История создания
Главной идеей написания рассказа стал случай из жизни Астафьева. Виктор очень рано потерял мать: она перевернулась в лодке и утонула, когда ему было семь лет. Через какое-то время отец снова женился, а сына отдал в детский дом.
Самым родным и близким человеком в его жизни была любимая бабушка Екатерина Петровна, которая проживала в деревне. У нее был сосед Левонтий, Виктор дружил с его сыном Санькой. Они любили проводить много времени вместе, часто ходили на рыбалку и постоянно попадали в забавные истории. Одна из них и натолкнула автора на написание в 1963 году произведения о розовом коне.
Сочинение писателя относится к жанру автобиографической повести. В нем прослеживаются две основные тематики:
- приключение сорванца Вити;
- становление личности.
Эти две категории плавно переплетаются в тексте и выражают его проблематику.
Смысл произведения
Рассказ показывает, что обманывать нехорошо, как и поддаваться на провокации друзей, если это может привести к плохим последствиям. Решившись на обман бабушки, главный герой попадает в еще более сложную ситуацию – ему приходится выполнять просьбы соседских ребятишек из-за того, что они грозят рассказать все его бабушке.
Петровна же, несмотря на всю свою строгость, любит внука, и купила ему желанный пряник даже после обмана. Если бы мальчик честно рассказал обо всем вечером и не стал обманывать ее, ссоры бы не было – бабушка все равно купила бы ему пряник, но позднее. То, как бабушка к нему отнеслась, все переживания после обмана герой пронес через всю жизнь.
Основа сюжетной линии
Начинается рассказ с короткого диалога бабушки и внука. Она просит мальчика насобирать земляники, а за это даст ему пряник, названный ею «лошадью с золотой гривой». Далее идет отрывок с описанием лакомства. В этой части автор погружается в детство и вспоминает самые приятные моменты.
Центральным сюжетом считается сбор ягоды. Астафьев рассказывает о том, как он с друзьями отправился на поляну, и дети соседа больше ели, чем собирали. Однако он насобирал столько, сколько велела бабушка. Но постепенно его «урожай» уменьшался. Ребята половину съели, а остатки рассыпали. Витька очень испугался, что бабушка будет его ругать, а друзья посоветовали в корзину насыпать земли, а сверху положить ягоды. Мальчик подумал и решил так сделать.
Конечно, бабушка обнаружила, что внук обманул ее. Она сильно разозлилась, но все же купила ему пряник. Это говорит о ее мудрости и великодушии.
Внимание уделить стоит эпизоду, когда бабушка приезжает с рынка домой. Мальчик заметил, как старушка размахивала кулаком, сидя в лодке. Эта картина вызвала у него грустные воспоминания, напомнив о смерти матери, которая погибла на Енисее.
Мальчику было стыдно за свой глупый поступок, он понимал, что поступил плохо. В то же время он не знал, как загладить свою вину перед любимой бабушкой. Но тут на помощь пришел дедушка, который дал мудрый совет. Он объяснил, что достаточно извиниться — и бабушка простит его. Витя прислушался к наставлениям и попросил прощения.
После этого можно наблюдать, что озорной мальчишка уже превратился в настоящего мужчину. Его бабушка и дедушка умерли, он сам уже стар, его жизнь скоро закончится. Но он всегда будет помнить «коня с розовой гривой». Концовка произведения дает понять, почему такое название у рассказа. Розовый конь для автора стал символом памяти о близких людях.
Прочитав текст, можно сделать анализ записок Астафьева. В одном произведении он объединил несколько моральных проблем: отношения людей разных поколений, обман, совесть, верная дружба и раскаяние.
Все события, которые описывались в рассказе, наталкивают на мысль, что обман всегда раскрывается. Лучше сразу говорить правду и жить с чистой совестью. Об этом нужно написать ученикам в сочинении на тему «Розовый конь» или в конспекте читательского дневника.
Сочинение-анализ «Конь с розовой гривой»
История создания
Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в первую часть автобиографического цикла В. Астафьева «Последний поклон» (1957-1967 гг.). В нем писатель изображает обычную жизнь своих односельчан в 30-е гг. XX века. Первоначально цикл назывался «Страницы детства».
Рассказ был впервые опубликован в 1963 г. В 1968 г. он был напечатан в составе книги «Последний поклон», а в 1970 г. появился сборник рассказов Астафьева под заглавием «Конь с розовой гривой».
Тема
Главная тема произведения — детство.
Автор приглашает читателя совершить вместе с ним увлекательное путешествие в прошлое и взглянуть на мир глазами маленького мальчика. Рассказ ведется от имени главного героя. Все его наивные чувства и переживания переданы очень ярко.
В самом начале рассказа появляется главный символ — конь с розовой гривой, «конь-огонь». Это простой пряник, но для ребенка из глухой сибирской деревни он является очень редким подарком, настоящей мечтой.
Мальчик живет с бабушкой и дедушкой. Его мать утонула, а отца посадили за растрату. Он не чувствует себя одиноким, ведь в деревне все живут одной большой семьей.
Очень близким для главного героя является большое «левонтьевское семейство». Дядя Левонтий каждый раз после получки устраивает «пир» и проматывает все деньги. Вскоре тетка Васеня вновь идет по соседям занимать в долг. Дети привыкли к такой полуголодной бестолковой жизни и особо не унывают.
Вместе с «левонтьевскими орлами» мальчик отправляется по землянику. За туесок ягод бабушка обещает ему купить заветного коня с розовой гривой. На увале дети успевают поссориться, подраться, помириться и съесть всю собранную землянику. Главный герой заражается их беззаботностью и тоже отдает все ягоды на съедение.
Игры с «левонтьевцами» продолжаются до самого вечера. Мальчик боится возвращаться домой без обещанной бабушке земляники. Он поступает по совету Саньки: набивает туесок травой, прикрывая ее сверху тонким слоем ягод.
Бабушка не догадывается об обмане. Мальчик вынужден увеличить список своих «преступлений». Он крадет несколько калачей из дома для Саньки, который грозится обо всем рассказать.
На следующий день главный герой вновь беспечно отправляется с «левонтьевцами» на рыбалку. Мальчик старается не думать о раскрытии обмана и неизбежном наказании. Его подбадривает Санька: «Ништяк!… Не ходи домой, и все!». Когда бабушка возвращается из города, он уходит к родственникам на другой конец села.
Вернуться домой все же приходится. К счастью, ночью приезжает дедушка — главный защитник внука. Утром мальчик покорно выслушивает ругань бабушки, ощущая огромный стыд. Мучаясь раскаянием, он поднимает голову и видит сказочную картину: «По скобленому кухонному столу… скакал конь с розовой гривой».
Проблематика
На примере незатейливого эпизода из детства писатель рассматривает проблему становления и воспитания человеческой души.
Главный герой еще не умеет смотреть в будущее и оценивать значение своих поступков. Награда и наказание представляются ему чем-то далеким., почти что нереальным. Мальчик действует под влиянием мгновенных порывов, демонстрируя перед сверстниками свою храбрость.
Попытки отсрочить наказание не приносят успеха. Мальчик понимает, что настоящее мужество заключается не в обмане, а в готовности признать свою вину и сказать правду.
Другой важный урок для главного героя — неожиданное прощение бабушкой. Конь с розовой гривой на всю жизнь становится для него одним из самых светлых воспоминаний, позволяющих верить в добро.
Чему учит автор
Характер и душевные качества человека начинают формироваться с самого раннего детства. На собственном примере Астафьев показывает, насколько важно нести ответственность за свои поступки. От ошибок никто не застрахован (тем более, ребенок), но нужно научиться признавать их, иначе вся жизнь превратится в непрерывную цепь лжи и обмана.
Композиционная структура
Произведение написано простым языком, оно легко читается и воспринимается. Особенностью текста является последовательность сюжетной линии. Рассказ можно разделить с помощью плана:
- Завязка.
- Экспозиция.
- Развитие событий.
- Кульминация.
- Развязка.
Описание портретов и пейзажей, которые окружали главного героя, делают текст лаконичным, они помогают придать выразительности происходящим событиям.
Жанр «Коня с розовой гривой» — реализм, так как повесть основана на воспоминаниях главного персонажа. Главным смыслом произведения является то, что каждый должен уметь говорить правду и не бояться последствий. Именно этому учит рассказ Виктора Астафьева.
Герои рассказа и его краткое содержание
В рассказе есть несколько центральных и второстепенных героев. К ним относятся:
- главный герой, имя которого не называется – мальчик, у которого нет мамы и отца. Живет с бабушкой и дедушкой, любит гулять с ребятишками соседа Левонтия, с их подачи обманывает бабушку, позднее извиняется перед ней;
- Петровна – бабушка главного героя. Мудрая, строгая женщина. Держит хозяйство, иногда зарабатывает на продаже ягод;
- Левонтий – сосед главных героев. Заготавливает дрова для известковых дней. Любит выпить, живет от получки до получки. Будучи пьяным, крушит в доме мебель, разбивает стекла. Протрезвев, чинит все;
- Василиса – жена Левонтия. Терпит мужа когда тот буянит и по всей видимости бьет ее, когда пьян, потому что она уходит ночевать к соседке. После того, как тот пропивает полученные деньги, занимает у соседей до следующей получки. После торопится раздать долги – занимает не только денег, но и муки, картошки. Торопясь, может не вернуть 1,3 рубля Петровне, из-за чего та злится.
- дети Левонтия – второстепенные персонажи, с которыми общается главный герой. Проказничают, берут главного героя «на слабо», учат, как обмануть Петровну.
В начале рассказа герой описывает свою детскую мечту – пряник в виде коня с розовой гривой. Ему хочется получить этот пряник, ведь он гарантирует всестороннее внимание от деревенских ребятишек. Он рассказывает о бабушке, своих соседях, и говорит, что бабушка не разрешает ему появляться у них в день получки, потому что знает, что внук любит, когда его там жалеют и подкармливают чем повкуснее.
Петровне это не нравится. Она знает, что внук хочет пряник в виде коня, и обещает ему купить его, если тот соберет земляники – она продаст ее со ягодами, которые соберет сама, и на вырученные деньги купит пряник.
Мальчик с радостью соглашается и идет собирать ягоды с детьми соседа. Узнав, что бабушка обещала купить ему пряничного коня, они смеются, говоря, что Петровна обманывает внука. Собранные ягоды они съедают. Не выдерживая насмешек, мальчик говорит, что тоже съест собранную землянику и высыпает ее, угощая ребят. Те быстро поедают ягоды, и мальчик понимает, что оказался в безвыходном положении – вечереет, он не успеет набрать еще ягод, а пряник получить очень хочется.
По совету ребят набивает туесок травой, укладывая сверху ягоды. Бабушка радуется, видя, сколько земляники ему удалось собрать, и не пересыпает ягоды к своим. Утром она увозит ягоды, а внук, понимая, что она раскроет обман, не знает, как быть.
Петровна действительно сердится и рассказывает всем, как поступил ее внук. Он прячется от нее, ожидая возвращения деда. Когда дедушка возвращается, мальчик извиняется перед бабушкой. Она прощает его и зовет ужинать. После ужина, выслушав нравоучения бабушки, мальчик неожиданно получает желанного коня с розовой гривой. Этот пряник он не может забыть, став взрослым.
Проблематика
В произведении затрагивается несколько важных проблем, таких как:
—
На судьбе главных героев автор показывает, как важно прививать ребенку правильное понимание добра и зла
— Чтобы в глазах ребенка иметь авторитет нужно давать ему выбор самостоятельно принимать важные для него решение, но не допускать вседозволенности
— Нужно правильно выбирать друзей и прежде всего делать это по благородным и честным поступкам
— Тяжелый труд не гарантия безбедной и счастливой жизни
— Ребенок может ошибаться в силу неопытности и наивности, и поэтому нужно иметь терпение и мудрость, чтобы воспитать хорошего человека.
Анализ 2
Астафьев много писал о своем детстве. В его рассказах описаны истории, которые когда-то случились с ним самим, его друзьями.
У героя этого произведения не было родителей. Он жил с родителями матери, которая утонула в Енисее. Они любили своего внука, жалели его. Летом ребятишки рыбачили, бегали за ягодами. История одного похода в лес, ее последствия описаны в рассказе.
Действие происходит в довоенное время. Сладости деревенские ребятишки видели редко. Катерина Ивановна обещала Витьке купить пряник конем, если он нарвет земляники для продажи. Она с жалостью относится к своему внуку, называет его сироткой. Бабушка бывает строгой. Дедушка с внуком иногда ее побаиваются.
В лес Витя оправляется с ребятами, вечно голодными детьми непутевых соседей. Он собирает землянику, а остальные дурачатся. Витька оказывается под дурным влиянием Саньки. Он отдает свою ягоду, которую тут же голодные дети съедают. Мальчик хитрит: в корзинку положил траву, потом насыпал тонким слоем ягодки. Это он делает снова под руководством соседского мальчишки. Пойти на обман бабушки тоже сосед посоветовал.
Мало того, Санька шантажирует Витьку, который совершает еще один проступок. Он крадет бабушкину стряпню, уносит ее соседским ребятам. Чувствуя вину за совершенный обман, оправдывая себя, успокаивая, мальчик старается не думать о последствиях своих действий.
Обманутая внуком бабушка в гневе приехала из города. Она краснела перед покупательницей, когда та обнаружила подлог.
Витька – воспитанный мальчик. Ему очень стыдно перед бабушкой. Он убегает на другой конец деревни, возвращается только поздно вечером. Утром приезжает дедушка, в котором внук чувствует поддержку. Мальчик просит у бабушки Катерины прощения. Здесь получает урок великой доброты и щедрости. Его не только простили, но и дали пряник, его мечту. Пряник был похож на коня.
Всю жизнь рассказчик помнит этот светлый момент. Он клянется, что воровать, мошенничать никогда больше не будет. Для этого не нужен большой ум. Признавать свои ошибки нужно учиться. Но не менее важен поступок бабушки. Она научила внука любить, верить даже оступившимся людям, прощать их. Доброте и щедрости нужно тоже учиться.
Другие сочинения: <- Анализ рассказа Васюткино озеро? Астафьев В.П.Анализ рассказа Фотография, на которой меня нет ->
Краткий анализ
Год написания – 1963.
История создания – Анализируемый рассказ – часть автобиографической повести «Последний поклон».В нем автор воспроизвел события, которые навсегда врезались в его память: смерть матери, жизнь с бабушкой, дружбу с соседским мальчуганом Санькой.
Тема – В произведении можно выделить две основные темы: обман Витьки и духовное становление личности.
Композиция – Композиция произведения простая, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена. Начинается рассказ завязкой, а уже далее следуют экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка. Пейзажи и портреты в произведении лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Совесть
За свои поступки рассказчик испытывает муки совести. Он не привык жить обманным путем, как это делают дети Левонтия. В отличие от них, мальчик понимает, что поступил неправильно, он старается исправить сложившуюся ситуацию. Герой не может заснуть, все думает о том, что он сделал: «Бабушку надул, калачи украл! Что только будет?». Он сравнивает себя с преступником, который вконец запутался. Мальчик решается все рассказать своей бабушке, но только утром. Однако решение свое герой не исполняет. На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутренний конфликт: главный герой постоянно находится перед нравственным выбором. Человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, однако ему нужно помочь в этом и направить на истинный путь. Именно это и делает бабушка рассказчика.
Популярные сочинения
- Герои Чиполлино
В данной замечательной сказке автор показал реальность, в которой существуют главные герои, представленные читателям в образе овощей, ведущих свое существование и имеющих образ мыслей - Сочинение Хлестаков в комедии Ревизор (образ и характеристика 8 класс по Гоголю)
В комедии «Ревизор», показывающей чиновничий беспредел того времени в России, проявился весь литературный талант Н.В.Гоголя. Уникальный стиль, тонкая ирония помогли автору изобразить героев, узнаваемых во все времена. - Сочинение по картине Неравный брак Пукирева 6 класс
Напротив меня известная картина художника В.В. Пукирева, оригинал которой находится в Государственной Третьяковской галерее. Картина была написана в 19 веке и была создана для того, чтобы обратить внимание людей на проблему неравных браков
Композиция
Характеристика композиции – обязательный пункт плана «Коня с розовой гривой». Произведение не отличается сложной смысловой или формальной организацией, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена.
Начинается рассказ завязкой – просьба бабушки. Далее следует экспозиция – знакомств семьей Витьки и Левонтия; развитие событий – сбор земляники, попытка обмануть бабушку; кульминация – переживания главного героя, заметит бабушка обман или нет; развязка – бабушка ругает внука, а потом Витька, по совету дедушки, мирится с ней. Особенности развития сюжета связаны с тем, что анализируемое произведение – часть повести.
Пейзажи и портреты в рассказе лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности. Смысл «Коня с розовой гривою» сконцентрирован в искреннем признании взрослого человека.
Жанр
Жанр произведения В. Астафьева – рассказ, о чем свидетельствуют такие особенности: небольшой объем, небольшое количество главных героев, внимание сконцентрировано на одном событии. Направление произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – реализм, так как рассказ основан на реальных событиях.
Предыдущая
Сочинения«Тихий Дон» анализ произведения Шолохова – проблематика, история создания, жанр, проблемы романа
Следующая
Сочинения«Медведь на воеводстве» анализ сказки Салтыкова-Щедрина – тема, основная мысль, смысл произведения
Характеристики главных героев
Витя
— главный герой, от него лица ведется повествование. Он осиротел после смерти мамы и воспитывается у бабушки и дедушки в деревне. Витя дружит с соседскими мальчишками, которые имеют смутное понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Впоследствии, Витя обманывает бабушку, но раскаивается и просит прощения. Таким образом, главный герой растет над собой и делает правильный нравственный выбор.
Катерина Петровна –
бабушка Вити, строгая, но справедливая старушка. После смерти дочери она очень дорожит внуком. Она пытается воспитать его без лишней строгости и дарит внуку обещанный пряник, несмотря на его обман.
Дедушка Вити –
добрый, мудрый и понимающий старик, пример для Вити. Он спокойно объясняет внуку, что честность лучше обмана, поддерживает его. Именно он подталкивает Витю признаться в неправде и извиниться.
Левонтий –
живет в деревне, работает на заготовке леса. У него есть семья, но он с трудом её прокармливает. Добрый, но пьющий человек.
Василиса
– добрая, но безалаберная женщина, жена Левонтия. Регулярно берет в долг деньги у соседей. Детей воспитывает безответственными, но самостоятельными.
Санька и Танька
– дети Левонтия и Василисы. Непослушные, безалаберные и озорные дети, предоставленные сами себе. Дружат с Витей и учат его плохому – вранью, воровству и хулиганству.