Урок по литературе на тему «»Страшный мир» в лирике А.А.Блока» (11 класс)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Блок
  4. Тема страшного мира в лирике Блока

В лирическом цикле поэта, состоящим из нескольких стихотворений, прослеживается тематика страшного мира, имеющая несколько различных трактовок, наиболее распространенной из которых – изобличение буржуазной действительности.

По мнению поэта, это лишь поверхностное отражение, более глубокий смысл же заключается в том, что, живя в окружении страшного мира, человек постоянно испытывает на себе его негативное влияние.

Автор связывает эту тему с бездуховностью городской жизни, где господствуют пагубные, тлетворные страсти и социальные противоречия.

Лирические герои стихов страдают от собственной грешности, безнравственности опустошенности, усталости от жизни, поскольку страшный мир лишен человечности и естественности, любовь в нем не существует, а присутствует лишь низменная страсть (стихотворения «Черная кровь», «Унижение»).

Поэт использует яркие мотивы, характеризующие безысходность темного мира. Фатальный вихрь жизненного водоворота («Ночь, улица, фонарь, аптека»), собственная гибель и смерть окружающих («Демон»), дряхлеющий юноша («Двойник»). При этом автор применяет емкие метафоры и необычный прием гиперболы.

Понятие счастья в страшном мире автор раскрывает через черствость души, моральную пустоту, безнравственность лирического героя, который понимает все свои грехи. Наиболее выражено это в стихах «Незнакомка», повествующих о человеке, полностью угнетенном окружающим миром и пытающимся избавиться от этого. Поэт иллюстрирует это трагическое состояние героя, описывая немногочисленные, но выразительные детали окружающего его пространства («женский визг», «пьяница с глазами кролика»).

Символизирует темный мир и изображение пейзажа («весенний тлетворный дух»), который затуманивает человеческое сознание и приводит к чувству дисгармонии в душе и жизни, кажется, что природа враждебна человеку и в ней отсутствует красота и гармония.

Трагизм лирических героев страшного мира отражают и образы цивилизации города («Фабрика»), а также многочисленные мрачные образы мертвецов, скелетов, безносых людей, заставляющие думать о том, что в страшном мире невозможно существовать («Пляска смерти»).

В описании страшного мира поэту видится неудержимая тоска и смерть души, неминуемо подводящая к гибели физической, у человека есть только один путь сначала умирает душа, потом тело, значит, жить невозможно.

Автор трагично воспринимает реальность российской действительности, глядя на мерзость и ужасы общественно-политической ситуации, где тьма и грязь уничтожили все прекрасное.

Другие сочинения: <- Образ прекрасной дамы в творчестве Блока? БлокХоровод муз (по творчеству Блока) ->

«Страшный мир» в лирике А.А.Блока

Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий.

Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Прекрасной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

Рабочим кабинетом А.Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из «жолтых окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих на фабрику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного народа. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд.

Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: «И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели». И от этого страдания лирического героя усугубляются. Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «На железной дороге». Железная дорога здесь — это образ-символ. Перед нами железная дорога жизни, лишенная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица — «сонные, с ровным взглядом», безразличные ко всему. А «под насыпью, во рву некошенном», образ униженной женщины, раздавленной колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока — от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного «страшным миром».

Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» — вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка: Дыша духами и туманами, Она садится у окна. Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит «берег очарованный и очарованную даль», то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину («Я знаю: истина в вине»).

Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «Я пригвожден к трактирной стойке». Его «душа глухая…пьяным пьяна…пьяным пьяна…». Лирический герой живет с чувством гибели, смертельной усталости: Я пьян давно. Мне все равно. Вон счастие мое — на тройке В сребристый дым унесено… «Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя.

Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма «Соловьиный сад». Как жить? Куда идти? «Наказанье ли ждет или награда?» Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Образ соловьиного сада — это тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А.Блок. Но лирический герой покидает этот мир безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира: Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна! Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности: Я вступаю на берег пустынный, Где остался мой дом и осел. Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом мире.

Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни — это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал. Наверное, поэтому и финал жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России.

Тема “страшного мира” в поэзии Блока

“Страшный мир! Он для сердца тесен!”

Александр Александрович Блок – поэт – символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы, которые автор задает себе и людям. Каждый смех имеет свою необычную мелодию и ритм, что помогает нам не только представить нарисованную картину, но и услышать и почувствовать все то, что хотел сказать поэт. Нет просто слов, которые ничего не значат, здесь каждая мелочь имеет смысл, без которого наше понимание было бы не совсем

полным. На мой взгляд, в своих произведения Блоку важно не только нарисовать реальный мир, но и изобразить всю его глубину, сущность нашей жизни.

В цикле стихов “Город” пошлость и мерзость уже не замечаются, души начинают мертветь, что страшно для поэта, который всю жизнь ищет идеал духовной красоты. Он не хочет, чтобы этот процесс продолжался, и взывает к людям, которые еще не совсем омертвели душой.

Лирический герой Блока – рыцарь, певец “Прекрасной Дамы”, идеальный герой, живущий в волшебном мире, способный любить, с пылким сердцем и широкой душой. Его цель – найти Ту, которой он будет

служить. Пока это только образ, но, может быть, Она существует и в реальном мире?

Проходит время, и наш герой разочаровывается, спускается с облаков на грешную землю и попадает в “страшный мир”, в котором живут сотни таких же разочаровавшихся личностей.

В цикле стихов “Страшный мир” Блок как будто снимает радужную оболочку с нашей жизни и хочет показать реальность. Ему самому больно осознавать, что под ней одна чернота, пошлость и грязь, но самое страшное – признаться, что и он сам является частью этой мерзости. Так что же такое “страшный мир” Блока?

Мне кажется, что для него, самым опасным в этом мире являются “мертвецы” – люди, потерявшие самое главное в жизни – душу, они теперь живут только плотью и только для плоти, ” но надо, надо в общество втираться” и отравлять других ядом, ведь плохие поступки никогда не проходят бесследно, они обязательно задевают множество людей.

В цикле “Жизнь моего приятеля” в тридцать лет человек осознает, что сердца нет. Как же с эти жить дальше? Он не способен испытывать самого прекрасного чувства на земле – любви, так как она для него “змеиный рай – бездонной скуки ад”.

В “страшном мире” – мире “мертвецов” и природа такая же. Луна, волшебная и таинственная, там – “диск большой, заливавший все в природе нестерпимой желтизной”. Желтизной, значит – враждебностью и пошлой повседневностью. Человек без сердца и без души видит окружающий мир в мерзких тонах:

Вон месяц, как палец, над кровлями громад

Гримасу корчит мне…

Возвращаясь к стихам цикла “Жизнь моего приятеля”, нужно отметить, что здесь Блок показывает самый страшный грех – отчаяние. Он уверен, что нет ничего страшнее отчаяния. Поэту трудно признаться, что омертвение происходит и с ним, не хочется верить, что и в его жизни записан последний грех, после которого жизнь уже не жизнь.

Говорят черти: “Но толпой мы все, как ангелы чисты”. Черти считают себя ангелами, разве такое возможно в мире, где живут люди, чистые душой и умеющие любить, живущие не только плотью? Конечно, нет!

Вот в этом и заключается суть страшного мира, где черти, как ангелы. Даже смерть говорит:

Я отворю. Пускай немного

Еще помучается он.

Смерть не хочет его впускать, потому что это просто “стон”, а не человеческий голос.

Уже само название цикла “Страшный мир” заставляет читателя задуматься.

“Пляски смерти” – бешеный вихрь, страшный танец. Почему смерть торжествует? Мертвецов все больше, царство смерти растет, ей не нужно плакать, она радуется в своих бешеных плясках.

В цикле “Жизнь моего приятеля” Блок фактически рассказывает о самом себе, но, как и любому человеку, ему страшно признаваться, что его жизнь полна “мелочных забот”, а душа “безрадостная и черная”. Поэтому он и пишет о себе, как о каком-то своем приятеле, как будто не его жизнь, а чья то другая превращается в ничего и чья-то чужая душа умирает, но не его самого. Все так ужасно!

Человек полностью запутался, жить без сердца просто невозможно, потому что и плоть постепенно погибает.

В “страшном мире” у человека один путь: сначала умирает душа, потом тело, значит, жить невозможно. Этот мир у Блока, на мой взгляд, уж очень ужасен, поэт слишком трагично воспринял реальный мир, увидел всю эту мерзость, и от этого его собственная жизнь стала ужасной. Тьма и грязь затмили все прекрасное.

Конечно, он больше не мог видеть света и радости, и от этого, наверное, так рано умер. “Страшный мир” поглотил талантливого поэта и прекрасного человека.

Нашу жизнь можно назвать “страшным миром”, в котором много пошлости и грязи. И все-таки я думаю, что в жизни есть и много светлого, чистого. Важно только разглядеть этот свет среди мглы.

Каждый человек должен увидеть свой лучик, не обращая, внимания на попытки “мертвецом” отравить ядом. Главное не потерять свои душу и сердце, тогда будут и силы, чтобы победить весть этот “страшный мир”…

Глава 1. «Страшный мир» в поэтической картине реальности эпохи «Серебряного века»

1.1 Особенности формирования и развития символистского

художественного образа

1.2 Духовный путь А. Блока как поэта-символиста

А. Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой рус­ской литературы XIX в. и как зачинатель новой русской поэзии XX в.; в аспекте реалистических традиций и как наследник и продолжатель традиций романтических; как автор вдохновенных «эсхатологических» пророчеств о гибели старого мира — и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатством и многогранностью творчества Блока. Однако в этой многообразной и многогранной картине особо значимо место Блока в том литературном окружении, которое он с считал для себя наиболее органичным, те связи, которые в значительной мере определили самооценку поэта и разрыв с которыми на определенном этапе эволюции был основным событием его духовного развития. «Нет сомнений, что таким литературным направлением для Блока явился символизм, а такой средой — символистская»[1].

[1] Цит. по: Минц З. Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М., 1980. С.97.

Доступа нет, контент закрыт

Аккаунт доступа «PREMIUM»

    • PREMIUM_30
  • 599
  • Премиум доступ на 30 дней
  • Приобрести
    • PREMIUM_60
  • 999
  • Премиум доступ на 60 дней
  • Приобрести
    • PREMIUM_90
  • 1599
  • Премиум доступ на 90 дней
  • Приобрести
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: