Слова
Когда София только узнает о приезде своего давнего друга, она говорит следующие слова: «Он славно // Пересмеять умеет всех; // Болтает, шутит, мне забавно; // Делить со всяким можно смех».
При разговоре с Чацким, который высказал свое мнение относительно возлюбленного Софьи Молчалина, девушка в сторону сказала фразу, которая демонстрирует истинное отношение Софьи к Чацкому: «Не человек, змея!».
В ходе повествования конфликт и недопонимание между героями нарастает, Софья произносит следующие слова: «Смотреть на вас, вас слушать нету сил». Героиня утверждает, что Чацкий равнодушен к чужому несчастью и счастью. В разговоре с Молчалиным дочь Фамусова восклицает: «Зачем сюда бог Чацкого принес!». Когда центральный персонаж спрашивает у Софьи, почему он не достоин ее любви, героиня отвечает ему, что он готов «желчь на всех излить».
Взаимоотношения Софьи и Чацкого
В своей комедии А.С. Грибоедов большое внимание уделяет взаимоотношениям Софьи и Чацкого, описывая любовный конфликт, возникающий между ними. Но почему же между Чацким и Софьей происходит конфликт? В чём его причина? Прежде всего, она заключается в непонимании их друг другом. Чацкий не хочет признавать, что нелюбим Софьей, а она ничего не желает ему объяснять.
Чацкий любит по-настоящему, искренне.
Но любит ту Софью, которую знает, какой она была три года назад. Любит он свою подругу детства, ту, с кем играл всё время. И, может быть, Софья полюбила бы Чацкого, если бы не разлука в три года, из-за которой всё меняется. Меняются их взгляды на жизнь, их отношения друг к другу.
Ах, тот скажи любви конец,
Кто на три года вдаль уедет! –
Говорит Чацкий, ведь в отличие от него, Софья, прервав общение с другом детства, совершенно охладевает к нему. Воспитанная на французских романах, находясь в обществе своего отца, она не хочет видеть в своём окружении такого человека, как Чацкий, независимого, умного, всегда отстаивающего своё мнение. Ей ближе Молчалин, ведь «он, наконец, уступчив, скромен, тих». И Чацкий понимает это, но признавать не хочет:
«Она его не уважает!
Шалит, она его не любит,
Она не ставит в грош его!» –
Успокаивает он себя, Чацкий не понимает (или не хочет понимать) почему Софья предпочла ему Молчалина. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
И целью Чацкого уже становится не узнать причину холодности Софьи и даже не добиться её расположения, а понять, почему выбрала она именно Молчалина. Раньше он и не думал, что такой человек, как Молчалин, может стать его соперником. Чацкий знает, что умнее Молчалина, знает, что лучше его практически во всём. И поэтому не до конца признаёт своё поражение, пытается доказать Софьи, что лучше Молчалина. Но она не желает этого и слушать. И Чацкому ничего не остаётся, кроме как оставить её, навсегда разорвать с неё отношения, разлюбить её, как бы это ни было сложно.
Полезный материал по теме:
- Что общего и различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу?
- В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
- Образ Софьи
- Краткая характеристика Софьи Фамусовой
- Функциональная значимость сна Софьи
Почему Софья отвергает любовь Чацкого? (Грибоедов А. С.)
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», среди прочих сюжетных линий, развивается любовная интрига, а именно – любовный треугольник. Главный герой пьесы Александр Чацкий, вернувшись в Москву после трёхлетнего отсутствия, чтобы жениться на своей возлюбленной Софье. Но та отвергает его притязания, ведь он за время своей поездки ей «не писал трех слов», и её сердце уже избрало другого. В чем же причины этой перемены? Прежде всего – разлука. Софья «переросла» свою детскую влюбленность: три года для ее лет – большой срок. Кроме того, Софью пугает независимость, неуправляемость Чацкого, а также отталкивают его прямолинейность и отсутствие стеснения в высмеивании чужих пороков. И наконец, новая любовь. Секретарь её отца Молчалин, представитель т. н. «фамусовсовского общества», а, следовательно, антипод Чацкого, привлекает Софью своими покорностью, смирением и добротой (как кажется ей). Хотя девушка отнюдь не глупа, а Молчалин не блещет умом, разум её затуманен модными в то время французскими любовными романами. Молчалин добивается расположения Софьи, давая ей то, чего она хочет (угождает всем, как ему завещал отец). Противопоставление Чацкого и Молчалина и – шире – Чацкого и всего «фамусовского общества» лежит в основе главного конфликта пьесы. Любовная линия в сюжете создана автором для того, чтобы подчеркнуть остроту конфликта.
Жизненные принципы Чацкого и Молчалина (Грибоедов А. С.)
Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия «Горе от ума» была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии — в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века. Кроме того, эти же самые проблемы актуальны и по сей день. «Комедия полна характеров, обрисованных смело и резко», — писал А. Бестужев. Одним из основных вопросов, поднятых автором, является противостояние между умным человеком и глупцами — единицей общества и толпой. В произведении этой единицей, безусловно, является Чацкий, глупцами — фамусовское общество. На протяжении всей комедии наблюдаются четкие границы между данными двумя сторонами. У них заметно отличается поведение, мировоззрение, отношение к любви, деньгам, долгу и чести, образованию и жизни в целом. Чацкий появляется и проходит через всю комедию «громом среди ясного неба». Он возникает шумно и внезапно (по описаниям в произведении, так же внезапно он и исчез за три года до этого). Далее эта самая «выскочка» восхваляет Европу, ее ритмичное движение, наполненное жизнью, образуя еще один пункт в социальном конфликте между ним и московским обществом с давно устоявшимися и неизменными нравами и характерами. Однако не стоит считать, что Грибоедов призывает подстраиваться под Европу — он выступает за собственное начало движения жизни в России. В основе жизненных принципов Александра Андреевича Чацкого лежат разум и образование, негативно встреченные в месте го появления. Чацкий не гонится за чином и богатством, отвечая на вопросы о них совершенно равнодушно (диалог с Молчалиным в третьем явлении третьего действия). Для него дела есть дела, веселье есть веселье, любовь есть любовь, деньги есть деньги. В отличие от противопоставляемого ему общества, Чацкий четко разграничивает эти понятия, не ищет выгоду для одного из них в другом. Служба, в первую очередь, является служением делу в благих намерениях, а не прислуживанием какому-либо человеку ради получения денег. От лица всего фамусовского общества в противопоставление Чацкому выдвигается Молчалин. Вначале их сталкивает между собой любовный конфликт. Являясь «жалким созданием», по словам Александра Андреевича, Алексей Степаныч все равно лидирует в борьбе за сердце девушки, что приводит Чацкого в недоумение: «Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?» Софья является частью фамусовского общества, соответственно, она ищет более близкого к ней человека. До Чацкого она разумом не дотягивает, а из Молчалина воображает себе идеальный образ. Собственно, даже Молчалин сумел ее обмануть, из так называемой «любви» к девушке пытаясь извлечь денежную выгоду. Своего развития мыслей Алексею Молчалину не хватает для обладания личным мнением. Он объясняет это «небольшим чином» и тем, что «ведь надобно же зависеть от других», в то время как Чацкий не понимает, «зачем же мнения чужие только святы». Несмотря на превосходство над Алексеем Степанычем, Александр Андреевич терпит поражение, а вскоре его и вовсе считают сумасшедшим. Это связано, главным образом, с тем, что Молчалин — представитель фамусовского общества, а Чацкий выступает против него, значит и против них всех, а как давно известно: «один в поле не воин». Человек с мнением, отличающимся от общепринятого, с иным мышлением всегда считается «другим», «не своим», а иногда и вовсе сумасшедшим, как в данном случае. Эта проблема в наше время особо актуальна, так как со временем она только усиливается и распространяется на всё большее и большее количество людей. Все чаще люди боятся своего собственного мнения лишь потому, что его могут воспринять с осуждением, причем боятся не только оглашать это мнения, но и даже в принципе иметь его.
Как Софья относится к Чацкому?
В самом общем виде сюжет этот выглядит так. Чацкий и Софья много общались в юном возрасте. Их соединяли чувства взаимной симпатии. Когда Софье было четырнадцать лет, Чацкий уехал набираться ума в дальних странствиях. За время его отсутствия девушка повзрослела на три года и влюбилась в Молчалина, секретаря своего отца, живущего с ней в одном доме. Чацкий вернулся, полный пылких чувств к Софье, но в ответ встретил холодность и неприязнь. Он попытался выяснить причину этого и в конце концов узнал, что Софья любит другого. Ее избранник показался Чацкому недостойным такой девушки, как Софья. Она же, оскорбленная его насмешками над предметом своей любви, чтобы отомстить, пустила слух, что Чацкий сошел с ума. В финале пьесы Софья была потрясена, узнав, что Чацкий оказался прав: Молчалин ее не любит, а за ее спиной пытается соблазнить служанку Лизу. Когда всё раскрылось, Чацкий произнес гневный монолог, обличающий всех, и в том числе Софью, и покинул ее и дом Фамусовых. Чтобы разобраться в этих хитросплетениях сюжета и попытаться понять, почему всё произошло именно так, нужно определить, каков же характер Софьи. Действительно ли она «негодяйка», как, по-видимому, считает Чацкий и как назвал ее в одном из писем автор комедии? Другими словами, можно ли ее действия по отношению к Чацкому назвать изменой, а ее сплетню о сумасшествии Чацкого — прямой подлостью? Но почему Чацкий решил, что Софья должна его любить? Ведь когда они расстались, она была еще подростком, и вряд ли такой умный человек, каким считает себя Чацкий, мог всерьез воспринять связывавшие их раньше отношения. И уж никак он не должен был предполагать, что за три года их разлуки в нравственном развитии Софьи не произойдет никаких изменений. Тем не менее, приехав в дом Фамусовых после долгого отсутствия, он бросается к Софье так, будто они расстались только вчера. Софья же в этот момент думает совсем не о Чацком.
И все было бы намного проще, если бы к этому конфликту органично не присоединялась личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье. Чтобы выяснить истоки этой драмы, необходимо понять, как же на самом деле относится к Чацкому Софья. Уже в разговоре с Лизой она говорит о том, что Чацкий был для нее лишь другом детства:
Пылкость таких «умников» оборачивалась в глазах обывателей «без- умием», «горем от ума». Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева. Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем «своим», что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон. У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. «Умеренность и аккуратность» — вот два «таланта», которые он ставит себе в заслугу. Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?» Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего «сужденья произнесть», потому что в чинах он небольших, поэтому «надобно ж зависеть от других». Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях.