- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- История создания поэмы Медный всадник
«Медного всадника» поэт написал менее чем за месяц, осенью 1833 года в Болдине. Работал над поэмой меньше месяца. Это произведение стало одним из лучших на вершине его творчества.
События поэмы имеют исторические корни. Пушкин стал свидетелем наводнения на Неве в августе 1833 года и ему вспомнились трагические события, которые произошли в Петербурге в 1824 году, когда сильное наводнение нанесло большой ущерб простому народу, многие люди погибли в стихии. Поэт не был свидетелем тому, ибо был в Михайловской ссылке, но очень переживал за пострадавших людей, на которых не обращали внимания богатые сословия. Рассказы очевидцев трагедии поразили поэта.
И вот спустя 9 лет он задумал вылить свое переживание по этому поводу на бумагу. Черновиков поэмы выявлено было очень мало, он писал почти всю ее начисто, временами меняя и переписывая строки. Последние правки к поэме поэт сделал уже в Петербурге и потом отдал ее на цензуру.
Цензура строго отнеслась к произведению, определив в некоторых местах политическую направленность. Пушкину сделали много замечаний, и он был расстроен этим. Только в 1834 году он отдал к публикации вступление к поэме, продолжая делать в ней правки.
В 1836 году поэма с правками опять была подана на цензуру, но автор не убрал некоторых мест, что особо не нравились царю, поэтому поэма опять не была напечатана. И только после смерти поэта она увидела свет в журнале «Современник», но уже с правками, которые внес Жуковский.
Прототипами героев поэмы являются Петр I и простой народ в образе Евгения, простого мещанина – отношение государства и личности. Еще один образ постает очень явно. Это образ стихии, что есть общим их врагом.
В начале поэмы Петр I изображен положительно, как великий реформатор и мудрый правитель, просветитель. Но далее в образе медного всадника, что олицетворяет образ Петра, мы видим грубого, деспотичного правителя. Это образ всего государственного строя.
Мелкий чиновник Евгений есть представителем маленьких людей в большом городе. Эти люди бесправны как перед державой, так и перед стихией.
Читая поэму, мы видим много картин из жизни Петербурга, описание города, как величественного, так и печального. В этом городе тяжело жить обыкновенному человеку. Власть имущие не щадят в этом городе никого.
В «Медном всаднике» автор выразил свое видение взаимоотношений Петербурга к маленькому человеку, который не принадлежит к высшему свету, а поэтому не защищен. Толпа и государство к таким людям остаються равнодушными.
Вариант 2
Произведение «Медный всадник» Пушкину удалось написать меньше, чем за месяц. Именно данное произведение стало знаменитым, а также популярным. История создания этого произведения появилась еще очень давно. Однажды Пушкину удалось побывать на Неве. В это время Нева поднялась и потопила огромное количество городов и деревень, которые находились рядом. И от этого погибло очень много людей. Все это запомнилось автору и он решил изложить весь трагизм в своем произведении.
Конечно же, правительство могло бы помочь этим людям и вовремя их эвакуировать и тогда бы ничего не случилось бы, вот только им не хотелось всем этим заниматься, да к тому же у них имеются другие дела, которые не требуют отлагательств и их нужно решить очень быстро. С трагедии прошло около девяти лет и только тогда он, и решился обо всем рассказать. И во время написания он истратил очень мало черновиков, потому что ему ничего не пришлось выдумывать и он написал всю правду, которая может быть мало кому известна. Когда он заканчивал свое произведение, то был в Санкт-Петербурге и именно там и отдал его на проверку.
Пушкину было вынесено очень много замечаний, которые нужно было сейчас же изменить. Кроме этого им не совсем нравилось то, как он описывает правительство. Автор очень сильно расстроился, поэтому поводу, вот только ничего переписывать и изменять не собирался. А вот читать его начали только после того как Пушкин умер. И, конечно же, тут уже появились правки, которые делали другие писатели.
Главными героями здесь стал Петр первый, а также мещанин. Кроме этого здесь сочетается отношение, которое складывается между правительством и обычными людьми.
Сначала Петр первый правильно и точно выполняет свои обязанности и всем людям он очень нравится. Но постепенно все меняется и уже власть отрицательно на него влияет. При чтении города можно понять, что сначала он веселый, но спустя некоторое время он становится жалким и печальным. Постепенно жителям города становится очень трудно и тяжело жить в таких условиях, вот только ничего сделать с этим они не могут. Да и идти против него нельзя, ведь от этого жизнь их станет еще хуже, чем сейчас.
