Иерусалим. Где находится Русское подворье?

Один из первых кварталов нового Иерусалима, построенного за стенами Старого города – Русское подворье. Здесь находились приюты для паломников из России. Русское подворье – интересный объект для туристов, посетить который можно по пути в Старый город, затратив на это совсем немного времени.

Любой, даже самый большой, город можно открыть для себя за один день. «Открыть для себя» — это не значит увидеть все. Это значит получить о городе адекватное и приятное впечатление, такое, чтобы потом хотелось в него вернуться. И даже если не будет следующей встречи, вспоминать то, единственное, свидание с радостью.

Если для встречи с Санкт-Петербургом, например, судьба выделила один день, не следует тратить его, этот день, на Эрмитаж. И при однодневной прогулке по Флоренции лучше сразу мысленно зачеркнуть и Музей Уфицци, и палаццо Пити. Не заглотить такой кусок! Ну, и не надо.

Иерусалим — город небольшой, но всякими достопримечательностями перенасыщенный. Наш «Эрмитаж» находится под открытым небом. Которое, к счастью, большую часть года голубое и солнечное. Это значит, ничто не помешает экскурсанту, если захочется, ненадолго уклониться от канонического музейного маршрута в какой-нибудь боковой зал, заглянуть за угол, чтобы увидеть там нечто интересное, неожиданное и — вполне возможно — то, что потом будет вспоминаться в первую очередь.

В Иерусалиме таких «боковых залов» и «углов» — тьма-тьмущая. Надо только знать, где они находятся. Одно из таких мест — Русское подворье. По пути к Старому городу стоит затратить минут сорок на осмотр этого прелестного уголка города нового.

Большинство гостей Иерусалима прибывают в столицу на автобусе. Возле центральной автобусной станции (на иврите она называется «Тахана меказит», а по-английски — «Central Station») можно сесть на трамвай, идущий к Старому городу, и через 20 минут выйти возле муниципалитета (остановка «Ирия», она же «City Hall»). Старый город, куда стремятся все туристы, отсюда совсем недалеко. Десять минут ходьбы до Яффских ворот.

Но не следует торопиться. Лучше немного помедлить и оглядеться. Потому что вы оказались в самом начале главной улицы Иерусалима, улицы Яффо.

Как свидетельствует название, здесь начиналась дорога на средиземноморский город и порт Яффо. Яффо — город очень старый, уже древние греки знали о его существовании и приставали здесь к берегу. Еще в 19-м веке из Иерусалима в Яффо добирались долгих два дня. Сейчас автобус идет до Тель-Авива минут сорок. Когда построят железную дорогу, это время сократится до 25 минут.

Дорога на Яффо — древняя, самой же улице чуть более 100 лет. В начале 20-го века город начал несмело выходить за стены Старого города. Появились жилые кварталы, которые напоминали крепости и своим видом, и предназначением. Несколько семей покупали в собственность земельный участок вдоль дороги на Яффо и застраивали его по периметру домами с толстыми стенами и без наружных окон. Внутри был общий двор и службы (например, конюшни, колодцы или цистерны для воды, куда зимой стекала дождевая вода). Вход во двор был один, с крепкими воротами. Он запирался на ночь, чтобы защитить дома от бродивших по округе отрядов грабителей из соседних мусульманских деревень. Крепость, как есть крепость! Благодаря этим кварталам-крепостям Иерусалим начал превращаться из средневекового города в город современный.

У трамвайной остановки находятся два дома, возведенные в 1900-м году. На замковом камне над окнами, если приглядеться, можно увидеть армянские буквы. Эти дома построил Армянский Иерусалимский патриархат. Они до сих пор принадлежат патриархату, сдаются различным организациям (в том числе Иерусалимскому муниципалитету) и приносят немалый доход хозяевам.

В 1918 году Иерусалим вдруг стал «столицей» британской подмандатной Палестины, и здесь просто в бешеном темпе началось строительство. Если немного пройти вдоль трамвайных путей назад по улице Яффо, можно увидеть два больших административных здания той эпохи. Это — здания бывшего Палестинского банка и почтамта, построенные по стандартам и по вкусам метрополии. Они не только функциональны, они задают «мелодию» застройки последующей части улицы. По западным стандартам, но с восточными изысками.

Но мы не пойдем вспять по улице Яффо, в ту сторону, откуда только что приехали. Наша цель — Русское подворье. То, что это подворье совсем недалеко, и то, что это подворье — Русское, можно увидеть по невысокому зданию, которое находится напротив бывшего банка. Здесь когда-то размещалась больница для русских паломников, построенная в псевдорусском стиле.

Русское подворье — большой участок земли. Он был куплен членами царской семьи и передан ими Русскому Палестинскому комитету, который потом превратился в Императорское Православное Палестинское Общество. Среди прочего эта организация помогала русским паломникам при их поездке в Святую Землю.

Почему землю покупали члены царской семьи? Потому что по законам Османской империи земля продавалась только частным лицам. А уж что дальше эти лица делали со своим приобретением — их дело.

В центре Русского подворья находится Троицкий собор. Он был построен в 1863 году. Освятили его, однако, только в ноябре 1872 года. Никакими архитектурными достоинствами этот храм не знаменит. Стандартное для многих русских церквей конца 19-го века здание в неовизантийском стиле. Производственное помещение!

В последних словах нет насмешки. Святотроицкий собор, действительно, работал, как говорится, на полную мощь. Паломников из России на Святую Землю приезжало много. До 1914 года Русское подворье никогда не пустовало. Здесь всегда проживало не менее тысячи человек. И все они регулярно посещали церковные службы в соборе. А для чего, спрашивается, приехали?

Кстати, паломники, люди, как правило, небогатые, добирались в Святую Землю с многочисленными приключениями, связанными в первую очередь с тем, что денег на дорогу у них не было. Поэтому многие подрабатывали по пути, многие побирались, чтобы купить в Одессе палубный билет на пароход до Александрии. А оттуда еще тоже нужно было добраться до Иерусалима!

Еще больше людей шли по суше, через турецкую границу и территорию Османской империи. Тоже изрядный переход — посмотрите по карте. Оказавшись в Иерусалиме почти без средств к существованию, они, как уже привыкли в пути, подрабатывали, чем могли. Кстати, многие оставались здесь, при церковных службах и монастырях. Проделать повторно тяжелый путь в родные края просто не было сил. Некоторые женщины выходили замуж.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: