описывает портрет каждой из сестер семейства Лариных, рассказывает историю выхода замуж их матери княжны Полины за нелюбимого по принуждению, что являлось обычным делом в девятнадцатом веке.
3 глава
Влюблённый Владимир всё больше времени проводит в поместье Лариных. Онегин не может понять — как может быть его другу интересно коротать вечера в простой помещичьей семье, озабоченной только хозяйственными вопросами. Ему становится интересно, какова же Ольга Ларина, и в один вечер Ленский берёт его с собой в гости.