Что общего и что различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


Слова

Когда София только узнает о приезде своего давнего друга, она говорит следующие слова: «Он славно // Пересмеять умеет всех; // Болтает, шутит, мне забавно; // Делить со всяким можно смех».

При разговоре с Чацким, который высказал свое мнение относительно возлюбленного Софьи Молчалина, девушка в сторону сказала фразу, которая демонстрирует истинное отношение Софьи к Чацкому: «Не человек, змея!».

В ходе повествования конфликт и недопонимание между героями нарастает, Софья произносит следующие слова: «Смотреть на вас, вас слушать нету сил». Героиня утверждает, что Чацкий равнодушен к чужому несчастью и счастью. В разговоре с Молчалиным дочь Фамусова восклицает: «Зачем сюда бог Чацкого принес!». Когда центральный персонаж спрашивает у Софьи, почему он не достоин ее любви, героиня отвечает ему, что он готов «желчь на всех излить».

Взаимоотношения Софьи и Чацкого

В своей комедии А.С. Грибоедов большое внимание уделяет взаимоотношениям Софьи и Чацкого, описывая любовный конфликт, возникающий между ними. Но почему же между Чацким и Софьей происходит конфликт? В чём его причина? Прежде всего, она заключается в непонимании их друг другом. Чацкий не хочет признавать, что нелюбим Софьей, а она ничего не желает ему объяснять.

Чацкий любит по-настоящему, искренне.

Но любит ту Софью, которую знает, какой она была три года назад. Любит он свою подругу детства, ту, с кем играл всё время. И, может быть, Софья полюбила бы Чацкого, если бы не разлука в три года, из-за которой всё меняется. Меняются их взгляды на жизнь, их отношения друг к другу.

Ах, тот скажи любви конец,

Кто на три года вдаль уедет! –

Говорит Чацкий, ведь в отличие от него, Софья, прервав общение с другом детства, совершенно охладевает к нему. Воспитанная на французских романах, находясь в обществе своего отца, она не хочет видеть в своём окружении такого человека, как Чацкий, независимого, умного, всегда отстаивающего своё мнение. Ей ближе Молчалин, ведь «он, наконец, уступчив, скромен, тих». И Чацкий понимает это, но признавать не хочет:

«Она его не уважает!

Шалит, она его не любит,

Она не ставит в грош его!» –

Успокаивает он себя, Чацкий не понимает (или не хочет понимать) почему Софья предпочла ему Молчалина. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

И целью Чацкого уже становится не узнать причину холодности Софьи и даже не добиться её расположения, а понять, почему выбрала она именно Молчалина. Раньше он и не думал, что такой человек, как Молчалин, может стать его соперником. Чацкий знает, что умнее Молчалина, знает, что лучше его практически во всём. И поэтому не до конца признаёт своё поражение, пытается доказать Софьи, что лучше Молчалина. Но она не желает этого и слушать. И Чацкому ничего не остаётся, кроме как оставить её, навсегда разорвать с неё отношения, разлюбить её, как бы это ни было сложно.

Полезный материал по теме:

  1. Что общего и различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу?
  2. В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
  3. Образ Софьи
  4. Краткая характеристика Софьи Фамусовой
  5. Функциональная значимость сна Софьи

Почему Софья отвергает любовь Чацкого? (Грибоедов А. С.)

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», среди прочих сюжетных линий, развивается любовная интрига, а именно – любовный треугольник. Главный герой пьесы Александр Чацкий, вернувшись в Москву после трёхлетнего отсутствия, чтобы жениться на своей возлюбленной Софье. Но та отвергает его притязания, ведь он за время своей поездки ей «не писал трех слов», и её сердце уже избрало другого. В чем же причины этой перемены? Прежде всего – разлука. Софья «переросла» свою детскую влюбленность: три года для ее лет – большой срок. Кроме того, Софью пугает независимость, неуправляемость Чацкого, а также отталкивают его прямолинейность и отсутствие стеснения в высмеивании чужих пороков. И наконец, новая любовь. Секретарь её отца Молчалин, представитель т. н. «фамусовсовского общества», а, следовательно, антипод Чацкого, привлекает Софью своими покорностью, смирением и добротой (как кажется ей). Хотя девушка отнюдь не глупа, а Молчалин не блещет умом, разум её затуманен модными в то время французскими любовными романами. Молчалин добивается расположения Софьи, давая ей то, чего она хочет (угождает всем, как ему завещал отец). Противопоставление Чацкого и Молчалина и – шире – Чацкого и всего «фамусовского общества» лежит в основе главного конфликта пьесы. Любовная линия в сюжете создана автором для того, чтобы подчеркнуть остроту конфликта.

Жизненные принципы Чацкого и Молчалина (Грибоедов А. С.)

Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия «Горе от ума» была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии — в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века. Кроме того, эти же самые проблемы актуальны и по сей день. «Комедия полна характеров, обрисованных смело и резко», — писал А. Бестужев. Одним из основных вопросов, поднятых автором, является противостояние между умным человеком и глупцами — единицей общества и толпой. В произведении этой единицей, безусловно, является Чацкий, глупцами — фамусовское общество. На протяжении всей комедии наблюдаются четкие границы между данными двумя сторонами. У них заметно отличается поведение, мировоззрение, отношение к любви, деньгам, долгу и чести, образованию и жизни в целом. Чацкий появляется и проходит через всю комедию «громом среди ясного неба». Он возникает шумно и внезапно (по описаниям в произведении, так же внезапно он и исчез за три года до этого). Далее эта самая «выскочка» восхваляет Европу, ее ритмичное движение, наполненное жизнью, образуя еще один пункт в социальном конфликте между ним и московским обществом с давно устоявшимися и неизменными нравами и характерами. Однако не стоит считать, что Грибоедов призывает подстраиваться под Европу — он выступает за собственное начало движения жизни в России. В основе жизненных принципов Александра Андреевича Чацкого лежат разум и образование, негативно встреченные в месте го появления. Чацкий не гонится за чином и богатством, отвечая на вопросы о них совершенно равнодушно (диалог с Молчалиным в третьем явлении третьего действия). Для него дела есть дела, веселье есть веселье, любовь есть любовь, деньги есть деньги. В отличие от противопоставляемого ему общества, Чацкий четко разграничивает эти понятия, не ищет выгоду для одного из них в другом. Служба, в первую очередь, является служением делу в благих намерениях, а не прислуживанием какому-либо человеку ради получения денег. От лица всего фамусовского общества в противопоставление Чацкому выдвигается Молчалин. Вначале их сталкивает между собой любовный конфликт. Являясь «жалким созданием», по словам Александра Андреевича, Алексей Степаныч все равно лидирует в борьбе за сердце девушки, что приводит Чацкого в недоумение: «Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?» Софья является частью фамусовского общества, соответственно, она ищет более близкого к ней человека. До Чацкого она разумом не дотягивает, а из Молчалина воображает себе идеальный образ. Собственно, даже Молчалин сумел ее обмануть, из так называемой «любви» к девушке пытаясь извлечь денежную выгоду. Своего развития мыслей Алексею Молчалину не хватает для обладания личным мнением. Он объясняет это «небольшим чином» и тем, что «ведь надобно же зависеть от других», в то время как Чацкий не понимает, «зачем же мнения чужие только святы». Несмотря на превосходство над Алексеем Степанычем, Александр Андреевич терпит поражение, а вскоре его и вовсе считают сумасшедшим. Это связано, главным образом, с тем, что Молчалин — представитель фамусовского общества, а Чацкий выступает против него, значит и против них всех, а как давно известно: «один в поле не воин». Человек с мнением, отличающимся от общепринятого, с иным мышлением всегда считается «другим», «не своим», а иногда и вовсе сумасшедшим, как в данном случае. Эта проблема в наше время особо актуальна, так как со временем она только усиливается и распространяется на всё большее и большее количество людей. Все чаще люди боятся своего собственного мнения лишь потому, что его могут воспринять с осуждением, причем боятся не только оглашать это мнения, но и даже в принципе иметь его.

Как Софья относится к Чацкому?

В самом общем виде сюжет этот выглядит так. Чацкий и Софья много общались в юном возрасте. Их соединяли чувства взаимной симпатии. Когда Софье было четырнадцать лет, Чац­кий уехал набираться ума в дальних странствиях. За время его отсутствия девушка повзрослела на три года и влюбилась в Молчалина, секретаря своего отца, живущего с ней в одном доме. Чацкий вернулся, полный пылких чувств к Софье, но в ответ встретил холодность и неприязнь. Он попытался выяс­нить причину этого и в конце концов узнал, что Софья любит другого. Ее избранник показался Чацкому недостойным та­кой девушки, как Софья. Она же, оскорбленная его насмеш­ками над предметом своей любви, чтобы отомстить, пустила слух, что Чацкий сошел с ума. В финале пьесы Софья была потрясена, узнав, что Чацкий оказался прав: Молчалин ее не любит, а за ее спиной пытается соблазнить служанку Лизу. Когда всё раскрылось, Чацкий произнес гневный монолог, обличающий всех, и в том числе Софью, и покинул ее и дом Фамусовых. Чтобы разобраться в этих хитросплетениях сюжета и попы­таться понять, почему всё произошло именно так, нужно оп­ределить, каков же характер Софьи. Действительно ли она «не­годяйка», как, по-видимому, считает Чацкий и как назвал ее в одном из писем автор комедии? Другими словами, можно ли ее действия по отношению к Чацкому назвать изменой, а ее сплетню о сумасшествии Чацкого — прямой подлостью? Но почему Чацкий решил, что Софья должна его любить? Ведь когда они расстались, она была еще подростком, и вряд ли та­кой умный человек, каким считает себя Чацкий, мог всерьез воспринять связывавшие их раньше отношения. И уж никак он не должен был предполагать, что за три года их разлуки в нрав­ственном развитии Софьи не произойдет никаких изменений. Тем не менее, приехав в дом Фамусовых после долгого отсут­ствия, он бросается к Софье так, будто они расстались только вчера. Софья же в этот момент думает совсем не о Чацком.

И все было бы намного проще, если бы к этому конфликту органично не присоединялась личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье. Чтобы выяснить истоки этой драмы, необходимо понять, как же на самом деле относится к Чацкому Софья. Уже в разговоре с Лизой она говорит о том, что Чацкий был для нее лишь другом детства:

Пылкость таких «умников» оборачивалась в глазах обывателей «без- умием», «горем от ума». Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева. Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем «своим», что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон. У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. «Умеренность и аккуратность» — вот два «таланта», которые он ставит себе в заслугу. Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?» Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего «сужденья произнесть», потому что в чинах он небольших, поэтому «надобно ж зависеть от других». Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: