Фильм «Лазурный берег» (By the Sea). Есть ли что-то вечное в человеческой жизни?

Фильм «Лазурный берег» (By the Sea), США, 2015 г., сценаристом и режиссёром которого стала Анджелина Джоли, снимался на протяжении девяти недель в портовом городе Мджарр на острове Гоцо, входящем в Мальтийский архипелаг. Декорации кафе и отеля были выстроены с таким расчётом, чтобы из окон открывался вид на порт.

О том времени, которое съёмочная группа провела на острове, Б. Питт вспоминает: «Мы ежедневно могли наслаждаться чудесным видом на бухту, выдавая близлежащий город за французский Марсель. Мы бесконечно признательны правительству Мальты и руководству города Гоцо, которые встретили нас с распростёртыми объятиями».

Сценарий фильма Джоли написала до начала работы над военной драмой студии Universal «Несломленный» и до своего режиссёрского дебюта — фильма «В краю крови и мёда». В сценарии «Лазурного берега» режиссёр исследует сложные человеческие отношения — любовь, преданность, отчаяние.

«Я села работать над сценарием фильма „Лазурный берег“ с твёрдым намерением изучить такую эмоцию, как скорбь. Некоторые оказываются совершенно беззащитными перед ней, другие впускают её в свою жизнь и мирятся с этим, третьи находят способ ей противостоять. Словом, каждый человек относится к заинтересовавшему меня вопросу по-своему».

Действие фильма «Лазурный берег» происходит в 70-е годы XX века. Это история об американском писателе Роланде (Питт) и его жене Ванессе (Джоли). Они в браке более десяти лет. Прошёл период успеха его писательской карьеры и её в качестве танцовщицы. Две попытки завести детей завершились бездетностью. Отношения пришли к кризису, но не только из-за этого. Роланд пьёт, Ванесса — мизантроп, скрупулёзно занятая своей внешностью. Эти качества отдаляют их.

Почему они до сих вместе — объясняет режиссёр: «Большинство пар, оказавшихся в ситуации Ванессы и Роланда, наверное, предпочли бы развестись. Мы же считаем, что суть клятвы, которую супруги дают друг другу на свадьбе, заключается в том, чтобы противостоять любым обстоятельствам, быть до конца верным тому, кому посвящаешь свою жизнь. Иногда супружеская жизнь непроста, но ты всегда помнишь о своей клятве, о том, через что тебе довелось пройти с этим человеком, и ты твёрдо понимаешь, почему ты именно с ним. Тебе комфортно и радостно жить с ним душа в душу. Как правило, один из супругов вынужден отказываться от большего, чем его или её вторая половина, и именно благодаря этому брак остается на плаву».

Супруги приехали на французское побережье, чтобы отдохнуть и дать Роналду возможность найти вдохновение, беседуя с мудрыми местными стариками Мишелем (Ареструп) и Патрисом (Боренже). В отеле по соседству поселились молодожены Лия (Лоран) и Франсуа (Пупо), не стесняющиеся своего счастья. Их звонкий смех и чувственность контрастируют с чопорностью и холодностью семьи писателя. Кажется, что волею судеб рядом оказались счастье и горе. И не смогли не повлиять друг на друга. Рядом им не место.

Стилистика «Лазурного берега» взята из европейских кинолент и театральных постановок 60-х и 70-х: неспешное повествование, акцент на малозначительные детали, эмоционально зависимые диалоги. Действия фильма воспринимаются так, будто они то замирают на месте, то сумбурно нагромождаются. Режиссёр наполнила работу психологизмами — душевными терзаниями, взаимными упрёками и болезненными созависимостями. Нередко общение происходит с помощью только многозначительных взглядов. Чуть показавшаяся теплота сменяется глубокими размолвками, и кажется, что оставаться вместе больше незачем. Да и невозможно.

Ванесса молчалива и загружена переживаниями. Она с трудом смиряется со своей жизнью, спасаясь то антидепрессантами, то скандалами. Роланд прячется в алкогольном забытье и психической отрешённости. Работа над романом не клеится. Отношения с женой угнетают. Лазурный берег создаёт убедительный контраст между изнуряющей западнёй человеческих отношений и великолепной мудрой природой. Люди слабы и беспомощны. Нет ничего вечного в человеческой жизни. Или всё-таки есть?

Режиссёр и сценарист пытается поднять очень сложную тему. Ненависть и любовь, ревность и преданность, толерантность и нетерпимость оказались главными героями фильма. Фильм не воспринимается однозначно. Многозначительные паузы заставляют скучать. Скандалы героев малоинтересны и кажутся бытовыми схватками капризной истерической особы и спивающегося неудачника. Каменное лицо Ванессы не всегда выражает тонкую скорбь. Героиня вызывает отчуждение, потому что принуждает окружающий мир вертеться вокруг себя. Когда сама от него отворачивается.

Джоли считает, что выбранный временной период давал ей определённую свободу: «В современных фильмах на любое поведение можно навесить ярлык, типа „это — хорошо, а то — плохо“. Нам было очень важно иметь какое-то оправдание чудовищному поведению героев фильма. И мы все сошлись во мнении, что-то время было бы для нашего фильма идеальным».

Фильм создан высокопрофессиональной командой, которая наверняка учитывала все пожелания сценариста и режиссёра. Джоли подобрала исключительную закадровую команду, куда вошли оператор Кристиан Бергер (БЕЛАЯ ЛЕНТА; ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ), который использовал для съёмок осветительную систему Cine Reflect; художник-постановщик Джон Хатмэн (НЕСЛОМЛЕННЫЙ; ПРОСТЫЕ СЛОЖНОСТИ); монтажёры Патриция Роммель (ЖИЗНЬ ДРУГИХ; В КРАЮ КРОВИ И МЁДА) и Мартин Пенса (ДАЛЛАССКИЙ КЛУБ ПОКУПАТЕЛЕЙ; ДИКАЯ); дизайнер костюмов Эллен Миройник (УОЛЛ СТРИТ: ДЕНЬГИ НЕ СПЯТ; ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ). Помимо Питта, функции исполнительных продюсеров выполняли Крис Бригэм (НАЧАЛО), Холли Голайн (НЕСЛОМЛЕННЫЙ) и Майкл Виейра (НЕСЛОМЛЕННЫЙ).

Изначально Джоли не планировала играть в фильме главную роль. «Я написала сценарий задолго до того, как стала снимать фильмы, поэтому на тот момент не предполагала, что мы с Брэдом можем сыграть главных героев, — объясняет она. — Иногда трудно найти причину, по которой тебя начинает интересовать та или иная тема. Во всяком случае до тех пор, пока она окончательно не захватит тебя. Тогда начинается ответная реакция на написанное, невольно задумываешься о том, что тебя беспокоит и влияет на твою жизнь. Я никогда не предполагала, что мы будем снимать этот фильм или сниматься в нём, поэтому у меня, как у сценариста, были развязаны руки».

Джоли признаётся, что питает живой интерес к неоднозначному восприятию различных аспектов человеческого существования, и это нашло своё отражение в сценарии: «В жизни нет безусловных трагедий, стопроцентного юмора, идеального повода для веселья. Есть предельные показатели и промежуточные значения. Это касается и отношений. Можно заливаться слезами, а через несколько минут расхохотаться, услышав какую-нибудь шутку. В фильме очень наглядно демонстрируются эти перепады. Это будет понятно тем, кто был бесконечно, безудержно влюблён. Согласитесь, даже очень любимого человека изредка хочется убить. Любимые вызывают у нас головокружение, заставляют делать глупости. А порой из-за них мы впадаем в депрессию, чувствуем себя жалкими и несчастными. Отношения развиваются волнообразно. Многие поступки влюблённых с трудом поддаются пониманию и объяснению, а это даёт сценаристу определённый карт-бланш для творческого поиска».

То, что Джоли начала работать по обе стороны от камеры, сказалось на сценарии картины. «Лазурный берег» не должен был стать коммерческим фильмом, — утверждает она. — Картина предоставляла нам возможность поэкспериментировать, создать что-то тонкое и по сути своей исключительное. Авторы некоммерческого кино обладают определённой свободой. Ты можешь быть более откровенным, не бояться работать методом проб и ошибок. На эмоциональном уровне это сложнее, но и результат себя оправдывает. Все творческие люди любят пробовать что-то новое и избегают очевидных и простых решений. Надеюсь, наши старания по достоинству оценят зрители с нетривиальным мироощущением, ищущие в кинематографе каких-то новых эмоций".

Джоли признается, что работа по обе стороны камеры связана с определённым стрессом: «Когда работаешь над фильмом, в котором снимаешься сама, очень трудно трезво оценивать свою героиню… во всяком случае, поначалу. Во время чернового монтажа я невольно фокусировала внимание на других персонажах. Мне потребовалась какое-то время на то, чтобы переключиться на Ванессу и позволить ей занять важное место в повествовании. Если можно так сказать, я не сразу нашла к ней подход».

Создатель фильма А. Джоли хотела показать именно такие отношения, именно такую депрессию и именно такой выход из ситуации. Поэтому нравятся зрителю герои или нет, личное дело зрителя. Философские мелодрамы должны выдержать суд временем. Который покажет — стоит эта история увековечения или пролетит мимолётно, как многие жизненные катаклизмы, оставившие в душах сложный осадок.

В ролях: Брэд Питт, Анджелина Джоли, Мелани Лоран, Мельвиль Пупо, Нильс Ареструп, Sarah Naudi, Ришар Боренже, Джордж Камиллери, Анна Качья, Фридерик Десса.

Премьера в РФ — 11 февраля 2016 г.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: