21 октября на площадку перед ОАО «МАЗ» выкатили три автобуса и длинный троллейбус. Модели признаны коммерческими разработками и должны спасти предприятие.
Коммунальный транспорт интересен не только журналистам: на пресс-конференцию пригласили руководителей городских и областных автотранспортных предприятий Беларуси. Первые лица из автопарков Гомеля, Барановичей и Могилева заходили в салоны, трогали обивку сидений и поручни, приценивались, сколько все это может стоить и как будет оценено пассажирами.
Появление на площадке автобуса МАЗ 203 можно назвать презентацией: модель, созданная для победы на тендерах Мосгортранса, публике демонстрируется впервые. Знатоки моторов без труда опознали в 203 «рабочую лошадку», с десяток лет бегающую по дорогам страны. Главный конструктор МАЗ по пассажирской технике Юрий Сырокваш не стал этого отрицать, подчеркнув: для победы на тендерах капризных россиян, модель полностью переработана.
Ряд опций, обеспечивает удобство пассажира: освещение, кондиционирование, отопление. Автобус низкопольный, с усовершенствованной конструкцией пандуса и современным напольным покрытием, обновленными поручнями на дверях.
Электронный привод тормозов позволяет добиться равномерного износа всех колес, состояние которых выдается на дисплей и позволяет вовремя определить время техобслуживания.
Двигатель MAN D0836 соответствует экологическому классу Евро 5 – ниже в Россию путь закрыт. Поэтому и у остальных автобусов на площадке двигатели соответствовали экологическим требованиям, с той лишь разницей, что сделаны компанией Mercedes-Benz.
Новинка года – автобус МАЗ 232 представлен исполнении для городских и пригородных поездок. Вариант, работающий на международных линиях, в настоящее время проходит испытания в Москве.
У модификаций широкие двухстворчатые двери. В автобусе пригородного исполнения 35 кресел, в междугородной модификации на 2 сиденья меньше.
По уверению производителей, объем багажного отделения в 2,6 м куб. придает модели уникальность, не имеющую аналогов в своем классе. Вскоре автобус пройдет сертификацию, после чего можно подавать заявки на участие в тендере – в том числе в России.
Особое внимание публики привлек автобус МАЗ 203965 с двигателем на компримированном природном газе, которому Сырокваш предрекает успех на рынке СНГ.
Автобус сертифицирован и продается. Пять экземпляров в пригородном исполнении, на метане приобретены ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь». Как пояснили «Ежедневнику», это предприятие не исключает своего участия в создании сети заправочных станций. Сегодня к услугам минских водителей четыре газовые АЗС, но если автобусы получат в Беларуси распространение, их может стать больше.
Признав, что двигатель автобуса «шепчет», Сырокваш сообщил еще об одном его достоинстве: «великолепный результат в топливной экономичности по сравнению с аналогами».
На выставке «Мир автобусов», прошедшей в Коломне, МАЗ 203965 признали лучшим маршрутным автобусом, и именно он привлек внимание трех российских делегаций, посетивших Минск. Как пояснили спикеры, в настоящее время обсуждаются нюансы поставок 120 автобусов с двигателем на газе в Тольятти и 180 – в Екатеринбург.
Согласно техническим данным, представленным заводом, мощность двигателя 205 кВт (278 л.с.), тип газовых баллонов – CNG-4, полимерно-композитные, коррозионно стойкие, взрывобезопасные. Емкость баллонов – 1284 л, запас хода – не менее 450 км.
«Уверен, что коммунальный транспорт будет переходить на газовое топливо в целях экономии и экологии», — резюмировал Сырокваш.
Самый длинный на площадке (18.750 м), низкопольный сочлененный троллейбус 215Т обещает стать и более дешевым. Продажи начнутся в конце года, когда будут получены разрешительные документы, ожидается, что троллейбус будет востребован за пределами Беларуси.
Как сообщил на пресс-конференции коммерческий директор МАЗ Сергей Корончик, унификация троллейбуса с автобусом МАЗ 215 позволит производить технику на тех же площадях и теми же специалистами.
«За счет унификации можно достичь порядка 30% экономии», — признал специалист. Чуть позже прозвучала возможная стоимость 215Т: 4,5 млрд. белорусских рублей.
По отзывам спикеров, пассажирская техника МАЗ должна составить достойную конкуренцию на тендерах в России, опередив не только своих ближайших конкурентов made in Russia, но и производителей с мировыми именами.
Рынок грузовой техники продолжает падать. Не исключено, что отечественный производитель будет «выезжать» из кризиса на пассажирской технике. Оценивая продажи за 9 месяцев 2014 года, Корончик сообщил журналистам: «мы приросли, учитывая, что емкость рынка Российской Федерации уменьшилась больше, чем на 30%». В стоимостном эквиваленте темп роста реализации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 100,9%.
По данным специалиста, за 8 мес. 2013 года доля МАЗа в сегменте пассажирской техники составляла 5,1%. А за аналогичный период 2014 года – 6,7%. «Плюс 1,7% — весомый прирост при общем падении рынка на 32%», — отметил Корончик.
В планах отечественных производителей двигатели Евро 6 для стран Евросоюза: по словам спикеров, на завод все чаще обращаются компании, намеренные представлять продукцию МАЗ в Европе.
Востребован и экологический класс Евро 3. В какие страны уходит такая техника и почему на нее у завода особый расчет, «Ежедневник» расскажет в ближайших выпусках.