Сравнение образов Пугачева в исторической повести и в историческом труде


Пугачев и народ в «Капитанской дочке»

В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин создал удивительный образ русского народа, одним из ее представителей был Емельян Пугачев, которому слава Гришки Отрепьева не давала покоя.

Правда, если быть последовательными, то разговор о русском народе следует начинать с Савельича. Это на редкость удивительный и целостный образ. Он с раннего детства воспитывал Петрушу Гринева, а когда тот отправился в армию, Гринев-старший послал Савельича с ним. У стремянного не было собственной семьи и детей, и поэтому Савельич был искренне привязан к молодому Гриневу, и даже, как покажут дальнейшие события, готов был пойти за него на виселицу.

В повести есть еще одна крепостная – девка Палаша, помогавшая жене капитана по хозяйству. Девушка энергичная, расторопная. В суматохе, после гибели Мироновых, она несколько раз могла сбежать, и никто бы ее не хватился. Но она осталась около Маши, заботилась о ней, помогала ей во время болезни и заточения, как могла.

С Пугачевым главный герой повести познакомился в пути, во время вьюги. Он отличался острым умом, уверенностью в себе, везде был, как у себя дома. Острый, цепкий взгляд проводника еще в первую встречу поразил Гринева.

Вторая встреча Гринева с Пугачевым состоялась во время захвата крепости. В этом эпизоде Пугачев проявил жестокость в отношении к тем, кто отказывался присягать ему. Но эта жестокость нужна была ему, чтобы запугать остальных. Слава Гришки Отрепьева не давала ему покоя. Он хотел почувствовать себя царем всея Руси. Пугачев был крайне недоверчив. Понимая, что любой из его подчиненных, за исключением двух-трех человек, готов всадить ему нож в спину, все проверяет самолично. Например, когда Маша застонала за перегородкой, он пошел лично убедиться в том, что там действительно лежит девушка, а не прячутся его преследователи.

Гринева поразило то обстоятельство, что «пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!». Яркими представителями народа в этой повести можно назвать и соратников Пугачева. На Гринева глубокое впечатление произвела простонародная песня, которую они пели после застолья. Гринев понимал, что все эти люди, сидящие за столом, обречены на гибель. И при этом они пели о виселице. Пели выразительно, стройными голосами и с унылым выражением лица.

Ближайшими соратниками Пугачева, его «енералами», были беглый капрал Белобородов, второй – Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Между ними было явное соперничество. И по замечанию Хлопуши, Белобородов отличался особой жестокостью.

Пугачев явно симпатизировал Гриневу за его великодушие, порядочность и искренность. Гринев тоже испытывал двойственные чувства к предводителю разбойников, виновного в гибели капитана Миронова, его жены и тех, кто отказался присягать. Но с другой стороны он сочувствовал разбойнику, потому что видел перед собой человека неглупого, способного на великодушные поступки, и в то же время честного. «Пугачев был ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня», — признается Гринев.

В повести Пушкин описывает отдельных представителей народа, не имеющих дворянского происхождения и воспитания. Казалось бы, они не должны обладать ни порядочностью, ни образованностью, ни культурой. Но, тем не менее, мы видим, что они способны на благородство и преданность, порой сильнее некоторых представителей дворянства. Недостаток грамотности у них компенсируется острым умом, жизненным опытом и сметливостью.

Простые люди чувствуют прекрасное не хуже представителей дворянства. Достаточно вспомнить пение разбойников. Да и разбойниками они стали не от хорошей жизни.

Но существует другой народ. Это стихийная масса людей, толпа. Она легко управляема. Какой магнетизм лидеров заставляет управлять толпой, изучается даже в наши дни. Пугачев был лидером толпы. Толпа опасна.

«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Надо полагать, что Пушкин, изучив архивные документы пугачевского бунта, и побывав в местах, где все это происходило, понял, как заблуждался, призывая к свержению самодержавия. Это тоже бунт в своем роде. Пушкин отказался от большинства своих юношеских идей. В одной из редакций повести «Капитанская дочка» фраза о русском бунте имеет продолжение:

«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

«Пугачёв и его сподвижники»

Центральная историческая фигура повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — Емельян Пугачев. И хотя повесть освещает небольшой промежуток его жизни, характер этого героя раскрывается в полной мере, показывая его с разных сторон. Первая встреча с Пугачевым происходит в зимнюю непогоду, сильную метель, когда Гринев едет к месту службы в Белогорскую крепость. Находясь в степи в такую непогоду, Пугачев не теряет спокойствия, его хладнокровие ободряет других путников. Гринев так говорит о нем: «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили». После приезда путников на постоялый двор, автор знакомит нас с Пугачевым более подробно, описывая его внешность: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Таким образом, создается впечатление о Пугачеве, как о простом, хитром и смекалистом человеке. Следующая встреча с ним происходит уже во время штурма Белогорской крепости армией мятежников. Здесь Пугачев показан военачальником, предводителем этого восстания. Он ведет себя уверенно и смело, не прячется от пуль: «Испугавшись выстрела картечи, мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал…». Вдохновленные своим командиром, мятежники захватывают крепость. После одержанной победы, Пугачев предстает перед нами безжалостным палачом, казнящим ни в чем неповинных людей. И в то же время видно, что он не совсем лишен милосердия и умеет платить за добро добром. Пугачев сохраняет жизнь Петру Гриневу и разрешаете ему уехать в Оренбург. Этот поступок несколько меняет наше отношение к Пугачеву-мятежнику. Мы видим, что он способен и на добрые поступки, а его участие в судьбе Маши Мироновой и Гринева довершают портрет человека, умеющего быть душевно щедрым. На военном совете мы видим Пугачева в окружении его сподвижников — казацких старшин. Во время обсуждения военных действий «все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева». Пугачев, как истинный выходец из народа, не требует к себе особенного уважения и почтения, в его отношениях с казацкими старшинами царит простота и искренность. В едином душевном порыве, он с товарищами поет русскую народную песню о людях, обреченных на казнь. Но среди сподвижников Пугачева находятся «новобраные изменники» — Швабрин и урядник Максимыч. К сожалению, предателями в дальнейшем окажутся и казацкие старшины, которые сделали из него «вожатого». Они выдали Пугачева правительству, как только восстание пошло на убыль. Вся повесть, освещая бунтаря Пугачева с разных сторон, показывает нам, что он палач поневоле, так сложились обстоятельства, на него пал выбор старшин. Он многое делал для успеха восстания, но крестьянская армия всегда обречена на провал в борьбе с государственной властью. Хорошо, что со страниц повести мы увидели не только Пугачева жестокого и безжалостного, но и Пугачева благодарного, простого и умного.

Сочинение 8 класс. Неоднозначный образ Пугачева (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

1 вариант сочинения

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» нашли отражение исторические события 70-х годов XVIII века, а именно крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Благодаря тщательному изучению архивных материалов, посещению Казанской и Оренбургской губерний, собиранию сведений от старожилов и очевидцев тех событий, Пушкину удалось создать яркий и самобытный образ предводителя крестьянской войны.

Автор раскрывает неоднозначность и многогранность фигуры Пугачева. Он так описывает его портрет: «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».

В начале повести Пугачев предстает перед нами как обычный разбойник, вынужденный скрываться от своих недругов. Однако, штурмуя Белогорскую крепость, он преображается. Это уже талантливый и храбрый полководец: «в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке», он способен увлекать за собой народ.

Грозен Пугачев в роли государя Петра III, хоть он и самозванец. Он беспощадно карает тех, кто отказывается признать его власть, от остальных же требует беспрекословного повиновения.

Пугачев, несомненно, неординарная личность. Он сообразителен, смел, умен. Присуща ему и русская удаль, вера в свою удачу: «Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся!»

Совсем с другой стороны раскрывается вождь повстанцев в отношениях с Петром Гриневым. Становится понятно, что он умеет ценить искренность, не забывает добрые поступки. Среди положительных качеств Пугачева можно назвать щедрость, справедливость, дружелюбие, остроумие, великодушие. В благодарность за подаренный когда-то заячий тулупчик он оказал неоценимые услуги Гриневу — а ведь тот находился на службе у государыни, то есть был, по сути, его врагом и противником.

Лично мне Пугачев симпатичен. Я считаю, что его жестокость была вызвана обстоятельствами, искренним стремлением помочь угнетенному народу, улучшить его тяжелую бесправную жизнь. Ведь не случайно крестьяне считали его «спасителем», называли «отцом родным».

Читая повесть А. С. Пушкина, понимаешь, что бунтарь Пугачев — выдающаяся историческая личность, он как предводитель крестьянского восстания представлял реальную угрозу царской власти в России, за что и был так жестоко покаран Екатериной II.

2 вариант сочинения

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, и только во времена Пушкина стали появляться первые исторические сочинения, повести и даже романы о пугачевщине. Но о самом Пугачеве писали только как о «злодее», «убийце», «враге отечества», и только простой народ хранил память о нем как об «отце», заступнике угнетенных. Пушкин первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа и задумал написать о нем.

«Капитанская дочка» — прежде всего художественное произведение, но фантазия художника не исказила исторической правды. В окружении вымышленных героев и событий ярче вырисовывается неоднозначная и противоречивая фигура Пугачева. И особенно ярко его образ предстает перед нами, когда мы видим его глазами молодого героя романа — Петра Гринева.

Впервые Пугачева мы встречаем во второй главе. И уже это первое знакомство говорит о сложности и противоречивости его характера. Попавший в буран Гринев натыкается «то ли на волка, то ли на человека». Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой — «вожак разбойничьей стаи». Всего несколько слов, произнесенных незнакомцем, успокаивают Гринева, и он засыпает, «убаюканный пением бури и качкою тихой езды». Сон, который видит герой, в иносказательной форме раскрывает дальнейшее развитие сюжета и говорит о неизгладимом впечатлении, произведенном на Гринева вожатым. Героя поразило в нем сочетание несочетаемого: «страшный мужик», наполнивший комнату мертвыми телами, «ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…».

«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Такое описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор на постоялом дворе заставляют Гринева напряженно вглядываться в лицо незнакомца, но он остается неразгаданным как для него, так и для читателя.

Следующая встреча героев происходит в главе «Приступ». Сначала Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Мы видим его в центре вооруженной толпы: «На белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость». Его внешность и поведение свидетельствуют о его желании соответствовать представлению народа о предводителе. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев управляет разыгрывающимися событиями. Испугавшись картечи, «мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал…» Мы не слышим слов героя, но его напряженная фигура и жесты говорят о воздействии, которое в данный момент он оказывает на своих подчиненных: «Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас возобновились…».

«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Пушкин намеренно не показывает выражение лица и глаз Пугачева во время вынесения смертных приговоров, он рисует лишь отрывистые жесты и резкие фразы: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком… «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня».

В главе «Незваный гость» один за другим идут сразу три портрета Пугачева. Сначала попадья Акулина Памфиловна говорит об «ястребиных», хищнических глазах Емельяна, затем Гриневу предоставляется возможность самому разглядеть вожатого в его новом обличье. Попав на военный совет, Гринев внимательно глядит на страшных знакомых: «…Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами… С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». Двойственность лица, бросившаяся в глаза Гриневу на постоялом дворе, или же его закрытость, проявившаяся во время казни, исчезают.

Во время принятия важного решения Пугачев серьезен и спокоен. Автор любуется простотой и искренностью отношений казаков, явно противопоставляя им в дальнейшем военный совет в Оренбурге. В следующей картине герой слит со своими товарищами в едином душевном порыве, вызванном исполнением народной песни. «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все это потрясло меня каким-то пиитическим ужасом», — делится своими ощущениями Гринев. Пугачев в этом описании выступает опять в новой роли. Его облик соотнесен с фольклорным образом разбойника, судьба героя зеркально отражается в исполняемой им песне. Однако уже через несколько минут перед нами оказывается другой человек: «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такой непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему». Смех Пугачева моментально сближает его с Гриневым, он опять превращается в веселого вожатого, спасшего молодого офицера во время бурана в степи. Между героями возникает искренний разговор, Гринев отказывается признать в ловком бродяге своего государя и служить ему, а Пугачев, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, разрешает ему уехать. Именно после этой встречи Гринев проникается к Пугачеву симпатией, переросшей затем в более глубокое и мучительное чувство: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал его вырвать из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время».

Некоторые исследователи утверждают, что Пушкин идеализировал Пугачева, противопоставлял его крестьянскому движению. Но в романе неоднократно подчеркивается, что Пугачева поддерживали широкие народные массы, которые не могли состоять сплошь из злодеев. Смелость Пугачева, его ум, находчивость и энергия завоевали сердца всех, кто стремился сбросить с себя гнет крепостничества.

Отношение Гринёва к Пугачёву

В произведение «Капитанская дочь» А.С. Пушкина главным героем является Гринев Петр Андреевич. Это молодой офицер, который очень сильно полюбил дочь капитана Миронова. А вот легендарной личностью в данном произведении считается Емельян Пугачев, сыгравший значимую роль для большинства людей, в том числе и Петра Гринева.

Когда Гринев отправлялся на военную службу, он был еще совсем мальчик. В дороге он повстречал Пугачева, спавшего мальчика от неминуемой смерти. Петр не знал, как отблагодарить своего спасителя. Деньги были у слуги, которого приставили к молодому офицеру. Единственное, что он мог предложить — напоить его чаем, но тот вместо него, попросил бокал вина.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

На следующий день у Петра снова не получилось забрать свои деньги у Савельевича. Он все равно хотел быть взрослым и самостоятельным, поэтому решает отдать Пугачеву свой тулуп. То ли тулуп, то ли наивность самого молодого офицера, но разбойник зауважал Гринева. На тот момент никто из них не мог подумать, что как раз подаренный тулуп сможет спасти жизнь нескольких людей.

Вторая встреча двух персонажей произошла в крепости, где Гринев служил. Пугачев сразу узнал молодого офицера и хорошо запомнил его не из-за подаренного тулупа, а как раз из-за честности и верности своему делу. Петр Андреевич и Емельян Пугачев были сильными личностями, которые с легкостью могли отстоять свою точку зрения и не поддавались влиянию со стороны. Единственной разницей между ними было то, что Петр, в связи со своей молодостью, был неопытным и наивным в некоторых моментах, а вот Пугачев — опытным, как в военных вопросах, так и в жизненных. Как раз с помощью Емельяна получилось спасти возлюбленную Петра.

В свою очередь, сам Петр Гринев совершенно не боялся Пугачева и старался его как-то зацепить, а, наоборот, относился к нему с уважением. Оба персонажа понимали, что для друг друга они как бы враги, но не смотря на это, все равно старались сохранять человеческие чувства по отношению друг к другу. Некоторым такое их поведение было совершенно непонятно. У Пугачева есть много достижений, за которые его можно уважать. Благодаря нему организовался и восстал трудовой народ. Гринев прекрасно понимал заслуги Емельяна и с самого детства в семье Петра приучали ценить своих слуг и уважительно к ним относится. Каждый из данных героев был бойцом на своем фронте.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: