Изображение русского барства в романе «Дубровский» (А.С. Пушкин)
Изображение русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский» имеет большое значение, многие писатели того времени обличали вседозволенность и безнаказанность действий помещиков, их несправедливое, а часто даже жестокое отношение к своим крестьянам. Автор изобразил в своём романе два непохожих типа барства, к каждому из которых и принадлежали главные герои.
Роман А.С. Пушкина начинается с описания «настоящего русского барина» Кириллы Петровича Троекурова. Он был очень состоятельным человеком, который занимал высокое положение в обществе. Автор описывает обычаи, заведённые в его зажиточном имении. Кирилла Петрович предстаёт перед читателем как необразованный, деспотичный и надменный барин, отличающийся своей грубостью и жестокостью. Он с пренебрежением относится к своим крепостным, он считал их всего лишь вещью, которой можно воспользоваться. Для него не имели никакого значения их страдания и несчастья, да и дальнейшая судьба в целом. Это просто прислуга, не имеющая права на чувства и желания. Троекуров заботился только о собственной персоне, поэтому любил хорошо провести время, веселье занимало основную часть его жизни. Вот только развлечения были очень своеобразными, он получал наслаждение от чужой боли и страха. Ему нравилось унижать других, чувствовать собственное превосходство и чью-то зависимость от своей воли. Например, он любил наблюдать, как будет вести себя человек, запертый в одной клетке с разъярённым медведем. Если у человека получалось выжить в схватке с голодным хищником, он получал барское расположение. Троекуров считал, что имеет полное права распоряжаться человеческой жизнью, подобно Господу Богу. Больше всего страдали от самодурства своего хозяина, крестьяне Кириллы Петровича, они под его опекой жили хуже, чем собаки на псарне. Не знавшим уважения и заботы крестьянам ничего не оставалось, кроме как взять поведение барина за основу, поэтому также бездушно относились к тем, кто хоть как-то от них зависел. Они действительно гордились богатством и положением Кириллы Петровича. А своим хамством по отношению к другим господам они старались заслужить хозяйское поощрение, они пытались добиться расположения Троекурова любым способом.
К полностью противоположному типу барства принадлежал Андрей Гаврилович Дубровский – небогатый дворянин, зато честный и достойный. Одним из его главных жизненных принципов была справедливость, поэтому крестьяне любили и уважали его. Как хороший помещик он был строг со своими крепостными, но никогда не обижал их без причины и принимал непосредственное участие в их судьбе. Беспокойство за собственных крестьян не мешало ему следить за своим хозяйством и держать всё под контролем. Дубровский никогда не превозносил себя над всеми остальными, ко всем принятиям решений относился ответственно и рассудительно. Крестьяне ценили заботу своего хозяина, они знали, как сильно им повезло, поэтому искренне горевали после его гибели. Так сильно грустить можно только о близком человеке, который занимал особое место в твоей жизни. Крепостные понимали, что попадут в руки к Троекурову, поэтому предпочли лесное разбойничество такой судьбе.
Оба барина принадлежат к одному сословию, но так по-разному относились к простому народу, к тем, кто усердно служил им на протяжении многих лет. А.С. Пушкин выступал против крепостного права, но в данном романе он показал, что дело не только в государственных законах, а и в самом человеке. Дубровский придерживался общепринятых устоев, но был добр к своим крестьянам и они любили его за заботу. Хороший человек создаёт вокруг себя благоприятную атмосферу для окружающих, поэтому, прежде всего, необходимо менять самого себя, а не весь мир.
Сочинение 6 класс. Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский»
1 вариант сочинения
А. С. Пушкина всегда волновали взаимоотношения между помещиками и крестьянами. И в своих произведениях он старался найти пути решения этой проблемы. Так, в повести «Дубровский» он рисует образы представителей русского барства, наиболее ярким из которых является Кирила Петрович Троекуров.
Троекуров — «старинный русский барин», отставной генерал-аншеф — первый, с кем мы знакомимся, читая произведение. Кирила Петрович богат и знатен, имеет связи и большой вес в
губерниях, где находится его имение. Он с детства избалован «всем, что только окружало его», привык потакать «всетм порывам пылкого своего нрава». Соседи рады угождать малейшим его прихотям и разделять его «буйные увеселения».
Описывая этого богатого помещика-крепостника, Пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми. «С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно», но они гордились богатством и славой своего хозяина. Обычно Троекуров проводил свои дни «в пирах и проказах», объезжал свои просторные владения, веселился, придумывая новые развлечения. Его все побаивались: дьячок, например, скорее согласился бы «лалть на владыку, чем косо взглянуть на Кирилу Петровича». А сам Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал одного Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии, который был его ближайшим соседом и с которым они некогда были товарищами по службе. Троекуров уважал старинного приятеля, «несмотря на его смиренное состояние» , нетерпеливость и решительность характера. Кроме того, они были: «ровесниками, рожденными в одном сословии, воспитанные одинаково», отчасти были похожи характерами и наклонностями. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели. Все соседи завидовали согласию между ними, но один случай все расстроил и переменил.
У Кирилы Петровича была лучшая в округе псарня. Он гордился «сим прекрасным заведением» и никогда не упускал случая похвастаться им перед своими гостями. Дубровский немного завидовал ему и заметил как-то, что вряд ли людям Троекурова житье такое ж, как собакам. На это один из псарей ему ответил, что: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку», намекая на скромный достаток Дубровского. Это замечание и послужило началом ссоры. Троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, решил отобрать у него имение, считая, что «в том-то и сила, чтобы безо всякого права отобрать». И это Троекурову удалось: заседатель Шабашкин с усердием (в надежде на благодарность-взятку) устроил так, что выходило, будто село Кистеневка издавна принадлежало Троекурову, который «заседателя ни в грош не ставит, исправник у него на посылках». Это понимали и прихлебатели Троекурова, и крестьяне Дубровского, не желавшие «перейти во владение Троекурову». Автор подчеркивает, что кистеневские крестьяне с самого начала были непримиримы в своем отношении к власти Троекурова. Они не хотели попасть во владение Кириле Петровичу: «У него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет». Но Пушкин также говорит, что Троекуров обладал и некоторым благородством. Он, например, «от природы не был корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала». Он знал, в каком состоянии находился товарищ его молодости, победа не радовала его, и он даже решил помириться с соседом, возвратив ему состояние. Но, увидев Троекурова, Дубровский пришел в ужас и негодование, сердце его не выдержало, и он умер.
Феодальный самодур Троекуров — типичный представитель русского барства. И, изображая его отрицательные качества и черты характера, А. С. Пушкин выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев, которые «привыкли давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям своего довольно ограниченного ума».
Главный герой, Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства в повести. В какой-то степени он тоже типичный представитель своего сословия, в Петербурге он ведет беспечную жизнь, получая приличное содержание от отца, потакает своим прихотям. Он расточителен и честолюбив, но позже, когда жизнь его меняется, мы видим, что Владимир унаследовал характер своего отца, его решительность, чувство собственного достоинства, независимость. Он вынужден был круто изменить свою жизнь, но во многом это был не его собственный выбор, а подчинение обстоятельствам. Пушкин немного идеализировал своего героя, изобразив его предводителем крестьян-повстанцев и построив отношение к нему крестьян на преданности. Помещики в то время еще не переходили на сторону крестьян, восстающих против феодального произвола. Владимир — увлекающаяся, порывистая, страстная натура, способен на исключительные поступки, но все же он — временный попутчик крестьян, и в борьбе не с государственным устройством в целом, а со злоупотреблениями помещичьей властью.
2 вариант сочинения
Многие поэты и писатели XIX века затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношения господ и крепостных крестьян. Не прошел мимо нее Александр Сергеевич Пушкин. В своей повести «Дубровский» он изобразил два непохожих друг на друга типа русского барства.
Андрей Гаврилович Дубровский — небогатый дворянин, принципиальный, честный и гордый человек. Его жизненные принципы достойны уважения, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним. С крепостными Андрей Гаврилович хоть и строг, но справедлив, участлив, никогда не обидит без причины. Эти же качества перенял у него его единственный сын Владимир.
Совсем другой такт русского барина раскрывается нам в Кириле Петровиче Троекурове. Этот надменный своенравный и жестокий человек даже к своим соседям относится с презрением, что уж говорить о бесправных крестьянах! Многие не менее богатые, чем Троекуров, и уважаемые дворяне, будучи у него в гостях, становились жертвами его глупых и жестоких шуток и розыгрышей. В отношениях с крепостными этот помещик проявляет себя как тиран и самодур. Мне кажется, он даже не считает их живыми людьми! Собаки Троекурова живут куда лучше и комфортнее, чем бедные крестьяне, трепещущие при одном упоминании имени барина, но, на удивление, уважающие его за силу. Многие из них, лебезя и прислуживая, уже потеряли человеческий облик и достоинство, потому что постоянно живут в неизвестности: что придет барину в голову на этот раз?
И все же, выступая против подобного крепостничества, А. С. Пушкин утверждает, что все дело не столько во власти, сколько в отношении человека к самому себе. Ведь рядом с порядочным, честным и справедливым Дубровским хорошо и окружающим, а невежество, деспотизм, избалованность и жестокость Троекурова отпугнули от него всех настоящих друзей, оставив лишь льстецов да людей, ставящих превыше всего деньги и положение в обществе.
Сочинение на тему изображение русского барства в романе дубровский
Сочинение 6 класс. Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина “Дубровский” 1 вариант сочинения А. С. Пушкина всегда волновали взаимоотношения между помещиками и крестьянами. И в своих произведениях он старался найти пути решения этой проблемы. Так, в повести «Дубровский» он рисует образы представителей русского барства, наиболее ярким из которых является Кирила Петрович Троекуров. Троекуров — «старинный русский барин», отставной генерал-аншеф — первый, с кем мы знакомимся, читая произведение. Кирила Петрович богат и знатен, имеет связи и большой вес в губерниях, где находится его имение. Он с детства избалован «всем, что только окружало его», привык потакать «всетм порывам пылкого своего нрава». Соседи рады угождать малейшим его прихотям и разделять его «буйные увеселения». Описывая этого богатого помещика-крепостника, Пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми. «С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно», но они гордились богатством и славой своего хозяина. Обычно Троекуров проводил свои дни «в пирах и проказах», объезжал свои просторные владения, веселился, придумывая новые развлечения. Его все побаивались: дьячок, например, скорее согласился бы «лалть на владыку, чем косо взглянуть на Кирилу Петровича». А сам Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал одного Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии, который был его ближайшим соседом и с которым они некогда были товарищами по службе. Троекуров уважал старинного приятеля, «несмотря на его смиренное состояние» , нетерпеливость и решительность характера. Кроме того, они были: «ровесниками, рожденными в одном сословии, воспитанные одинаково», отчасти были похожи характерами и наклонностями. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели. Все соседи завидовали согласию между ними, но один случай все расстроил и переменил. У Кирилы Петровича была лучшая в округе псарня. Он гордился «сим прекрасным заведением» и никогда не упускал случая похвастаться им перед своими гостями. Дубровский немного завидовал ему и заметил как-то, что вряд ли людям Троекурова житье такое ж, как собакам. На это один из псарей ему ответил, что: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку», намекая на скромный достаток Дубровского. Это замечание и послужило началом ссоры. Троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, решил отобрать у него имение, считая, что «в том-то и сила, чтобы безо всякого права отобрать». И это Троекурову удалось: заседатель Шабашкин с усердием (в надежде на благодарность-взятку) устроил так, что выходило, будто село Кистеневка издавна принадлежало Троекурову, который «заседателя ни в грош не ставит, исправник у него на посылках». Это понимали и прихлебатели Троекурова, и крестьяне Дубровского, не желавшие «перейти во владение Троекурову». Автор подчеркивает, что кистеневские крестьяне с самого начала были непримиримы в своем отношении к власти Троекурова. Они не хотели попасть во владение Кириле Петровичу: «У него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет». Но Пушкин также говорит, что Троекуров обладал и некоторым благородством. Он, например, «от природы не был корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала». Он знал, в каком состоянии находился товарищ его молодости, победа не радовала его, и он даже решил помириться с соседом, возвратив ему состояние. Но, увидев Троекурова, Дубровский пришел в ужас и негодование, сердце его не выдержало, и он умер. Феодальный самодур Троекуров — типичный представитель русского барства. И, изображая его отрицательные качества и черты характера, А. С. Пушкин выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев, которые «привыкли давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям своего довольно ограниченного ума». Главный герой, Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства в повести. В какой-то степени он тоже типичный представитель своего сословия, в Петербурге он ведет беспечную жизнь, получая приличное содержание от отца, потакает своим прихотям. Он расточителен и честолюбив, но позже, когда жизнь его меняется, мы видим, что Владимир унаследовал характер своего отца, его решительность, чувство собственного достоинства, независимость. Он вынужден был круто изменить свою жизнь, но во многом это был не его собственный выбор, а подчинение обстоятельствам. Пушкин немного идеализировал своего героя, изобразив его предводителем крестьян-повстанцев и построив отношение к нему крестьян на преданности. Помещики в то время еще не переходили на сторону крестьян, восстающих против феодального произвола. Владимир — увлекающаяся, порывистая, страстная натура, способен на исключительные поступки, но все же он — временный попутчик крестьян, и в борьбе не с государственным устройством в целом, а со злоупотреблениями помещичьей властью. 2 вариант сочинения Многие поэты и писатели XIX века затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношения господ и крепостных крестьян. Не прошел мимо нее Александр Сергеевич Пушкин. В своей повести «Дубровский» он изобразил два непохожих друг на друга типа русского барства. Андрей Гаврилович Дубровский — небогатый дворянин, принципиальный, честный и гордый человек. Его жизненные принципы достойны уважения, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним. С крепостными Андрей Гаврилович хоть и строг, но справедлив, участлив, никогда не обидит без причины. Эти же качества перенял у него его единственный сын Владимир. Совсем другой такт русского барина раскрывается нам в Кириле Петровиче Троекурове. Этот надменный своенравный и жестокий человек даже к своим соседям относится с презрением, что уж говорить о бесправных крестьянах! Многие не менее богатые, чем Троекуров, и уважаемые дворяне, будучи у него в гостях, становились жертвами его глупых и жестоких шуток и розыгрышей. В отношениях с крепостными этот помещик проявляет себя как тиран и самодур. Мне кажется, он даже не считает их живыми людьми! Собаки Троекурова живут куда лучше и комфортнее, чем бедные крестьяне, трепещущие при одном упоминании имени барина, но, на удивление, уважающие его за силу. Многие из них, лебезя и прислуживая, уже потеряли человеческий облик и достоинство, потому что постоянно живут в неизвестности: что придет барину в голову на этот раз? И все же, выступая против подобного крепостничества, А. С. Пушкин утверждает, что все дело не столько во власти, сколько в отношении человека к самому себе. Ведь рядом с порядочным, честным и справедливым Дубровским хорошо и окружающим, а невежество, деспотизм, избалованность и жестокость Троекурова отпугнули от него всех настоящих друзей, оставив лишь льстецов да людей, ставящих превыше всего деньги и положение в обществе.
ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО БАРСТВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»
ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО БАРСТВА. А. С. Пушкина всегда волновали взаимоотношения между помещиками и крестьянами. И в своих произведениях он старался найти пути решения этой проблемы. Так, в повести «Дубровский» он рисует образы представителей русского барства, наиболее ярким из которых является Кирила Петрович Троекуров. Троекуров — «старинный русский барин», отставной генерал-аншеф — первый, с кем мы знакомимся, читая произведение. Кирила Петрович богат и знатен, имеет связи и большой вес в губерниях, где находится его имение. Он с детства избалован «всем, что только окружало его», привык потакать «всем порывам пылкого своего нрава». Соседи рады угождать малейшим его прихотям и разделять его «буйные увеселения». Описывая этого богатого помещика-крепостника, Пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми. «С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно», но они гордились богатством и славой своего хозяина. Обычно Троекуров проводил свои дни «в пирах и проказах», объезжал свои просторные владения, веселился, придумывая новые развлечения. Его все побаивались: дьячок, например, скорее согласился бы «лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирилу Петровича». А сам Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал одного Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии, который был его ближайшим соседом и с которым они некогда были товарищами по службе. Троекуров уважал старинного приятеля, «несмотря на его смиренное состояние», нетерпеливость и решительность характера. Кроме того, они были «ровесниками, рожденными в одном сословии, воспитанные одинаково», отчасти были похожи характерами и наклонностями. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели. Все соседи завидовали согласию между ними, но один случай все расстроил и переменил. У Кирилы Петровича была лучшая в округе псарня. Он гордился «сим прекрасным заведением» и никогда не упускал случая похвастаться им перед своими гостями. Дубровский немного завидовал ему и заметил как-то, что вряд ли людям Троекурова житье такое ж, как собакам. На это один из псарей ему ответил, что: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку», намекая на скромный достаток Дубровского. Это замечание и послужило началом ссоры. Троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, решил отобрать у него имение, считая, что «в том-то и сила, чтобы безо всякого права отобрать». И это Троекурову удалось: заседатель Шабашкин с усердием (в надежде на благодарность-взятку) устроил так, что выходило, будто село Кистеневка издавна принадлежало Троекурову, который «заседателя ни в грош не ставит, исправник у него на посылках». Это понимали и прихлебатели Троекурова, и крестьяне Дубровского, не желавшие «перейти во владение Троекурову». Автор подчеркивает, что кистеневские крестьяне с самого начала были непримиримы в своем отношении к власти Троекурова. Они не хотели попасть во владение Кириле Петровичу: «У него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет». Но Пушкин также говорит, что Троекуров обладал и некоторым благородством. Он, например, «от природы не был корыстолюбив, желание мести завлекло его слиш- ком далеко, совесть его роптала». Он знал, в каком состоянии находился товарищ его молодости, победа не радовала его, и он даже решил помириться с соседом, возвратив ему состояние. Но, увидев Троекурова, Дубровский пришел в ужас и негодование, сердце его не выдержало, и он умер. Феодальный самодур Троекуров — типичный представитель русского барства. И, изображая его отрицательные качества и черты характера, А. С. Пушкин выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев, которые «привыкли давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям своего довольно ограниченного ума». Главный герой, Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства в повести. В какой-то степени он тоже типичный представитель своего сословия, в Петербурге он ведет беспечную жизнь, получая приличное содержание от отца, потакает своим прихотям. Он расточителен и честолюбив, но позже, когда жизнь его меняется, мы видим, что Владимир унаследовал характер своего отца, его решительность, чувство собственного достоинства, независимость. Он вынужден был круто изменить свою жизнь, но во многом это был не его собственный выбор, а подчинение обстоятельствам. Пушкин немного идеализировал своего героя, изобразив его предводителем крестьян-повстанцев и построив отношение к нему крестьян на преданности. Помещики в то время еще не переходили на сторону крестьян, восстающих против феодального произвола. Владимир — увлекающаяся, порывистая, страстная натура, способен на исключительные поступки, но все же он — временный попутчик крестьян, и в борьбе не с госу- дарственным устройством в целом, а со злоупотреблениями помещичьей властью.
читать похожие:
- Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»