Действительно ли «Троица» написана Андреем Рублёвым?
Андрей Рублёв — русский художник, иконописец. Наверное, самая известная его работа — «Троица», расположенная сначала в Троицком соборе, а затем — в Третьяковской галерее. Но действительно ли эта икона была написана рукой Андрея Рублёва?
В рукописном подлиннике семнадцатого века есть информация, что Рублёв написал «Троицу» в похвалу Сергею Радонежскому — монаху Русской церкви, основателю многих монастырей.
Почти все исторические источники противоречат друг другу в вопросе: «А когда же была написана „Троица“?»
Кто-то считает, что икона была написана около 1390 года, а есть люди, утверждающие, что, учитывая жизненный путь Рублёва, «Троица» датируется 1425 годом.
Согласно найденным летописям, Андрей Рублёв находился в Москве в 1405 году вместе со своими учителями и иконописцами: Феофаном Греком и Прохором из Городца. Они готовили фрески для Благовещенского собора в Московском Кремле. Значит, «Троица» могла быть написана Рублёвым либо до 1405 года, либо после 1410-го, как утверждают многие источники.
Известно, что в декабре 1408 года Троицкая церковь была сожжена, поэтому существует версия, что Рублёв написал «Троицу» для только что построенной на том же месте новой церкви.
А если писал икону вовсе не Рублёв? Все архивы, все документы умалчивают отношение Андрея Рублёва к этой иконе.
Единственное упоминание — это сборник «Сказание о святых иконописцах», составленный в Москве в конце 17-го (!) века. Он основывался на древних текстах, и только там сохранился достаточно достоверный текст о Рублёве. Но для многих видных искусствоведов это не причина считать «Троицу» произведением художника.
К сожалению, эта икона выглядела на протяжении пятисот лет не так, какой она была первоначально.
Сначала, в 1575 году, Иван Грозный велел укрыть икону золотой пластиной с отверстиями для ног, рук и ликов (изображением лиц святых). По-другому это называется «оклад».
А в 1600 году Борис Годунов решил приукрасить икону ещё больше — и покрыл её олифой. Это делалось для яркости, для эффекта. Но со временем олифа темнела, тем самым искажая изображение. Художники постоянно переписывали картину поверх образовавшейся плёнки.
Только в 1904 году реставраторы решили прекратить это безобразие и начали переделывать всё, что образовалось за триста лет с бедной «Троицей». Они начали производить расчистку знаменитой иконы.
Василий Гурьянов — иконописец и по совместительству реставратор — вынул икону из иконостаса, снял с неё оклад и освободил картину от лишних записей других художников, которые всё время её обновляли.
Живопись Рублёва (или же другого художника), которая была первоначальной на картине, дошла до нашего времени с большими утратами. Сразу в одной иконе сочетается множество слоёв разного времени.
Сейчас ведутся научные работы по поводу этой иконы. И, как говорит лектор Третьяковской галереи, искусствовед Е. В. Гладышева: «Сказать, что „Троицу“ написал Рублёв мы (точно) не можем».
Быть может, авторами иконы были последователи этого художника или люди, владевшие техникой с таким же мастерством, как сам Рублёв. Его имя как иконописца было довольно-таки известно современникам, поэтому многие иконы приписывались именно ему.
Может быть, мы никогда и не узнаем имя автора этого замечательного произведения. Но будем надеяться, что скоро туман рассеется и для нас откроется подлинное имя иконописца, написавшего знаменитую «Троицу».