Лирические отступления в произведении «Мёртвые души»


Лирические отступления и их значение в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Значение лирических отступлений в поэме Мертвые души многогранны. Гоголь не случайно считал свое произведение поэмой. Тем самым писатель подчеркивал широту и эпичность повествования, значение в нем лирического начала.

Анализируя «Мертвые души» Гоголя, Белинский о поэмы, субъективность, которая не допускает автора «с апатическим равнодушием быть чуждым миру, им рисуемому, по вставляет его проводить через свою душу живу явления внешнего мира, а через то и в них вдыхать душу живу…»

То же самое отмечал и критик К. Аксаков, увидевший в поэме «древний, гомеровский эпос». «Некоторым может показаться странным, что лица у Гоголя сменяются без особенной причины… Именно эпическое созерцание допускает это спокойное появление одного лица за другим без внешней связи, тогда как один мир объемлет их, связуя их глубоко и неразрывно единством внутренним», — писал критик.

Эпичность повествования, внутренний лиризм — все это явилось следствием творческих замыслов Гоголя. Известно, что писатель планировал создание большой поэмы, подобной «Божественной комедии» Данте. Первая часть (1 том) не должна была соответствовать «Аду», вторая (2 том) — «Чистилищу», третья (3 том) — «Раю». Писатель думал о возможности духовного возрождения Чичикова, о появлении в поэме персонажей, воплотивших «несметное богатство русского духа», — «мужа, одаренного божескими доблестями», «чудной русской девицы». Вес это придавало повествованию особый, глубинный лиризм.

Лирические отступления в поэме весьма разнообразны по своей тематике, пафосу и настроениям. Так, описывая путешествие Чичикова, писатель обращает наше внимание на множество деталей, как нельзя лучше характеризующих быт российской губернии. Например, гостиница, в которой остановился герой, была «известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».

«Общая зала», куда отправляется Чичиков, хорошо известна всякому проезжающему: «те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма», «та же копченая люстра со множеством висящих стекляшек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда но юной бегал по истертым клеенкам…», «те же картины во всю стену, писанные масляными красками…».

Значение лирических отступлений в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Андрей Ефимович Рагин скромный доктор, вечно стесняющийся разговаривать в повелительном наклонении является главным героем рассказа Чехова «Палата №6». Он прибывает в больницу небольшого города, которая находится в таком ужасном состоянии

Повесть Яма написана Куприным в 1909 году, доработана в 1915. Куприн один из первых среди русских писателей смог раскрыть тему продажной любви, показать жизнь «жриц любви».

На свадьбе Ольги Ивановны и Осипа Дымова присутствовало много гостей, в основном люди искусства, знакомые Ольги Ивановны. Всем своим друзьям Ольга расхваливала своего новоявленного мужа, начинающего доктора.

Офицер Жилин проходил службу на Кавказе. Служил он в старой крепости. Однажды Жилин получает печальную новость, его мать больна. Он получает от подполковника разрешение идти в отпуск.

Датский принц Гамлет – центральный многогранный персонаж одноимённой драмы Вильяма Шекспира. В нём ярко отобразилась противоречивость современной ему эпохи.

«О толстых и тонких чиновниках»

Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «тоненьких» и «толстых». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно». Вторые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». Здесь — рассуждение не только о двух типах российских чиновников, но и о двух иных людей, о двух типах характеров.

«Тоненькие» в авторском представлении — щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны»: они никогда «не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко…».

Толстые чиновники — «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описании этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение».

Часто автор сопровождает повествование общими ироническими замечаниями. Например, рассказывая о Петрушке и Селифане, Гоголь замечает, что ему неудобно занимать читателя людьми низкого класса. И далее: «Таков уж русский человек: страсть сильная зазнаться с теми, который бы хотя бы одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений».

«О литературе и писательском труде»

В лирических отступлениях Гоголь рассуждает и о литературе, о писательском труде, о различных художественных стилях. В этих рассуждениях тоже присутствует авторская ирония, здесь угадывается скрытая полемика писателя-реалиста с романтизмом.

Так, изображая характер Манилова. Гоголь иронически замечает, что гораздо легче изображать характеры большого размера, щедро бросая краски на полотно: «черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов…». Но гораздо труднее описывать не романтических героев, а обычных людей, «которые с вида очень похожи между собою, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей».

В другом месте Гоголь рассуждает о двух типах писателей, намекая, очевидно, на писателя-романтика и писателя-реалиста. сатирика. «Завиден прекрасный удел» первого, предпочитающего описывать характеры возвышенные, являющие «высокое достоинство человека». Но не такова судьба второго, «дерзнувшего вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». «Сурово его поприще», и не избежать ему современного суда, считающего произведения его «оскорблением человечества». Несомненно, что Гоголь говорит здесь и о собственной судьбе.

Философские отступления

К философским можно отнести такие лирические отступления, как «Толстый и тонкий», «О страстях», «О человеке» и другие. Эти три отступления встречаются в I, XI, VI главах соответственно. «Толстый и тонкий» – это сатира на современных чиновников того времени.Людей этого класса Гоголь считает самыми непорядочными, заостряя внимание на том, что к власти на Руси часто приходят люди малограмотные и глупые. В особый класс он выделяет толстых чиновников, которые всегда выглядят представительно и занимают самые хорошие должности. Эти люди всегда хитры и умеют подстраиваться под людей с еще более высокими чинами.

В лирическом отступлении «О страстях» внимание автора обращено к тому, что каждый человек в той или иной степени подвержен страстям. Кто-то страдает от низменных страстей, а кто-то появился на этот свет для благих свершений. В отрывке «О человеке» автор размышляет о человеческой сущности и о том, что с возрастом все люди меняются. Никто не может представить себя в старости.

«О жизненном укладе русских помещиков»

Сатирически описывает Гоголь жизненный уклад русских помещиков. Так, рассказывая о времяпрепровождении Манилова и его супруги, Гоголь как бы мимоходом замечает: можно бы заметить, что в доме есть много других занятий кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов… Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница?.. Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо».

В главе, посвященной образу Коробочки, писатель рассуждает о «необыкновенном умении» русского человека общаться с окружающими. И здесь звучит откровенная авторская ирония. Отметив достаточно бесцеремонное обращение Чичикова с Коробочкой, Гоголь замечает, что русский человек перегнал иностранца в умении общаться: «пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения».

Причем характер этого общения зависит от размеров состояния собеседника: «у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста…» — замечаем писатель.

В главе о Ноздреве Гоголь касается той же темы «русского общения», однако в другом, более «позитивном», аспекте ее. Здесь писатель отмечает своеобразие нрава русского человека его добродушие, отходчивость, незлобивость. Характер Ноздрева вполне узнаваем — это «разбитной малый», лихач, кутила, игрок и дебошир. Он имеет обыкновение плутовать во время игры в карты, за что его неоднократно поколачивали. «И что всего страннее, — замечает Гоголь, — что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, говорится, ничего, и они ничего».

«О русском и национальном»

В авторских отступлениях писатель рассуждает и о российском дворянском сословии, показывает, насколько далеки эти люди от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком количестве, что и не захочешь…». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе». В этом лирическом отступлении очевидна авторская сатира. Гоголь здесь призывает соотечественников быть патриотами своей страны, любить и уважать родной язык, обычаи и традиции.

Мысли, которыми делится Гоголь

Писатель с помощью лирических отступлений выражает собственное отношение не только к событиям и людям, описываемым им. Они заключают в себе, кроме этого, утверждение высокого предназначения человека, значимости великих общественных интересов и идей. Источником лиризма автора являются думы о служении своей стране, о ее печалях, судьбах и скрытых гигантских силах. Это проявляется независимо от того, высказывает ли Гоголь свой гнев или горечь по поводу ничтожества персонажей, изображенных им, говорит ли он о роли в современном обществе писателя или о бойком живом русском уме.

«О русском народе и его языке»

Но основная тема лирических отступлений в поэме это тема России и русского народа. Здесь голос автора становится взволнованным, тон — патетическим, ирония и сатира отступают на задний план.

В пятой главе Гоголь прославляет «живой и бойкий русский ум», необыкновенную талантливость народа, «метко сказанное русское слово». Чичиков, расспрашивая встреченного им мужика о Плюшкине, получает исчерпывающий отвез: «…заплатанной, заплатанной!» — воскликнул мужик. Было им прибавлено и существительное к слову «заплатанной», «очень удачное, но неупотребительное в светском разговоре…». «Выражается сильно российский народ! — восклицает Гоголь, — и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света».

Очень важен в лирических отступлениях образ дороги, проходящий через все произведение. Тема дороги появляется уже во второй главе, в описании поездки Чичикова в имение Манилова: «Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор». В данном случае картина эта — фон, на котором происходит действие. Это типичный российский пейзаж.

В пятой главе дорога напоминает писателю о радостях и тростях человеческой жизни: «Везде поперек каким бы ни было печалям, из которых плетется жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стекол вдруг неожиданно пронесется мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки…».

В главе о Плюшкине Гоголь рассуждает о восприимчивости людей различного возраста к жизненным впечатлениям. Писатель здесь описывает свои детские и юношеские чувства, связанные с дорогой, с путешествием, когда все окружающее вызывало в нем живой интерес и любопытство.

А затем Гоголь сравнивает впечатления эти со своим теперешним равнодушием, охлаждением к явлениям жизни. Авторское размышление завершается здесь грустным восклицанием: «О моя юность! о моя свежесть!»

Это размышление автора незаметно переходит в мысль о том, как с возрастом может измениться характер человека, его внутренний облик. Гоголь говорит о том, как может измениться человек в старости, до какой «ничтожности, мелочности, гадости» может он дойти.

Оба авторских отступления здесь перекликаются с образом Плюшкина, с историей его жизни. И поэтому заканчивается гоголевская мысль искренним, взволнованным призывом к читателям сохранить в себе то лучшее, что свойственно юности: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!»

Любовь к России

Такие отступления наглядно показывают особенность русского человека и природы. Безграничная любовь автора к родине выше других чувств. Никакие преграды не остановят Россию. Она выдержит и выйдет на широкую ясную дорогу, выберется из всех противоречий жизни.

    Русь – Тройка.
    Дорога, по которой несет страна, вызывает в душе Гоголя восторг. Россия свободна, она любит скорость, движение. Автор верит, что страна найдет путь к счастливому для народа будущему.

Дороги.

Дороги в отступлении – это сила, которая покоряет человека. Он не может сидеть на месте, стремится вперед. Дороги помогают ему увидеть новое, посмотреть на себя со стороны. Дорога ночью, ярким днем и чистым утром различна. Но она всегда хороша.

Русь.

Гоголь переносится в прекрасное далеко и пытается рассмотреть русские просторы. Он восхищается красотой, умением скрыть тоску, печаль и слезы жителей. Простор страны покоряет и пугает. Зачем он дан России?

Русское общение.

Гоголь сравнивает обращение русских с другими народами. Помещики провинции меняют стиль разговора в зависимости от состояния собеседника: количества душ. «Прометей» канцелярии становится «куропаткой» у дверей начальства. Человек меняется даже внешне, он становится в раболепии ниже, при низшем сословии громче и смелее.

Русская речь.

Слово, произносимое русским народом, меткое и весомое. Его можно сравнить с вещами, вырубленными топором. Слово, созданное русским умом, идет из самого сердца. Оно «замашисто, бойко», отражает характер и самобытность народа.

О просторах Руси, национальном характере и о птице тройке

Заканчивается первый том «Мертвых душ» описанием стремительно летящей вперед тройки, которое является настоящим апофеозом России и русского характера: «И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «Черт побери все!» — его ли душе не любить ее?.. Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета… Русь? куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни сеть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Значение лирических отступлений в поэме Мертвые души достаточно разнообразны. Это и сатирические зарисовки Гоголя, и картины российского быта, и рассуждения писателя о литературе, и иронические наблюдения над психологией русского человека, особенностями русской жизни, и патетические мысли о будущем страны, о талантливости русского народа, о широте русской души.

Предварительный просмотр:

Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Главы Развитие сюжета Лирические отступления, вставные эпизоды и сцены
1 Приезд Чичикова в губернский город (экспозиция и завязка). Знакомство с местными властями, приезд на бал Рассуждение Чичикова о толстых и тонких (Увы, толстые умеют лучше…)
2 Посещение Манилова Рассуждение о двух типах характеров
3 Чичиков у Коробочки Рассуждение об оттенках и тонкостях обращения (Прометей и муха)
4 Приезд Чичикова к Ноздреву Мысль о живучести Ноздревых
5 Приезд Чичикова к Собакевичу Рассуждение Чичикова о бабенке, дума Гоголя о метком русском слове и бойком уме
6 Приезд Чичикова к Плюшкину Воспоминания Гоголя о юности, размышление о человеке (до какой ничтожности, мелочности…)
7 Чичиков в губернском городе О судьбах двух писателей, размышление о крестьянах, купленных Чичиковым
8 Кульминация

Чичиков в городе и на балу у губернатора. Ноздрев рассказывает о покупке мертвых душ

Размышление о крестьянах, о силе власти исправника
9 Коробочка приезжает в губернский город. Слухи, смута в городе Вставной эпизод: бунт крестьян деревни «Вшивая спесь»
10 Растерянность чиновников Вставной эпизод «Повесть о капитане Копейкине»
11 Детство, юность, служба Чичикова Размышления о Родине, о дорогах, о народе

Два типа лирических отступлений:

  1. Отступления, связанные с задачей показать современную действительность, отразить различные свойства характеров, высказать свое отношение к мелочам жизни, опутавших человека, опошляющих его существование;
  2. Отступления, выражающие высокий идеал автора.

Эти два типа отступлений объединены общей мыслью об особенностях русского национального характера, заключают в себе раздумья о будущем пути России.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: