- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Петр Гринев и Емельян Пугачев
Емельян Пугачёв и Петр Гринёв — герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачёв – это историческая личность. Петр -это вымышленный персонаж, придуманный для того, чтоб через него показать характер и внутренний мир Пугачёва.
Пётр Гринёв – обычный дворянский сын. Его воспитывали любящая и добрая мать и очень строгий отец. Детство его прошло в деревне. Пётр рос недорослем. Но с самого детства его учили беречь честь смолоду. В этом вся суть произведения. «Береги платье снову, а честь смолоду». Отец учил его быть честным и преданным. Не делать глупостей. Так как отец Петра был строгим, он отправил сына учиться в отдалённую крепость, а не в гвардию. Свою службу Пётр начал офицером.
Емельян Пугачёв – историческая личность, предводитель народного восстания. Цель его восстания была антидворянская . Со стороны он выглядит как беспощадный и жестокий убийца, но в произведении раскрываются его человеческие черты.
Первая встреча с Пугачёвым, когда была зимняя ночь, тогда тележка Гринёва попала в буран. Они встретили самого Пугачёва. На удивление, Петру понравилась интересная внешность Емельяна: мужчина лет сорока, худой, широкоплечий и с чёрной бородой. Тогда Гринёв показал свою доброту и щедрость, отдав Емельяну свой заячий тулуп. Этот поступок повлиял на его судьбу.
Второй раз, когда Пугачёв восседал на кресле. Тогда он показывал себя с худшей стороны. И беспощадно расправлялся с теми, кто защищал крепость от захватчиков.
Но когда мы третий раз видим Пугачёва, его характер показывается в хорошей стороны, его можно понять, как человека. Там он поёт песню и рассказывает историю. Мы узнаём, что на самом деле Пугачёв понимает, чем закончится эта затея, и какую цену можно заплатить за неё. Но он верит, что его план сработает.
Последняя встреча — казнь Пугачёва. Всё-таки этот бунт закончился таким концом. Прав был Пугачёв, нет, людям думать самим. Каждый из нас видит Пугачёва по-разному. Но для всех он навсегда останется предводителем восстания, положительным или отрицательным, решать вам. В повести Пугачёв описывается как положительно, так и отрицательно.
Сначала Пётр Гринёв думал, что Пугачёв – это лишь разбойник, вор. Но когда знакомится с ним, начинает замечать в нём некоторые хорошие черты характера. Знакомство с Пугачёвым дало Петру жизненный урок – он научился разбираться в людях. Гринёв даже смог найти общий язык с этим человеком.
Здесь Пугачёв описывается как жестокий и беспощадный разбойник и убийца. Народ его боится и опасается. Но несмотря на отрицательные стороны, его можно понять как человека, в нём есть что-то человечное. Он не причиняет вреда тому, кто на его стороне и помогает ему.
Сочинение — вариант 2
Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» затрагивает исторические события, происходящие в России во второй половине 18 века.
Среди множества персонажей романа, как реальных, так и выдуманных, выделяются два основных героя: Петр Гринев и Емельян Пугачев.
Петр Андреевич – молодой дворянин, получивший образование в доме родителей, где и воспитывался. Несмотря на то, что учеба не вызывала в нем особой заинтересованности, он вырос хорошим человеком. Отец смог воспитать его честным, порядочным, преданным Родине.
Емельян Пугачев является не просто реальным персонажем, а историческим лицом, сыгравшим немалую роль в российской истории.
Отношения Гринева с Пугачевым были заложены при их первой встрече, которая произошла по пути к месту службы Петра. Попав вместе со своим крепостным Савельичем в снежную бурю, юноша мог погибнуть, если бы не случайная встреча с неказистым на вид мужичком. Благодаря ему, путники благополучно добрались до постоялого двора. Не имея при себе наличных денег, Петр дарит провожатому свой заячий тулуп.
Молодой человек и подозревать не мог, что благодаря этому подарку, будет спасена его жизнь во время следующей встречи с провожатым в Белгородской крепости, который окажется предводителем бунтовщиков.
