Характеристика образа Фирса в пьесе «Вишнёвый сад»

В пьесе «Вишневый сад», которую написал Антон Павлович как раз после отмены крепостного права, на рубеже эпох, образ самого сада — это уникальный образ красоты, которая уходит корнями в прошлое. Все действие в пьесе происходит в имении, которое принадлежало Раневской и Гаеву и его выставили на аукцион за долги. Чехов показывает нам не просто красоту русской природы, так как все действие разворачивается весной, когда весь сад стоит в цвету, а он раскрывает нам, в чем смысл бытия. В чем истинная красота духовного наследия, показывает нам отношение к жизни и переменам различных возрастов и социальных слоев. Анализируя пьесу, мы видим, как раскрываются характеры персонажей и какое у них отношение к жизни, отношение ко всем происходящим изменениям в России.

Фирс – второстепенный персонаж, он дворецкий, достигший 87 лет. Персонаж – дряхлый старичок, который при ходьбе использует палочку, плохо слышит, но всячески опекает Гаева. Ранее служил отцу Гаева и Раневской.

Внешность старого лакея

У Фирса в «Вишнёвом саде» характеристика внешнего вида представлена очень подробно. Несмотря на свой возраст («древний старичок»), он всегда опрятен, аккуратен, сохраняет рассудительность и здравый рассудок, чего и многим молодым не хватает.

Чехов описывает его следующим образом: белая жилетка и пиджак, старинная ливрея, высокая шляпа, начищенные туфли и всегда белые перчатки. Учитывая, что возраст и болезни берут своё, Фирс, даже с палочкой, передвигается достаточно быстро, словно опасаясь что-то забыть, не сделать. Преклонный возраст не стал помехой для того, чтобы за взрослыми господами ухаживать, как за детьми: подкладывать под ноги подушечки, чистить одежду или подбирать подходящее пальто.

Правда, ближе к концу пьесы герой сам себя называет «недотёпой». В этом определении соединилось и смирение с обстоятельствами, и обида на происходящее, и равнодушие к себе.

Герой «прошлого»

История Фирса неразрывна связана с вишнёвыми деревьями в саду Раневской. Ведь он пришёл служить лакеем к дедушке главной героини, когда сад ещё был молодым и вишни собирали целыми возами. Неудивительно, что по отчеству (Николаевич) верного слугу почти не называют, он как самый настоящий член семьи. В его образе соединилось «прошлое» в самом широком смысле этого слова:

  • уходящее поколение — Фирсу на момент событий пьесы восемьдесят семь лет, он самый старый по возрасту;
  • консервативные взгляды и мировоззрение — старый лакей является сторонником крепостного права, считая его отмену настоящим несчастием.

Фирса понять можно, так как за свою длинную жизнь он привык к служению и преданности хозяину и уже не представляет свою жизнь иной. Для него тесная связь, с рождения и до смерти, между барином и крепостными представляет идеальную систему общественного устройства, когда у каждого определён свой круг обязательств и ответственности. Как он сам отмечает, раньше всё было понятней: «Мужики при господах, господа при мужиках».

Привычная стабильность жизни разрушается в 1861 году, рушится и мир старого лакея. Вместо понимания своего места в обществе приходит хаос, Фирс ощущает себя настоящим анахронизмом и «лишним» человеком.

Чехов образу Фирса Николаевича отводит необычную роль — несмотря на кажущуюся ненужность жизнь старого лакея заполнена важной деятельностью. Он выполняет несколько функций:

  • «хранитель усадьбы», придерживающийся традиций, давно всеми забытых;
  • хозяйственник, без которого жизнь просто остановится. «Без меня тут кто подаст, кто распорядится?» — важно спрашивает сам у себя Фирс;
  • вечный «нянька» для состарившихся «детей» (следит, правильно ли оделся Гаев, которому уже лет пятьдесят).

Удивительно, но среди всех героев именно он — единственный, кто ещё способен реально мыслить, только в нём автор видит черты, не присущие больше ни одному из действующих лиц пьесы.

Сочинение 3

В пьесе А.П. Чехова “Вишнёвый сад” присутствует огромное количество персонажей, разных по характеру и мировоззрению. Автор создавал это произведение во времена кардинальных изменений, происходивших после отмены крепостного права. Писатель хотел показать различия между приверженцами старых порядков и новым классом людей, которые смогли приспособиться к новому укладу жизни. Одним из ключевых персонажей произведения является Фирс. Он не только дополняет общую картину “Вишнёвого сада”, но и наглядно демонстрирует весь конфликт пьесы.

Фирс – мудрый старик, всю жизнь проработавший лакеем у помещицы Раневской. Ему уже давно исполнилось 87 лет, но уходить на покой он совсем не собирается. Внешне герой ничем не отличается от всех людей похожего статуса. Он одет в старую жилетку, рубашку и пиджак. На ногах у Фирса поношенные брюки и блестящие чёрные туфли. Лакей старается следить за собственным одеянием. Он аккуратен и чистоплотен. Несмотря на свой старческий возраст, Фирсу удаётся сохранять здравый рассудок. Его сообразительности и рациональности могут позавидовать даже его хозяева: Раневская и Гаев. Данный персонаж старается бережно обходиться с вещами, зная им цену. Зато он положительно относится к помещичьему землевладению. Старик считает, что такое устройство жизни гарантирует стабильное развитие государства. Его даже не смущают страдания крестьян и других представителей низших слоёв населения России.

Фирсу фигурирует в малом количестве явлений, поэтому проследить его взаимоотношения с другими протагонистами очень проблематично. Но можно выделить тот факт, что Фирс обходителен со своими хозяевами. Даже после отмены крепостного права он не ушёл от них и продолжал доблестно прислуживать. Лакей осознавал, что его помещики не смогут прожить и дня без его помощи. Например, Гаев в свои 50 лет не умеет надевать штаны. 87 летний старик продолжает обслуживать их. Он стал неким родителем, который растит чужих детей. Дворяне не замечают заботу и уход Фирса и относятся к нему, как к движимому имуществу. Они считают, что он не достоин их внимания.

Примечательна и трагична смерть Фирса в конце произведения. Остальные герои, продав имение и сад, уезжают из дома. Они забывают своего старого лакея. В итоге, несчастный старик остаётся в одиночестве и умирает. Эта сцена несёт в себе идейный смысл. Автор хотел подчеркнуть, что Фирс, как почитатель устоев и ценностей прошлого, забывается и увядает. Со смертью этого человека уходит целая эпоха крепостничества. А уехавшие персонажи смогли принять новый миропорядок и пошли навстречу успеху. Несмотря на доброжелательный характер Фирса, он не мог прижиться в новой России. Поэтому лакей и был оставлен всеми, как пережиток прошедшего времени.

Фирс и вишнёвый сад

Каждый герой так или иначе связан с вишнёвым садом. Именно вокруг него разворачивается конфликт, который стал основой развития сюжета. По своей сути этот сад — обычный хронотоп, объединяющий историю семьи вокруг себя. По сравнению с остальными героями только у Фирса сохранилась такая сильная привязанность к саду. Вековые вишни — символ «старой» жизни, гарант стабильности и неизменности.

Разрушение привычного уклада жизни, потеря сада и усадьбы — всё это для пожилого слуги равнозначно собственной смерти. Никто из молодых не удосужился рассмотреть варианты ни сохранения вишнёвого сада, ни оказания помощи больному слуге, их поведение объясняет подлинное отношение к тому, что было когда-то дорого и жизненно необходимо. Теперь же деревья обречены под топор, а старый лакей — на смерть в одиночестве в пустом доме.

Одна лишь Варя понимает, что значит для них всех продажа усадьбы. У неё общее с Фирсом отношение к саду, она не может слышать стука топоров, а потому просит лесорубов повременить с вырубкой.

В классической литературе образ честного слуги встречается нередко. Как правило, это всегда преданный, добродушный и простоватый человек. Чеховский же персонаж наделён дополнительными полномочиями — он олицетворяет собой «дух усадьбы».

Характеристика Фирса из «Вишнёвого сада» не ограничивается одними только недостатками, в нём достаточно и добродетели, которой во многих героях явно не хватает.

Краткие характеристики главных действующих лиц

Хотя главные герои пьесы не выделены Чеховым отдельной строкой, их легко определить. Это Раневская, Лопахин и Трофимов. Именно их видение своего времени становиться основополагающим мотивом всего произведения. А это время показано через отношение к старому вишневому саду.

Раневская Любовь Андреевна – главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын. Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти. Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.

Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать. Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону. Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.

По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.

В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич, центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен». Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.

Трофимов Петя – вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами. Однако, он сумел увлечь Аню своими идеями.

Жизнь пьесы сегодня

Пьеса завоевала большую популярность, спектакли по её сюжету ставятся по всему миру и остаются востребованными и актуальными, а цитаты из монологов персонажей легко запоминаются.

В частности, художественный руководитель Ростовского академического театра драмы им. Максима Горького Николай Сорокин наряду с другими классическими произведениями всегда ставит «Вишнёвый сад» в репертуар.

Чехов в образе Фирса показал все пережитки старого, того «прошлого», которое никто не берёт с собой в новую жизнь. К сожалению, и старика лакея просто забывают в большом доме с вишнёвым садом.

Последняя реплика больного слуги: «Уехали… Про меня забыли… Ничего… я тут посижу…» В этих словах отражены покорность, принятие ситуации верным Фирсом и трагичность его положения.

Экранизации

Пьеса «Вишневый сад» востребована среди театральных постановщиков. Каждый режиссер рано или поздно обращается к творчеству Чехова, таящему в себе идеи, актуальность которых не теряется с течением времени. Философия драматурга интересна и кинопостановщикам, поэтому произведение часто экранизируют. «Вишневый сад» можно было увидеть на экранах с 1936 года. Первым режиссером, обратившим внимание на пьесу, стал Тиэко Хагиясяма. Затем коллеги из Британии и Германии предлагали вниманию публики многосерийные телевизионные проекты по мотивам пьесы.

Первые полнометражные работы по мотивам произведения Чехова появились во второй половине 20 века.

Игорь Ильинский в роли Фирса (кадр из фильма «Вишневый сад»)

Актер воплотил образ старого камердинера в картине 1983 года. Он же выступил режиссером фильма. Пол Карран сыграл роль слуги в ленте 1991 года. Александр Граве выступил в образе Фирса в ленте 1993 года Анны Чернаковой «Вишневый сад. Фантазии на тему». В фильме Михалиса Какояниса 1999 года Фирса сыграл Майкл Гоф. изобразил камердинера Гаева и Раневской в картине «Сад» Сергея Овчарова, снятой в 2008 году.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: