Особенности и своеобразие басен Крылова
Иван Андреевич Крылов – самый знаменитый русский баснописец. Неслучайно он останавливает свой выбор на этом жанре. Дело в том, что именно он ближе всего и понятнее народу, а ведь именно для народа трудился писатель. «Мужицкое» отношение к окружающему миру и высмеивание недостатков человека – вот, в чем состоят особенности басен Крылова.
Художественные и жанровые особенности басен Крылова
Обычно Иван Андреевич в качестве образов выбирал животных. Основные его персонажи – Лиса, Волк и другие. За образами животных скрывались конкретные лица, отличавшиеся жадностью, глупостью, злобой и другими пороками, которые больше всего раздражали автора. Именно их он изобличал и высмеивал в своих произведениях.
Основные художественные особенности басен Крылова – приближение произведений к большим жанрам, а именно – к роману и комедии, при этом характерный стиль сохранился – поучение и мораль.
Роль автора в произведение принадлежит рассказчику. Персонажи басни создают историю, и тут же происходит ее развязка. Мораль текста Иван Андреевич преподносит в виде пословиц и поговорок, которые близки и понятны простому народу.
Одна из основных тем произведений автора – труд. Он считает, что только профессионализм и взаимопонимание в коллективе могут дать положительный результат. Особенно четко эта мысль прослеживается в мини-рассказах «Квартет» и «Лебедь, рак и щука».
Еще одна излюбленная тема Ивана Андреевича – слабых и сильных. Обычно в таких произведениях он высмеивает власть. Фраза из одного произведения стала «крылатой» — «у сильного всегда бессильный виноват!».
Еще одна особенность басен Крылова – просто язык изложения, который близок простому народу. По этой причине его произведения легко читаются «на одном дыхании».
Насилие, взяточничество, продажный суд – эти темы также автор активно освещает в своих произведениях. Иван Андреевич с помощью художественных образов изобличает представителей власти, которые «вершат суд» не по справедливости, а по принципу – у кого больше денег, тот и прав.
Художественные особенности басни Крылова можно перечислять бесконечно. Это и неудивительно, ведь автор в своих произведениях всего за несколько строк может обличить все пороки человека. Несмотря на то, что написаны они в 19 веке, басни актуальны и в наши дни.
Источник
Второй пласт
Не все задумывались о том, что произведения Крылова – басни – гораздо сложнее в содержательном плане. Этот великий писатель сумел в одном небольшом тексте выставить на осмеяние публики сразу несколько пороков. Так, на первый взгляд «Стрекоза и муравей» показывает нам легкомысленную плясунью и трудолюбивого старательного муравья, который все лето занимался заготовкой провизии. И кажется, что симпатия автора на его стороне. Но если подумать, то Стрекоза – символ искусства и красоты, которые ценны сами по себе. Поэтому высмеян и муравей, который не смог оценить прелесть Стрекозы и помочь ей обрести «кров и дом».
Второй пример – «Ворона и лисица». Поверхностное чтение позволит сделать логичный вывод о том, что не стоит быть столь глупой и доверчивой, как ворона. Но если продвинуться дальше, мы поймем, что и лисица автором не одобряется. Эта льстивая особа – пример того, как многие люди времен Ивана Андреевича (да и более поздних эпох тоже) добивались чинов и положения, умея говорить людям то, что те желали услышать.
Своеобразие басен Крылова
И.А. Крылов, великий баснописец первой половины ХІХ столетия, останавливает свой взгляд на басне, народном, понятном и занятном жанре, только после многих литературных проб в драматургии, комедии, журналистике.
Своеобразием его басен стал “мужицкий” взгляд на окружавшую его действительность. Высмеивая человеческие недостатки, Крылов чаще всего в своих баснях показывал различных животных. Но современники знали, что под масками Ослов, Волков, Лисиц скрывались конкретные исторические лица. Они раздражали автора своей тупостью, подлостью, жадностью. На сторону слабых и угнетенных вставал сам автор. О беззаконии сильных мира сего Крылов пишет в басне “Волк и Ягненок”:
Усильного всегда бессильный виноват.
Последняя фраза настолько точно выразила характер представителей власти, что стала крылатой.
Пьесы
Несмотря на то что Крылов вошел в историю как баснописец, к числу его литературного наследия можно отнести и пьесы. Поэтому список произведений Крылова был бы неполон без упоминания в нем драматических произведений. Прежде всего следует назвать «Модную лавку», «Подщипу», «Бесстрашную семью», где писатель выступает в роли обличителя современных нравов. Есть среди его произведений и трагедия «Филомена», в основу которой положен античный сюжет. Здесь драматург использует особенности драматургии классицизма.
Тематика басен
С давних пор басня учила людей правилам поведения в обществе, поэтому в них высмеивались пороки человека и недостатки общественной жизни:
Язык басен прост и доходчив.
Тема труда
Крылов считал, что нормальная жизнь в обществе зависит от труда, профессионализма и согласия. К чему приводит отсутствие профессионализма говорится в басне “Квартет”. Горе-музыканты искали причину в том, что нужно правильно сесть:
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет.
Лишь соловей соловей открыл настоящую истину провала оркестра:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней.
Об общем деле, требующим согласия, говорится и в басне “Лебедь, Щука и Рак”. Животные не желали прислушиваться друг к другу, поэтому воз, который они тянули в разные стороны, не сдвинулся с места.
Тема противоречия сильных и слабых
Открыто и смело Крылов направлял свое жало сатиры против властителей, что были «богаты иль когтем, иль зубком»,
Повести
В списке произведений Крылова есть также и повести: «Каиб», восточная повесть, в которой баснописец верен себе и подвергает осмеянию современные пороки в завуалированной форме. Интересен прием, которым писатель характеризует царя – главного героя: он щедро наделяет его эпитетами «великий», «мудрый», «справедливый», пишет о нем в уважительном тоне, но все поступки Каиба доказывают читателю, что Крылов над ним жестоко надсмехается. Так, царь говорит, что он готов прислушаться к мнению своих советников, учесть их пожелания. Но каждый, кто желает возразить воле монарха, должен получить 500 ударов плетью, после чего его предложение действительно будет выслушано. Конечно, перечить царю не желал никто. В подобном духе и строится все повествование этого малоизвестного в широких кругах произведения Крылова.
Афористичность басен
Язык басен Крылова афористичен, близок к народной разговорной речи. Многие фразы стали настолько популярными, что превратились в пословицы и поговорки, стали крылатыми:
«А ларчик просто открывался»;
«А Васька слушает да ест»;
«Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!».
Написанные в XIX веке, басни актуальны и сегодня. Ведь и в ХХІ веке люди не избавились от человеческих пороков: также лгут, занимаются не своим делом, не слышат мнения других, власть предержащие творят беззаконие.
К кому же обращены басни Крылова? Не к нам ли? Людям прошлого, настоящего и будущего. Ведь смех во все времена воспитывал людей, показывал те недостатки, от которых надобно избавляться во все времена.
Крылов и поныне учит нас, «что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться» (басня «Синица»). Крылатые выражения И.Крылова можно применить во многих ситуациях. Они помогают нам не лгать, не сорить напрасно словами, уметь разбираться в людях, не прославиться льстецом и самим не принимать лесть.
Источник
Характеристика «Квартета»
Знакома всем басня «Квартет». Крылова подтолкнули на её сознание неучи, которые берутся не за своё дело. Сюжет басни, написанной в 1811 году, довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся.
Басня «Квартет» Крылова относится не только к горе-музыкантам. Поэт в ней выражал мысли о том, что умение и талант необходимы во всех начинаниях, за которые берётся человек. Нередко люди переоценивают свои способности и хватаются за непосильные дела, будучи уверенными в том, что у них всё получится без знаний и предварительной подготовки. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант. В своём произведении автор открыто смеётся над глупцами и болтунами, у которых слова расходятся с делом. Герои басни «Квартет» олицетворяют у автора политических деятелей тех времён, которым не хватало профессионализма для принятия правильных решений.
Читайте также
Глава 13 ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО: I
Глава 13 ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО: I Середина и вторая половина XV века в ИталииНовшества, проявившиеся в искусстве Италии и Фландрии в начале XV века, взбудоражили всю Европу. Как художники, так и их заказчики были зачарованы манящей перспективой: отныне искусство может не
Глава 14 ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО: II
Глава 14 ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО: II XV век на севере ЕвропыМы видели, что XV век был веком решающих перемен в европейском искусстве. Новаторы поколения Брунеллески вывели итальянское искусство на иной уровень, опередив художественные процессы в других странах. Северное
«ТЕОРИЯ КРЫЛОВА»
«ТЕОРИЯ КРЫЛОВА» Хотя можно было рассчитать основные части корабля, но все же еще многое в науке о корабле оставалось неясным.В 1861 году известный английский ученый-кораблестроитель Фруд писал: «Когда вновь построенный корабль выходит в море, то его строитель следит за
Популяризация науки и новаторство
Популяризация науки и новаторство Хорошо понимая роль науки в развитии советского общества и особенно в противостоянии России с Западом, Сталин делал все от него зависящее для того, чтобы наука пустила широкие корни в народе. В 1947 г. Сталин передал группе ученых
НЕДОСТАТОК ИЛИ СВОЕОБРАЗИЕ? (1983)
НЕДОСТАТОК ИЛИ СВОЕОБРАЗИЕ? (1983) Первостепенная всемирная роль классической русской литературы совершенно очевидна и не нуждается в каких-либо специальных доказательствах. Творчество Достоевского и Толстого по силе, размаху и длительности воздействия на мировую
Своеобразие русского классицизма
4. Своеобразие русского классицизма Завещанные петровской эпохой динамизм и целеустремленность в осуществлении культурно-просветительских преобразований определили ускоренные темпы развития русской литературы. Процесс утверждения на русской почве эстетической
«Отцы» лирики, эпоса, басен…
«Отцы» лирики, эпоса, басен… Даже самые яркие страницы Библия, замечательные лирические мотивы, звучащие в «Песне песней» и «Книге Иова», восходят к древним шумерским прообразам. Почти четыре тысячи лет назад была создана разделенная на строфы поэма, в которой
Универсальность и своеобразие
Универсальность и своеобразие Пытаясь охарактеризовать древнее общество при отсутствии письменных источников о нем или когда эти источники не имеют достаточно полной информации, исследователь может поддаться соблазну стать на одну из двух противоположных позиций:
Переводчик Крылова (1922)
2. Переводчик Крылова (1922) Странную рукопись вынес мне сегодня Иван Афанасьевич. Я все пытаюсь проникнуть в отношения арабов к покоренному населению завоеванных ими стран, хочу понять связи мусульман с христианами, объяснить распространение арабского языка в Сирии. В
Своеобразие английского региона
Своеобразие английского региона Англичане и Британские острова Англия как государственное объединение представляет собой явление уникальное и парадоксальное. Начать с того, что страна эта не имеет определенного названия. То есть, конечно, все знают, что Англия – это