Хиты 1960-х. Могут ли психоделические песни быть поп-хитами? История композиций «Kites» и «Hole In My Shoe»

Во второй половине 1960-х годов в рок-музыке буйным цветом расцвело такое направление, как «психоделия». Поводом для возникновения этого дивного стиля послужило не только увлечение галлюциногенными наркотиками, но и тяга молодёжи «изменить и расширить сознание» за счёт поиска необычного звучания в музыке и необычных образов в текстах. SIMON DUPREE & THE BIG SOUND — «Kites» (1967)

Одним из представителей раннего психоделического рока является британский коллектив SIMON DUPREE & THE BIG SOUND, основанный братьями Дэреком, Рэем и Филом Шульменами.

В 1967 году они выпустили свой главный хит — песню «Kites» («Воздушный змей»), написанную Хэлом Хекили и Ли Покрассом.

Дэрек Шульман: «Мы попросили Джона (Джона Кинга — продюсера группы — С.К.) найти нам хит, потому что писать собственный материал — дело неслыханное в те времена. И Джон пошел в Ribbins Music и взял песню под названием «Kites», которая нам показалась полным мусором. Мы сказали: «Нет, спасибо, мы не собираемся записывать это. Мы — рок-группа. Забудь».

Продюсеру буквально пришлось заставить группу взяться за песню. И за два с половиной часа любовная баллада про то, как лирический герой запускает в небо змея со словами «Я люблю тебя», превратилась в образец психоделии. В аранжировке зазвучали такие экзотические для поп-музыки инструменты, как меллотрон (прообраз будущих сэмплеров), ксилофон и даже аппарат, имитирующий звук ветра.

Так как родиной воздушного змея является Китай, то музыканты решили добавить и в текст толику восточной экзотики и загадочности. Конкретно — вставить туда отрывок на китайском языке. Текст написал какой-то работник китайского ресторана, а прочла его знакомая группы — актриса Джеки Чан. Забавно, что ни один участник SIMON DUPREE & THE BIG SOUND не понимал, о чём говорится в этом отрывке.

Не парились по этому поводу и слушатели, которые поместили сингл «Kites» в ТОП-10 британского хит-парада.

Дэрек Шульман: «Мы не могли поверить, что баллада выстрелила, а не другие вещи. Она поднялась до пятого места, мы съездили в ещё несколько сборных туров. И хотя не по своей воле, мы стали более поп-ориентированными».

Рэй Шульман: «Ирония в том, что до хит-сингла мы делали то, что хотели, а денег с выступлений не больно прибавилось. Мы были крутой рок-группой, и вдруг у нас сложился имидж на основе глупой баллады».

Через два года братья Шульманы распустят SIMON DUPREE… и обретут творческую свободу, создав новый коллектив GENTLE GIANT — очень экспериментальный и завёрнутый. TRAFFIC — «Hole In My Shoe» (1967)

Похожая история приключилась и с другой британской психоделической группой — TRAFFIC. Почти все её участники свой главный хит — «Hole In My Shoe» («Дыра в моём ботинке») — терпеть не могли. Лидер TRAFFIC — Стив Уинвуд — называл его «банальной песенкой», которая «портит имидж группы».

Такому неприятию способствовали и натянутые отношения с автором песни — гитаристом Дэйвом Мэйсоном. В то время, как остальные члены группы пытались творить в хипповском духе — жили коммуной, совместно музицировали, Мэйсон оставался индивидуалистом и писал песни сам по себе.

По своему тексту и мелодии «Hole In My Shoe» напоминала абсурдную детскую песенку — нечто похожее уже сотворил Джон Леннон в своей «Lucy in the Sky with Diamonds». Как и Леннона, Мэйсона постоянно спрашивали, не принимал ли он в процессе творчества что-нибудь «расширяющее сознание»? Тот отвечал, что ничего не принимал, а песня ему просто приснилась (кстати, это была первая песня, написанная им в жизни).

Я посмотрел в небо, Где слона глаз Смотрел на меня Из дерева-жвачки.

И всё, что я знал — Была вода, просачивающаяся Сквозь дыру в своём ботинке…

Как и в «Lucy in the Sky with Diamonds», в «Hole In My Shoe» звучал ситар (благодаря BEATLES, звучание этого индийского струнного инструмента уже начало превращаться из экзотической «фишки» в модное психоделическое клише). В песне можно услышать и детский голос, который читает отрывок про гигантского альбатроса (он принадлежал падчерице Криса Блэквелла — одного из руководителей Island Records).

Несмотря на то что «Hole In My Shoe» в итоге зазвучала достаточно психоделично и заняла в британских чартах 2-е место, Мэйсон назвал свой хит «началом конца». И действительно, TRAFFIC никогда не исполняла песню на сцене, а её автора, в конце концов, из своих рядов изгнала.

Тем не менее «Hole In My Shoe» осталась достаточно ярким образцом музыки той эпохи. Подтверждение этому — успех кавера, который в 1984 году актёр Найджел Плэнер исполнил в британском ситкоме «Подрастающее поколение», где сыграл роль комичного отмороженного хиппаря.

P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: