Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого — героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

В творчестве А.Н. Островского пьеса «Гроза» является одним из наиболее известных произведений. Одной из главных героинь пьесы, несущей в себе отрицательные черты, является Кабаниха, а точнее — Марфа Игнатьевна Кабанова. Она выступает прообразом русского купечества.

Фамилия героини говорит сама за себя. Она довольно точно характеризует свою хозяйку, в этом можно убедиться с первых минут знакомства с ней. Кабаниха — обеспеченная вдова, лицемерная и хладнокровная особа. У нее есть сын Тихон, жена которого Катерина, проживает вместе с мужем в доме его матери. Также Кабанова имеет дочь Варвару. Обоим своим детям Кабаниха навязала свою неоспоримую волю. Но основным проступком Кабановой можно считать то, что она воспитала сына Тихона бесхарактерным и безвольным человеком, неспособным защитить свою супругу от нападок своей деспотичной матери.

Важную роль для Кабанихи играют жизненные устои, порядки и обычаи, принятые в обществе. Основные принципы для нее заключаются в приказах и дисциплине, основанной на страхе. Она — деспотичная, властная женщина. Кабаниха требует беспрекословного подчинения. Ее боится вся семья. Однако на людях она умело прикидывается больной, непонимающей и немощной старушкой. Кабаниха – натура противоречивая. Она обижает свою семью, но при этом подает милостыню нуждающимся. Она тратит на них немалые деньги. Она верит в Бога, но совершает злые поступки.

Кабанова любит читать нравоучения своим домашним, упрекать и высмеивать их. Кабаниха унижает и своих детей, и свою невестку Катерину, которая страшно боится свою родственницу, считая ее бесцеремонной и грубой женщиной. Кабаниха принуждает Катерину слепо следовать ее велению. Единственное сходство между этими двумя героинями – это уважение старины. Только понимают они ее совершенно по-разному. Кабанова считает, что молодые люди должны подчиняться указанием старых. Для Катерины же старина – это светлые чувства любви и уважения.

Кабаниха ревнует сына к его супруге, она ненавидит свою невестку, упрекает при каждом удобном случае. Именно неблагоприятное влияние и омерзительное отношение Кабановой довело Катерину до самоубийства, после которого Варвара ушла из дома, а Тихон запил. Семья Кабанихи распалась, но даже эта ужасная череда событий не изменило характер Кабанихи и ее жизненный подход. Она по-прежнему не лишена ханжеского отношения к людям.

Социальное, материальное и семейное положение

Савёл Прокофьевич Дикой — богатый купец, «значительное лиц в городе». У него есть жена и дочери-подростки, запуганные своим грозным владыкой. К семейству купца можно отнести и его племянника Бориса, который живёт у него в услужении в надежде, что дядя даст ему с сестрой причитающееся им бабушкино наследство.

Марфа Игнатьевна Кабанова — купчиха. Она богатая вдова. С нею проживают сын Тихон с молодой женой Катериной и дочь Варвара. Своих великовозрастных детей и невестку Марфа Игнатьевна постоянно учит уму-разуму.

И Дикой, и Кабанова считаются главными людьми в городе, так как оба очень богаты.

Психологический прессинг Кабанихи на Катерину

Трагический образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» неизменно вызывает сочувствие и симпатию читателя. Девушка попадает в семью Кабановых, выйдя замуж за Тихона, сына купчихи. До появления в доме Катерины ее будущая свекровь полностью навязала свою волю всем домашним: сыну и дочери Варваре. Причем, если Тихон морально сломлен окончательно и способен лишь следовать указаниям «маменьки», то Варвара лишь делает вид, что согласна, однако поступает всегда по-своему. Впрочем, под влиянием матери ее личность также деформировалась — девушка стала неискренней, двоедушной.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» антагонистичен к образу Катерины на протяжении всей пьесы. Не зря звучит упрек невестки, что свекровь ее «поедом ест». Кабаниха постоянно оскорбляет ее надуманными подозрениями. Выматывает душу бессмысленными принуждениями «поклониться мужу», «на носу зарубить». Причем купчиха апеллирует к принципам вполне благовидным: поддержанию порядка в семье; гармоничных (как принято в русской традиции) отношениях между родственниками; основах христианской веры. На деле же влияние Марфы Игнатьевны на Катерину сводится к принуждению — слепо следовать своим велениям. Кабаниха желает превратить ее в еще одну подданную своего домашнего «темного царства».

Значение имён и фамилий

Фамилии этих двух персонажей говорят сами за себя. От них будто веет грубой силой. Имя Савёл похоже на имя евангельского персонажа Савла, который был гонителем христиан. Отчество Дикого — Прокофьевич, Прокофий в переводе с греческого значит «преуспевающий», «успешный».

Имя Марфа является русской формой имени Марта и означает в переводе с древнееврейского языка «наставница», «хозяйка», «владычица». Это имя часто встречалось в купеческой среде. От жителей города Калинова купчиха получила прозвище «Кабаниха», от которого веет чем-то недобрым, грубым.

Последняя блюстительница порядка

Образ Кабанихи является воплощением староверия, каких-то средневековых устоев. Купчиха страдает от того, что ее мир потихоньку рушится. Она видит, что молодежь не поддерживает ее, не уважает старые законы, мыслит по-новому. Женщину переполняют какие-то апокалиптические ожидания, она не понимает, что же будет, когда все старожилы вымрут, и некому будет противостоять всему современному. Дом Кабановых является чуть ли не последним оплотом, где почитаются догмы старины.

Характеристика Кабанихи не вызывает жалости к этой героине, хоть в конце пьесы пострадала не только Катерина, но и ее свекровь. Для купчихи страшным ударом было публичное признание невестки, бунт сына и побег из дому дочери. Но эта женщина так и не поняла, что своим непринятием современного мира она привела к гибели Катерину, испортила жизнь Варваре и подтолкнула к пьянству Тихона. От властвования Кабанихи никому не стало лучше. Но этого ей не понять, ведь купчиха даже после стольких несчастий продолжает настаивать на своем.

Сопоставление характеров

Характеры Кабанихи и Дикого во многом сходны, но есть в них и существенные различия.

Сходство

У Дикого и Кабанихи главная черта характера — властолюбие, стремление подчинять себе других людей. Эти персонажи считают себя в городе и в семье главными и самыми разумными людьми, так как они богаты и имеют большой жизненный опыт. На самом деле, ума у них не очень много, они не понимают, что руганью, постоянным ворчанием и требованием безоговорочного подчинения вредят своим же детям, унижая их.

Властолюбивая Кабаниха, стремясь пресекать в своих детях самостоятельность в суждениях и действиях, вырастила слабовольного, бесхарактерного сына и дочь, которая научилась её обманывать и жить по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (действие 2, явление 2).

Различие

Самодурство Дикого и Кабанихи проявляется по-разному. Марфа Игнатьевна деспотично относится только к своим детям, невестке и слугам. В обществе она старается выглядеть добропорядочной матерью и хозяйкой. Дикой же грубо относится не только к своей семье, но и к жителям города. Он считает себя вправе ругать людей, бить своих домочадцев. «Пронзительный мужик!» — говорит о нём его конторщик Кудряш (действие 1, явление 1). Ваня Кудряш молод, смел, силён, не боится своего хозяина, отвечает на его ругань, а других людей купец совсем запугал. Дикой очень жаден, старается не платить своим работникам за труд, запугивая их своей злобностью и агрессией. Такая патологическая жадность, наверно, не позволяет ему помогать нищим.

В отличие от Дикого, который не признаёт никаких правил, Кабаниха — строгая и фанатичная блюстительница домостроевских правил и ритуалов, нетерпимая ко всему новому. «…Кабаниха создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев, за которые стоит со всем тупоумием самодурства», — писал Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве».

Марфа Игнатьевна набожна, ведь верить в бога и ходить в церковь — это одно из правил Домостроя. Она помогает нищим, а своих домашних совсем замучила своим постоянным недовольством и ворчанием. За это Кулигин отзывается о ней, как о ханже, с виду благочестивой, но угнетающей своих близких. Кабаниха — противница искренних проявлений чувств, все должны вести себя согласно патриархальным традициям и ритуалам. Например, она отругала Катерину, когда та при прощании кинулась мужу на шею, и заставила молодую женщину кланяться ему в ноги.

Если в доме Дикого царит атмосфера страха, то Кабаниха создала у себя атмосферу лицемерия и обмана. Её дочь Варвара говорит Катерине, что весь их дом держится на обмане.

Купчиха Кабанова как идеолог «темного царства»

Следует признать, что образ Кабанихи в пьесе «Гроза» в градации отрицательных образов занимает более значительную позицию, чем персонаж купца Дикого. В отличие от своего кума, угнетающего окружающих самыми примитивными способами (с помощью ругани, доходящей практически до побоев, унижения), Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, что такое «старина» и как ее следует защищать. Ее влияние на окружающих более тонко. Ведь по ходу прочтения драмы читатель видит не только сцены, где она безапелляционно поучает домашних, но и моменты, где она прикидывается «старой да глупой». Более того, купчиха Кабанова выступает в манипуляции своими ближними апологетом двойной морали, ханжества. И в этом смысле образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является действительно классическим в русской литературе.

Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого (таблица)

Параметры сравненияКабанихаДикой
Социальное, материальное и семейное положениеБогатая купчиха, вдова. Семья: сын, дочь, невестка.Зажиточный купец, значительное лицо в Калинове. Семья: жена, дочери-подростки. В его доме также живёт племянник Борис.
Значение имёнМарфа — с греческого «хозяйка», «владычица», «наставница».Имя Савёл напоминает имя «Савл», которое носил евангельский персонаж, гонитель христиан.
Сходные черты характераВластолюбие, эгоизм, наклонность к деспотизму.
Различные черты характераХладнокровность, ворчливость, показная набожность, ханжество, лицемерность. Строго соблюдает старинные ритуалы и требует этого же от других, нетерпима ко всему новому.Горячий нрав, агрессивность, злость, жадность, грубость, не признаёт никаких нравственных правил.
Атмосфера в домеВсё в её доме построено на лицемерии, держится на обмане.Создал в своём доме атмосферу страха, все боятся злобного хозяина.
Отношение к домочадцам, работникам, нищим, странникамДонимает всех своих домашних ворчанием, замечаниями, укорами. Своих взрослых детей и невестку постоянно учит жить, наставляет, угрожает. Помогает нищим и странницам.Держит себя со всеми агрессивно. Постоянно расстраивается, что нужно платить работникам, поэтому начинает злиться и ругаться, и работники уходят от него часто без денег. Он очень жаден, подаёт ли нищим — неизвестно.
ВыводКабаниха, пожалуй, страшнее Дикого. Все действия Дикого открыты, он для всех такой, каким и является: самодур и ругатель. А Кабаниха лицемерна: прикрываясь набожностью и заботой о других, подавляет их волю.

Кабаниха способствовала суициду Катерины

Именно образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза», постоянно третируемой свекровью, лишенной всяческих прав и заступничества, придает трагизм пьесе Островского. Ни у кого из читателей не вызывает сомнения то, что ее самоубийство — результат неблагоприятного воздействия свекрови, постоянного унижения достоинства, угроз, жестокого обращения.

Ситуацию обостряет тот факт, что Катерина предварительно уже заявляла, что сведет счеты со своей несчастной жизнью. Марфа Игнатьевна, которая прекрасно была осведомлена о всем, что творится в доме, не могла этого не знать. Был ли прямой умысел со стороны свекрови таки довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее, Кабаниха мыслила ее «сломить», совершенно, как она уже это сделала со своим сыном. В результате рушится семья купчихи: дочь Варвара обвиняет ее в прямом способствовании трагедии и уходит из дома. Тихон впадает в запой…

Однако жестокосердная Марфа Игнатьевн не кается и после этого. Для нее «темное царство», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода проявившегося ханжества Кабанихи даже в этой трагической обстановке. Купчиха привселюдно кланяется и благодарит людей, доставших тело покойной Катерины из Волги. Однако затем заявляет, что та не может быть прощена. Что может быть более антихристианским, чем не простить покойника? Это, пожалуй, может содеять только настоящий вероотступник.

Вывод

В драме «Гроза» А. Н. Островский показал два типа самодуров, причём «не он сочинил эти типы, так точно как не он выдумал и слово „самодур“. То и другое взял он в самой жизни» (Н. А. Добролюбов). Власть деспотичных хозяев города Калинова основывается на беззащитности, бесправии их жертв. Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого показывает, что отношение ханжи Кабанихи к домочадцам не менее жестоко, чем драчуна и ругателя Дикого, так как она, постоянными упрёками и наставлениями хочет подавить волю другого человека, сделать его послушным и слабовольным.

Популярные сочинения

  • Сочинение Сыны Отечества
    На нашей планете живет очень много людей. Все они разные по национальности, внешности, характеру и многому другому. Но есть и то, что всех людей объединяет – это то, что у каждого человека есть Родина
  • Сочинение Ошибки в жизни человека
    В жизни каждого человека есть проблемы и трудности, которые ему предстоит решить. Они бывают сложными или очень важными. И из-за таких ситуаций люди часто допускают ошибки и винят себя за них.
  • Сочинение О чем заставляет задуматься повесть Станционный смотритель 7 класс
    Из повести «Станционный смотритель», вошедшей в сборник «Повести Белкина»

Кабаниха в речи посторонних людей

Характеристика Кабанихи получается понятной читателю, благодаря высказываниям персонажей пьесы. Первое упоминание о Марфе Игнатьевне звучит из уст Феклуши. Это нищая странница, которая благодарна ей за доброту и щедрость. В противовес звучат слова Кулигина о том, что она щедра к нищим, а не к родным людям. После этих кратких характеристик читатель знакомится с Кабанихой. Слова Кулигина подтверждаются. Мать придирается к словам сына и невестки. Даже своей кротостью и искренностью Катерина не вызывает у нее доверия. В сторону сына летят упреки за отсутствие любви к матери.

Образ героини в произведении

Образ Кабанихи, тирана и самодура в женском обличье, символизирует нравы и моральные устои, царившие в купеческом обществе в России 19-го столетия. Погрязшие в устаревших догмах и незыблемых традициях, они имеют силы и финансовые возможности, чтобы сделать государство лучше, но не обладая достаточным самосознанием и увязнув в косности и ханжестве, не могут на это решиться.

В конце произведении злобную и жестокую Кабаниху ждет своя собственная «гроза» и полное крушение её мира: невестка Катерина признается в чувствах к другому мужчине, сын публично восстает против неё, дочь убегает из дома. Все заканчивается весьма печально: Катерина под давлением стыда и морали, доведенная Кабанихой до полного отчаянья, бросается с обрыва в реку, дочь находит спасение в побеге, а сын Тихон наконец отбросив все годы унижений и потаканий капризам маменьке наконец говорит правду: « Вы её погубили!Вы!».

В своем произведении Островский создал страшный и мрачный вымышленный город Калинов, настоящее воплощение жестокого и бесчеловечного отношения к людям. Это царство тьмы, где безраздельно властвуют такие монстры как купчиха Кабаниха и её кум Дикой. Иногда там пробиваются редкие лучики света и доброты, такие как Катерина, но выразив свой протест против страшного и темного царства, погибают, не выдержав неравной борьбы с засильем зла и жестокости. И все же царство тьмы рано или поздно будет рассеяно, и люди в Калинове заживут новой, счастливой жизнью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: