Яков Полонский – краткая биография


Детство и отрочество

Я. П. Полонский родился 6 (19 по н. с.) декабря в Рязани, в небогатой дворянской семье. Отец будущего поэта, Петр Григорьевич, служил интендантом в губернской провиантской комиссии. Мать, Наталья Яковлевна (в девичестве Кафтырева), занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. В отличие от сдержанно-грубоватого мужа она являлась живым воплощением любви и кротости. От матери Яша унаследовал тонкий ум, богатую фантазию, страсть к чтению и покладистый, незлобивый нрав.

Не имеющие своего угла Полонские часто переезжали с одного съёмного жилья на другое. Возможно, поэтому Рязань представлялась поэту большим городом, гуляя по тихим улочкам которого, он так боялся заблудиться. Воскресные и праздничные мальчик проводил у своей бабушки, А. Б. Кафтыревой (в девичестве Умской), внебрачной дочери графа А. Г. Разумовского.

Яша рос худым и болезненным, но чрезвычайно любознательным ребёнком. С шести лет его начали обучать грамоте. К семи годам мальчик умел читать и писать, а к восьми многое из прочитанного знал наизусть и часто декламировал на публику. Первыми слушателями будущего поэта были домашняя челядь да любимая нянюшка Матрёна.

После смерти Натальи Яковлевны отец определил осиротевших детей на попечение двух незамужних тёток, Веры и Анны, «…набожных до фанатизма и до брезгливости целомудренных». Здесь Яков впервые попробовал свои силы в стихосложении. Вот лишь несколько строк из сочинений юного автора:

Природа-мать нежна, Моря, небеса, Луга ароматны, Поля и леса…

В 1832 году Яков Полонский был зачислен в 1-ую мужскую гимназию. Учился он неровно, но по истории русской литературы и пиитике имел только отличные оценки. 15 августа 1837 года гимназию посетил девятнадцатилетний цесаревич в сопровождении свиты и своего именитого наставника – поэта В. А. Жуковского. В честь приезда великого князя студенту Полонскому было поручено сочинить стихотворное приветствие, пропеть которое на мотив «Боже, царя храни!» надлежало гимназическому хору.

Однако визит наследника прошёл без лишних церемоний. Не было ни чтения стихотворений, ни торжественных песнопений. После беглого осмотра классов, кабинетов и ученических спален, Александр отведал еду в гимназической столовой и отбыл восвояси. Вечером Якова вызвал Жуковский, похвалил написанные им стихи и преподнес в дар золотые с эмалью часы. Этот августовский день стал судьбоносным для Полонского.

LiveInternetLiveInternet

И жизнь казалась мне суровой глубиною.

С поверхностью, которая светла.

Яков Полонский

Поэт чистой души

Полонский Яков Петрович родился 18 декабря 1819 года в Рязани в небогатой дворянской семье. Окончил Рязанскую гимназию (1831—38). В 1838—44 учился на юридическом факультете Московского университета.

Первые поэтические попытки гимназиста Полонского отметил еще основоположник русского романтизма Василий Жуковский.

Печататься начал в 1840. В студенческие годы сотрудничал в «Москвитянине», в альманахе «Подземные ключи» (1842). Первый сборник стихов — «Гаммы» (1844). По окончании университета Полонский жил в Одессе, где опубликовал «Стихотворения 1845 года», получившие отрицательный отзыв Белинского.

Ночь смотрит тысячами глаз, А день глядит одним; Но солнца нет — и по земле Тьма стелется, как дым.

Ум смотрит тысячами глаз, Любовь глядит одним; Но нет любви — и гаснет жизнь, И дни плывут, как дым.

В сороковые годы Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Некоторые преисполненные лиризма стихи Якова Петровича были положены на музыку Чайковским и другими известными русскими композиторами. А шедевр творчества поэта – «Песня цыганки» – стал народной песней.

В 1846 Полонский — на службе в Тифлисе, где сблизился с Щербиной, Ахундовым. По грузинским впечатлениям написана книга стихов «Сазандар» (1849). В Грузии Полонский начал писать прозу (статьи и очерки этнографического содержания, близкие к натуральной школе) и драматические произведения («Дареджана Имеретинская», 1852). С 1851 Полонский жил в Петербурге, выезжая иногда за границу.

Гипотеза

Из вечности музыка вдруг раздалась, И в бесконечность она полилась, И хаос она на пути захватила,- И в бездне, как вихрь, закружились светила: Певучей струной каждый луч их дрожит, И жизнь, пробужденная этою дрожью, Лишь только тому и не кажется ложью, Кто слышит порой эту музыку божью, Кто разумом светел, в ком сердце горит.

«Ты по преимуществу лирик, с неподдельной, более сказочной, чем фантастической жилкой», — писал Тургенев Полонскому. Прослушав стихотворение «Последний вздох», потрясенный лирической силой этого маленького шедевра поэта, Афанасий Фет писал другу: «Недавно, как-то вечером, я вслушался в чтение наизусть… давно знакомого мне стихотворения:

«Поцелуй меня,

Моя грудь в огне…»

и меня вдруг как-то осенило всей воздушной прелестью и беспредельным страданием этого стихотворения. Целую ночь оно не давало мне заснуть, и меня все подмывало … написать тебе ругательное письмо: «Как, мол, смеешь ты, ничтожный смертный, с такою определенностью выражать чувства, возникающие на рубеже жизни и смерти … ты … настоящий, прирожденный, кровью сердца бьющий поэт».

Дорожка в парке. Этюд Я.П.Полонского (масло),1881

Психологическая новелла «Колокольчик» не оставляла равнодушными никого из его современников, а Ф.М. Достоевский ввел строки из нее в свой роман «Униженные и оскорбленные». В словах героини Наташи Ихменевой выражено чувство самого писателя: «Какие это мучительные стихи … и какая фантастическая, раздающаяся картина. Канва одна, и только намечен узор, — вышивай, что хочешь»

«По моим стихам можно проследить всю мою жизнь».

Так говорил о своём творчестве русский поэт Яков Полонский.

ПОЭТУ-ГРАЖДАНИНУ О гражданин с душой наивной! Боюсь, твой грозный стих судьбы не пошатнет. Толпа угрюмая, на голос твой призывный Не откликаяся, идет, Хоть прокляни — не обернется… И верь, усталая, в досужий час скорей Любовной песенке сердечно отзовется, Чем музе ропщущей твоей. Хоть плачь — у ней своя задача: Толпа-работница считает каждый грош; Дай руки ей свои, дай голову,— но плача По ней, ты к ней не подойдешь.

Тупая, сильная, не вникнет В слова, которыми ты любишь поражать, И к поэтическим страданьям не привыкнет, Привыкнув иначе страдать.

Оставь напрасные воззванья! Не хныкай! Голос твой пусть льется из груди, Как льется музыка,— в цветы ряди страданья, Любовью — к правде нас веди! Нет правды без любви к природе, Любви к природе нет без чувства красоты, К познанью нет пути нам без пути к свободе, Труда — без творческой мечты…

И. Н. Крамской. Портрет поэта Полонского. 1875

Пусть говорят, что наша молодёжь Поэзии не знает — знать не хочет, — И что её когда-нибудь подточит Под самый под корень практическая ложь, — Пусть говорят, что это ей пророчит Один бесплодный путь к бесславию, что ей Без творчества, как ржи без тёплых, ясных дней Не вызреть… Выхожу один я в чисто поле И чувствую — тоска! и дрогну поневоле. Так сыро, — сиверко!..

Полонский Я.П. (поэт, 1896) | Полонский Яков Петрович | Русская портретная галерея

И что это за рожь! Местами зелена, местами низко клонит Свои колосики к разрыхленной земле И точно смята вся; а в бледно-серой мгле Лохмотья туч над нею ветер гонит… Когда же, наконец, дождусь я ясных дней! Поднимется ль опять дождём прибитый колос? Иль никогда среди родимых мне полей Не отзовётся мне ретивой жницы голос, И не мелькнёт венок из полевых цветов Над пыльным золотом увесистых снопов?!. 1875

Репин И. Е. Портрет Полонского. 1896

Век девятнадцатый — мятежный, строгий век — Идет и говорит: «Бедняжка человек! О чем задумался? бери перо, пиши: В твореньях нет творца, в природе нет души…

Последний период творчества Полонского ознаменован интенсивными поисками в различных прозаических жанрах. Это крупные романные формы «Дешевый город» (1879), «Крутые горки», «Под гору» (1881), «Проигранная молодость» (1890), развивающие традиционную для Полонского тему становления личности человека в сложных жизненных обстоятельствах, повести «Нечаянно» (1878) и «Вадим Голетаев» (1884), посвященные разоблачению психологии русского обывателя, рассказы «На высотах спиритизма», «Дорогая елка», «Галлюцинат» (1883), затрагивающие проблемы подсознательного в психике человека, волшебные сказки «О том, как мороз в избе хозяйничал», «Три раза в ночь зажженная свеча» (1885), мемуарные хроники «И.С.Тургенев у себя» (1884), «Старина и мое детство», «Школьные годы» (1890), изображающие жизнь провинциальной Рязани 30-х годов XIX столетия, «Мои студенческие воспоминания» (1898), воссоздающие духовную атмосферу Московского университета эпохи сороковых.

«Поляна в парке». Этюд Я.П.Полонского (масло), 1881

С колыбели мы, как дети, Вплоть до смертного одра, Ждем любви, свободы, славы, Счастья, правды и добра. Но в любви мы пьем отраву, Но свободу продаем… Клеветой марая славу, Мы добро венчаем злом!- Счастьем вечно недовольны, Правдой вечно смущены, В тишину мы просим бури, В бурю просим тишины.

1884

Полонский выступал как публицист, литературный критик, полемизируя с Л.Н.Толстым в статье «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей Л. Н. Толстого» (1895), интересно высказываясь о взаимоотношениях литературы и критики в эссе «Зоил и критик», «О законах творчества» (1877), анализируя творчество Фета, Григорьева, Жемчужникова.

Портрет И. С. Тургенева работы Я. П. Полонского (масло), 1881

Мемуарное наследие выдающегося рязанского поэта Якова Полонского являет собой яркую страницу отечественной культуры. Особое место в мемуаристике Полонского занимают воспоминания о Тургеневе. Очерк «И.С.Тургенев у себя в его последний приезд на родину» содержит ценнейший материал, необходимый для более полного понимания личности великого русского романиста. Оригинальность воспоминаний Полонского является то, что мемуарист не стремится к помпезности и монументальности в создании образа Тургенева. Мемуары Полонского «И.С.Тургенев у себя в его последний приезд на родину» стали заслуженной данью уважения и любви великому русскому писателю и самому близкому другу.

ЯКОВУ ПОЛОНСКОМУ

Что ни пошлет господь, Тому и рад поэт, В безвестности почивший много лет, В безвременье ушедший, А потом, оттуда указующий перстом. Полонский, ты и вправду, замечательный поэт! Тебе слагать бы вирши много лет, Тебе бы жить вне времени, пространства — И говорить с трибуны о русском постоянстве… Уж сколько времени прошло, но не меняется лицо, Лицо печали и скорбей, Лицо Руси — страны моей!

Елена Малахова 18.12.14.

https://www.facebook.com/elena.malahova.94?fref=nf

нтерпретации - Русские предтечи символизма/Яков Петрович Полонский. Акварель М.В. Медведева. 1897 г.

Яков Петрович Полонский. Акварель М. В. Медведева. 1897

Творческая деятельность и дела служебные

В 1838 году Я. П. Полонский поступил на юридический факультет Московского университета. Денег постоянно не хватало, и новоиспеченный студент зарабатывал на жизнь частными уроками, сотрудничал в «Москвитянине» и в альманахе «Подземные ключи». Порой, не имея возможности пообедать, Полонский довольствовался чаем с пятикопеечным калачом. Вся это время он свято берег часы Жуковского, но после окончания университета, терпя жестокую нужду и проклиная себя за слабость, был вынужден продать свою единственную драгоценность. И все же годы студенчества не прошли для поэта даром – в этот период он познакомился с П. Я. Чаадаевым, Т. Н. Грановским, А. С. Хомяковым, сблизился с А. А. Фетом, А. А. Григорьевым, И. С. Тургеневым. Последний до конца дней своих был для Якова Петровича самым преданным другом.

В 1844 году выходит в свет первый сборник Я. П. Полонского «Гаммы», получивший благожелательные отзывы критики в «Отечественных записках». Осенью этого же года переезжает в Одессу, где служит в таможенном ведомстве. Вторая книга «Стихотворения 1845 года» успеха не имела.

В 1846 Полонский переводится в Тифлис и на 4 года уезжает на Кавказ. Грузия вдохновила поэта на написание лучших стихотворений. В сборнике «Сазандар» (в переводе с груз. «певец») Яков Петрович описал дух, обычаи и быт кавказских народов.

В 1957 году поэт в качестве наставника-гувернера отправляется с семьёй губернатора А. Н. Смирнова в Европу, но из-за вздорного характера А. О. Смирновой-Россет оставляет место, безуспешно пытается зарабатывать живописью в Женеве и вскоре возвращается в Россию.

В 1859 году Полонский занимает пост одного из редакторов «Русского слова», с 1860 года служит в комитете иностранной цензуры и организовывает в своём доме литературные «пятницы». В литературно-художественной борьбе 60-х годов Яков Петрович сохраняет нейтралитет. Не примыкая ни к одному лагерю, он защищает в своих стихах «поэзию любви», противопоставляя её «поэзии ненависти» («Для немногих», «Одному из усталых», «Блажен озлобленный поэт»). В этот же период поэт обращается к гражданской теме («Миазм», «Узница», «Старая няня», «Слепой тапер»).

Поэзия Я. П. Полонского 80-90-х годов носит явный отпечаток приближающейся смерти. Стихи, включённые в сборник «Вечерний звон», проникнуты религиозно-мистическими настроениями, рассуждениями о краткосрочности человеческого счастья, образами из ночных видений и галлюцинаций.

Многие стихи рязанского поэта были положены на музыку С. В. Рахманиновым, А. С. Даргомыжским, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном. Для Чайковского Яков Петрович самолично писал либретто («Кузнец Вакула», позднее – «Черевички»), а написанная в 1853 году «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит…) со временем стала любимой народной песней.

ПОЛОНСКИЙ, ЯКОВ ПЕТРОВИЧ

ПОЛОНСКИЙ, ЯКОВ ПЕТРОВИЧ (1819–1898), русский поэт, прозаик. Родился 6 (18) декабря 1819 в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.

Также по теме:

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

В 1838 Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым, Т.Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского Священный благовест торжественно звучит… Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского Гаммы, в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского Песня цыганки («Мой костер в тумане светит…», 1853). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи…» и др.).

По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник Стихотворения 1845 года (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа Дешевый город (1879).

В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М.Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты «Закавказский вестник», в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского Сазандар (Певец). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы» – т.е. изобилующие бытовыми сценами (Прогулка по Тифлису) или написанные в духе национального фольклора (Грузинская песня).

В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 записал: «Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике». Вскоре Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: «Мне не дал Бог бича сатиры… / И для немногих я поэт» (Для немногих, 1860). Современники видели в нем «скромного, но честного деятеля пушкинского направления» (А.Дружинин) и о (Е.Штакеншнейдер).

В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы Рассказы (1859), в которых Н.Добролюбов заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца». Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями «узенького психического мира» и относил Полонского к числу «микроскопических поэтиков».

В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию – смерть сына и жены, отразившуюся в стихах Чайка (1860), Безумие горя (1860) и др. В 1860-е годы написал романы Признания Сергея Чалыгина (1867) и Женитьба Атуева (1869), в которых заметно влияние И.Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А.Чехову: «Я всю жизнь был ничей».

В 1858–1860 Полонский редактировал журнал «Русское слово», в 1860–1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860–1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А.Фетом и А.Майковым он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С.Надсона. В стихах Сумасшедший (1859), Двойник (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.

В 1890 Полонский писал А.Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896.

Умер Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898.

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Личная жизнь

Я. Г. Полонский был женат дважды. С первой женой он познакомился в Париже во время своего путешествия по Европе. Елена Васильевна Устюжская, 18-летняя дочь русского псаломщика, сразу покорила поэта обаянием и юной, почти детской прелестью. Вслед за стремительными ухаживаниями последовало предложение руки и сердца. В 1858 году Полонский привёз Елену в Петербург. Несмотря на то, что жених почти не знал французского, а невеста практически не говорила по-русски, союз оказался удивительно счастливым. Друзья и родственники не переставали удивляться, с какой теплотой супруги относились друг к другу. Однако семейная идиллия длилась недолго. В январе 1860 года умер шестимесячный сын Полонских, Андрей, а летом того же года скончалась от брюшного тифа и сама Елена Васильевна.

Свою боль от невосполнимой утраты поэт излил в «Безумии горя»:

И представлялось мне два гроба: Один был твой – он был уютно-мал, И я его с тупым, бессмысленным вниманьем В сырую землю опускал; Другой был мой – он был просторен, Лазурью, зеленью вокруг меня пестрел, И солнца диск, к нему прилаженный, как бляха Роскошно золоченая, горел.

Вот так… Ни озлобленности, ни сетований на судьбу-злодейку. Только безграничное горе человека, потерявшего смысл жизни. Смерть жены стала для Полонского жестоким ударом. Одно время он даже всерьёз увлекался спиритизмом, чтобы хоть на миг связаться с той, что покинула его навсегда.

Зарождающиеся отношения поэта со второй супругой, Жозефиной Антоновной Рюльман, едва ли можно назвать романтическими. На момент их знакомства девушка, прозванная среди знакомых «ледяной красавицей» уже была помолвлена с полковником П. Л. Лавровым. Свадьба не состоялась лишь по причине ареста жениха-революционера. Из архангельской ссылки Петр Лаврович прислал Жозефине прощальное письмо и её кольцо, освободив тем самым невесту от обязательств.

Встречаясь с Рюльман в обществе, Полонский всякий раз поражался её редкой красоте и острому уму. Жозефина знала толк в искусстве: чутко относилась к поэзии, занималась скульптурой и живописью. Ни на что не надеясь, поэт написал «ледяной красавице» любовное письмо, в котором просил её руки. Жозефина ответила согласием.

Венчание состоялось 17 июля 1866 года. По воспоминаниям современников, супруги долго не могли «притереться». Как писала в своём дневнике Е. А. Штакеншнейдер: «Он женился на ней потому, что влюбился в её красоту. Она вышла за него потому, что ей голову некуда было преклонить». В присутствии Полонского молодая жена замолкала и будто каменела, чем вызывала недоумение и разочарование с его стороны. Со временем все наладилось. «Поэту грёз» удалось отогреть «ледяную красавицу». Оттаявшая Елена стала мужу верным другом и советчиком. В браке родилось трое детей: Александр (1868), Наталья (1870), Борис (1875).

Последние годы жизни

В комитете иностранной цензуры Яков Петрович прослужил более 30 лет, регулярно публикуя свои произведения на страницах «Гражданина», «Русского вестника», «Нивы», «Эпохи», «Отечественных записок», «Живописного обозрения» и других изданий, а после женитьбы на Жозефине наконец-то обрёл и долгожданное семейное счастье. В их гостеприимном доме нередко собирались ярчайшие представители литературно-художественного мира того времени.

В апреле 1887 года петербургское общество пышно отметило 50-летие поэтической музы Якова Петровича. Чествование юбиляра состоялось в большом зале Дворянского собрания, куда на праздничный обед собрались друзья и родственники поэта, а также многочисленные почитатели его таланта. Помимо заздравных стихов, торжественных речей и тостов, Полонский получил несколько ценных подарков. Особенно дорожил Яков Петрович серебряным венком, преподнесенным в знак признания его заслуг перед русской литературой.

Остаток жизни поэт провёл в окружении дорогих и близких людей. Во второй половине 1890-х Яков Петрович был назначен членом Совета по делам печати. В этом звании он и встретил смерть. 18 (30 по н. с.) октября 1898 года, после продолжительной болезни Я. П. Полонский скончался. Согласно последней воле поэта, его похоронили рядом с матерью, в Богородице-Успенском Ольговом монастыре под Рязанью. Весной 1959 года прах поэта был перенесен в Рязанский кремль, на территорию бывшего Спасского монастыря.

Серебряный венок, поднесенный Я. П. Полонскому в день празднования 50-летнего юбилея его творческой деятельности, а также золотая медаль Академии наук были переданы наследниками поэта Рязанской ученой архивной комиссии. Ныне реликвии хранятся в фондах Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: