В своей повести «Белые ночи» Достоевский неслучайно даёт подзаголовок «сентиментальный роман». Этот подзаголовок указывает на своеобразие не жанра, а содержания повести: этот роман действительно оказался сентиментальным благодаря главному герою произведения. В центре повести молодой человек, который приехал в Петербург работать. Повествование идет от его лица и укладывается в рамки нескольких ночей – главных, как он считает, в его жизни.
Юноша, имени которого не называется, встречает на улице девушку, спасает её от назойливых приставаний, узнает её историю, и, несмотря на то, что эта история плотно связана с другим молодым человеком, вызывается помочь девушке. Влюбившись в Настеньку, Мечтатель рыцарски выполняет то, на что подписался и в финале препоручает её в руки жениху. Наступает утро, и оно отрезвляет, подчеркивает одиночество и светлую грусть героя.
Творчество Достоевского
Основная тема раннего творчества Достоевского — несчастные люди. Примерами могут служить произведения:
- «Бедные люди».
- «Двойник».
- «Маленький герой».
- «Записки из подполья».
- «Униженные и оскорблённые».
Более зрелые романы литературоведы называют идеологическими, но, если задуматься, во всей прозе Достоевского просматривается итоговый образ мечтателя, причём его характер трансформируется от книги к книге. Кроме того, у писателя чётко прослеживаются два мечтательных типа:
- сентиментальный;
- романтический.
Это интересная тема не только для сочинения или эссе на школьном уроке в классе, но и прекрасная идея для целой диссертации. Однако в рамках знакомства с образами мечтателей Достоевского можно рассмотреть произведения, где эта тема раскрыта наиболее ярко. К ним относятся:
- «Петербургская летопись».
- «Слабое сердце».
- «Белые ночи».
- «Неточка Незванова».
- «Преступление и наказание».
Действительность и «мечтательство» в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
Предмет: | Биография |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 21.11.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:
Много готовых рефератов по биографии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Жанровое своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» |
Русский народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» |
Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения |
Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения |
Введение:
В 1848 году в декабрьском номере «Отечественных записок» повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Рассказ был посвящен другу юности его отца, поэту А.Н.Плещееву. Достоевский дал ему название: «Сентиментальный роман (из воспоминаний мечтателя)». В качестве эпиграфа к произведению автор выбрал слова И.С.Тургенева:
«Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье
В соседстве сердца твоего?..».
«Белые ночи» — одно из самых ярких и самых поэтических произведений писателя. Молодой чиновник, простолюдин и молодая девушка Настенька, чистые и чистые в душе, изображены здесь на фоне петербургских каналов, освещенных сиянием белых ночей. Обстановка рассказа и образы в нем раздуваются поэтической атмосферой романтической лирики, а также стихами Пушкина о Санкт-Петербурге — «Дом в Коломне» и «Медный всадник».
Согласно Т.Киносите в своей статье «Образ мечтателей: Гоголь, Достоевский, Щедрин», Достоевский первым в русской литературе дал обобщенное определение социально-психологической сущности мечтателя Т.Киносита. Образ мечтателей: Гоголь, Достоевский, Щедрин. Сон, писал он, особенно проявляется в персонажах, жадных до активности, жадных до непосредственной жизни, жадных до реальности, но слабых, женственных, нежных. Но внимание молодого Достоевского было приковано к себе другим мечтателем — тем, кто думал о торжестве правды и справедливости, хотя и не знал, что делать.
Е.М.Румянцева в одной из глав своей книги о творчестве Достоевского также отмечает, что образ мечтателя является одним из главных в творчестве Достоевского в 40-е гг. Именно неудовлетворенность реальностью, неоднозначность идеала, вера и неверие в свои силы, по словам Е.М.Румянцевой, привносят молодого писателя и его героя-мечтателя Е.М.Румянцева.
В — любовь, ярко вспыхнувшее чувство одиночества человека к девушке, которую он случайно встретил белой петербургской ночью — Настенька. Но им не суждено было быть вместе. Удачливая судьба выпадает только на Нактеньку, влюбленную в другого человека, хотя она обязана своим счастьем своему неожиданному знакомому, который готов на все для нее.
«Белые ночи» — это история об одиночестве человека, который не нашел себя в мире, о неосуществленном счастье. Герой «Белых ночей» — это тот же герой «Хозяйки», только помещенный в рамки реального существования. Он одинок, живет в густонаселенном Петербурге, как в пустыне. За восемь лет пребывания в столице Мечтателю не удалось ни с кем познакомиться. Он похож на призрака, который не может перешагнуть через замкнутый им круг. Он не действует, у него нет биографии. Он вне реальной жизни.
По контрасту изображена Достоевским Настенька. Она простая, добрая, чистая, способная на глубокое чувство. Настенька — зародыш противоречивого и увлекательного женского персонажа, который Достоевский впоследствии настолько полно развил.
Настенька не может понять, как этот человек — свободный, необузданный кем-либо или чем-либо — может жить один в своем углу, как заключенный. Что-то нереальное, книжное кажется ей в каждом слове героя.
В «Петербургской летописи» Достоевский говорил, что «жизнь мечтателя — это трагедия, безмолвная, таинственная, угрюмая, дикая». Он не давал мечтателю никакого шанса выйти из порочного круга этой трагедии, а в «Белых ночах» мечтатель на пути к выздоровлению. Его встреча с Настенькой, его несчастная любовь представляла «переломный пункт в трагедии, тот катарсис, после которого начинается новая жизнь».
«Белые ночи»
Говоря о повести «Белые ночи», практически все исследователи уделяют большое внимание образу Санкт-Петербурга, который играет важную роль в мире мечтателя «Белых ночей». Так, Е.М.Румянцева считает, что в рассказе, как и в «Петербургской летописи», есть два петербуржца. «Один нормальный, вполне довольный собой. Другой страдает и тоскует вместе с мечтателем. Официальный Петербург населен успешными людьми, он всегда одинаков, однообразен, враждебен живому человеку. Он не оригинален, он живет по инерции, согласно когда-то установленному порядку. Меланхолия побеждает героя при виде его скучной и обывательской порядочности: «каждый почтенный господин солидной наружности, нанимавший извозчика, тотчас же обращался в почтенного отца семейства, который после обыденных должностных занятий отправляется налегке в недра своей фамилии на дачу». Этот Петербург тревожит, но не увлекает героя» Э.М.Румянцева.
Но мечтатель отдален от людей этого Петербурга, он сближается с «короткими приятелями», с его домами. О домах «своего» Петербурга герой рассказывает, как о людях: «Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? И я, слава Богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж». Или: «Как ваше здоровье? А меня завтра в починку и т.д.». А однажды герой оказался свидетелем одной истории, случившейся с «миленьким каменным домиком», который всегда «приветливо смотрел» на него, а теперь вдруг однажды жалобно «закричал»: «А меня красят в желтую краску!» Злодеи! Варвары! — возмутился мечтатель, — они не пощадили ничего: ни колонн, ни карнизов, и мой приятель пожелтел, как канарейка».
Повесть «Белые ночи» построена очень интересным способом. Достоевский называет главу «Первая ночь», «Вторая ночь» и т.д. Автор часто использует технику параллелизма: почти каждая глава начинается с описания природы, и благодаря этому мы можем заранее знать, чем закончится эта глава, к сожалению или весело.
В сюжете, на наш взгляд, нет четкого разделения на негативных и позитивных персонажей. Нельзя винить Настеньку за то, что она оставила Мечтателя наедине со своими мыслями. Она сделала то, что ей подсказало ее сердце. Сам Мечтатель тоже не винит ее в этом: «Целую минуту блаженства! Но разве этого недостаточно для всей человеческой жизни?».
Как правильно заметил В.Л.Комарович, в петербургской летописи газетная хроника «переродилась в литературный жанр с характером исповеди». Уже в этом цикле размышления о типе петербургского мечтателя, которого Достоевский считал знаком времени, занимают большое место. Появление этого типа писатель объяснял отсутствием в российской жизни общественных интересов, способных объединить «распадающуюся массу», невозможностью для значительной части общества на практике удовлетворить постоянно растущую «жажду деятельности», «обуславливать» в реальной жизни. Это именно персонаж героя истории. В.С.Нечаева рассматривает четвертый фельетон из цикла «Петербургская хроника» как «первое рудиментарное издание» «Белых ночей». Действительно, психологический портрет, внутренняя жизнь мечтателя в основных очертаниях уже очерчена в этом фельетоне. Из него в историю было перенесено описание летней петербургской природы (с некоторыми стилистическими изменениями). Картина «Летний город», открывающая историю, впервые дана, но более кратко, в третьем фельетоне.
Связь между «Белыми ночами» и циклом «Петербургская летопись» раскрывается и в том, что обе работы воссоздают образ больного и мрачного города, отмеченного антропоморфными чертами.
Автобиографические элементы очевидны в герое Белых ночей: «…мы все более или менее мечтатели!» — писал Достоевский в конце четвертого фельетона Петербургской летописи.
Возможно, что одним из прототипов главного героя был А.Н.Плещеев. Нечто похожее на личность поэта заметно в появлении Мечтателя. По его признанию, некоторые мотивы лирики Плещеева были пересмотрены. Повесть была создана во времена тесной дружбы Достоевского и Плещеева, членов кружка А.Н. и Н.Н.Бекетовых, а затем и социалистических кружков М.В.Петрашевского и С.Ф.Дурова. Пока Достоевский работал над «Белыми ночами», Плещеев думал о собственной версии рассказа о мечтателе под названием «Советы дружбы».
Недовольство окружающим миром, стремление вырваться в идеальный мир из нищеты повседневной жизни приближают Мечтателя «Белых ночей» к Пискареву Гоголя из повести «Невский проспект» (1835), мечтателей Э.Т.А.Гофмана и других представители западного и русского романтизма.
В самом начале истории Ф.М.Достоевский создает совершенно особую а.
Перекличка со многими романтическими персонажами подчеркнута в повести при характеристике «восторженных грез» героя («Ночь вторая»). В самом названии повести и делении ее на «ночи» Достоевский следовал романтической традиции: ср. «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» А.Погорельского (1828), «Русские ночи» В.Ф.Одоевского (1844). Но если у романтиков тема мечтательства сливалась с темой избранничества, то герой Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает: за один день действительной жизни он готов отдать «все свои фантастические годы».
В повествовании отчетливо прослеживается связь с мотивами Пушкина (особенно после некоторых изменений его текста в 1859 году). В своем признании герой наряду с изображениями Гофмана, Мериме, Скотта вспоминает «Египетские ночи» и «Дом в Коломне».
Сновидения получают новую, глубокую интерпретацию в последующей работе Достоевского. Автор понимает это как следствие разрыва с людьми образованного класса в результате петровской реформы. Поэтому герои романов и рассказов Достоевского 1860-1870-х годов также наделены чертами мечтателей. В середине 1870-х годов писатель даже придумал специальный роман «Мечтатель».
Несмотря на всю сложность «вечных вопросов» о значении человеческого существования, которые возникают перед мечтателями зрелого периода творчества Достоевского, многие из них объединяются с героем «Белых ночей» жаждой «настоящего», «Живая» жизнь и поиск путей к ней присоединиться.
Повесть Достоевского с его «болезненной поэзией» (выражение А.Григорьев) в своей меланхолии льготном приближается к манере Тургенева. Легко увидеть типологическое сходство Мечтателя «Белых ночей» с его ноющей грустью от осознания своей бесполезности на празднике жизни и «лишних людей» из сказок Тургенева (появились первые «лишние люди» Тургенева в «Записках охотника»).
Мечтатель видит скучную прозу жизни и обыденность людей, среди которых он живет. В мечтах он стремится к высокому, героическому. «Вы можете спросить, может быть, о чем он мечтает?… но обо всем… о роли поэта, сначала непризнанного, а затем коронованного, о дружбе с Гофманом, Святая Варфоломея, Диана Вернон, героическая роль в захвате Казани Иваном Васильевичем… ». Это мечтатель, который стремится к реальному. Он ожидает, что, возможно, «наступит грустный час, когда он даст все его фантастические годы в один день этой жалкой жизни…».
Мечтатель Достоевского — очаровательное, возвышенное, страдающее существо.
В то же время герой «Белых ночей» является не только жертвой, но и неким «преступником». Он чувствует себя перед другом, который пришел к нему, как будто он «совершил преступление в своих четырех стенах». И это преступление заключается не в том, что он не находит общий язык со своим другом, а в том, что он сделал принцип из своего «одиночества», из своего разрыва. Он замкнулся в одиночестве, восхищался своими героическими мечтами. Жизнь отвергла его, и он решил презирать ее. «Но пока это еще не пришло, это ужасное время — он ничего не хочет, потому что он выше желаний, потому что все с ним, потому что он сыт, потому что он художник своей жизни и создает его для Сам каждый час по-новому произвол». Этот мечтатель является «лишним человеком» и «невольно эгоистом», но все же он эгоист. От его сытости жизнью, изоляции, иногда высокомерного отсутствия желаний, это не далеко духовный упадок: превращение добрых и высоких желаний в их противоположность — во злые и даже бесчеловечные поступки. Так устроен будущий тип Ставрогина («Бесы»), Вельчанинова («Вечный муж»), антигероя «Записок из Подполье» сформировалось в сознании писателя.
Современники писателя уже почти единодушно высоко оценили «Белые ночи». Такие авторитетные критики, как С.С.Дудышкин, А.А. Григорьев и др., Подчеркивали, что это лучшая работа в русской литературе за весь 1848 год и что она несравнимо выше предыдущих работ самого Достоевского — «Двойник», «Хозяйка», «Слабое сердце».
Отмечая ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, С.С.Дудышкин писал в упомянутой статье «Русская литература 1848 года», что с художественной точки зрения «Белые ночи» более совершенны, чем предыдущие работы писателя: «Автора часто упрекали в том, что он особенно любил повторять одни и те же слова, выводить персонажей, которые часто дышат неуместным возвышением, рассекает слишком много бедного человеческого сердца. В «Белых ночах» автор почти безупречен в этом отношении. История легкая, игривая, и если бы герой рассказа не был немного оригинальным, эта работа была бы художественно прекрасна».
Одновременно с С.С.Дудышкиным А.В.Дружинин также откликнулся на рассказ «Белые ночи». Оценка «Белых ночей» появилась в самом первом «Письме нерезидента о русской журналистике» за декабрь 1848 года, опубликованном в январской книге журнала «Современник» за 1849 год.
Анализируя двенадцатый номер «Отечественных записок» за 1848 год, Дружинин называет «замечательнейшую между остальными статьями» повесть Достоевского, награжденную «немного странным и хитросплетенным названием «Белые ночи — из воспоминаний мечтателя». Как справедливо отметила А.М.Штейнгольд, «общая оценка повести вполне сочувственная». По мнению А.В.Дружинина, «Белые ночи» «выше «Голядкина», выше «Слабого сердца», не говоря уже о «Хозяйке» и некоторых других произведениях, темных, многословных и скучноватых». Основная идея повести, по оценке критика, «и замечательна, и верна». «Мечтательство» он считал не только специфически петербургской, но характерной чертой современной жизни вообще. А.В.Дружинин писал о существовании «целой породы молодых людей, которые и добры, и умны, и несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих скромных потребностей». Они становятся мечтателями и «привязываются к своим воздушным замкам» «от гордости, от скуки, от одиночества».
Критик объяснил недостатки истории тем, что Мечтатель находится вне четко определенного места и времени и что читатель не знает о его занятиях и привязанностях. «Если личность белых ночей мечтателя», продолжил он, «были определены более четко, если его импульсы были переданы более четко, история выиграл бы много».
По мнению А.М.Штейнгольда, жанр фельетоновского обзора оставил свой отпечаток в восприятии рассказа Достоевского.
В отличие от литературной критики, фельетон жанр художественной и публицистической литературы, наиболее характерными чертами которых являются «подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая» планомерности «легкость, простота композиции». Возможность автора Художественное перевоплощение, наличие масок и «фальшивых рассказчиков» в фельетоне являются признаками его жанровой сущности. Насколько маска чужого абонента меняет взгляд Дружинина на Достоевского?
Отвечая на этот вопрос, А.М.Штейнгольд указывает, во-первых, на необходимость учета исторической и национальной самобытности жанра фельетон в русской журналистике периода «мрачных семи лет». Даже Б.Ф.Егоров убедительно показал, что «жанр фельетона в конце 40-х — начале 50-х гг. Следствием распада жанра литературного обозрения, созданного Белинским, стал ежемесячный обзор слиться с фельетоном, точнее, он был написан в жанре фельетона. Во-вторых, слово «фельетонист» в 1840-50-х гг. имел особый оттенок. Это означало, что «автор тематических статей, которые имеют только сиюминутное значение».
«Письма нерезидентного подписчика» Дружинина чрезвычайно близки к литературной критике по предмету разговора и отличаются ослаблением собственно фейлетоновских черт. В них встречаются редкие изображения «друзей», корреспондентов, собеседников, придающие выраженный характер общению. Диалоговые оценки невелики по объему и относятся к другим областям, кроме разговоров о достоинствах и недостатках последних произведений литературы. Голос фельетониста-повествователя приобретает большую личную свободу, чем в критике, право на субъективность впечатлений, фельетон не требует детальной и убедительной аргументации. Отсюда, по мнению А.М.Штейнгольда, следует способ выражения мнения автора: в письмах подписчика из другого города авторское «я» доминирует везде, а местоимение «мы» преобладает в собственных критических статьях Дружинина.
Следует иметь в виду, что фельетонист и критик Дружинин был писателем, автором новелл «Полинка Сакс», «История Алексея Дмитрича», романа «Юлия» и других, но также и своим собственным творческим опытом, принадлежащим к художественным течениям времени, силе и широте таланта (читая другого писателя, художник почти всегда вступает в спор-конкуренцию с ним).
В образе мечтателя Дружинина, в 40-х гг. сам, как уже упоминалось выше, увлеченный социалистическими идеями, видит не просто литературный характер, а тип жизни, происхождение которого он связывает с социальной уверенностью: «У этих людей нет денег, нет друга, нет любимой женщины, они одни среди толпы. «Критик также чутко отмечает необходимость« привязаться к чему-то», столь важному в мечтателе Достоевского. Но в оценке мечтателя звучит снисходительная нота: «Им нужно немного», им нужен друг, чтобы совершать духовные излияния». говорите ерунду между собой, от которой будет зевать внешний слушатель, «они привязываются к своим воздушным замкам, как безнадежный пациент привязывается к вашему врачу».
Один из таких людей, как писал Дружинин, был приведен Достоевским в его рассказе «Белые ночи», который критик, как и С.С.Дудышкин, ставит над «Двойником», «Слабым сердцем», не говоря уже о «Любовнице» и некоторых другие работы, темные, многословные и скучные».
Чувствуя уникальность художественного мира «Белых ночей», критик не решается передать содержание рассказа, «потому что голое событие, лишенное потребностей, не передает приятного впечатления», оставшегося после прочтения. Но «приятное впечатление» не помешало автору «Письма подписчика от нерезидента…» упрекнуть Достоевского в недостаточной артистичности. Эти упреки напоминают, как отмечает В.Шеньшин, «жалобы Белинского на «белых людей» и «двойников».
Ссылаясь на стиль работы, Дружинин пишет, что «несмотря на все достоинства» рассказа, который он выделил, «Белые ночи» «не совсем легко читать». Критик видит отсутствие истории в спешке, с которой работал автор, и которая, по его мнению, опасна при изображении таких персонажей, как мечтатель: «Ускорение не вредит историям, в которых персонажи наделены острыми и эффектными персонажами». И это именно то, что Дружинин отрицает центральному персонажу «Белых ночей». Дружинину-фельетонисту, согласно А.М.Штейнгольду, нужны формальные точки над «я»: «Молодой герой рассказа? Как его зовут? Каковы его концепции и привязанности?» У него мало эмоциональных характеристик, которые определяют мечты герой «Белых ночей» (грациозный, нежный, бурный, пламенный, сладко-грустный, мучительно радостный), ему нужно их реальное содержание и происхождение: «Да, ради Бога, что это за мечты? Из каких данных они взяты?». То есть, Дружинин почувствовал отсутствие Достоевского соглашения.
Пафос реальности, венчающий отрывок о промахах Достоевского («…кто не знает, что сны берут свое начало в реальности, как история самого неясного романиста должна происходить на земле, между людьми, потому что это больше некуда деваться?», осуждает прагматичный фельетонист и жесткий материалист, ученик« естественной школы»).
Ранее А.М.Штейнгольд, А.М.Бройд отмечали тот факт, что, оценивая «Белые ночи» над «Хозяйкой», «Двойником» и «Слабым сердцем», Дружинин упрекнул молодого писателя, которого впоследствии учел Достоевский. Упрек был сделан с точки зрения обработки главного героя. А.М.Штейнгольд утверждает, что «главное обвинение подписчика-нерезидента в том, что герой Достоевского отключен от современной реальности»: «Мечтатель «Белых ночей» — это бледное лицо, почти непостижимое, расставленное по местам и времени. А.М.Бройд придерживался аналогичного мнения. Обвинение в том, что герои Достоевского атипичны и нехарактерны, является почти обычным явлением в критике от Белинского к Михайловскому. «Фантастический реализм» Достоевского не вписывается в понятие «типичности». Но с Дружининым эта идея приобретает другое тень. Автор «Письма нерезидентного подписчика…», который создал «Историю Алексея Дмитрича» в 1848 году, «в какой-то степени оказался конкурентом Достоевского, но не смог признать его превосходство».
Заключение
Сравнивая рассказ Дружинина «История Алексея Дмитрича» с рассказом Достоевского «Белые ночи», А.М.Штейнгольд приходит к выводу, что рассказ Дружинина начинается с рассуждения о мечтателе, который ищет, как убить время: если этот человек, растратив чистый сидит один в своей тесной комнате вечером, когда весь Петербург танцует или слушает оперу. С пылом и враждой бедный отшельник смотрит на общество и на все его законы и строит утопию после утопии, теперь грязную, теперь тихую, в соответствии с наклонностями его собственного характера. Создание утопий — чрезвычайно полезная вещь: мало-помалу печальные мысли начинают стихать, серая комната оживает, грациозные образы начинают трепетать перед мечтателем… Советует ему встречать горе с насмешкой, терпеть нужду с небрежностью влюбленный мальчик В этих словах, как правильно заметил А.М.Штейнгольд, в какой-то мере мелькает петербургский аромат Достоевского, «если не углы и не крайняя нищета, то, во всяком случае, существование, близкое к бедности». Мечтательность (поиск утопий) у Дружинина напрямую связана с социальным угнетением, герой начинает строить миры утопий, когда «весь Петербург танцует или слушает оперу». Утопии героя, по словам Дружинина, являются «чрезвычайно полезной вещью», которая помогает закрепить образ мечтателя в жизни и оставляет здесь странное впечатление: это старомодный романтический герой, написанный по правилам «естественная школа». Мечта для героя-рассказчика «Истории Алексея Дмитрича», по мнению А.М.Штейнгольда, — это «саморефлексия, граничащая с самоуспокоением, с одной стороны, и осанкой, с другой. Ее можно понять и оценить аутсайдер — писатель и читатель. «Таким образом, подобное уточнение характера мечтателя требуют критик от Достоевского в белых ночах, даже вступая в полемику с распространенным мнением: «Они говорят, что он должен быть непостижимо. Я не согласен с этим. Пусть он не понимает себя, пусть он сколько угодно плывет в океане смутных снов, но так, чтобы читатель понимал его, чтобы читатель знал, что это за сны».