История создания и анализ поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина. — презентация
История создания и анализ поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина
История создания Последняя поэма, написанная Пушкиным в Болдине в октябре 1833 г., художественный итог его размышлений о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. Основные темы поэмы «Медный всадник» Основные темы поэмы : тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «простого» («маленького») человека, тема взаимоотношений простого человека и власти.
Рассказ о наводнении формирует первый смысловой план поэмы исторический, который подчеркнут словами «прошло сто лет». Рассказ о городе начинается с 1803 г. (в этом году Петербургу исполнилось сто лет). Наводнение историческая основа сюжета и источник одного из конфликтов поэмы конфликта между городом и стихией. Анализ поэмы «Медный всадник»
Второй смысловой план поэмы литературный, вымышленный задан подзаголовком: «Петербургская повесть». Евгений центральный персонаж этой повести. Лица остальных жителей Петербурга неразличимы. Это «народ», толпящийся на улицах, тонущий во время наводнения (первая часть), и холодный, равнодушный петербургский люд во второй части. Реальным фоном рассказа о судьбе Евгения стал Петербург: Сенатская площадь, улицы и окраина, где стоял «ветхий домик» любимой Евгения. Анализ поэмы «Медный всадник»
Медный всадник, разбуженный словами Евгения, срываясь со своего пьедестала, перестает быть только «кумиром на бронзовом коне», то есть памятником Петру. Он становится мифологическим воплощением «грозного царя». Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной. Анализ поэмы «Медный всадник» Важную роль играет третий смысловой план легендарно-мифологический. Он задан заголовком поэмы «Медный всадник». Этот смысловой план взаимодействует с историческим во вступлении, оттеняет сюжетное повествование о наводнении и судьбе Евгения, а в кульминации поэмы (погоня Медного всадника за Евгением) доминирует. Появляется мифологический герой, ожившая статуя Всадник Медный.
Евгений антипод «кумира на бронзовом коне». У него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа. Он способен мечтать, печалиться, «страшиться» за судьбу возлюбленной, изнемогать от мучений. Глубокий смысл поэмы в том, что Евгений сопоставлен не с Петром-человеком, а именно с «кумиром» Петра, со статуей. Анализ поэмы «Медный всадник»
Сошедший с ума Евгений бродит по Петербургу, не замечая унижений и людской злобы, оглушенный «шумом внутренней тревоги». Именно «шум» в душе Евгения, совпавший с шумом природной стихии («Мрачно было: / Дождь капал, ветер выл уныло») пробуждает в безумце память: «Вскочил Евгений; вспомнил живо / Он прошлый ужас». Именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с «кумиром на бронзовом коне». Это кульминационный эпизод поэмы. Анализ поэмы «Медный всадник»
Этот кульминационный эпизод поэмы, завершившийся погоней Медного всадника за «безумцем бедным », особенно важен для понимания смысла всего произведения. Нередко в словах Евгения, обращенных к бронзовому Петру («Добро, строитель чудотворный! / Шепнул он, злобно задрожав, / Ужо тебе!..»), видят бунт, восстание против «державца полумира» В этом случае неизбежно возникает вопрос: кто же победитель — государственность, воплощенная в «горделивом истукане», или человечность, воплощенная в Евгении? Однако вряд ли можно считать слова Евгения бунтом или восстанием. Слова безумного героя вызваны пробудившейся в нем памятью. Анализ поэмы «Медный всадник»
В сцене погони происходит второе перевоплощение «кумира на бронзовом коне» Он превращается во Всадника Медного. За Человеком скачет механическое существо, ставшее чистым воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии. Анализ поэмы «Медный всадник»
Бессмысленная и безрезультатная погоня, напоминающая «бег на месте», имеет глубокий философский смысл. Противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда трагически связаны между собой. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье. Столкновение «маленького человека» — бедного чиновника Евгения – с неограниченной властью государства заканчивается поражением Евгения. Автор сочувствует герою, но понимает, что бунт одиночки против властелина судьбы безумен и безнадежен. Анализ поэмы «Медный всадник»
Проблемы при печати
Разумеется, поэму от Пушкина не могли напечатать сразу без цензуры. Поэт передал ее на проверку в конце 1833 года по возвращении из Болдина. Вскоре рукопись вернулась с огромным количеством замечаний. Это не был формальный запрет, но рисковать Пушкин не стал. После возвращения автор попытался исправить работу, но проще было переписать стихи заново — исправлений было слишком много. Отказ в публикации сильно огорчил поэта, рассчитывавшего на заработок.
Примечательно, что Александр Сергеевич считал, будто его произведения читает сам государь Николай I. Экземпляр с пометками императора хранится в петербургском Пушкинском доме. Однако специалисты считают, что правили поэму сотрудники политической полиции. Напечатано произведение было несколько раз:
- При жизни автора в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения» вышел лишь небольшой отрывок, прославляющий историю и величие столицы.
- После смерти Александра Сергеевича поэма вышла целиком в 1837 году в журнале «Современник». Однако этот вариант Жуковский переработал в соответствии с пожеланиями цензуры. Например, был вырезана сцена бунта Евгения против скульптуры. В таком виде произведение печаталось до революции.
- В 1919 году в серии «Народная библиотека» был впервые напечатан оригинальный неисправленный текст. Некоторые неточности все же сохранились, но в остальном влияние цензуры не замечено.
В 1949 году был показан одноименный балет композитора Глиэра. Музыка оттуда «Гимн Великому городу» стала официальным гимном Санкт-Петербурга в 2003 году.
Поэма «Медный всадник» является одной из самых известных у Александра Пушкина. Небольшая трагическая история о столкновении сломленного горем молодого человека и ожившего памятника поднимает философскую, историческую и социальную проблемы, а также имеет мистический уклон.
Как создавался медный всадник
Инициатором возведения столь грандиозного медного, а точнее, бронзового, памятника стала императрица Екатерина ii. По ее распоряжению князем А. Голицыным приглашения взять работу на себя были отправлены Дидро и Вольтеру. Важно отметить, что с последним Екатерина долгое время переписывалась лично и очень ему доверяла. Профессора лично не стали заниматься решением данного вопроса, но посоветовали обратиться к Этьену-Морису Фальконе. По рекомендации Вольтера, скульптор отличался тонким вкусом и умом. И не требовал с работодателей большой оплаты за свой труд. Фальконе мечтал перейти от фарфоровых кувшинов и тарелок к монументальной скульптуре. Он не раздумывал, когда ему поступило предложение поработать над скульптурой всадника, изображавшей русского царя. Он согласился на оплату 200 тыс. ливров и переехал в Россию.
Ему пришлось столкнуться с тем, что единства мнений по поводу памятника и облика великого Петра I нет. Екатерина хотела видеть его на коне, И. Бельский, возглавлявший Императорскую Академию искусств, предпочитал более «классическое» воплощение — без лошади. Единственное, что хотели видеть все — жезл или скипетр в руке. Дидро предлагал вообще отойти от канонов создания памятников и отдать предпочтение фонтану. Штелин отдавал предпочтение аллегориям, но не вокруг фонтана, а вокруг Петра I. Скульптуры должны ассоциироваться с Благоразумием, Трудолюбием, Правосудием и Победой. А под ногами самодержца должны были пасть пороки человека, олицетворяющие лень, нежелание учиться, стремление к обману себе подобных и зависть к окружающим Этьен Фальконе отказался реализовывать любой из предложенных вариантов. Он полагал, что скульптура должна быть одна, и обязана олицетворять и человека, и благодетеля, и самодержца. Под работу по приказу Екатерины был выделен Зимний дворец, занимаемый в свое время Елизаветой Петровной. Модель лошади создавалась по эскизам, зарисованным с жеребцов Каприз и Бриллиант. В задачу гвардейских офицеров входило ставить коня на дыбы и удерживать его в таком положении, как можно дольше. Фальконе не удалось вылепить голову Петра I так, как этого хотелось Екатерине. В итоге эта работа была перепоручена помощнице мастера Мари-Анн Колло. Ей удалось получить нужное сочетание мужественности, воли и разума. Девушка, прибывшая в Россию вместе с Фальконе, в одночасье стала членом Императорской Академии искусств за свою работу. А от императрицы ей пожалована пенсия в размере 10 тыс. ливров. Получать деньги Мари должна была пожизненно. Федору Гордееву — скульптору из России — поручено создать змею, попираемую Петром. К середине 1778 года гипсовая модель готова. Екатерина II не одобрила облик, предложенный Фальконе, но не отобранный ею лично.
Как отливался Медный всадник
Важно подчеркнуть, что памятники таких размеров ранее не делались и не отливались. Никто из литейщиков того времени не гарантировал ни качество, ни сроки изготовления. При этом за отливку с Фальконе запрашивали значительные суммы денег. По итогам поисков к работе был подключен Емельян Хайлов, ранее занимавшийся отливкой пушек. Долгое время подбирался нужный состав. Скульптура императора имеет значительные размеры, но при этом опирается только на три точки. Значительная часть статуи для облегчения веса должна была стать полой, а толщина стенок не должна превышать сантиметра. Первая попытка отлить оказалась неудачной. Лопнула труба, по которой подавалась бронза. Практически ценой своей жизни Хайлов предотвратил пожар. Памятник был испорчен. На подготовку новой модели ушло почти три года. Отливка завершилась успешно. Автор не смог избежать искушения и оставил надпись на плаще о том, что над данной скульптурой работал Этьен Фальконе.
Немного о памятнике
«Медный всадник» — это памятник, который императрица Екатерина II посвятила императору Петру Великому. Он установлен на Сенатской площади в конце XVIII века. Примечательно, что скульптура изготовлена из бронзы — «медным» назвал его сам Пушкин. Почему так произошло, сложно ответить однозначно. Возможно, поэт посчитал, что медь звучит более тяжеловесно.
Памятник представляет собой всадника на вставшей на дыбы лошади, которая топчет змею — символ врагов Российской империи. Монарх изображен как создатель, законодатель и цивилизатор. Он одет в простую одежду, на его голове надет лавровый венок, на поясе — меч, вместо седла — медвежья шкура, символ России.
Камень, на котором расположена скульптура, назывался Гром-камень. Его нашли в деревне Конная Ляхта, после его извлечения провал заполнился водой — так появился Петровский пруд. Сам камень имеет форму волны — скульптор хотел показать, что именно Петр Великий открыл морской путь государству. Но по основному замыслу неотесанный булыжник символизирует дикую природу и варварство, которые побеждены цивилизованным человеком.
Интересный факт: скульптура показывает рукой в сторону Швеции. В центре Стокгольма стоит памятник императору Карлу XII, который указывает пальцем в сторону России. Два врага в Северной войне так и не смогли помириться.
Модель памятника выполнил французский скульптор Фальконе в 1768—1770 годах, голову слепила его ученица Мари Анн Колло (это была первая работа в ее биографии), змею — Гордеев Федор. С литьем произошла заминка: мастер никогда не работал с такими заказами и ждал специалистов. Приехавшие в 1772 французы вскоре были уволены, так как не могли удовлетворительно выполнить работу. Отливка производилась в 2 этапа:
- Летом 1775. Лопнувшая труба едва не испортила все, но мастеру Хайлову удалось спасти нижнюю часть.
- 1777 — были вновь отлиты верхние детали.
Открытие произошло 18 августа 1782 года. Довольно быстро «Медный всадник» стал объектом городских легенд и историй. Действие некоторых происходило за несколько лет до появления самого памятника. Например, известна история встречи будущего на тот момент императора Павла I и призрака Петра.
Последний проводил сына с его другом до Сенатской площади и указал на место установки статуи, сказав, что его увидят тут. Впоследствии образ «Медного всадника» встречается у Пушкина, у Достоевского в романе «Подросток», в произведениях Андрея Белого «Петербург» и мистика Андреева «Роза мира». Памятник также изображен на монетах и марках.
Образ Петра
Вторым главным персонажем становится Петр Великий в образе Медного всадника. Отношение к нему автора неоднозначно. Он восхищается волей творца истории государства. Но в то же время Пушкина терзают сомнения: кем был Петр I — тираном или спасителем России. Изучив в подробностях историю правления этого монарха, автор признает его силу, патриотизм, а также прогрессивность петровских реформ. Не умаляя достоинств Петра в начале его правления, Пушкин говорит и о недостатках его позднего правления — жестокости и деспотизме. Не случайно образ Петра в поэме «Медный всадник» автор ассоциирует с памятником — горделивым, холодным и бездушным. И здесь монарх выступает в роли отрицательного героя. Особенно ярко это определяется в кульминационной части произведения, когда Евгений высказывает протест властителю, но в ответ не получает сострадания. Напротив, Медный всадник преследует его, внушая страх и требуя покорности.
Пушкин восхищается Петром Великим, но в то же время он любит и русский народ. В своем произведении он говорит о недостатках правления, которые повлекли за собой разрушительные события. Созданный Петром великий город Петербург уничтожил потоками воды все надежды простых людей. Автор глубоко сочувствует простому народу, вместе с тем подчеркивая непререкаемый авторитет монарха.
Главный герой Евгений умирает больным и жалким. Петр же в образе Медного всадника стоит незыблемо на протяжении веков. Вставший на дыбы конь олицетворяет государство, а всадник, держащий его за узду — силу власти.