Отказавшись дать присягу самозванцу, Гринев должен был быть казнен. Но тут Пугачев узнает в Савельиче, молящим о спасении молодого барина, стремянного, и отменяет казнь Петра. Но юноша отказывается целовать руку самозванца и служить у него.
По-видимому, не только благодарность за тулуп, но и стойкость, преданность и верность присяги вызвали уважение у Пугачева. Он не просто освобождает Гринева, но и помогает ему спасти его любимую девушку Машу Миронову.
Последний раз Гринев с Пугачевым свиделись во время казни последнего. Кивком головы Пугачев дал знать юноше, что узнал его в толпе.
Пушкин показал Пугачева неоднозначной личностью, сочетающей в себе противоположные качества. Он мог быть как жестоким, наслаждающимся страданиями людей во время казни, так и великодушным и благодарным.
Спокойствие и уравновешенность Гринева автор противопоставляет вспыльчивости Пугачева, готового на все ради поставленной цели. Однако, есть в них и нечто схожее, что и привлекло бунтаря в юноше – сила духа и преданность своему делу.
С помощью образов этих двух героев Пушкин хотел показать, что даже враги могут сохранять по отношению друг к другу такие человеческие чувства, как великодушие и благодарность.
Популярные сочинения
- Сочинение Природа просит защиты (эссе)
На протяжении столетий люди беспощадно уничтожали естественную среду обитания и не думали о ее важности. Они думали, что мир вокруг нас за короткое время восстанавливается, поскольку почти все были убеждены в том - Сочинение в стиле нравоучительной статьи (4 класс)
Это нравоучительное сочинение, то есть почти статья. А как не написать такое, если у меня так много хорошего опыта? Если я вижу, что все вокруг живут неправильно?! И нравы, понятно, уже не те. Шучу. - Сочинение по картине Оттепель. Ранняя Весна Саврасова (2, 3, 4, 5 класс)
Говоря о творчестве А.К. Саврасова, невозможно не отметить его весенние пейзажи. Однако далеко не все из них показывают теплоту пробуждения природы – есть и те, что полны печали и грусти
История возникновения концепции «Капитанской дочки»
Значение «исторических» произведений Пушкина в русской литературе поистине фундаментально. В произведениях, посвященных ключевым, поворотным моментам в развитии российской государственности, он воссоздал наиболее значимые эпизоды с древнейших времен до 1812 года. Пушкин подходил к идее «Капитанской дочки» постепенно, шаг за шагом, обрабатывая и учитывая информацию. доступный ему. Доступ к информации стал более свободным в связи с работой над историей пугачевского восстания, благодаря прямому покровительству императора, а значит, возможность прикоснуться к архивам, до тех пор — секретная.
К 1833 году Пушкин проделал большую работу. Он изучил сотни печатных и рукописных источников, получил малоизвестные документы петровской эпохи. При этом задумывается произведение искусства, в центре которого он помещает судьбу офицера-дворянина, оказавшегося в водовороте бурных событий пугачевской эпохи и примкнувшего к пугачевцам.
Из документов, попавших в руки Пушкина благодаря царю, он узнает о некоем Михаиле Шванвиче, дворянине, примкнувшем к восставшим.
Необычайная судьба этого человека пленила Пушкина. Он набрасывает план рассказа об этом дворянине. Произведение, впоследствии ставшее романом «Капитанская дочка», вместе с образом главного героя все чаще вырисовывается перед автором и драматической фигурой Пугачева. «Процесс создания капитанской дочки», — пишет И. Н. Петрунин, — яркий пример взаимодействия образно-художественной и исследовательской мысли. Развитие художественного замысла привело на определенном этапе к историческим исследованиям, из которых выросла «История Пугачева». Работа историка исправлена работа художника и дала ему новое начало. К началу 1833 года возникла необходимость выяснить смысл фактов и обстоятельств гражданской войны той эпохи, посетить места, где бушевал режим Пугачева.
Мы видели, как Пушкин интересовался темой самозванца. И хотя он признавал только власть, данную от Бога, он все же испытывал почтение к людям, осмелившимся бросить вызов истинному правителю. Пугачев был загадочной фигурой, и Пушкин бесконечно стремился постичь природу и личность этого человека, которого Пушкина тянуло к Пугачеву. Уж больно интересным и поучительным ему показался рассказ о том, что она сама легла под его ноги и стала искусством. Из заверенной всеми документами «Истории пугачевского восстания», несмотря ни на что, капитанская дочка, в отличие от всего остального, ни от чего отделилась … Автор протер глаза. Выполнив свой долг историка, он словно забыл о нем и заново, как будто впервые увидел, посмотрел на Пугачева. А я не знал. Злодей продолжал бушевать, но вызывал сочувствие. Чудо, наученное языком черни, пленило. Автор застыл перед странной игрой реальности в искусство. Попав в стан Пугачева, Гринев чувствует, что все происходящее с ним похоже на сказку:
«Я не мог не восхищаться странным стечением обстоятельств» «Я думал также о человеке, в руках которого была моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств был связан со мной». Форсируя такие картинки, характеристики душевных состояний, оговорки и изречения, Пушкин отнюдь не уходит от углубления в исторический процесс — он видит его только в свете народных легенд, тем самым разоблачая людей по собственному замыслу, как одна из главных сил, управляющих всем, что происходит в мире. Итак, вырастая из смутной, естественной стихии, темной, пугающей и неподвластной разуму (вспомните стихотворение «Бесы» — Пугачев выходит из этого состояния мира как «невидимая луна … облачное небо … облачная ночь), и в то же время выдвинутый народом из своей стихии — такой мутный, мрачный и необходимый, Пугачев крутится туда-сюда — вождь восстания и одновременно его жертва, самозванец и титан, благодетель и благодетель, спаситель и злодей. Как отмечалось ранее, Пшкин это увидел! Он показал не только безжалостного тирана, но и чуткого человека. Поэтому мы проявляем к Пугачеву чувство сострадания». «Капитанская дочка», тогда как к историческому Пугачеву — только вполне понятная неприязнь. Гринев при первой встрече описывает его так: «Его лицо не выражало ничего свирепого».
Наряду с отрицательными характеристиками самозванца Пушкин преподносит нам обратное, сбивая нас с толку. Нам кажется, что наряду со всеми созданными им ужасами ему были присущи простота души, веселость и щедрость. «Я не такой уж и кровопийца», — говорит он. «Разоблачая» неправду самозванца, Пушкин, тем не менее, не противопоставляет ей «разумную» власть монарха. Екатерина II дана в «Капитанской дочке» слишком традиционно, «культурно» — как будто ее «скопировали» с известных описаний. Значит ли это, что Пушкин не хотел изобразить точный портрет императрицы, показать свое отношение к ее личности? Может, он считал ее такой же самозванкой, как Пугачев? Ведь Екатерина тоже узурпировала власть, так сказать, террористическим путем, а значит, «контрмера» — бунт — была неизбежна?
Преступление влечет за собой преступление, безбожное правительство с самого начала «обвиняется» в бунте. Исторические хроники содержат описания таких чудовищных зверств, такого террора со стороны армии Пугачева, что они становятся не только понятными, но даже пронзительными словами Пушкина о русском восстании — «бессмысленными и беспощадными». «Безмолвные» люди «Бориса Годунова» и приспешники Пугачева, издевающиеся над ненавистной знатью, — это одна стихия, а раздражать — катастрофа! Молчаливые люди обвиняются в бунте, бунтующие люди подобны банде подростков, разгоряченных безнаказанно и не знающих, что они делают. Но является ли окружение Пугачева «народом»? По воле автора, в сознании читателя крестьянин Савельич и дворянин Миронов гораздо ближе друг к другу — как носители национального духа. «Подлость» (в благородном, «люмпен» обличье) находится по ту сторону этой духовной линии. Примечательно, что и сам пушкинский Пугачев, и некоторые его люди (например, Хлопуша) в этом смысле кажутся «колеблющимися», их моральный статус «мерцает». Как злодеи, по сути, они способны на подвиги и даже на благородство. Все, что касается Пугачева, кроме отвращения и ужаса, вызывает у Петра Гринева «пиитское» чувство. Подлость — уже в который раз — у Пушкина сочетается с мрачным эстетическим переживанием. Пугачев — один (мы уверены, что это так) — бросил вызов могущественной императрице, дал волю огромной разрушительной силе, скопившейся в глубине его души. И он проиграл. Но ужас и «пиратский восторг» этого взрыва вызывают у читателя особые чувства: он невольно заражается состраданием к Пугачеву и остается равнодушным к Екатерине и всему, что за ней стоит.
В «Капитанской дочке» сталкиваются не дворянство и крестьянство, а «бунт» и «порядок» как основополагающие принципы жизни «Порядочность».
Гринев, Миронов, Савельич подвергаются тяжелейшим испытаниям, но даже в бурю страстей, в водовороте событий естественная (истинно русская, национальная!) Гармония этих персонажей остается неизменной. Пугачев и пугачевщина — страшное зеркало екатерининского «порядка». Не зря Пушкин подчеркивает страшную «пародию» пугачевского «двора»: другой модели поведения государя Пугачев не знает и доводит ее до апофеоза, больше всего похожего на кошмар!
Трагедия власти заключается в ее неправедности. «Помазанник Божий» удерживается в пределах мирового порядка самим Господом; тиран и самозванец существуют в постоянном страхе. Мужчина служит хозяину, но хозяин его боится. Народ служит власти, но власть перед ней трепещет. По словам Пушкина, вся «Уваровская триада» пронизана террором. Только нерушимые ростки человечества могут противостоять ему, пока и поскольку они все еще могут посылать сигналы любви каждому человеческому сердцу.
Вторая встреча
Петр Гринев вновь встречается с Емельяном Пугачевым тогда, когда бунтовщики занимают крепость, в которой служит главный герой. Гринев отказывается присягать Пугачеву, понимая, что может погибнуть из-за своего решения. В отличие от трусливого Швабрина, Гринев не ищет спасения своей жизни, он не хочет предавать свои жизненные принципы, несмотря на угрозу смерти. Именно это уважает в Гриневе Пугачев. Сила характера, честность, а также то, что Петр уже однажды показал свое истинное лицо Емельяну, спасли центрального персонажа повести от смерти. Емельян Пугачев освобождает Гринева от казни. Предводитель восстания уважает Петра за то, что он честен перед ним, что он готов пожертвовать своей жизнью ради сохранения собственной чести.
Общее между Пугачевым и Гриневым заключается в том, что у них есть свои жизненные девизы. Если для Петра цену приобретают слова «Береги честь смолоду», то Пугачева характеризует следующее выражение: «Казнить – так казнить, миловать – так миловать».
Характеристика Пугачева другими героями
Гринев
Пётр Гринёв был весьма удивлен природной смекалке Пугачёва.
«Сметливость его и тонкость чутья меня изумили».(Глава II)
Пётр был поражен тому факту, что кровожадный повстанец оказался простым крестьянином, которому он подарил свой заячий кафтан. Благодаря этому случайному знакомству юный Гринёв остался жив.
«А узнал ли ты, сударь, атамана?
— Нет, не узнал; а кто ж он такой?
— Как, батюшка? Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?
Я изумился. В самом деле сходство Пугачева с моим вожатым было разительно. Я удостоверился, что Пугачев и он были одно и то же лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной. Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!» (Глава VIII)
Гринёв считает Пугачёва хвастливым мошенником и самозванцем, затеявшим опасную игру.
«Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться».(Глава VIII)
«Хвастливость разбойника показалась мне забавна». (Глава ХI)
«— Кто же я таков, по твоему разумению?
— Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку». (Глава VIII)
Пётр считал, что пугачёвское войско при всём его размере не способно противостоять хорошо вооружённой и обученной императорской армии.
«…описав сперва Пугачева и шайку его, сказал утвердительно, что самозванцу способа не было устоять противу правильного оружия».(Глава Х)
Пётр Гринёв понимает, что Пугачёв является опасным и жестоким преступником, однако он видит в нём и положительные черты, которые помогли бы ему встать на путь истинный.
«Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть избавителем моей любезной…» (Глава ХI)
«…расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». (Глава ХII)
«…мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле: “Емеля, Емеля! — думал я с досадою; — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь?..”» (Глава ХII)
Подробная характеристика Гринёва.
Савельич
Савельич пренебрежительно относится к Пугачёву, которого считает пьяницей, разбойником и мошенником.
«…и добро бы кому, а то пьянице оголелому!» (Глава II)
«… я недаром подал мошеннику челобитье: вору-то стало совестно, хоть башкирская долговязая кляча да овчинный тулуп не стоят и половины того, что они, мошенники, у нас украли, и того, что ты ему сам изволил пожаловать; да всё же пригодится, а с лихой собаки хоть шерсти клок…» (Глава IХ)
Подробная характеристика Савельича.
Миронов
Миронов вынужден признать военное преимущество Пугачёва и его войска.
«Злодей-то видно силен». (Глава VI)
Пугачёв требует от офицеров признать его государем. Когда отважный капитан Миронов отказывается сделать это, Пугачёв безжалостно расправляется с ним.
««Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух». (Глава VI)
Подробная характеристика капитана Миронова.
Первая встреча
Знакомство Пугачева и Гринева произошло во время бурана. Когда Гринев вместе со своим слугой Савельичем по дороге в крепость попали в непогоду, им встретимся незнакомый человек, который помог им добраться до деревни. За это Гринев отдал провожатому заячий тулуп. Данный эпизод показывает сходства между героями: они готовы помогать другим людям. Пугачев стал провожатым Гринева, который отблагодарил его, даже не зная о том, что это Пугачев. Несмотря на то что Савельич был против того, чтобы отдавать незнакомцу тулуп, Гринев принимает решение самостоятельно. Для него не важно социальное положение человека, для Петра все равны между собой. Случайная первая встреча героев повлияет на дальнейшую судьбу Петра Гринева.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.
Полное имя — Емельян Пугачёв.
Возраст — около сорока лет.
Род занятий — предводитель народного восстания.
Семья — не указано.
Социальное положение — донской казак.
Происхождение — из простой семьи.
Воспитание — отсутствует.
Образование — необразован, не обучен грамоте.
Внешность — среднего роста, худощавый, но сильный мужчина, широкоплечий, с черными волосами и бородой, проницательными черными глазами.
Характер — решительный, целеустремленный, самолюбивый, жестокий, благородный, справедливый.
Положительные черты — проницательный, волевой, способен на благородные поступки и справедливые решения.
Отрицательные черты — жестокий, самолюбивый, способный ради власти на любые жертвы.
Произведение — «Капитанская дочка»
Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
Введение
Самые глубокие современные исследования представляют художественный мир Пушкина как сложное противоречивое целое, не сводимое ни к одному из его идеологических полюсов.
Воспитанный в лицее Пушкин был совершенно безразличен к Православию, нерелигиозен, но был искренне религиозным человеком со своим глубоким мистическим опытом. Отец русской поэзии интересовался не только гороскопами, которые Эйлер составлял по просьбе Екатерины, но и знал тайную силу камней и талисманов. Вот почему на его знаменитом портрете можно увидеть так много колец на его пальцах.
Получив разрешение царя на работу с архивами для написания истории восстания Пугачева, Пушкин занялся своим главным делом — изучением характера и души русского народа. Непрерывное многолетнее изучение русской и мировой истории и культуры, работа с архивами привели Пушкина к пониманию необходимости самодержавия и православия для русского народа, хотя сам он был глубоко чужд любым представлениям о монархии с использованием идеологии религиозного. образование