- Анализ стихов
- Ахматова
- Сероглазый король
Анна (Андреевна) Ахматова – талантливый литературовед и поэтесса, романтическая представительница российского Серебряного века поэзии конца XIX — начала XX веков, переводчица.
В 1910 году Анна Андреевна сочетается браком с выдающимся поэтом Николаем Гумилевым. В этот же период она пишет стихотворение «Сероглазый король» — одно из самых, покрытых тайной, своих произведений. Кому оно посвящено, кто стал прообразом неведомого короля, кто смог затронуть нежные струны поэтессы и подвигнуть на написание этих строк – на эти вопросы до сих пор нет однозначных ответов, как и единого мнения среди литературоведов современности.
Таинственный «король», как и ряд других действующих лиц в произведениях Анны – вероятнее всего, выдумка автора, ее поэтический вымысел. Ведь в то время среди ее знакомых не было мужчин, соответствующих этому образу или тех, кто мог бы претендовать на более чем дружеское внимание поэтессы. Да и романтический период, после недавнего замужества, отложил в сердце свой отпечаток.
Возможно, вдохновение навеяно путешествием, в которое «молодожены» отправились после свадьбы. Старая Европа — замки, рыцарские турниры, короли и менестрели. Все это навеяло Ахматовой образы, которые переносят читателя в мир Средневековья, на королевскую охоту, где гибнет «у старого дуба» король. Его смерть символизирует окончание еще одного жизненного периода самой Анны. Периода романтических надежд и ожидания того единственного принца, который ей предназначен Свыше. Но принц, увы, не стал властелином ее души, и нелепо погиб на охоте.
Именно поэтому, муж, как символ новой эпохи в жизни автора, приносит эту «черную» весть. Он не страдает по поводу кончины «сероглазого» монарха. Сохраняет спокойствие и обстоятельность. Высказывая сочувствие жене покойного правителя, ставшей «седой» после смерти супруга, он сдержан в комментариях. Его не тревожит прошлое и чужая боль, его беспокоят текущие проблемы. Сухо сообщив вести жене, он уходит на работу.
И только героиня, всем сердцем, страдает от случившегося, понимая, что назад дороги нет, как и «нет уже на земле ее короля». И это один из признаков, что брак Анны Ахматовой весьма далек от романтического идеала. Но надежда, пусть и маленькая, с «серыми глазками» останется с ней навсегда.
Но как бы там ни было, истинная тайна «Сероглазого короля» надежно скрыта в сердце великой поэтессы.
Образ короля
Да, сказать точно, кто точно стал образом короля нельзя, в окружении Ахматовой нет подобного мужчины, возможно, это лишь литературная задумка, не имеющая своего прообраза. Также возможен вариант, когда в роли короля выступает скрытое одиночество поэтессы, приносящее боль. Даже муж не выражает эмоций к трагедии или является ей?
Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли.
Для него это обыденность, в голосе нет эмоций, что вбивает линий гвоздь боли в душе поэтессы, ведь ей не с кем даже поплакать о смерти. В строках:
Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой».
Она ставит себя на место королевы, вся уходит в пучину боли, и сама же себя жалеет, ибо этого больше некому сделать.
Муж-король?
Интересный момент «серые глазки» дочери, это может быть желанием показать, что король и есть её муж, который начинает для Ахматовой умирать из-за своего безразличия к её жизни. Героиня пытается найти поддержку хоть у дочери, так как муж сообщил равнодушно о смерти и ушел, холодный и чужой. Может быть последняя фраза стихотворения, обращённая к дочери, даёт понять, что у неё нет настоящего отца, а у её матери мужа:
Нет на земле твоего короля….
Стихотворение сразу нашло своего почитателя, хотя в 1912 году говорить об Ахматовой, как о состоявшемся поэте ещё слишком рано. Возможно, читателя подкупила искренность произведения и его уклон в строну европейских баллад. В любом случае стихотворение «Сероглазый король» одно из признанных произведений на раннем этапе творчества поэтессы.
«Слава тебе, безысходная боль!» (Тема любви в лирике А. Ахматовой)
_________________________________________________________________________________________________ Сочинение.
«Слава тебе, безысходная боль! » (Тема любви в лирике А. Ахматовой) Вполоборота, о печаль, На равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела Ложноклассическая шаль. О. Мандельштам Прочитав эти строчки, я живо вспомнила другой портрет Анны Андреевны Ахматовой, написанный одним росчерком кисти великого Модильяни. От него невозможно оторвать взгляда: женщина, изображенная на нем, спокойна и величественна, несколько чувственная поза не отвлекает от лица и глаз, в которых отражен целый мир, сотканный из личных переживаний, размышлений, полный трагизма и веры в силу человеческих чувств и разума. Это портрет Поэта, а большой поэт всегда неизъяснимо влекущая тайна. Тайной окружены и душа, и мысли, и сердце. Прикосновение к поэту подобно погружению в мир русской волшебной сказки. Но только сказки всегда имеют счастливый конец, а судьба русского поэта по большей части неизменно трагична. Невольно вспоминаешь пророческие строки М. Волошина: Темен жребий русского поэта. Неисповедимый рок ведет. Время, рок — они стали трагедией Анны Ахматовой. Как удалось ей сохранить свое «я» и с достоинством пронести его через все невзгоды страшного века? Думаю, что ответ на этот вопрос надо искать уже в ее ранней лирике. Великий поэт и прекрасная женщина — такой я всегда воспринимаю Анну Ахматову. Многие ее современники, писавшие о ней, подчеркивали ее царственность, гордость. Ее «испанизировал», по аналогии с Кармен, Александр Блок, Николай Гумилев представил античной красавицей, а Марина Цветаева утверждала: От ангела и от орла В ней было что-то. Среди основных мотивов лирики А. Ахматовой (Петербург и Пушкин, революция и сталинский террор, Великая Отечественная война, тайны поэтического мастерства и патриотизм) любовная лирика занимает едва ли не самое важное место. Уже в ранних стихах Ахматовой, посвященных теме любви, проявились свобода, внутреннее благородство, величие и лирической героини, и самого автора (она не любила слова «поэтесса»). Ю. Тынянов о. Я долго думала над этими словами и поняла их смысл совсем недавно. Казалось бы, что нового можно внести в тему любви после блистательного «гения чистой красоты», созданного Пушкиным, трагической лирики Лермонтова-, глубоких раздумий Тютчева? Но Ахматова придала этой теме неповторимый аромат, причем отнюдь не в связи с исповеданием акмеизма как художественного метода. Этот метод проявился в ясности и точности образов, в вещах, которыми Поэт наполняет мир любящего и любимого человека, в прозрачной атмосфере, которой наполнены все стихи Анны Андреевны. И все же не это главное. Если читать у Ахматовой всё подряд, то постепенно становится ясным, что перед нами женщина начала XX века со своими привычками, логикой поведения, сознанием, в котором уживаются противоречивые устремления. Любовь для нее — высшая ценность. Но как по-разному реализуется это стремление любить в стихах Ахматовой. Иногда лирическое «я» стилизовано под простую деревенскую бабу, живущую с ненавистным мужем и ждущую настоящей любви: Муж хлестал меня узорчатым, Вдвое сложенным ремнем. Для тебя в окошке створчатом Я всю ночь сижу с огнем. В других стихах перед нами представительница петербургской элиты, «роковая женщина», умеющая отличить истинную любовь от минутной страсти: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. Критики не раз называли любовные стихи Ахматовой «психологическими новеллами». Она блестяще умела воспроизвести тончайшие движения женской души, нередко прибегая к приему маски. Она бесконечно примеряет на себе, как любит монахиня, что чувствует блудница, чего хочет от любви цыганка, хотя сама никогда не была ни одной, ни другой, ни третьей. Но в том-то и гениальность ахматовской любовной лирики, что передаваемым ею чувствам разных людей веришь так, как будто ты сам их испытал. Причем Ахматова всегда стремилась не к прямому выражению эмоций, чувств, а к косвенной их передаче — через описание обстановки, окружающих предметов, через мимику, жесты. Поэтому вещь у Ахматовой всегда знак того или иного чувства. Вспоминаются знаменитые строки: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Сразу становится ясно: речь идет не о простой рассеянности, а о сердечном потрясении такого масштаба, что можно перепутать левую и правую руки. Все в стихах Ахматовой становится свидетелем таинства любви: кресло, покрытое красным плюшем, часы с кукушкой, темная вуаль, старое саше: И комната, где окна слишком узки, Хранит любовь и помнит старину…. Весь взрыв страсти, отчаяния, ревности, счастья и обиды — все, что составляет смысл любви, — у Ахматовой может заключаться в одной детали: Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице. Даже самые откровенные ее стихи о любви не крик отчаяния, как это бывает у Марины Цветаевой, а образ, чувство, возникшее при встрече с любимым. Ахматовой дано было искусство передать все нюансы любви: от ее предчувствия до окончательного разрыва с любимым. Еще ничего нет, где-то два человека обменялись взглядами— и началась великая мистерия любви: Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Лирическая героиня ждет любви как великого I счастья, как божьей милости. Вспомним стихотворение «Вечером»: Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро, пахли морем На блюде устрицы во льду…. Как это по-ахматовски! Тоска без любви на фоне плачущей мелодии, экзотические «устрицы во льду», которые в данном случае вовсе не пища, а изысканный натюрморт. Запах моря как бы предвещает любовь. Предчувствие не обманывает: любовь может начаться и так: Он мне сказал: «Я верный друг! » — И моего коснулся платья. И тоска уходит, женщина благодарит небо за дарованное чувство: Благослови же небеса: Ты первый раз одна с любимым. Очень часто в стихах Ахматовой представлены драматические стороны любви: разлука, измена. Однако ее лирическая героиня переживает эти удары судьбы с достоинством. Она не кричит на весь белый свет: «Мой милый, что тебе я сделала? !». Эта женщина не из тех, кого бросают, она уходит сама, когда чувствует, что любовь прошла. А, ты, думал — я тоже такая, Что можно забыть меня И что брошусь, моля и рыдая, Под копыта гнедого коня. Но ведь лирическая героиня Ахматовой не просто женщина, но и поэт. Недаром Гумилев жаловался: Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Колдунья — потому что постигла таинство слагать стихи. И уже никогда не станет женщина-поэт простой «забавницей», никогда не будет полностью подвластной мужчине: Тебе покорной? Ты сошел с ума. Покорна я одной господней воле. Последние строчки, на мой взгляд, не несут идеи божьего смирения, в них звучит благодарность за дарованный талант, за то, что эта «колдунья» умеет писать стихи. Она умерла 5 марта 1966 года от четвертого инфаркта. Ее сердце, которое так много любило, страдало, радовалось и горевало, не выдержало этих испытаний. На ее могиле нет надписи, но есть высокий крест, который она предвидела в начале своего пути: Издалека, мальчик зоркий, Будешь крест мой узнавать. К этому месту не зарастает «народная тропа», как не подлежит забвению имя, ставшее дорогим для многих: Анна Ахматова. . «Слава тебе, безысходная боль!» (Тема любви в лирике А. Ахматовой)
Текст
Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля…»
1912 год
«Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
Анализ стихотворения «Сероглазый король»
Стихотворение «Сероглазый король», относящееся к раннему творчеству Ахматовой, написано в 1910 году. Это, пожалуй, одно из самых пронзительных и лиричных творений поэтессы. Спор о том, кто является лирическим героем стихотворения, продолжается до сих пор: ни один из мужчин, находящихся в окружении Ахматовой в это время не подходит под описание «короля». Критики склонны сойтись во мнении, что «сероглазый король» — не что иное, как поэтический вымысел. Возможно, идея представить героя королем, навеяна путешествием по Европе. Не случайно стихотворение по форме близко к балладе.
Короткое стихотворение вместило всю жизнь и душевную боль героини, которая потеряла возлюбленного. Мотив одиночества и огромного горя пронизывает произведение. Начало пронзительное и трагическое: героиня приветствует «безысходную боль», потому что после смерти любимого именно это чувство будет сопровождать ее всегда.
В коротких строках стихотворения звучит целая драма жизни. Муж героини, принесший новость, жалеет королеву, которая «за ночь одну… стала седой» и не знает, какая трагедия разворачивается рядом.
В стихотворение включена разговорная речь: «Знаешь, с охоты его принесли…», «Дочку мою я сейчас разбужу…» — это приближает читателя к пониманию беды, делает героиню ближе и понятней.
В стихотворении использованы тропы: эпитеты «безысходная боль», «сероглазый король»; метафора «шелестят тополя». Кульминационный момент «Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу…» говорит о том, что на земле осталось вечное напоминание об ушедшем любимом — его дитя… Печальный шелест тополей подводит итог истории любви: «Нет на земле твоего короля…»
Кроме анализа стихотворения «Сероглазый король» настоятельно рекомендуем изучить другие сочинения:
- «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
- «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
- «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
- «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
- «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
- «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
- «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
- «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
- «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
- «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
- «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
- «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
- «Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой
По произведению: «Сероглазый король»
По писателю: Ахматова Анна Андреевна