Советская вавилонская башня
Башня - Памятник Третьему Интернационалу (Башня Татлина) - самое популярное за границей произведение советской скульптуры и архитектуры. В США и Западной Европе эту башню считают одним из самых загадочных символов культуры ХХ века.
Проект «башни», возник в разоренной двумя войнами и революцией полуголодной стране и первым шагом в подъеме новаторского архитектурного творчества как у нас, так и на Западе. Это колоссальное по своему замыслу сооружение, высотой в 400 м, состоящее из мачты-консоли, двух свивающихся, устремленных вверх стальных спиралей и подвешенных между ними хрустальных объемов куба, пирамиды, цилиндра и полусферы, ломало все традиционные представления об архитектуре. Оно обрело всемирную известность и стало образом, стимулирующим творческую мысль современных архитекторов вплоть до наших дней.
Татлин целиком отрекается от архитектоники традиционных стоечно-балочной и каркасной конструкций, которые несли в себе метафорическую формулу преодоления сил тяжести и косности материи. «Как принцип необходимо утвердить… чтобы памятник был местом наиболее напряженного движения: меньше всего в нем следует стоять и сидеть, вас должно нести механически…» Стальные спирали башни без видимых усилий возносятся к небу — в самой форме спирали заложена идея движения. Зрительно это движение поддерживается заполняющими витки треугольными конструкциями, обращенными острыми углами вверх, а на деле его реализуют многочисленные электрические подъемники, связывающие отдельные части здания. Категория движения осмысливается не только метафорически, но и реально — движение лифтов, свободное парение в пространстве и вращение главных объемов сооружения вокруг своей оси входят в художественный образ.
«Башня Татлина» была надолго забыта. Но, к счастью, не навсегда. Стоило чиновникам от культуры заявить об участии СССР в какой-либо всемирной или просто международной выставке современного искусства, как Запад ставил непременное условие: там должны быть работы конструктивистов и в первую очередь Владимира Татлина. Министерству культуры СССР, которое так хотело вывозить на зарубежные выставки идеологически “правильных” художников, приходилось идти на уступки, и постепенно Запад получил доступ к конструктивистским работам русских авангардистов двадцатых годов. Копии татлинского макета украсили Музей Гуггенхейма в США и многие музеи современного искусства Западной Европы. «Башню» и сегодня проходят в университетах и лицеях многих стран мира как одну из вершин мировой культуры.
Урбанизмо.ру — Современная архитектура
Проект «башни», возник в разоренной двумя войнами и революцией полуголодной стране и первым шагом в подъеме новаторского архитектурного творчества как у нас, так и на Западе. Это колоссальное по своему замыслу сооружение, высотой в 400 м, состоящее из мачты-консоли, двух свивающихся, устремленных вверх стальных спиралей и подвешенных между ними хрустальных объемов куба, пирамиды, цилиндра и полусферы, ломало все традиционные представления об архитектуре. Оно обрело всемирную известность и стало образом, стимулирующим творческую мысль современных архитекторов вплоть до наших дней.
Татлин целиком отрекается от архитектоники традиционных стоечно-балочной и каркасной конструкций, которые несли в себе метафорическую формулу преодоления сил тяжести и косности материи. «Как принцип необходимо утвердить… чтобы памятник был местом наиболее напряженного движения: меньше всего в нем следует стоять и сидеть, вас должно нести механически…» Стальные спирали башни без видимых усилий возносятся к небу — в самой форме спирали заложена идея движения. Зрительно это движение поддерживается заполняющими витки треугольными конструкциями, обращенными острыми углами вверх, а на деле его реализуют многочисленные электрические подъемники, связывающие отдельные части здания. Категория движения осмысливается не только метафорически, но и реально — движение лифтов, свободное парение в пространстве и вращение главных объемов сооружения вокруг своей оси входят в художественный образ.
«Башня Татлина» была надолго забыта. Но, к счастью, не навсегда. Стоило чиновникам от культуры заявить об участии СССР в какой-либо всемирной или просто международной выставке современного искусства, как Запад ставил непременное условие: там должны быть работы конструктивистов и в первую очередь Владимира Татлина. Министерству культуры СССР, которое так хотело вывозить на зарубежные выставки идеологически “правильных” художников, приходилось идти на уступки, и постепенно Запад получил доступ к конструктивистским работам русских авангардистов двадцатых годов. Копии татлинского макета украсили Музей Гуггенхейма в США и многие музеи современного искусства Западной Европы. «Башню» и сегодня проходят в университетах и лицеях многих стран мира как одну из вершин мировой культуры.
Урбанизмо.ру — Современная архитектура
Отзывы и комментарии