Кризисное. Кому сейчас особенно тяжело?
Любой кризис приводит к переделу сфер влияния, «замораживанию» отдельных отраслей экономики и неожиданному «взлету» никому ранее не известных компаний. Экономику и геополитику трясет уже больше года. Что произошло за это время, что изменилось? И самое главное — кому сейчас приходится особенно тяжело? Номинация «Аутсайдеры 2015 года»
1. Рынок недвижимости неумолимо валится вниз, под откос, несмотря на обилие проплаченных застройщиками и риэлторами «заказных статей» о неизбежном грядущем росте цен, о том, что недвижимость всегда в цене и именно в ней (а не в валюте) следует сейчас спасать свои сбережения и заработки.
Маркетинговые бюджеты расходуются, деньги на рекламу успешно осваиваются, но на объем продаж это не оказывает сколь бы то ни было существенного воздействия. Оно и понятно — ибо «невозможно идти против рынка».
Переизбыток предложения квадратных метров при сжимающемся спросе неизбежно приводит к серьезному обвалу цен, а не к их росту. Продавцы готовы идти на любые жертвы, дисконты при продаже квартир достигают 10−25%, и это «еще не вечер».
2. Авиакомпании. Банкротство крупных туркомпаний оказалось лишь разминкой перед бурей, или, как говорят гонщики «Формулы-1» — «разогревом шин».
Падение выездного туризма больно ударило по авиаторам. Меркантильные иностранные авиакомпании приостановили полеты по ряду невостребованных сейчас направлений. Однако это не выход для местных авиакомпаний, которые отягощены лизингами самолетов, выплатами по валютным кредитам и международными санкциями.
Мы стали свидетелем предбанкротного состояния второго по величине авиаперевозчика нашей страны. Выживут ли остальные? Это покажет время.
3. Автомобили. В этом сегменте хорошо себя чувствуют только дорогие автобренды и вторичный рынок подержанных машин. Автозаводы сокращают сотрудников, консервируют производство, иностранцы закрывают дилерские сети и покидают нерентабельный (и непредсказуемый) для себя рынок. Грустная картина…
4. Торговля импортными товарами. Магазины массово оделись в вывески «аренда» и «продажа от собственника». Импортные товары подорожали в 2 раза из-за девальвации национальной валюты. Массовый платежеспособный спрос (и толпы покупателей) остался только в воспоминаниях.
5. Компании, развивающиеся на кредиты в валюте. Здесь все понятно — они находятся на грани выживания. Их дальнейшая судьба (как и судьба валютных ипотечников) зависит исключительно от их умения договариваться со всеми заинтересованными сторонами. Номинация «Лидеры 2015»
Рецепт успеха прост — ориентация на внутренний спрос, импортозамещение, продажа товаров (или услуг) на экспорт за валюту при рублевых расходах.
Основные направления:
1. Удовлетворение спроса на товары и услуги эконом-сегмента.
2. Участие в обслуживании транснациональных корпораций (логистика, продажи, маркетинг, аутсорсинг и т. п.).
3. Сопровождение новых технологий и гаджетов.
4. Товары (и услуги) для мам и детей.
5. Хобби, самореализация (реализация девиза «Хлеба и зрелищ»).
Резюме:
1. Учитесь зарабатывать на падающем рынке, при низком спросе и невысокой марже.
2. Оптимизируйте расходы.
Как это ни печально, кризис продолжается…