Готовя собрание сочинений 1860 г., Достоевский учел замечания А.В.Дружинина. История была значительно пересмотрена. Автор внес наиболее существенные изменения в монолог «Мечтателя», придав ему большую определенность романтическим мотивам и включив пушкинские темы и образы в текст монолога.
Петербургская летопись
Ф. М. Достоевский — автор не только художественных книг, он с удовольствием занимался написанием фельетонов — коротких сатирических очерков. В этом жанре представлена его «Петербургская летопись», где впервые рассказчиком выступает мечтатель. Он не романтичен, лишён исключительности и подлинной натуры. Его повествование сводится к освещению последних новостей, рассуждениям на злободневные темы, комментариям по поводу новинок литературы и театра. Всё это носит развлекательный лёгкий характер.
Бытовые зарисовки из этого цикла фельетонов позднее легли в основу некоторых книг Достоевского, так же как и черты мечтателя можно угадать в героях его ранних повестей. Особенно это заметно по повторяющемуся мотиву близости человека и Петербурга, представленному одновременно прозаичным и фантастичным, как и описываемые в произведении персонажи.
Активное написание романов и повестей не снизило тяги Достоевского к публицистике. Он писал для периодических изданий «Время» и «Эпоха», а в журнале «Гражданин» автору был отведён целый раздел «Дневник писателя».
Слабое сердце
Появившийся в 1847 году в «Петербургской летописи» образ был повторно использован Достоевским через год в повести «Слабое сердце». Он был воплощён в характере Васи Шумкова — петербургского чиновника, не обладающего высоким положением в свете, финансово несостоятельного, к тому же имеющего физический недостаток в виде кривобокости.
Но главному герою улыбнулась удача: ему предстоит свадьба с любимой девушкой, к тому же начальник поддерживает его финансово, давая на перепись документы и доплачивая за это несколько сотен в год. Шумков обсуждает свои дела с другом накануне Нового года, тот уговаривает Васю отложить работу и познакомить его с невестой и её семьёй.
Возвращается жених очень взволнованным и никак не может приступить к переписыванию бумаг, но потом берёт себя в руки и занимается работой круглосуточно, делая лишь короткие перерывы на сон. Потом Шумков вновь отправляется к невесте и пропадает. Вернувшись домой, Вася понимает, что переписывать нужно ещё очень много, поэтому к поставленному начальством сроку он не успеет.
Чувство вины заставляет его снова работать целую ночь. После этого с измученным Васей случается обморок, затем столбняк, а потом и вовсе приступ безумия: герой водит сухим пером по чистой бумаге, но ему кажется, будто он сумел ускорить работу. В таком состоянии он встречает начальника, но тот сокрушается над увиденным, говорит, что на самом деле задание было вовсе не срочным, и отводит Шумкова от службы.
Образ мечтателя ярко выраженного сентиментального толка играет существенную роль в произведении. Он воплощается в характере Васи Шумкова. Главного героя отличает нравственная мнительность, в итоге доведшая его до беды. Что касается остальных персонажей повести, тут можно выделить невесту Васи, Лизу Артемьеву. Героиня наделена настолько идеализированными чертами, что её реалистичность значительно уступает даже такому неоднозначному образу, как мечтатель.
Белые ночи
Осенью 1848 года писатель создал повесть «Белые ночи». Мечта и реальность — центральные темы этого произведения. Сюжет закручивается вокруг молодого чиновника, который в одну из петербургских белых ночей встретил девушку и влюбился. Но у его новой знакомой, которая представилась Настенькой, оказалась грустная история. С ранних лет она жила со слепой бабушкой, которая слишком опекала внучку и даже прикалывала её платье булавкой к своему, чтобы девушка всегда была рядом.
Невесёлая и однообразная жизнь Насти переменилась, когда в их дом приехал новый постоялец. Она влюбилась в красивого юношу, тот ответил ей взаимностью, но бедность молодого человека помешала ему тут же забрать с собой девушку, поэтому он обещал вернуться за ней через год. Это время прошло, жених приехал, но на свидание так ни разу и не пришёл.
