Вечная поэзия. Анализ стихотворения «Волшебная скрипка» Гумилева Н. С.

Стихи Николая Гумилёва

Любовь Николая Гумилёва к путешествиям и античности находит отражение в стихах поэта, хотя заметно влияние и русского классицизма. Стихи Гумилёва легко читаются и имеют скрытый подтекст, а в некоторых произведениях есть место и дару прорицания, например, «В пустыне» заканчивается строками:

Пред смертью все, Терсит и Гектор, Равно ничтожны и славны, Я также выпью сладкий нектар В полях лазоревой страны.

Только пить Николаю нектар смерти пришлось не в лазоревой стране, а в застенках НКВД.

В стихах Гумилёв часто обращается к мифическим героям, нередко он упоминает Геракла, Одиссея и Ахилла, не раз возвращает читателя в эпоху Рима к Марию и Манлию (стихотворение «Манлий»). Любовь к путешествиям позволяет Гумилёву со знанием дела описывать в стихотворениях дальние страны и таинство иноземной природы («Озеро Чад», «Суэцкий канал», «Египет» и другие). Оживают в строках поэта Фауст и Маргарита, Риголетто и Рублев, Каракалла и Павзаний.

Такой подбор тем и персонажей говорит о многогранности поэта, ширине спектра его интересов и умению перенести ощущения и мечты на лист бумаги.

Здесь вы найдёте лучшие, по мнению читателей, и избранные стихи Гумилёва. Проникновение в строки и междустрочия поможет понять сложную судьбу поэта и откроет мир глубокой поэзии талантливого автора. Начнём с «Заблудившегося трамвая».

Стихотворение Гумилёва в исполнении Юлии Скирины.

Колизей

Тема

Тема данной поэзии вечная. Она характерна не только для творчества Н. Гумилева, но и для всей мировой литературы. При этом в своих стихах каждый поэт выражает в первую очередь самого себя, а только потом ту мысль, которая его вдохновила. Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» позволяет понять, как глубок и разнообразен внутренний мир этого яркого поэта, теоретика акмеизма.

гумилев анализ стихотворения волшебная скрипка

Краткое содержание

Стихотворение начинается с признания. Лирический герой подтверждает, что никак не сможет стать парой для любимой женщины. На это есть ряд других причин — он родом из другой страны, любит звуки зурны, а гитара ему противна. Выходы в свет тоже неинтересны лирическому герою. Он боится, что дамы в платьях и джентльмены в костюмах не поймут его работ.

Поэтому герой выбирает иную публику для чтения стихотворений — она состояла из драконов, облаков, водопадов. Даже любовью он наслаждается и живет этим чувством. Герой сравнивает ее с глотком воды. Ему не нравится роль рыцаря, который совершает подвиги, страдает, а потом смотрит на звезды и ждет милости любимой.

Даже смерть герой выбирает нетипичную. Он не хочет вести обычную и скучную жизнь. Умирать в постели в окружении людей, нотариуса, врача ему противно. Лирический герой предпочтет путешествовать по неизведанным землям и там погибнуть, сорвавшись в ущелье.

И даже желаемый рай чужд лирическому герою. Он не стремится к обетованной земле. Ему не нравится спокойная жизнь. С большим удовольствием герой начнет существовать после смерти с разбойником и блудницей.

Все стихотворение пронизано стремлением куда-то идти, открывать новое, желанием сражаться. Именно так должен вести себя настоящий поэт. Иначе его ждет скучная жизнь и забвение.

Форма

Надо отметить, что произведение написано автором в форме посвящения В. Брюсову. Но что хотел донести Н. Гумилев? Несмотря на то что по факту в стихотворении речь идет о скрипаче и скрипке, на самом деле это обыкновенная аллегория, которую прозорливый читатель сразу разгадывает. Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» дает понять, почему автор выбрал именно этот художественный прием. Брюсов — это поэт символизма, который воспринимает музыку как некую высшую силу или стихию. Она подобна божественной чистоте и является основой любого творчества. К тому же очень важно, что у образа скрипки много сходства с образом лиры, которая считается символом поэзии.

История создания

Стих был написан в 1918 году. Перед этим поэт познакомился с Еленой дю Бюше. Произошло это во Франции. Гумилев понимал, что у него нет будущего с Еленой и им не суждено быть парой. У них слишком разные представления о жизни. Но Николай Степанович вернулся в Россию и отказаться от чувств свыше его сил.

Стихотворение является признанием и прощанием одновременно. В нем он скрыл несколько отсылок:

  1. Упоминания о другой стране — после революции царская Россия сильно преобразилась.
  2. Герою нравится играть на зурне — намек на неаристократическое происхождение.
  3. Выходы в свет непривлекательны и это добровольный выбор.

Елена была выходцем из знатной семьи. Брак с ней позволил бы Гумилеву посещать лучшие дома Франции. Он мог стать типичным русским эмигрантом, но… Николай Степанович выбрал себе иную судьбу. Он словно написал пророчество, где предрек свою гибель.

Гумилев будет расстрелян 1921 году. Перед этим он провел много времени в тюрьме. У него остались жена и сын.

Символизм

Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» показывает противоречивость самого автора. Творчество состоит из двух составляющих, которые нераздельны. Первая из них – это чистый дух и восторженное начало, которое автор произведения передает благодаря образу милого ребенка, доброжелательного учителя. Но вторая сторона – это внешний мир, который полнится злыми «духами» и «волками». Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» позволяет понять, что процесс творения он сам описывает, используя оксюморон и антитезу. Для автора творчество является не только блажью, но и крестом, который каждый человек принимает добровольно, так как не представляет своей жизни без творческой деятельности.

волшебная скрипка гумилев анализ стихотворения

Отсылки к Библии

Для того чтобы продемонстрировать былую власть слова над миром, Гумилёв пишет, что оно было способно остановить солнце и разрушить города. Эти образы не случайны.

Когда и где в библейском тексте было остановлено солнце?

Сюжет об остановке солнца находится в ветхозаветной Книге Иисуса Навина. Он связан с историей завоевания израильским народом земли обетованной — с битвой с аморрейскими царями. Иисус воззвал к Богу, и по воле Господа было остановлено солнце: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (Нав. 10:13–14). Слово здесь, как и в тексте Гумилева, — орудие воли Всевышнего.

Где в Библии «словом разрушали города»?

Эта строка Гумилёва снова отсылает к эпизоду из книги Иисуса Навина. Когда израильский народ входил в обетованную землю, на его пути встал укрепленный город — Иерихон. Для того чтобы его сокрушить, народ обходил вокруг стен города и трубил в трубы: «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания» (Нав. 6:19).

Образ труб («трубного гласа») также встречается в Откровении Иоанна Богослова как обязательный атрибут Ангелов Апокалипсиса.

'Photograph of

Что такое «огненный столп»?

Стихотворение «Слово» входит в последний поэтический сборник Гумилёва «Огненный столп» (1921 год). Само название сборника указывает на религиозные аллюзии.

В Библии «огненный столп» встречается в книге Исход: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефали. Господь же шел пред ними в столпе огненном, светящем, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп огненный и столп облачный от лица народа» (Исход 13:20–22).

Этот же образ присутствует в Апокалипсисе: «Видел я Ангела […], сходившего с неба […], и лицо его как солнце, и ноги как столпы огненные» (Откр. 10:1).

«В начале было Слово…» — что имел в виду Гумилёв?

«И в Евангельи от Иоанна Сказано, что Слово это — Бог». Эти гумилёвские строки — прямая отсылка к одной из самых известных новозаветных цитат: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1). Согласно христианскому вероучению, Бог троичен, и одна из ипостасей Пресвятой Троицы — Бог-Сын, также именуется и Богом-Словом (Логосом по-гречески)».

Христос. Автор: Наталья Гончарова Рисунок с дарственной надписью Н. С. Гумилёву. Источник https://gumilev.ru

Что такое «умное число»?

В «Слове» Гумилёва показано противопоставление слова и числа. В этом отрывке замена слов числом знаменует несчастливое событие: все те «оттенки смысла», которые передает «умное число», оказываются теперь более важными, чем созидательная сила слова. Та живая сила, божественный звук, однажды потрясший стены города, сменяется немым, недвижимым числом.

Образ седого патриарха, который молча чертит на песке число, восходит к образу Пифагора или, как отмечают некоторые исследователи, пророка Моисея, жизнь которого описана в ветхозаветной Книге Чисел.

Чем же пахнет слово?

Образ мертвых, дурно пахнущих слов указывает на мифологические представления, согласно которым благоухание является знаком блаженства, а дурной запах — знаком смерти, зла.

Гумилёв имеет в виду, что в современном мире слова утратили свою священную (сакральную) силу.

Он сопоставляет былое Божественное слово с обыкновенными словами, которые оказываются «мертвыми».

Мотивы

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Волшебная скрипка» показывает, как ему важна преемственность в творчестве. Мы видим, как учитель бережно и с трепетом в руках передает свою любимую скрипку маленькому мальчику, который только начинает свой путь. При этом образ автора отходит на второй план и становится второстепенным. Первое место занимает творчество, духовная жизнь и наполненность поэта.

Нельзя отрицать явного мотива смерти, который присутствует в стихотворении. Призывая мальчика к бесстрашию и смелости, автор говорит ему не бояться, но погибнуть, если необходимо, «славной смертью скрипача».

Анализ стихотворения Н. С. Гумилева «Волшебная скрипка» демонстрирует яркий образ дороги, которую автор представляет как сложный путь к своим истокам сквозь дремучие леса. Каков главный посыл поэта? Стать творческим человеком – это означает добровольно встать на опаснейший путь, полный испытаний, обладая при этом только своим талантом – «волшебной скрипкой».

н гумилев волшебная скрипка анализ стихотворения

Какой мир окружает нас в стихотворении? Н. Гумилев видит все в древнерусском колорите, полном тайн, мифов и легенд, который обязательно оживает под покровом ночи. Ведущие образы произведения – волки, но почему? Дело в том, что автор представляет мир безжалостным, но очень свободным и гордым. Именно поэтому волки – лучший символ в данном случае. Однако по ходу чтения стиха мы понимаем, что волки – это те, кто стал на опасный путь поэта, но не прошел его, а превратился в чудовище, мстящее всем за собственную глупость и ошибки. Это оборотни, которые не смогли пройти свой путь достойно, они желают зла каждому новому смельчаку.

н с гумилев анализ стихотворения волшебная скрипка

Все художественные средства, которые автор очень умело и выразительно использует, необходимы для того, чтобы глубже открыть главную задумку стихотворения. В чём она? В том, что путь поэта опасен, что сплошь и рядом мы наблюдаем трагедии маленьких людей, что творчество часто вызывает духовную гибель, несмотря на свою живительную силу. Но может, дело во внутреннем мире тех, кто сдается и превращается добровольно в оборотня?

Несмотря на то что тема бойкая и яркая, автор всё же повествует неспешно и плавно, чтобы его речь лилась, а не гремела. Это удается ему, благодаря использованию нетрадиционных приемов и длинных строк. Занимательно, что ритм стиха и его содержание явно противоречат друг другу. Благодаря такому необычному сочетанию, появляется ощущение некой фатальности, рока судьбы.

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

Выразительности эмоциям лирического героя придаёт интонация. Автор использует фигуру умолчания, завершая предложение многоточием, и восклицательные предложения. Мрачное настроение передаётся и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: