Анализ стихотворения «Она сидела на полу» (Ф. И. Тютчев)


4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 73.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 73.

Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения отображают его самые сокровенные переживания. Стихотворение «Она сидела на полу» относится к таковым. Его изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Она сидела на полу.
История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами – Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытываемых лирическим героем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты».

Сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Композиционные особенности

Композиция произведения состоит из четырёх строф-катренов. Однако по смыслу стихотворение можно разделить на 3 части, каждая из которых плавно перетекает в другую:

  1. В первых двух строфах идёт описание жанровой сцены. Поэт показывает сидящую на полу женщину, медленно перебирающую груду писем, которые когда-то она получала от своего супруга. Всего пара деталей, описанных Тютчевым, позволяют понять читателю то напряжённое состояние, которое витало в комнате героев.
  2. В третьей строфе повествуется о содержании тех писем, которые перебирала героиня. Из этого описания можно понять, что они являются тем, что некогда связывало героя и героиню, но теперь останется лишь в воспоминаниях.
  3. Заключительная строфа описывает состояние самого лирического героя. Он признаёт свою вину и готов вымаливать прощение у некогда любимой женщины за то, что принёс столько страданий в её жизнь.

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждёт ребёнка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет – до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлёстывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано данное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Основная идея

Главной идеей стихотворения становится любовь, которая никогда не уходит бесследно. Человеку она продолжает приносить боль даже после того, как остывает. Произведение пронизано печальным настроением, а под конец появляется описание убитой любви. Тютчев сравнивает угасшее чувство с тенью, напоминающей образ призрака человека.

Стоит отметить, что главная героиня не винит поэта за то, что его чувства к ней угасли. Эта женщина являлась сильным человеком, который готов принять и понять даже предательство.

От такой стойкости герою становится ещё страшнее наблюдать за тем, как героиня рвёт письма, соединяющие былые чувства и настоящую пустоту.

Сам поэт понимал, какую боль принёс своей супруге, но любовь уже не вернуть, поэтому ничего нельзя изменить.

Тема

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность её в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма, и её возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

В начале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвёртом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чём свидетельствуют строки: «О, сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой».

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Лирический герой признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хотя и «пасть готов был на колени». В тот момент он чувствовал лишь глубокую грусть.

Ф. И. Тютчев «Она сидела на полу» анализ стихотворения по плану

Вариант 1

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет – до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлестывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти.

В 1858 году было написано анализированное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Тема

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность ее в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма и ее возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

Вначале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвертом катрене.

В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чем свидетельствуют строки: «О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой».

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Мужчина признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хоть и «пасть готов был на колени». В тот момент он чувствовал лишь страшную грусть.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог-воспоминания лирического героя, который стал свидетелем того, как его любимая сжигала письма. Разбор стихотворения по смыслу позволяет поделить его на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о пережитом. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело»; эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты»; сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Вариант 2

Стихотворение «Она сидела на полу» Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале «Русская беседа» во втором томе.

Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине.

Он был знаком с Эрнестиной задолго до смерти первой жены. Но на втором десятке лет счастливого брака с Эрнестиной ситуация повторилась. В 1849 г. Тютчев полюбил Елену Денисьеву, которая была почти в два раза младше его. С этих пор долгих 14 лет, до смерти Денисьевой, Тютчев разрывался между двумя женщинами. Эрнестина была мудра и сохранила брак. Но она должна была испытывать отчаяние. Именно таково состояние героини стихотворения «Она сидела на полу».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Оно написано в лучших традициях романтизма. Лирический герой и героиня стихотворения описаны в момент наивысшего напряжения чувств, они одиноки и готовы к действию, но отказываются от него как от бесполезного. Накал страстей ещё усиливается, не находя разрядки.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх катренов. Первый, второй и четвёртый – жанровая сценка, описание разбирающей груду писем женщины (первые две строфы) и наблюдающего за этим лирического героя (последняя строфа). В третьей строфе лирический герой обращается к содержанию разбираемых писем, которое ему известно, потому что он сам писал их.

Тема стихотворения – конфликт между когда-то близкими людьми, угасшие чувства. Основная мысль: любовь, даже угасшая, не оставляет человека никогда, живая в его сердце как грусть, сожаление, боль, которые останутся с ним навечно.

Тропы и образы

Образ героини лишён каких бы то ни было подробностей. У неё нет ни внешности, ни имени, заменённого местоимением она. И всё же образ женщины очень конкретен. Через внешность (позу и действия) Тютчев передаёт её внутренний мир.

Начало стихотворения должно было шокировать читателя 19 в. Это наша современница может сидеть в джинсах на полу и рыться в бумагах. Если дворянка в 19 в. сидит на полу, это значит, что в её жизни случилось что-то вопиющее, что у неё просто подкосились ноги или она не в себе.

Отношение героини к письмам как к остывшей золе (сравнение) означает, что они были для неё бесполезными и бессмысленными. Но героиня всё-таки берёт их в руки. Очевидно, она выбрасывает только письма, принадлежащие лирическому герою.

Описав смятение в душе героини, Тютчев обращается к единственной в стихотворении её характеристике – взгляду, который называется чудным, то есть странным (хотя в оригинальном слове чудно глядела ударение на у, очевидно, для ритма).

В сравнении второй строфы вся суть состояния героини, вся гамма её чувств. Её взгляд сравнивается со взглядом душ на оставленное тело. Это и сожаление, и облегчение, и освобождение, и шаг к новому, и несомненное окончание земной жизни. Письма для героини мертвы, как мертвы отношения с человеком, их написавшим. Недаром же Тютчев использует эпитет знакомые листы, как будто говорит о людях. С другой стороны, листы знакомы не только героине. Лирический герой узнаёт в них свои письма.

В третьей строфе как раз появляется мотив убитой любви и радости. Эта строфа отличатся от трёх других по эмоциональному накалу. Внешне всё по-прежнему остаётся спокойным, но из сердца лирического героя вырываются восклицания, подчёркнутые междометием о. Жизнь прошлого, оставшуюся в письмах, Тютчев характеризует как невозвратимо пережитую, а минуты называет горестными (эпитеты).

Мотив смерти остаётся и в четвёртой строфе. Лирическому герою «страшно грустно». Слово страшно – более сильное наречие, чем очень. Грусть была настолько сильна, как будто он ощутил присутствии милой тени (эпитет), то есть вспомнил об умершей. Эта покойница и есть любовь. Причастие присущая – старославянизм, означающий находящаяся здесь же. Сегодня мы бы сказали присутствующая.

Лирический герой, в отличие от героини, не теряет головы. Он молча стоит в стороне и раскаивается в чём-то, готов пасть на колени, но не падает. То ли он чувствует бесполезность такого поступка, то ли не признаёт до конца свою вину. Но мужская фигура, возвышающаяся над в изнеможении сидящей на полу женской – символ неразрешимости конфликта между влюблёнными.

Стихотворение «Она сидела на полу» совершенно не нуждается в контексте биографии Тютчева, оно понятно любому независимо от того, знаком ли он с жизнью поэта. Но всё-таки стихотворение автобиографично. Эрнестина знала о Денисьевой и смогла жить с этим знанием. Кроме того, Тютчев действительно написал ей «груду писем» (эпитет), многие из которых она уничтожила, так что некоторые стихотворения, ей посвящённые, оказались безвозвратно утерянными.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются.

Вариант 3

Написанное Тютчевым в конце пятидесятых годов XIX столетия стихотворение «Она сидела на полу» по праву считается одним из наиболее волнующих и запоминающихся произведений в любовной лирике поэта. По мнению литературных знатоков, оно посвящалось его второй жене Эрнестине, которая поддерживала поэта в самые непростые моменты его жизни, и прощала ему все обиды и измены.

Выдающийся поэт, уже находясь в довольно зрелом возрасте (47 лет), полюбил девицу дворянского происхождения Елену Денисьеву, которая по возрасту годилась ему в дочери (ей было 24 года), это яркое чувство и невозможность быть с любимым человеком (он так и не решился расстаться с женой) он пронес через всю жизнь. Ф. И. Тютчев на протяжении 14 лет разрывался между чувствами к жене и нежданной поздней любви к Денисьевой, пережил их обеих и пронес через годы чувство благодарности к ним, трепетного поклонения, нежности и искреннего восхищения.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Она сидела на полу», состоящее из четырех строф, наполнено трагизмом и не лишено глубокого философского смысла. Первая строфа показывает нам сидящую на полу женщину, перебирающую груду писем, некогда бывшие для неё были очень важными и ценными. Теперь судя по жестам, которые нам описывает автор («брала их в руки и бросала»), они стали для неё просто бесполезной грудой бумаги подобно «остывшей золе», некогда горевшей и пылающей, ныне обугленной и холодной.

Во второй строфе стихотворения пред глазами читателей разворачивается картина самой настоящей человеческой трагедии. Поза женщины, сидящей на полу, её глаза полные тоски о прошедшем, все это подчеркивает глубину отчаяния лирической героини, её полную беззащитность и тоску.

Тягость воспоминаний, которые вызывают у неё только боль и страдание, переданы автором глаголами в прошедшем времени (сидела, глядела, бросала, разбирала). Поставленное в конце строфы многоточие показывает, что мысль не закончена и женская душа мучается и страдает от воспоминаний о прошлой жизни, некогда счастливой и беззаботной, которая не вернется.

Третья строфа пронизана воспоминаниями о прошлой жизни, чувствами и эмоциями о тех счастливых днях, женщина перебирает в памяти пережитые моменты счастья и осознает, что в настоящем ничего не сохранилось, чувства убиты и сломлены, к прошлому нет возврата.

Четвертая строфа показывает нам человека, который становится свидетелей данной трагической картины и, судя по всему, он и есть главный виновник страданий этой женщины. Сейчас он осознает, сколько боли и горя он причинил этому родному для себя человеку, искренне раскаивается и готов молить о прощении на коленях. И в тот же момент он понимает, что эти жесты совершенно ни к чему, их чувства полны обреченности и прошлое никогда не вернется.

Сам он уже стал для героини не конкретным мужчиной, а неким бестелесным фантомом, «милой тенью», и это вызывает у поэта чувство легкой грусти и печали, как будто одну из главных станиц его жизненной книги перевернули и к ней никогда уже не будет возврата.

Структурный анализ стихотворения

Для усиления общей экспрессии и передачи минорного настроения стихотворения автором применяются разнообразные лексические и синтаксические повторы. Душевный раздрай главной героини передан развернутым метафорическим сравнением «глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», оно как нельзя лучше подчеркивает необратимость разрыва и невозможность вернуться в прошлое.

Именно вследствие весьма непростых взаимоотношений поэта с женщинами, любовная поэзия Тютчева пропитана чувством трагизма и печали, она описывает важные моменты в жизни людей, вынужденных принимать судьбоносные решения, имеющие влияние на всю их будущую жизнь. Любовь для него — глубокое и сильное чувство, которое способно как наделить человека крыльями и поднять его над землей, так и погрузить в бездны горя и отчаяния. Поэт считал, что любовь практически всегда трагедия, её итог уже предрешен заранее, и тем не менее, это не мешает быть чувству любви самым сильным и желанным для каждого человека, живущего на этой земле.

Можно с твердой уверенностью сказать, что любой человек, прочитавший это стихотворение, поймет его по-своему. Для одних — это шедевр, для других просто стихи, но однозначно то, что никого данное произведение не оставит равнодушным, оно навсегда останется в его душе и сердце.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело»; эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты»; сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчёркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Жанр, направление и размер

Стих «Она сидела на полу» можно отнести к жанру любовной лирики, так как в нём автор показывает все свои чувства и мысли. Любовь в произведении не описывается как нечто возвышенное, а показывает, сколько боли она может принести даже после угасания чувств.

Произведение относится к романтизму и обладает привычными для этого направления приёмами. В стихотворении ведётся описание чувств, которые уже никогда не смогут стать такими, как прежде. Герои готовы кардинально изменить всё в своей жизни, но от отчаяния не видят в этом никакого смысла.

Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.

Произведение написано при помощи перекрёстной рифмовки с использованием как мужских, так и женских рифм.

Тест по стихотворению

  1. /8
    Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение Ф. Тютчева «Она сидела на полу»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анна Ливанова

    6/8

  • Александр Салимов

    8/8

  • Жека Нарматов

    6/8

  • Надежда Ситчихина

    7/8

Образы и символы

Центральным образом стихотворения «Она сидела на полу» становится лирическая героиня, с описания которой начинается текст. В ее портрете нет никакой конкретики, не указывается имен, но можно понять, что перед нами женщина — любящая и страдающая. В ее облике подчеркнута одна деталь – «чудной взгляд», то есть странный взгляд человека, который много пережил и доведен до отчаяния. То, что героиня сидит на полу, также указывает на ее беспокойное состояние.

Сам лирический герой сначала представляется читателю холодным наблюдателем, но постепенно проявляется и его внутренний мир. Он помнит страсть, с которой писал эти письма, он видит, до какого отчаяния довели близкого человека его метания. «Страшно грустно» становится герою, и в этом усиливающем «страшно» сосредоточена невыразимая бездна грусти и сожаления.

Наконец, большое значение в произведении приобретает образ писем. Они сравниваются поэтом с «остывшей золой» и становятся символом ушедших чувств героев.

Критические оценки и отзывы

критика о стихотворении

Свое мнение о тютчевском стихотворении Л.Толстой выразил всего лишь двумя буквами: «Т.Ч.», если их расшифровать, то означали они следующие слова: «Тютчев. Чувства». Он считал, что чувственному поэту удалось передать то, что не смог сделать до него никто другой: он передал чувства словами. Сам поэт говорил, что любовь всегда приносит муки и страдания, ведь это, по его мнению:

«борьба неравных двух сердец»
Всё это сделало стихотворение актуальным для всех времён. Люди постоянно попадают в любовные треугольники. Ведь даже сильное чувство, которое может угаснуть, случиться может у любого. Это и есть секрет актуальности произведения. Поэтому этот тютчевский стихотворный шедевр так глубоко проникает в сердца людей, заставляя повторять строки и сопереживать героини.

Сюжет тютчевского стихотворения

сюжет стихотворения тютчева

В этом произведении всего два основных персонажа. Автор, от лица которого ведется повествование всего текста, и он же лирический герой, и главная героиня. Женщина, сидя в своей комнате, разбирает письма, которые до этого свято хранила. Она поочередно берет каждое письмо, с каждым из них у нее связано какое-то воспоминание. Подержав немного его в руках, женщина бросает письмо. Лирический герой внимательно наблюдает за женщиной, пытаясь уловить те эмоции, которые она переживает.

Поэт-философ мечтает передать все те эмоции, которые чувствует героиня в эту, переломную для нее пору жизни. Поэтому и использует лирик такую композицию. Всего четыре строфы, в каждой из которых отражено глубокое и тонкое чувство.

Основная тема всего тютчевского стихотворения «Она сидела на полу» — это любовная тема. Но автор поднимает и затрагивает в своем тонком и нежном стихотворении и проблему того, что человек сам приходит когда-нибудь к осознанию того, что сильные чувства уходят и уже они не вернуться. Поэтому он описывает действия главной героини в первых двух строфах. А вот третья и четвертая строфа позволяет описать уже внутреннее состояние главных героев.

Второе действующее лицо в тютчевском стихотворении «Она сидела на полу…» — это лирический герой, который находится недалеко от женщины и внимательно наблюдает за ней. Но он не совершает каких-либо действий и не пытается помешать женщине. Он сам переживает очень сильно, наблюдая за ней. И горькая грусть поселяется в его душе. Он видит, как женщина страдает, как тяжело ей, но помочь ей, или что-то изменить он не может. Поэтому порой его страдания доходят до полного отчаяния. Ошибки уже совершены и возврата не может быть.

Можно выделить в отдельный образ и письма, которые занимают центральное место в стихотворении. Их очень много, и все они подтверждение чувств, которые бушевали в душах супругов. Но теперь это всего лишь зола, которая даже успела остыть. Для героини эти чувства и эти письма – напоминания о том, что всё прошло, это память о любви, которая теперь не воскреснет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: