Тема праведников в литературе не нова, и всё же в рассказе Солженицына она раскрыта особенно правдиво. Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя. Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете. Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину. Анализ рассказа позволяет увидеть правдивую, далёкую от морали и красоты, картину жизни и мировоззрения простого деревенского народа.
Главные герои
Матрена Васильевна Григорьева
– центральный персонаж книги. Она – образец трудолюбия, добропорядочности и самопожертвования. На таких, как Матрена, держится русское село в непростые советские времена. Главная её черта – желание помогать людям, не требуя многого взамен. Женщина находится в бедственном материальном положении, однако, когда к ней приводят Игнатьича, готового снять у неё жильё, женщина говорит о том, что не ищет постояльцев. Она пускает мужчину в дом и не стремится «содрать с него побольше денег», как поступили бы многие на её месте.
Всю свою жизнь Матрена трудилась с утра и до вечера, никогда не жаловалась на усталость, не причитала. А нажила немногое. Делила свою скромную избу с мышами да тараканами, которые стали издержками сельского быта. Из живности в её хозяйстве была коза и кошка. Последнюю героиня подобрала на улице, пожалела живое существо, что тоже хорошо её характеризует. Она бескорыстно подарила горницу названной дочери, а сама никогда не просила о помощи, и не хотела навязываться, причинять другим неудобства и даже врача позвать стеснялась. Такие люди как Матрена достойны всяческого уважения, но, к сожалению, судьба и окружающий мир зачастую к ним не справедливы.
Рассказчик Игнатьич.
Александр Исаевич не случайно общается с нами от лица этого героя, под этим образом он в некоторой степени подразумевал самого себя. Прослеживаются очевидные параллели между судьбой Игнатьича и самого писателя. Через историю Игнатьича автор затрагивает в рассказе острую тему лагерей и невинно осужденных. Герой отсидел срок, но был оправдан и реабилитирован. Игнатьич отправляется жить в деревню не только из-за «клейма», наложенного на него судьбой, но и ввиду особенностей своего характера. Герой нелюдим и необщителен, он стремится уйти от мира, хочет жить в тишине и покое. Матрена оказывается как раз тем человеком, с которым ему удается сойтись характерами, они живут душа в душу, но «жизненные принципы» женщины он понимает не сразу. По-настоящему Матрена открывается герою лишь после своей смерти. В истории главной героини Игнатьич становится невольным «третейским судьей».
Народный характер в произведении
Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».
Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Автобиографический персонаж в произведении, постоялец Матрены. Сама она называла его Игнатьичем. Судьба этого персонажа во многом перекликается с судьбой самого автора. После десятилетней ссылки в знойном Казахстане он был реабилитирован и вернулся в среднюю полосу России. Если год назад его и электриком бы не взяли, то теперь он пытался устроиться в любую сельскую школу учителем математики.
Главная героиня рассказа, пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так как муж пропал без вести на фронте лет пятнадцать тому назад, а справки с предыдущих мест его работы было уже не достать.
Один из персонажей рассказа, бывший возлюбленный Матрены Васильевны, брат Ефима. Это был высокий черный старик, обросший бородой. В юности он был влюблен в Матрену и собирался на ней жениться, но, уйдя в армию, пропал без вести. Матрена его три года прождала, так ни одной весточки и не получила. Её выдали замуж за родного брата Фаддея, Ефима, а через несколько месяцев объявился и сам Фаддей.
Ефим
Эпизодический персонаж, муж Матрёны, пропал без вести на войне.
Вторая Матрёна
Эпизодический персонаж, жена Фаддея и мать Антоши. Когда главная героиня Матрёна вышла за Ефима, брата Фаддея, то он решил найти себе непременно жену также по имени Матрёна, что и сделал, приведя её из Липовки.
Торговка молоком
Эпизодический персонаж, первая женщина, которую встретил Игнатич на станции Торфопродукт. Он купил у неё молока, а после разговора, она решила помочь ему найти комнату в деревне.
Григорьев Антошка
Эпизодический персонаж, сын Фаддея и второй Матрёны, ученик из 8-го «Г», учителем у которого был Игнатич. Учился очень плохо, однажды даже Фаддей пришёл за него просить у Игнатича.
Кира
Эпизодический персонаж, дочь второй Матрёны и Фаддея, которую воспитывала Матрена Григорьева. Иногда помогала Матрене Григорьеве продуктами. Именно при перевозке сруба горницы для Киры погибла Матрена Григорьева.
Характеристика литературного героя Матрена Васильевна Григорьева – крестьянка в деревне Тальново, одинокая женщина лет 60-ти, по болезни освобожденная от работы в колхозе. М. “помогала чужим людям бесплатно”, а сама “за обзаводом не гналась”: не заводила “добра”, не старалась заполучить квартиранта. Главным богатством М. были кадки и горшки с любимыми фикусами, а также старая колченогая кошка, подобранная на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Еще до революции М. вышла замуж потому, что “мать у них умерла…рук у них не хватало”. Мужем М. был младший брат Ефим, хотя любила она старшего – Фаддея. Но тот ушел на войну и пропал. Три года М. ждала Фаддея, но немного не дождалась – он вернулся к уже замужней М. У героини было 6 детей, но все они умерли маленькими. Во время Великой Отечественной войны пропал муж М., и она осталась одна. Поэтому взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру. Вставала М в 4-5 часов утра, работала до позднего вечера, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна и приветлива. Всегда М. боялась обременить собой. Когда героиня болела (а это случалось регулярно, 2 раза в месяц), она не жаловалась, лишний раз боялась вызвать врача. Героиня верила в Бога, каждое дело начинала с маленькой молитвы – “С Богом!” Когда выросла воспитанница Кира, М. решила отдать ей свою горницу. Для этого пришлось разделить дом. М. бросилась помогать перевозить имущество. Спасая вещи Фаддея, застрявшие на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд. Ее отсутствие в этом мире тут же стало заметно: к кому теперь обращаться за помощью? На фоне смерти М. проявляются алчные характеры ее сестер, Фаддея, подруги Маши, которые на похоронах начинают делить нищий скарб героини. Видя все это, рассказчик понимает, что “не стоит село без праведника”, т. е. без М.
Спектакли
- Инсценировка рассказа осуществлена Театром имени Вахтангова (идея сценической редакции рассказа Александр Михайлов, сценическая редакция и постановка Владимира Иванова, премьера 13 апреля 2008 года). В ролях: Игнатич — Александр Михайлов, Матрёна — Елена Михайлова. Художник Максим Обрезков.
- 10 февраля 2021 года состоялась премьера спектакля по рассказу в Красноярском театре имени Пушкина. Режиссёр Борис Плоских. В ролях: Игнатич — Дмитрий Корявин, Матрёна — Галина Саламатова.
- 2 марта 2021 года прошёл первый показ спектакля по мотивам рассказа во Владимирском областном театре кукол. Режиссёр Марина Протасова, художник Наталья Крутова, композитор Алексей Сидорцев. Роль Матрёны исполняет Марина Вахтанина.
О чем может рассказать лицо человека?
Внешность алкоголика – это симптом, который выдаст пьющего, даже если он тщательно скрывает свою проблему с алкоголем. В зависимости от стадии лицо может измениться практически до неузнаваемости. Внешнего воздействия на организм не происходит. Все процессы протекают изнутри.
Печень и почки, наши естественные фильтры, дают серьезные сбои. Обмен веществ перестает нормально функционировать, так как все время находится под ударом дозы этилового отравления.
Внешность на различных стадиях заболевания:
Внешние признаки алкоголизма позволяют легко выделить таких людей из общей массы. Они сразу видны по отекам тела, цвету лица, мутному взгляду, красным белкам глаз и по нарушению координации.
Сочинение равнодушие в рассказе матренин двор солженицына
Но это состояние не приходит в один момент, а развивается постепенно:
- Внешность может оставаться почти неизменной. Только видны будут легкие отеки. Кажется, будто человек заболел и чувствует недомогание. Но со временем алкоголь вызывает привыкание и оказывает сильное влияние даже на молодых людей, не щадя их внешность. Лицо начинает припухать, появляется сыпь, мешки и темные круги под глазами. Человек постепенно входит во второй период заболевания, где его ждут еще большие изменения во внешности.
- Такая стадия уже является хронической. Не только страдает лицо и тело, но и происходит социальная деградация. Изнашиваются сердце, почки, печень, мозг и организм в целом. Он уже не в состоянии выводить лишнюю жидкость и постепенно ее набирает, в то время как кожа обезвожена и теряет цвет. Человек перестает следить за собой и своей гигиеной.
- Значительные поражения кожи и внутренних органов. Человека ждут некрозы, язвы, развитие хронических или приобретенных болезней (цирроз и Гепатит С) и как финал — быстрая смерть. Из данной стадии уже сложно будет восстановиться. Потому что ее сопровождают такие болезни, как цирроз печени, ЦНС, гепатит. Организм настолько отравлен и ослаблен, что он не может справиться даже с элементарными функциями. Именно на этой стадии появляется сильнейшая отечность, нос покрывается красно-синими капиллярами, выпадают волосы, ногти становятся ломкими и страдают от грибка.
«Матренин двор»: реальная основа произведения
Свой написал в 1959 году и сначала назвал его «Не стоит село без праведника» (из цензурных соображений заголовок впоследствии был изменен). Прототипом главной героини стала Матрена Тимофеевна Захарова, жительница деревни Мильцево, расположенной во Владимирской области. Писатель жил у нее в годы своего учительствования после возвращения из лагерей. Поэтому чувства и мысли повествователя во многом отражают взгляды самого автора, с первого дня, по его признанию, почувствовавшего в доме незнакомой ему женщины что-то родное и близкое сердцу. Почему это стало возможным, поможет объяснить характеристика Матрены.
Вариант 4
Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын) о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки».
Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны. Чем же примечательна эта одинокая женщина? Она на войне потеряла мужа, шестеро ее детей умерли, а после того как сильно заболела — потеряла работу. Несмотря на то, что обстановка ее избы скудна, Матрена предстает перед читателями человеком, у которого безмерно добрая душа. Она видит чужую нужду и, отбросив свои дела, спешит на помощь.
Помогая другим, для себя Матрена хлопочет в последнюю очередь, например, не может накосить сена для своей козы-кормилицы, так как негде, или преодолевает бесконечный путь к сельсовету, в надежде выхлопотать пенсию. Еще одна проблема – топливо, которое полагалось только начальству или к нему приближенным. Брали деревенские женщины мешки и таскали торф украдкой. И у читателя создается впечатление, что вся жизнь Матрены Васильевны состоит только из помощи другим да обивания порогов в сельском совете?
Но нет, вторая часть рассказа посвящена молодости Матрены. Казалось бы, судьба не ласково поступила с юной Матреной, забрав любимого, который на войне пропал без вести, смерть его матери, ее вынужденное замужество за младшего брата Фаддея. Оправдываясь, Матрена снова жалеет всех, так как считает, что лишние руки не помешают. Однако и тут женщина получает от судьбы страшный удар в лице нежданно — негаданно вернувшегося Фаддея, больно ранившего сердце Матрены словами, что если бы это был не его родной брат, то он бы убил обоих.
С возвращением Фаддея Матрене вернулись прекрасные воспоминания из ее прошлого, чего не скажешь о Фаддее. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда он узнал о смерти Матрены. Похоронив когда-то любимую женщину, все его переживания свелись к разделу имущества. Получив забор и сарай, он успокоился. Сестра Фаддея также «подлила масла в огонь», называя Матрену «нечистоплотной, транжирой, глупой, помогающей другим бесплатно». Однако не все обладают таким качеством, как «бескорыстная помощь», а Матрена могло, так как она была «особенная», «не похожая на других». Итог подвел сам писатель, сказав о том, что как раз на таких людях держится вся наша земля.
Идея
Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.
Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.
Матрёнин двор. Сочинение
ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»
История создания рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» .
Образ и характеристика матрены тимофеевны в поэме кому на руси жить хорошо сочинение
2. Основная часть. Матрёна — образец праведника в рассказе.
2.1 История жизни Матрёны.
2.2 Матрёна и односельчане.
2.3 Смерть Матрёны.
Праведник — особый человек.
Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» был написан в 1959 году и через несколько лет опубликован в журнале «Новый мир». Первоначально рассказ должен был называться «Не стоит село без праведника», Само произведение написано в рамках так называемой «деревенской» прозы. Жизнь деревни и её обитателей составляет содержание подобных произведений
Их отличают простой язык, внимание к бытовым деталям, подробности в описании деревенского жизненного уклада. Однако А
И. Солженицын этим не ограничивается. Его рассказ несёт более глубокий смысл: в нём создан образ человека, который живёт не для себя, а для других, образ праведника.
Повествование ведётся от лица рассказчика, который поселяется в деревне Тальново. Он снимает комнату у одинокой пожилой женщины Матрёны. Читатель узнаёт подробности жизни героини. Детально описан дом Матрёны (большие фикусы в кадках по всей просторной избе) и его обитатели: колченогая кошка, мыши, тараканы. Ещё в хозяйстве есть коза. Женская судьба Матрёны Васильевны не сложилась: вышла замуж за нелюбимого, не дождавшись с войны жениха. Её жизнь вертелась вокруг хозяйства и огорода.
- Толстой лев николаевич
Героиня всю жизнь проработала в совхозе за «палочки-трудодни», пенсии ей не полагается. Матрёна Васильевна одинока. Она потеряла мужа и похоронила детей: из шестерых ни один не дожил до трёх месяцев. У неё осталась только воспитанница Кира, которая вышла замуж и уехала. Несмотря на одиночество и перенесённые невзгоды, Матрёна не утратила жизнелюбия и бодрости духа. Она всегда готова прийти на помощь односельчанам бескорыстно и искренне.
Матрёна всей душой откликается на чужое горе. Любовь к труду — основное качество героини. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой».
Доброта Матрёны Васильевны не показная, а искренняя. Поэтому она отдаёт воспитаннице Кире и её мужу свою горницу, хотя для этого пришлось сломать крышу её дома. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда. Ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет … А для Матрёны было это — конец жизни».
Безотказная героиня помогает в колхозе вывозить навоз, помогает соседям в пахоте и уборке урожая, не принимая никакой платы за свой труд. Часто у Матрёны не остается ни сил, ни времени для собственного хозяйства. Отзывчивость и милосердие определяют характер и судьбу героини. Именно стремление Матрёны помочь другим и стало причиной её гибели. Но и после смерти никто не вспомнил о добром нраве и трудолюбии героини.
Родственники принялись делить нехитрое наследство Матрёны. И только рассказчик сожалел о её смерти и испытывал душевную боль: «Нет Матрёны. Убит родной человек». Героиня осталась непонятой даже близкими людьми: «За обзаводом не гналась … даже поросенка не держала … и, глупая, помогала чужим людям бесплатно» .
Матрёна Васильевна оказывается единственным человеком, способным на сострадание и на доброту. Она не ждёт благодарности или вознаграждения за свои дела. Доброта, бескорыстие и любовь к людям для неё — образ жизни. Такие люди живут среди других незаметно и тихо. В образе Матрёны воплотился русский национальный характер, его праведность, которая постепенно уходит из современной жизни. Она «тот самый праведник, без которого … не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Жить ради других
Матрена Васильевна давно предчувствовала беду. Автор описывает ее страдания, когда оказалось, что во время крещения кто-то забрал ее котелок со святой водой. Потом вдруг А перед разбором горницы хозяйка и вовсе сама не своя ходила. Обрушение крыши означало для нее конец жизни. Из таких мелочей складывалась вся жизнь героини, которую она прожила не для себя, а ради других. И когда Матрена Васильевна отправилась вместе со всеми на она тоже хотела помочь. Искренняя, открытая, не озлобившаяся от несправедливостей жизни. Все принимала, как назначенное судьбой и никогда не роптала. К такому выводу подводит характеристика Матрены.
«Матренин двор» заканчивается описанием сцены похорон героини. Она играет важную роль в понимании того, как отличалась эта крестьянка от людей, которые ее окружали. Рассказчик с болью отмечает, что сестры и Фаддей тут же стали делить скудное имущество хозяйки. И даже подруга, как будто искренне переживавшая потерю, успела отхватить себе кофточку. На фоне всего происходящего рассказчик вдруг вспомнил живую Матрену, так непохожую на всех остальных. И понял: она-то и есть тот праведник, без которого не стоит ни одно село. Да что там село — вся земля наша. Это доказывают жизнь и характеристика Матрены.
«Матренин двор» содержит сожаление автора о том, что при жизни он (как, впрочем, и другие) не смог до конца понять величие этой женщины. Потому можно воспринимать произведение Солженицына как некое покаяние перед героиней за свою и чужую душевную слепоту.
Показателен еще один момент. На изувеченном теле героини остались нетронутыми светлое лицо и правая рука. «Будет за нас на том свете молиться», — сказала одна из женщин в рассказе «Матренин двор». Характеристика Матрены, таким образом, заставляет нас задуматься над тем, что рядом живут люди, способные в невыносимых условиях сохранить человеческое достоинство, доброту, смирение. И отчасти благодаря им, существуют еще в нашем мире, наполненном жестокостью, такие понятия, как сочувствие, сострадание, взаимопомощь.
В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобиографичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».
«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.
«Матренин двор» разделён на три части:
- Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
- Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
- В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
То, что произошло после события на железной дороге
Краткое содержание рассказа «Матренин двор» по главам нельзя описать, не рассказав о том, что произошло после рокового события на железной дороге. От людского суда тракторист ушел. Управление дороги было виновато само, что оживленный переезд не охранялся, что без огней шла паровозная «сплотка». Именно поэтому они хотели свалить все на пьянку, а когда сделать это не получилось, решили замять суд. Ремонт искореженных путей шел 3 дня. Дармовые бревна жгли мерзнущие рабочие. Фаддей метался, пытаясь спасти остатки горницы. Об убитой им любимой когда-то женщине и сыне он не горевал. Собрав родню, он свез горницу в объезд через 3 деревни к себе во двор. Погибших на переезде похоронили утром. Фаддей приходил после похорон, рядился об имуществе с сестрами Матрены. Помимо горницы, ему выделили сарай, в которой жила коза, а также весь внутренний забор. Он все свез с сыновьями к себе во двор.
Подходит к концу рассказ, который написал Солженицын («Матренин двор»). Краткое содержание заключительных событий этого произведения следующее. Заколотили избу Матрены. К ее золовке перебрался Игнатич. Она пыталась всячески унизить бывшую его хозяйку, говоря, что она помогала всем бескорыстно, была грязнулей и неумехой. И лишь тогда перед рассказчиком всплыл образ Матрены, с которой он бок о бок жил, не понимая ее. Эта женщина не выбивалась из сил для того, чтобы купить вещи и затем беречь их больше жизни, не гналась она и за нарядами, которые приукрашивают злодеев и уродов. Никем не оцененная и не понятая, она и была тем праведником, без которого ни одно село, ни один город не стоит. Не стоит без него и вся земля наша, как считает Солженицын. «Матренин двор», краткое содержание которого было представлено в этой статье, — одно из наиболее известных и лучших произведений этого автора. Андрей Синявский назвал его «основополагающей вещью» «деревенской литературы» в нашей стране. Конечно, художественной ценности произведения не передает краткое содержание. «Матренин двор» (Солженицын) по главам был описан нами для того, чтобы познакомить читателя с сюжетной канвой рассказа.
Наверняка вам интересно будет узнать, что произведение основано на реальных событиях. В реальности героиню рассказа звали Захаровой Матреной Васильевной. В селе Мильцево происходили в действительности события, описанные в рассказе. Мы изложили лишь его краткое содержание. «Матренин двор» (Солженицын), по главам описанный в этой статье, знакомит читателя с деревенской жизнью в советское время, с типом праведника, без которого ни одно село не стоит.
Что такое «деревенская литература»?
Диссидент, литературовед и критик Андрей Синявский назвал «Матренин двор» произведением, лежащем в основе явления, названного впоследствии «деревенской литературой». Поэтому стоит дать и краткую характеристику, дефиницию того, что такое «деревенская литература».
Дорогие читатели! Предлагаем проследить за в рассказе А. Солженицына “Матренин двор”
Это литературное направление в России, которое родилось в 1950-х годах и было популярно вплоть до 1980-х годов. «Деревенская литература» отличалась вниманием к ценностям традиционного уклада жизни, быту деревни, обычаям села. Частые темы этого направления следующие: драма раскулачивания, осмысление опыта формирования и функционирования колхозов, последствия коллективизации…
«Матренин двор» и ключевые персонажи рассказа
Предыстория
Солженицын написал это произведение, пребывая в Крыму, куда писателя пригласили друзья. Рассказ автор закончил довольно быстро: работа над текстом продолжалась с августа по декабрь. Когда Солженицын обратился к Александру Твардовскому с просьбой об издании рассказа, тот сначала отказал: редактор журнала «Новый мир» был уверен, что цензура не пропустит текст.
Однако сохранилось множество положительных откликов на «Матренин двор». Например, Лидия Чуковская (редактор и поэтесса) даже писала, что «вторая вещь» известного диссидента понравилась ей куда больше, чем первая. Чуковская огорчалась, что второй текст писателя могут не пропустить в печать.
Тогда Твардовский предложил поработать над сменой названия рассказа. Позже, после утверждения редакционной комиссией произведения, Солженицын с юмором отметил, что с названиями в «Новом мире» ему постоянно не везет.
Итак, это была предыстория появления на свет «второй вещи» Александра Солженицына. Прежде чем перейти к характеристике главных героев «Матрениного двора», следует сказать несколько слов о сюжете произведения.
Последняя праведница
Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.
Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы — единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.
Суть рассказа
Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена. Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены — бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни — человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги. История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.
Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.
В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:
- В первой части Игнатьич рассказывает о себе. Освободившись, он едет из Средней Азии в центральную Россию, хочет обустроить быт и найти работу. Отсидевших трудоустраивали неохотно. Герой хочет быть учителем, преподавать детям математику, а на эту профессию в селе дефицит, и герой решает уехать подальше от цивилизации. Он оказывается в поселке с характерным советским названием Торфопродукт. Но ему там не нравится, и при помощи знакомой Игнатьич поселяется в Тальново, в доме у Матрены, старушки лет за шестьдесят. Избу Матрены сложно назвать зажиточной, но даже в скромном жилище эта добрая светлая женщина сумела создать уют.
- Во второй части Игнатьич рассказывает нам о Матрене, он частично описывает то, что наблюдает сам, а частично ориентируется на рассказы героини и её родственников. Однажды дома у Матрены герой застает Фаддея, брата её покойного мужа и отца одного из учеников Игнатьича. Он пришел к учителю, чтобы просить за своего нерадивого сына. Читателю рассказывается о жизни Матрены, о том, как в молодости, ещё до начала первой мировой войны, у неё был роман с Фаддеем. Жених ушел на войну и пропал. Матрена была вынуждена выйти замуж за брата. Освободившись из немецкого плена, Фаддей приезжает в родную деревню и узнает о свадьбе своей невесты и брата Игната. «Если бы не брат родной – убил бы обоих», — говорит Фаддей. Он женится на другой женщине, которую тоже зовут Матреной. Мужа Игната у Матрены тоже забрала война, на него даже «похоронка» не пришла. Все шестеро детей, которых Матрена родила, умерли. Она живет в одиночестве, хотя у неё есть родственники – сестры. Одинокая женщина берет себе на воспитание одну из дочерей Фаддея, свою племянницу Киру. Девушка выросла, вышла замуж и переехала в Черусти, где им с мужем необходимо построить дом. Кира – наследница Матрены, и родственники начинают делить её скромное имущество ещё при жизни женщины. Чтобы построить дом для Киры решено разобрать горницу матрениного дома. Сердобольная, добросердечная Матрена не только не препятствует этому, а даже помогает мужикам таскать бревна. Стройматериалы несут через переезд, где происходит несчастный случай – Матрена умирает, попав под поезд. Вместе с ней гибнут ещё несколько персонажей. Она отдает свою жизнь за других людей, хотя её саму не щадила ни судьба, ни окружающие, ни государство. В колхозе женщина долгие годы работала «за палочки», а когда состояние здоровья не позволило ей продолжать трудиться, она долго пыталась выбить пенсию. Алчность Фаддея и равнодушие односельчан оказались для неё губительны.
- В заключительной части описываются события, происходящие после смерти Матрены. Рассказчик узнает о трагедии и задается вопросом «Зачем героиня полезла помогать?». Отдала горницу – и хватит с неё. Описываются похороны и поминки Матрены. У гроба плакали родственники и односельчане, причитая «Погубила тебя горница». Автор ставит извечный русский вопрос «кто виноват»? Кто-то обвиняет родственников мужа, а те выставляют всё таким образом, будто-то сама Матрена во всем и виновата. Рассуждая, Игнатьич приходит к мысли, что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает не о погибшей, а о собственных интересах. Кира, потерявшая не только вырастившую её тетку, но и брата, переживает о том, чтобы не посадили мужа. А Фаддей даже на поминки не является, зато на следующий же день приходит к родственникам Матрены «делить дом». Разобранной и перевезенной на свой участок горницы ему оказалось мало. Такие поступки вскрывают истинную сущность героя. Игнатьич переселяется к другой женщине, которая не очень хорошо отзывается о Матрене. Обидно и горько от такого финала.
Другие персонажи
Фаддей
– бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.
Сестры Матрены
– женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски.
В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, на дороге к Казани и Мурому пассажиров поезда всегда удивляло серьезное снижение скорости. Люди устремлялись к окнам и говорили о возможном ремонте путей. Проезжая этот участок, поезд снова набирал прежний ход. А причина замедления была известна лишь машинистам да автору.
Глава 1
В 1956 году летом автор возвращался из «пылающей пустыни наугад просто в Россию» . Его возвращение «затянулось годков на десять» , и ему не было ни куда, ни к кому спешить. Повествователь хотел куда-то в русскую глубинку с лесами и полями.
Он мечтал «учительствовать» подальше от городской суеты, и его направили в городок с поэтичным названием Высокое Поле. Там автору не понравилось, и он попросил перенаправление в место с жутким названием «Торфпродукт». По приезде в поселок рассказчик понимает, что сюда «легче приехать, чем потом уехать» .
Кроме хозяйки в избе обитали мыши, тараканы да из жалости подобранная хромая кошка.
Каждое утро хозяйка просыпалась в 5 утра, опасаясь проспать, так как не очень доверяла своим часам, которым шел уже 27 год. Она кормила свою «грязно-белую криворогую козу» и готовила нехитрый завтрак постояльцу.
Как-то от сельских женщин узнала Матрена, что «вышел новый пенсионный закон» . И стала Матрена добиваться пенсии, но было очень трудно получить ее, разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день нужно было потратить, из-за одной подписи.
Люди в поселке жили бедно, не смотря на то, что вокруг Тальново расстилались на сотни километров торфяные болота, торф с них «принадлежал тресту» . Сельским женщинам приходилось мешками натаскивать себе торфу на зиму, прячась от набегов охраны. Земля здесь была песчаной, урожаи давала бедные.
Люди в селе часто звали Матрену на свой огород, и она, бросив свои дела, шла помогать им. Тальновские женщины, едва ли не в очередь выстраивались, чтобы забрать на свой огород Матрену, ведь работала она в удовольствие, радуясь хорошему чужому урожаю.
Раз на полтора месяца хозяйке выпадала очередь кормить пастухов. Обед этот «вгонял Матрену в большой расход» , потому что приходилось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка себе такой роскоши не позволяла даже на праздники, живя только тем, что давал ей убогий огород.
Рассказывала Матрена как-то про коня Волчка, который испугался и «понес сани в озеро» . «Мужики поотскакивали, а она за узду схватила, остановила» . При этом, не смотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и, до дрожи в коленях, поезда.
К зиме Матрене все же насчитали пенсию. Соседки стали завидовать ей. А бабушка наконец-то заказала себе новые валенки, пальто со старой шинели, и спрятала на похороны двести рублей.
Как-то на крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Автор был удивлен, ведь раньше не видел их. Подумал, может, они опасались, что Матрена помощи просить будет у них, вот и не приходили.
С получением пенсии, бабушка будто ожила, и работа ей давалась легче, и болезнь беспокоила реже. Только одно событие омрачало настроение бабушки: на Крещение в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и осталась она и без воды и без котелка.
Глава 2
Тальновские женщины расспрашивали Матрену об ее постояльце. А она передавала вопросы ему. Автор рассказал хозяйке, лишь то, что был в тюрьме. Сам же не расспрашивал о прошлом старушки, не думал, что есть там что интересное. Знал только, что вышла она замуж и пришла в эту избу хозяйкой. Детей у нее родилось шестеро, но все они умерли. Позже была у нее воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.
Как-то придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить за своего сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и наглого мальчишку, которого переводили из класса в класс только чтобы «не портить статистику успеваемости» , иногда почему-то просила и сама Матрена. После ухода просителя, рассказчик узнал от хозяйки, что это был брат ее пропавшего мужа. В тот же вечер рассказала она, что должна была выйти за него замуж. Будучи девятнадцатилетней девушкой, Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где тот пропал без вести. Спустя три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки и свататься к девушке пришел младший брат Фаддея – Ефим. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и пошла хозяйкой в этот дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Бросилась ему в ноги Матрена, а он сказал, что «если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих» .
В жены он позже взял «другую Матрену» – девушку с соседнего села, которую выбрал в жены только из-за имени.
Автор вспомнил, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, то муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены дети рождались и почти сразу умирали. Всему виной «порча», думала она.
Вскоре началась война, и Ефима забрали, откуда он уже не вернулся. Одинокая Матрена взяла у «Второй Матрены» маленькую Киру, и воспитывала ее 10 лет, пока девушка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена сильно болела, то рано позаботилась о завещании, в котором присудила отдать воспитаннице часть своей избы – деревянную горницу-пристройку.
В гости приехала Кира и рассказала, что в Черустях (где она живет), чтобы получить землю молодым, необходимо поставить постройку какую-нибудь. Для этой цели очень подходила завещанная Матренина горница. Фаддей начал часто приходить и уговаривать женщину отдать ее сейчас, при жизни. Матрене не жаль было горницы, но страшно было ломать крышу дома. И вот, в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу, которую когда-то и построил со своим отцом.
Две недели лежала горница возле дома, потому что метель замела все дороги. А Матрена была сама не своя, к тому же пришли три ее сестры и обругали, за то, что позволила отдать горницу. В те же дни, «кошка колченогая сбрела со двора и пропала» , что сильно расстроило хозяйку.
Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей пригнал трактор и на двое самодельных саней грузили разобранную горницу. После выпили самогона и в потемках повезли избу в Черусти. Их провожать пошла Матрена, да так и не вернулась. В час ночи автор услышал голоса в деревне. Оказалось, сани вторые, которые из жадности Фаддей прикрепил к первым, застряли на рейсах, рассыпались. В это время шел паровоз, из-за бугра его было не видно, из-за мотора трактора не слышно. Он налетел на сани, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрена. Глубокой ночью пришла подруга Матрены Маша, рассказала об этом, погоревала, а потом сказала автору, что Матрена завещала ей свою «вязанку», и она ее забрать хочет в память о подруге.
Глава 3
Наутро Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает как, приходили прощаться с ней сестры, плача «на показ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кира горевала искреннее по погибшей приемной матери, да «Вторая Матрена», жена Фаддея. Самого же старика на поминках не было. Когда перевозили они злосчастную горницу, первые сани с досками да латами так и остались стоять у переезда. И, в то время, когда один сын его погиб, зять под следствием, а дочь Кира чуть не теряет рассудок с горя, он переживал только о том, как доставить сани домой, и упрашивал всех знакомых помочь ему.
После похорон Матрены избу ее «забили до весны» , а автор переселился к «одной из ее золовок» . Женщина часто вспоминала о Матрене, но все с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, что так разительно отличалась о людей вокруг. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, ни кому не отказывала в помощи, хоть здоровье ее было слабым.
Свое произведение А. И. Солженицын заканчивает словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша» .
Жизнь в избе Матрены
Большую часть своего времени Матрена проводила на печи, выделив лучшее место многочисленным фикусам. Угол у окна был отведен постояльцу. Здесь он поставил стол, раскладушку, книги, отгородившись от основного пространства фикусами.
Кроме Матрены Васильевны, в избе обитали тараканы, мыши да колченогая кошка. Тараканы спасались от кошки за наклеенными в несколько слоев обоями. Вскоре постоялец свыкся со своим новым житьем. В 4 часа утра вставала хозяйка, доила козу, а затем варила в 3 чугунках картошку: козе, себе и постояльцу. Однообразной была пища: или «облупленная картовь», или ячневая каша, или «суп картонный» (так все в деревне называли его). Однако Игнатич был доволен и этим, поскольку жизнь его научила находить смысл жизни не в еде.
Проблематика и направленность
Продолжим анализ «Матренин двор»
Важно понимать, что этот рассказ относится к «деревенской прозе», ведь его тематика и сюжетная линия сосредоточена именно вокруг проблем «русской деревни». Причем в этом аспекте русская литература особенно дорожит рассказом Солженицына, настолько точным и глубоким он получился
В этом произведении Солженицын проявил приверженность своим принципам, показал твердую нравственную позицию, правдиво изложив события. Конечно, цензурой и конъюнктурой были предприняты усилия затенить рассказ, умолчать о нем, однако это не удалось.
Сразу отметим, что прототипом главной героини рассказа — Матрёны — стала женщина, лично знакомая автору. Ее звали Матрёной Захаровой, жила она в деревеньке Мильцево, а Солженицын одно время арендовал небольшую площадь в ее доме. Образ Матрёны обобщил судьбу всех русских женщин, простых и работящих, которым не приходилось ждать от кого-то помощи и они выживали, как могли. Особенно в те времена. Но в рассказе «Матренин двор», анализ которого мы проводим, видна и судьба рассказчика. Это бывший военный, который много лет провел в исправительных лагерях, он нестерпимо уставший, жизнь его била несправедливо и тяжело. Этому человеку хочется одного — ощутить на себе провинциальную тишину, спокойно дышать природой и отдыхать душой.
Трудная судьба героини
История жизни помогает лучше понять человека. Без нее будет неполной и характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор».
Собственных детей у крестьянки не было: все шестеро умерли в младенчестве. Замуж она вышла не по любви: несколько лет ждала с фронта жениха, а потом согласилась стать женой его младшего брата — время было тяжелое, а рук в семье не хватало. Вскоре после венчания молодых вернулся Фаддей, который так и не простил Ефима и Матрену. Считалось, что он наложил на них проклятие, и позже муж героини сгинет уже на второй мировой. А женщина возьмет на воспитание Киру, младшую дочь Фаддея, и одарит ее любовью и заботой. Обо всем этом рассказчик узнал от хозяйки, и она вдруг предстала перед ним в новом облике. Уже тогда повествователь понял, насколько далека от реальной его первая характеристика Матрены.
Матренин двор между тем стал сильнее притягивать взгляды Фаддея, пожелавшего забрать приданое, назначенное Кире приемной матерью. Эта часть горницы и станет причиной гибели героини.
Биография и сюжет
Иван-дурак родился в крестьянской семье, но, как повествуют сказки, герою не повезло с умом. Младший из трех братьев – человек бесполезный, «ни украсть, ни посторожить», домовитого хозяина из него тоже не вышло. Коротает дни персонаж на печи. Однако именно ему удается обрести счастье и состояние за счет умения ловко выкручиваться из переделок и достигать поставленных целей.
Иван-дурак с братьями
В волшебных сказках изначально появились две сюжетные линии. В первой герой после смерти отца получает волшебного коня, которого вынужден прятать от братьев. На коне парень проходит через вереницу испытаний, разгадывает загадки и берет замуж царевну. После женитьбы Ивана ждет очередная порция подвигов. Он достает живую воду, молодильные яблоки, свинку с золотой щетинкой и в итоге восходит на престол.
Иван-дурак и Жар-птица
Во втором сюжете Иван-дурак пытается выследить вора, который наведывается каждую ночь в сад и вытаптывает траву. Проказник предстает в лице кобылицы или Жар-птицы. Иван жалеет пойманное животное, даруя ему свободу, а взамен получает награду – чудесного коня или перо. В случае с Жар-птицей царь отправляет Ивана на поиски волшебного пернатого, в награду обещая руку и сердце собственной дочери.
Иван-дурак и Василиса
Эти две сюжетные линии со временем пережили всевозможные интерпретации, превратившись в новые произведения. В современных вариантах даже появляется щука, которую Иван якобы поймал (как рыба перекочевала из сказки про Емелю, непонятно). В бытовых сказках Иван-дурак выступает как самостоятельный персонаж, ищет Василису Премудрую, встречается с Бабой-Ягой и Кощеем Бессмертным.
К самым популярным русским народным сказкам, знакомящим с этим находчивым героем, относятся:
- «Иванушка-дурачок»
- «Конь, скатерть и рожок»
- «Сивка-Бурка»
- «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Иван-дурак и Баба-Яга
Фольклорную стилизацию сказки с Иваном в главной роли представил Петр Ершов в 1834 году. Говорят, прочтя творение тобольского писателя, Александр Пушкин воскликнул:
Ершовский Иван-дурак ленив, прост, но храбр и умен. С помощью зверей, в том числе Конька-Горбунка, юноша ловит Жар-Птицу, доставляет к царскому двору Царь-девицу, находит на дне морском ее кольцо. А в конце достигает головокружительных успехов – женится на девице и сам становится царем.
Сюжетная карта рассказа Солженицына
Рассказ начинается словами, что в 1956 году на некой железнодорожной станции (в русской глубинке) оказывается пассажир: мужчина только что приехал. Часто читатели замечают, что мужчина, появившийся на станции, похож на писателя – прежде всего, витками биографии.
Герой, о котором идет речь, как и Солженицын, побывал в ссылке, прошел лагеря. Теперь мужчина, уставший от жизни, хочет осесть в российской глухой деревушке, чтобы быть подальше от цивилизации. Устраиваясь на работу, мужчина переживает унижение: вся его биография прощупывается до мелочей. Отсюда читатель узнает о его непростой судьбе и испытаниях, выпавших на долю персонажа.
Изначально рассказчик желает работать учителем: ему приглянулось село с красивым названием Высокое Поле. Но деревня испытывала серьезные проблемы с пропитанием: доставка продуктов осуществлялась из более крупного центра. Это огорчило нашего героя. И он продолжил поиски подходящего места дальше. В конце концов судьба приводит мужчину в село, именованное Тальновым.
Рассказчик находит жилье у некой Матрены. Женщина вечерами иногда говорит с постояльцем о жизни, рассказывает о себе. Впрочем, Матрена не считает, что ее рассказы интересны интеллигентному жильцу. Вокруг событий жизни Матрены и оборачивается дальше рассказ… Читатель понимает – после этого краткого обзора, – отчего редакция дала рассказу такое название.
Теперь – непосредственно об основных героях рассказа «Матренин двор»
Люди, которых писатель, помещает на сцену – не великие личности. Это «малые» люди, которые живут незаметной жизнью, которая, впрочем, не менее трагична, чем судьба полководцев, ученых и художников.
Но оригинальность произведения определяется не темой, не сюжетом, но формой, особенностью литературного языка и изложения, атмосферой, в которую погружается читатель.
Рассказчик
Здесь можно выделить несколько центральных героев: первый из них – это рассказчик по имени Игнатьич.
Неслучайно читатель заприметил схожесть между персонажем и автором. Игнатьич – творение автобиографическое. Герой, как и писатель, возвращается из ссылки: из мест, где он засиделся, задержался. Он понимает: его нигде не ждут и возвращаться ему некуда. Все старое и былое кануло в Лету, а значит – правильно выбрать новое место, чтобы начать новую жизнь.
Мужчина выбирает одно из сел, находящихся в российской глуши. Игнатьичу посчастливилось: с таким прошлым, как у рассказчика, чудо, что ему удалось осуществить мечту и уехать в деревню для работы учителем.
Персонаж описывается просто: писатель наделяет героя чертами спокойствия, терпения и принятия судьбы, непритязательности и мудрости. Это человек, много повидавший, а поэтому спокойно воспринимающий события. Это наблюдатель, созерцатель. Слушатель. Рассказчик показывает себя благодарным слушателем другой центральной героини рассказа – Матрены.
В хозяйке жилья, где рассказчик остановился, Игнатьич видит женщину простую и сильную. Матрена Васильевна в глазах мужчины предстает человеком исключительной душевности и глубины. Матрена – праведница, ведь даже кошка имеет большее количество грехов. Кошка поедает мышей.
Жанр и идея произведения А. И. Солженицына
«Матренин двор» относится к жанру рассказа. Это повествовательный эпический жанр, основными признаками которого является малый объем и единство события.
Произведение Солженицына повествует о несправедливо жестокой судьбе простого человека, о быте деревенских жителей, о советских порядках 50-х годов прошлого века, когда после смерти Сталина осиротевший российский народ не понимал, как ему жить дальше.
Повествование ведется от лица Игнатьича, который на протяжении всего сюжета, как нам кажется, выступает лишь в роли отвлеченного наблюдателя.