Существуют ли расы человека с точки зрения биологии?
Редьярд Киплинг в своём стихотворении «Племя белого человека» наглядно продемонстрировал отношение европейцев к неевропейским народам в эпоху колониализма. В те времена совершенно естественным казалось превосходство культурных «белых наций» над недоразвитыми, низшими «тёмными сынами Земли». Но, несмотря на очевидные различия по цвету кожи, разрезу глаз и формы носа, никто не знал, существуют ли расовые различия в плане генома, ДНК и умственных способностей?
Люди с разным внешним строением контактировали между собой с глубокой древности, и уже тогда устанавливались взаимоотношения, когда имевшие один признак господствовали над обладателями другого.
Обширная система каст, на которые распадается население Индии, развилась в период «Ригведы» (1700−1100 гг. до н.э.) из варн — четырёх основных сословий: брахманов, кшатрий, вайшьев и шудр. Санскритский термин «варна» переводится как «цвет», и это неудивительно. Вторгшиеся в Индию белокожие племена завоевали земли, населённые чернокожими людьми, поработили их и обратили в низшее сословие.
В эпоху освоения новых земель, начавшуюся в XV веке и продолжавшуюся до ХVII века, и последовавшую за ней эпоху колониализма цивилизация белых людей нещадно покоряла аборигенов — коренных жителей Америки, Африки, Полинезии. Захваты происходили молниеносно, так как туземцы не могли противостоять технологически подкованным европейцам.
Так продолжалось вплоть до ХХ века, когда империи сгорели в пламени революций, а нацизм потерпел окончательное поражение. Наконец-то пришло время научных открытий в биологии, которые пролили свет на сходства и различия между представителями всех рас. Конечно, прежде всего, имеются в виду исследования в области генов и ДНК.
Учёные выяснили, что геном всех людей — эскимосов, японцев, кенийцев, русских — идентичен на 99,9%, а все различия между этническими группами и отдельными индивидуумами приходятся на 0,1%. Сразу возникли вопросы: «А не прописаны ли в одной тысячной доле некие существенные различия между расами?» Причём имелось в виду не только морфологическое разнообразие, но и возможные различия в интеллекте и когнитивных способностях.
Но прежде чем отвечать на эти вопросы, для начала стоит разобраться: а существуют ли вообще расы с точки зрения биологии? Казалось бы, всё очевидно. Кто же не отличит китайца от испанца? Тем не менее окончательной ясности в этих вопросах нет до сих пор. Антропологи даже не могут понять, сколько рас может быть выделено внутри вида Homo Sapiens, увеличивая их количество с двух до пятнадцати.
Сначала появились классификации по существенным признакам, когда принадлежность к той или иной расе определялась по наличию характерного фенотипа — формы носа, толщины губ, разреза глаз. К этим же критериям относился и черепной указатель — отношение максимальной толщины мозговой коробки к её максимальной длине.
Позже эта концепция, опровергаемая генетическими исследованиями, понемногу стала отходить в историю антропологической науки. В наше время расы рассматриваются не как дискретные общности, а как совокупность популяций, между которыми есть набор общих фенотипических особенностей.
Всё человечество происходит от небольшой группы людей (как тут не вспомнить библейский рассказ об Адаме и Еве), вышедших из Африки несколько тысяч лет назад. В дальнейшем эта группа распространилась по обширной территории, и некоторые её части оказались изолированными друг от друга. В таких условиях новые, ещё более мелкие группки подверглись мутациям.
Например, в северных областях, при нехватке солнечного тепла, мутации проявлялись в угнетении выработки меланина, и кожа у потомков чёрных африканцев делалась светлой. В горных широтах происходила адаптация дыхательной системы к разреженному воздуху. Но не все изменения, подобно этим, носили приспособленческий характер. Они меняли внешний вид людей, но укоренялись не благодаря эволюционному отбору, а благодаря инцесту, который был нередким явлением в малочисленной популяции. В качестве примера можно назвать эпикантус (кожная складка в углу глаза), который встречается у представителей монголоидной расы.
Многие уверены, что эпикантус вроде бы образовался в ходе эволюции как защита роговой оболочки от песчаных бурь. Но российский антрополог Станислав Дробышевский считает эту гипотезу неверной, поскольку монголоиды возникли отнюдь не в «песчаных» регионах, а обитатели жарких пустынь наоборот обходятся без эпикантуса.
Со временем набор тех или иных фенотипических особенностей, возникших в компактной популяции, распространился по Земле, и дал начало расе. К слову, расовых типов, образовавшихся таким путём, могло быть гораздо больше, чем сейчас выделяется биологией, просто их носителям, грубо говоря, не очень повезло.
Кажется, всё предельно ясно: люди разбредались по планете, родственные линии протягивались всё дальше и дальше, поэтому возникли расовые различия. Но учёные не перестают бурно дискутировать о существовании рас в биологическом плане. Загвоздка в том, что термин «раса», с одной стороны, глубоко зарылся в социально-историческую область, а с другой, он применяется не только по отношению к человеку.
В зоологии и даже в ботанике тоже есть расы. Они выделяются у медоносных пчёл, обезьян, растений. Так, у пчёл описано около 30 подвидов, которые обнаружили биоакустическим методом, ибо каждый подвид (раса) издаёт характерный только для него звук. Подвиды имеют несколько иную морфологию, поведение и генетику, в отличие от других подобных систем.
Выходит, что если существуют расы и у людей, то между ними должны быть серьёзные несовпадения, к примеру, в строении организма, на основании которых можно делать вывод о принадлежности к определённой расе. Но этого не наблюдается, как у животных и растений. Да и потом вспомним, что генетические различия среди этносов лежат в плоскости 0,1%, а это несоизмеримо мало по сравнению с аналогичными различиями среди тех же пчёл.
Другой важный аспект заключается в Y-хромосомных и митохондриальных гаплогруппах, передающихся, соответственно, по отцовской и материнской линии. Так, Y-хромосомная гаплогруппа R1b наиболее распространена в Западной Европе и Южном Урале, но встречается также по всей Евразии и Центральной Африке, а после миграций европейцев в Америку и Австралию она составляет весьма крупную долю и там. Из этого следует, что расогенез вообще не похож на древо, ветви которого навсегда разошлись в разные стороны. Наоборот, ветви неоднократно переплетались, что и подтверждается исследованиями.
Более того, в современном изменчивом мире постоянно происходят миграции населения, приводящие к заключению межрасовых браков. Огромное количество жителей земного шара не может отнести себя к какой-то одной расе. Эта ситуация наглядно иллюстрирует, что раса является не столько биологической категорией, сколько социально-исторической условностью.
Тем не менее обнаруженные 0,1% различий, определяющие расовую принадлежность, вынуждают задать провокационный вопрос: насколько отличается уровень IQ между представителями разных рас? Уже давно доказано, что на различия между людьми по интеллектуальным, поведенческим и психическим особенностям влияет не генетика, а социум, в котором они родились и живут.
Доктор биологических наук Лев Животовский из института общей генетики РАН как-то сказал: «Между расами гораздо меньше различий, чем между соседями по квартире». Таким образом, учёные в очередной раз подтвердили библейскую мудрость, что все люди — братья. В крайнем случае — двоюродные.