Что рекомендуют есть в Сочельник?
В послесоветское время мы всё так же празднуем Новый год. А наряду с этим сугубо светским праздником — Рождество (некоторые тоже дважды — католическое и православное) и Крещение. А часто ли мы вспоминаем, что помимо православно-католическо-светского, этот комплекс праздников включает и мощный языческий компонент?
Знаю, что многие православные не поверят. Даже всерьёз не воспримут. Да и ладно! Статья ж не зря запаздывает к Рождественскому Сочельнику. Вдруг кто хоть немного ей поверит, зачем людей в праздники смущать? А кроме того, есть еще Сочельник. То есть Сочельники, ведь их тоже два. Первый предшествует Рождеству, второй — Крещению.
Статья, собственно, о Сочельнике. Точнее — об особых традициях еды в Сочельник. Почему канун этих праздников так называется? Ведь ничего на свете не бывает «просто так», тем более в обрядах. Вплоть до мельчайших деталей.
Прошу простить заранее, дальше я апеллирую к Википедии, хоть это и дурной тон. Есть там сомнительные статьи — но научные факты она описывает вполне точно. К тому же ссылаясь на профессионалов. Так же и религиозные моменты — в основных религиях всё достаточно чётко проработано и описано у специалистов, священнослужителей и учёных-религиоведов. Ну и сам стараюсь сверять информацию, да и не ограничиваться одной Вики…
Какое главное праздничное блюдо? Нет, не мясо с водкой. И даже не салаты. В Сочельники же принят пост — вначале — Рождественский, затем однодневный Крещенский. Мясо — завтра. Традиционное блюдо — коливо. Оно же сочиво, как его чаще зовут на православных ресурсах, подчёркивая связь с Сочельником.
Само название «Сочельник» выводят то ли от «сочива» (Вики), то ли от «сочня» (Этимологический словарь Фасмера). В любом случае, название праздника — от обрядового блюда, а не наоборот.
Думаю, все согласятся с тем, что сочиво — еда особая, обрядовая? Ясное дело, раз к празднику готовится! А кто задумывается о связи каши (которой, по сути, является сочиво) с Рождеством? Дело в том, что люди вообще не склонны задумываться над «очевидным», над «данностью». Традиция, понимаешь! И в православных источниках сказано: сочиво, традиционное блюдо, готовят в Сочельник.
Вот только повторю: нет, нет в религиозных обрядах и установлениях ничего беспричинного и безосновательного. И «просто традиции» не бывает. Даже если нам об этом не сказали, даже если корни за давностью забыты.
А здесь они не забыты. Просто уходят глубоко в прошлое. Совсем глубоко, в языческие времена. Вот там связь каши с праздником становится логичной. Только тогда люди праздновали не Рождество — какое же Рождество у язычников-то? На самом деле славяне начинали празднование примерно с даты нынешнего католического Рождества и — до нынешнего Крещения. Праздновали, как и мы, начало года.
Да, выходит, у предков Новый год начинался с разных дат… Второй раз — на Масленицу (разумеется, не нынешнюю, а настоящую, в конце марта). Там — не в феврале, как сейчас, а в марте — празднуется действительное начало весны. Зимние же праздники начинаются с поворота Солнца на лето — дня зимнего солнцестояния, самого короткого дня в году.
И в этот праздник каша-сочиво отлично вписывается, символизируя плоды земледелия! И не только. Сочиво ж не только к Рождеству и Крещению готовится. Это в принципе ритуальное блюдо, а календарных праздников у славян-земледельцев было изрядно. И всё не случайно, а в строгом соответствии с природными циклами. Или, что одно и то же, с солнечным календарём.
А сочиво нам привычней называть кутьёй. И если в Сочельник это блюдо готовят далеко не все, то на поминках — думаю, процентов 90. Потому как рождественские обычаи подзабыли, а похоронные, естественно, нет.
Не задумывались, как связаны кутья и похороны? Ведь на непредвзятый взгляд — абсурд: поминать обязательно сладкой кашей. Непременно (во всяком случае, другого я не встречал) рисовой. И вообще — поминать едой. Какая связь-то?
Прямая. Крупы — основа питания земледельца. Соответственно, это символ жизни, очень логичный в начале года, после поворота солнца на лето. На поминках же — связь скорее обратная: поминальная трапеза — символ жизнеутверждения, как бы в противовес смерти. В дохристианское время обряд поминальной тризны был куда полнее: воинские игры и пир. Сейчас, кажется, остался лишь отголосок в виде поминальной трапезы. И кутья-сочиво — символ жизни и земных плодов.
Да, ещё блины. Они ж тоже жарятся на поминках? Ну блин — древний символ Солнца, совсем уж очевидно символизирующий жизнь!
На Рождество блины не жарятся? Так это сейчас. Напоминаю то, что сказал вначале: «Сочельник» — от Сочива либо сочня. Вот сочень в традиции — и есть лепёшка из тонко раскатанного теста. Из которой, вроде бы (насколько я понял из поверхностного упоминания), в сочельник могли вырезать… маску. Видимо, попросту проделав отверстия для глаз и носа. Об этом ритуале пока ничего не могу сказать — но важен уже сам факт: никакого отношения к христианству всё это не имеет! Похоже, эти сочни — и есть нынешние блины. Которые мы к Рождеству давно не жарим. А ведь логично обращаться к солнечной символике в дни, когда день становится длиннее ночи!
Ну и сам термин Святки, очень вероятно — пришёл с языческих времён. Святые дни!
Похоже, православные, да вообще христианские, праздники «закрыли» древние языческие. Вначале постом, в который запрещается праздновать. Дальше — Рождеством и Крещением, которому снова предшествует Сочельник, однодневный пост. А ведь это — пора языческих, изначальных Святок! Закрытых праздниками православными. И соответствующими им постами, временем строгого телесного и духовного воздержания. Это в самый разгар языческих праздников — времени гаданий, ритуалов, обрядовых трапез, игр, песен!
И снова это нормально! Это обычная христианская практика! Святкам и Сочельникам присвоен глубоко православный смысл. И судя по православным сайтам, сочиво давно включено в православную кухню. Так что — празднуйте и ешьте!