Главный герой романа проникся рассказанной историей и захотел помочь бедной девушке. Он вызвался передать её возлюбленному письмо, но из этой затеи ничего не вышло. Настя стала понемногу привязываться к молодому человеку, принявшему в ее судьбе такое участие. Она призналась, что пока не любит его, но и к предавшему её возлюбленному уже не испытывает прежних чувств, а значит, у них всё может получиться.
Счастливая пара начинает мечтать о будущем, но всё идёт прахом, когда Настя встречает возле своего дома жениха. Она бросается к нему и уходит, оставив своего нового друга одного. На следующий день девушка пишет письмо с извинениями, и главный герой прощает её и продолжает любить. Теперь его квартира стала совсем одинокой и ему остались лишь внутренние переживания и несбыточные мечты.
Вот так печально заканчиваются «Белые ночи». Характеристика мечтателя по этой повести неоднозначна. Он представлен как человек прекрасной души, но вот сил, чтобы обрести собственное счастье, ему не хватает. У него даже своей истории нет, что объясняется следующими аргументами:
- он не включён в жизнь;
- у него нет движения и развития;
- он не меняется;
- не является деятелем.
Главный герой существует в воображаемом мире, который не соприкасается с действительностью. В итоге он теряет всяческую надежду на отношения с любимой, что выглядит как фатальная невозможность заставить мечту стать реальностью.
Образ мечтателя
Мечтатель – это человек, который не имеет ничего общего с реальностью. Он придумал себе мир и живет в нем. То, что происходит в реальной жизни его не интересует. Он ходит на работу, занимается какими-то рабочими делами, но делает это все на автомате. Он сам называет себя “человеком среднего рода”. вся его жизнь проходит в маленькой комнатке, где его любимым занятием является лежать и мечтать. Из-за своей стеснительности он не может завести друзей. С девушками он также никогда не общался и не знает, как себя вести в их обществе. До встречи с Настенькой он имел в своей голове идеальной девушки, которая достойна самой пламенной любви. Этот образ воплотился в Настеньке, и Мечтатель сам не заметил, как влюбился. Ради нее он готов выйти из своей скорлупы и встретиться с реальным миром.
Однако, узнав, что девушка любит другого, Мечтатель не озлобляется, а остается благодарным своей возлюбленной. Он желает ей счастья и даже спустя 15 лет с удовольствием вспоминает девушку.
Знакомство с Настенькой приводит его к осознанию, что его жизнь движется не в том направлении. Познакомившись с этой девушкой, он понимает, насколько может быть приятно человеческое общение в реальной жизни. На него часто накатывает тоска, что в его жизни практически нет воспоминаний, есть одни иллюзии.
Неточка Незванова
В 1846 году Достоевский задумался о создании нового романа в трёх частях, а уже в 1847 приступил к его написанию. Однако арест 1849 года не дал писателю закончить произведение, в результате чего вместо романа была опубликована повесть.
Сюжет рассказывает о взрослении девочки в период с 8 до 17 лет. В начале повести она живёт с матерью и отчимом, который был одарённым музыкантом, но в то же время грубым и безжалостным человеком. Тем не менее главная героиня, Неточка, считает его отцом и мечтает остаться жить с ним после смерти родной матери.
Когда это случается, отчим бросает девочку одну на улице, но её берут в новый дом. Там она взрослеет, знакомится с новым для неё миром библиотеки, раскрывает в себе талант к пению. Там же ей открывается семейная тайна её нового дома. Оказывается, Александра Михайловна, заменившая Неточке мать, уже будучи замужем, влюбилась в мелкого чиновника. В обществе пошли пересуды, но муж Александры защитил жену, о чём постоянно ей напоминает. Неточка испытывает отвращение к мужчине и собирается покинуть этот дом.
Как видно из краткого содержания, раскрытие мечтателя в этом романе имеет несколько иное направление. Образ, воплощённый в Неточке, является порождением семейства, а читатель наблюдает за становлением мечтательного склада ума под давлением внешних обстоятельств, в частности, из-за напряжённых отношений подростка с отцом.
Преступление и наказание
Одним из известнейших романов Достоевского является «Преступление и наказание». Произведение было написано за два года и опубликовано в 1866 году. В нём повествуется о Родионе Раскольникове, бедном студенте, которого нехватка денег вынуждает уйти из университета. Поправить своё положение он решается с помощью убийства процентщицы.
Страшный замысел парень оправдывает в своей душе тем, что так он не только изменит к лучшему свою жизнь, но и избавит сестру от необходимости выходить замуж за нелюбимого мужчину. Родион воплощает в жизнь задуманное, но всё идёт не по плану, поэтому ему приходится совершить двойное убийство из-за не вовремя появившейся у процентщицы гостьи.
Параллельно рассказана история семьи Мармеладовых, с которой знакомится Раскольников. Мармеладовы находятся в состоянии крайней нищеты, и спасти их решается дочь Соня, решившая работать проституткой. Искренность и доброта девушки сподвигают Родиона открыть ей своё страшное преступление. Когда Раскольников оказывается осуждён за него и отправлен в Сибирь, Соня следует за ним, чтобы поддержать героя в сложной ситуации.
Сходство Раскольникова с мечтателем из «Петербургских летописей» неочевидно, однако его прообраз всё же прослеживается. Это выражается в отсутствии стремления главного героя добраться до своего места назначения и вытекающих из этого бесцельных скитаниях по городу. В этом произведении образ Петербурга вовсе не представляется мечтательным и лёгким, он монументальный, даже трущобный. В романе можно найти подробные описания трактиров, грязных улиц, бедняков.
Отдельность и исключительность Раскольникова раскрывают его как мечтателя. Такое направление писателем было взято ещё в «Белых ночах», но в «Преступлении и наказании» мечтатель трансформировался в героя-идеолога. Это превращение обусловлено тем, что впервые такой персонаж решился на практическое осуществление своих желаний, претворение их в жизнь.
Раскаяние в содеянном приводит героя к мысли, что абстрактные идеи вредят полноте жизни. В этом выражается окончательная цель эволюции мечтателя, изображаемого Достоевским.
Характеристика героя
(Олег Стриженов в роли Мечтателя в фильме «Белые ночи», 1959 )
Бледное измятое лицо, открытая и «созерцательная» улыбка, бедность, которая сквозит в образе Мечтателя – пожалуй, это весь портрет, который приводится в повести, ведь Мечтатель не описывает сам себя, зато с огромным удовольствием и любовью описывает окружающий мир. 26-летний чиновник, он, как и многие в городе, живет от получки до получки, а основное его занятие – мечтательство. Гуляя по улицам города, он погружается в грезы, в его воображении оживают дома и будто разговаривают друг с другом, а сам он путешествует в мирах, воображая себя кем-нибудь, но не собой.
Чистый душевно, невинный и добрый, Мечтатель не находит ни одной родственной души, постоянно ощущая свою постороннесть в этом мире и ища того, к кому будет душевный отклик. Неудивительно, что он влюбляется в Настеньку – во-первых, его душа жаждала контакта с похожей на его душу («хотел полюбить ту, которая приснится во сне»), во-вторых, искренний и бескорыстный, способный не только на размышления, но и на поступки, Мечтатель просто не мог не прийти на помощь девушке, а затем был покорен ею, словно рыцарь из собственных фантазий. И по законам сентиментального жанра.
Мировое значение
Проблематика, прослеживающаяся на страницах книг Ф. М. Достоевского, не потеряла своей актуальности в современном мире, поэтому его произведения продолжают пробуждать живой читательский интерес. Оценка его творчества является высокой и в России, и за рубежом. Критики отмечают проницательность прозаика, великолепные описания внутренней жизни людей, философичность сюжетов.
Достоевского именуют величайшим художником всемирной литературы, знатоком и исследователем человеческих душ. Образ мечтателя — одна из многих тем, которую можно выделить в его творчестве, поэтому исследованием его библиографии активно занимаются литературоведы, психоаналитики и другие специалисты.
- Автор: Ф. М. Достоевский
- Произведение: Белые ночи
- Это сочинение списано 90 700 раз
Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.
С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».
«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы… Точно я вдруг очутился в Италии, — так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах… Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами…»
В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.
«Белые ночи» — повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки — единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»
Эта повесть — своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.
Посмотрите эти сочинения
- Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи» В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью,и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в Настеньку. Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, […]
- Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи» Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, […]
- Причина преступления Раскольникова Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна. Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных […]
- Числа в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский — это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман «Преступление и наказание» открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в […]
- Тварь я дрожащая или право имею? (Сочинение) Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно… А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона — маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
- Изображение чувства любви Островского и Достоевского В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы — психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим «лишних […]
- Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича Порфирий Петрович — пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем — своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот — преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
- Сравнительная характеристика «Лужин и Свидригайлов» (таблица) Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
- Нравственный идеал в произведении Достоевского «Преступление и наказание» «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
- Образ «вечной Сонечки» в романе Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
- Противоречия теории Раскольникова (сочинение) Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как-то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что-либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
- Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
- Тема падения и духовного возрождения человека в романе Достоевского «Преступление и наказание» Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
- Причины преступления Раскольникова В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
- Символика имен в «Преступлении и наказании» Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века. Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же. И это – ещё не […]
- Чем страшна теория Раскольникова (сочинение) Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и […]
- Признание Раскольникова в преступлении (сочинение) Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
- Красота человеческого поступка «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский был настоящим писателем-гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
- Теория Раскольникова и ее опровержение в романе Достоевского «Преступление и наказание» Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
- Эпилог и его роль в романе «Преступление и наказание» Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]