Сведения о писателе
Если изучить особенности воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль», можно понять, в какую эпоху жил автор. Денис Иванович родился в апреле 1745 года в Москве. Период его жизни приходится на екатерининскую эпоху. Отец писателя был уважаемым гражданином. Сын им очень гордился и несколько позже воплотил его образ на страницах своей комедии в роли Стародума.
Автор утверждал, что именно этот герой является его любимым, поскольку придерживается принципов и верит в идеалы. После окончания школы Денис Иванович поступил в гимназию при Московском университете, учился хорошо, позже перевелся на философский факультет.
В 1760 году Фонвизин стал одним из лучших учеников гимназии и отправился в Петербург. Именно здесь он знакомится с Ломоносовым. Несколько позже Денис Иванович начинает заниматься переводами.
Одновременно этим Фонвизин стал создавать свои оригинальные произведения. Они были резковаты, но заслуживали внимание читателей и литературных критиков. Проблематика человеческих отношений в них была настолько актуальна, что почти каждый мог увидеть в произведении себя или свою семью.
Специалисты утверждают, что в этот период была создана знаменитая комедия автора, которая стала первоначальным вариантом пьесы, изданной несколько позже. Любимым автором Фонвизина был Руссо. Помимо этого, он увлекался творчеством Вольтера, был под впечатлением французской просветительской идеи. В 1777 году Денис Иванович уезжает во Францию, находится там на протяжении 18 месяцев.
Умение Фовизина грамотно и быстро переводить произведения с разных языков помогло ему устроиться на хорошую должность. Долгое время он был секретарем главы русской дипломатии. Тяжелая болезнь (паралич) довольно рано забрала талантливого человека. Он умер в возрасте 47 лет, но до конца жизни занимался литературной деятельностью.
История создания комедии
Пьеса Дениса Ивановича стала популярной после его смерти и была включена в школьную программу. Однако ученики средних и старших классов не могут сразу понять проблему воспитания в «Недоросле». Аргументы к сочинению можно подобрать с легкостью, если изучить историю создания комедии, ее тему и основной сюжет.
В XVIII веке под термином «недоросль» понимали дворянина, который не получил должного образования и воспитания, а также не имел соответствующего документа, подтверждающего учебу. Таких людей не брали на службу и важные должности, им не разрешали жениться. Они были оторваны от мира образованных дворян.
Идея создания комедии, где действующими лицами стали бы люди из разных слоев населения, зародилась у Фонвизина во время пребывания во Франции. В этот период автор изучал:
- философию;
- юриспруденцию;
- социальную жизнь страны.
Возвратившись на родину, он начал работу над произведением. Это заняло около 3 лет, а в 1782 году комедия была опубликована. Основной задачей автора было показать читателю, как устаревшие понятия препятствуют воспитанию целостной личности.
Подобные откровения, пусть и завуалированные, стали причиной гнева Екатерины II, которая запретила постановку пьесы на сцене. Фонвизин же предпринял попытку достучаться до людей с помощью журнала, в котором хотел излагать свои мысли. Однако императрица запретила его выпуск. Этот факт только подтверждает мысль о том, что правители не желают воспитывать истинных граждан, которые смогут отвечать за свои действия и наставлять других на верный путь.
Сочинения
Комедия Недоросль и сегодня изучается в школе и до сих пор является актуальной. Ведь автор затрагивает разные проблемы, что волнуют людей и в настоящее время. Одна из таких проблем есть проблема воспитания в комедии Недоросль.
Проблема воспитания в комедии Фонвизина
Тема воспитания всегда не давала покоя Фонвизину, который был за просвещение страны, за то чтобы граждане воспитывались по строгим правилам и были достойными гражданами. Вот Фонвизин и поднимает в своем произведении проблему воспитания, ведь высший свет состоял из дворян, чье воспитание было поставлено дурно. Повсюду было самодурство и вседозволенность. Закрывать глаза на это было попросту невозможно, вот и поднимается автором проблема воспитания в комеди.
Нам же предстоит сегодня написать сочинение по комедии, поднимая проблему воспитания. Достаточно обратить свое внимание на таких героев как Простакова, которая даже читать не умела, и не считала данное умение необходимым. Да и Скотинин тому пример, который с отроду ничего не читывал. Раскрывая проблему воспитания истинного гражданина, автор показал два взгляда на воспитание. Это патриархальный взгляд, которого придерживалась Простакова. И здесь результатом ее деятельности и воспитания мы видим Митрофана, которого решили учить грамоте, чтобы пробиться в высшее общество. Простакова говорит Митрофану, чтобы учился для виду, а он тому и рад, ведь он не хочет учиться, ищет любые поводы, чтобы уйти от учебы.
В итоге, за три года он при упоминании науки истории говорит, что и сам знает несколько историй, а дверь у него может быть как прилагательное, так и существительное. Об арифметике и других науках и вовсе говорить не стоит. Митрофанушка невежда, ничего не знает и не стремится к познаниям. При этом в Недоросли проблема воспитания и образования заключается и в том, что и сами учителя, которые должны были научить молодого человека наукам, не настаивают на учебе. Да и чему они могут научить, когда один из них бывший кучер. Цыфиркин дал все, что знал, а это говорит о том, что нужно полностью менять систему образования.
Благодаря таким героям, как Простакова, Скотинин, Митрофан, мы и можем ответить на вопрос, как раскрывается проблема воспитания в комедии. Именно из-за старых взглядов, из-за лени, из-за отсутствия стремления к познаниям, из-за взрослых, которые являясь примером для подражания, Митрофанушки ведут себя наихудшим образом и будет существовать проблема воспитания. Но, не все так плохо, ведь Фонвизин при этом рисует и других героев, таких как Стародум, Правдин, которые придерживались других взглядов. Они поддерживали просветительство и развитие. При этом и среди молодого поколения есть те, кто хочет развиваться, хочет стремиться к лучшему и здесь появляются образы Софьи и Милона. Эти герои были образованными, честными, добрыми и справедливыми людьми. И пока такие люди есть, страна будет двигаться вперед, ну а Митрофанушки, они были, есть и будут, главное, чтобы мы сами не стали их подобием.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Действующие лица
Сюжет комедии разворачивается в середине XVIII века. Героями книги становятся люди из разных слоев населения, имеющие свое видение окружающего мира. На страницах произведения можно увидеть социальное неравенство. Главные персонажи:
- Терентий Простаков — глава семейства, необразованный и слабовольный человек, старающийся во всем угодить своей невежественной и властной супруге. Любит своего сына умеренно, иногда не может поверить, что это действительно его отпрыск. Несмотря на богатство и положение в обществе, не умеет читать.
- Госпожа Простакова — супруга Простакова и хозяйка дома, любящая мать Митрофана. Считается главным отрицательным персонажем, относится к дворянскому роду, поэтому считает, что ей разрешено делать все. На первый план в жизни женщины выходит любовь к своему сыну Митрофанушке. Именно из-за наличия такого персонажа довольно остро стоит проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль».
- Митрофан — сын Простаковых, недоросль. Юноша настолько беспечен, ленив и наивен, что не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе. Он не следит за одеждой, не желает учиться и предпочитает только забавы.
- Правдин — государственный деятель, направленный в имение Простаковых для проведения расследования, касающегося обращения госпожи со своими подчиненными.
- Стародум — основной положительный персонаж в комедии, дядя Софьи, человек высоких моральных принципов. Он учит племянницу жить по правилам, быть образованной и приличной девушкой.
- Софья — племянница Стародума, девушка с добрым сердцем.
- Милон — молодой и достойный человек, офицер, который помог предотвратить похищение Софьи, своей возлюбленной.
- Скотинин Тарас — человек, фамилия которого говорит сама за себя. Является братом Простаковой, очень любит свиней, желает взять Софью в жены, поскольку девушка имеет наследство.
- Кутейкин, Вральман и Цыфиркин — учителя Митрофанушки, которые так и не смогли его чему-либо научить.
Помимо основных персонажей в комедии раскрыт образ слуги в лице Тришки, кормилицы Еремеевны и камердинера.
Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Проблема воспитания истинного гражданина есть центральной в комедии «Недоросль». Д.И.Фонвизина очень волновал этот вопрос, потому что он считал, что только просвещение может изменить систему государственной власти. Он знал о злоупотреблениях помещиков и должностных лиц и выразил свои политические взгляды в «Рассуждениях о непременных государственных законах» и в комедии «Недоросль».
Каким должен быть истинный гражданин? На этот вопрос отвечают его герои Стародум и Правдин: любить Родину, «радеть о своем Отечестве», трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным. Но чтобы научить этому молодого человека, рядом с ним должны быть такие же «истинные граждане». Софья, Милон хоть и оказались в этом доме, но воспитаны были на другом примере. Митрофан полный невежда: не знает ни географии, ни арифметики, не может существительного от прилагательного отличить. Он не хочет учиться, постигать знания, уверен в том, что слуги сделают все необходимое за него. А если необходимо будет чего-либо добиться самому, Митрофан получит силой или преклонением перед сильными. О каких-либо обязанностях, включая долг перед Отчизной, Митрофан даже не помышляет. Стародум так отзывается о нем: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для Отечества может выйти из Митрофанушки?..». Митрофана с детства окружали грубость, обман, бесчестие. «Маменька» била «папеньку», крепостных, ругалась «с утра до ночи, да так уставала». Поэтому мы слышим из уст Митрофана грубые просторечные слова-оскорбления в адрес и няни Еремеевны, и дяди, и даже в конце комедии – самой матери. Главный учитель его – мать. Очень яркая сцена – урок математики, когда мать вяжет кошелек для Софьюшкиных денег. «Нашел деньги – ни с кем не делись, все себе возьми», «ходи в середнячках, никуда не лезь», «за работу никому не плати». Митрофан все это хорошо запоминает и дерзит учителям. По совету и с помощью матери он готов украсть Софью, чтобы жениться на ней ради денег.
В конце комедии Простакова наказана и государством, и своим собственным сыном, которому не сумела привить уважение к себе. Откуда же появятся качества истинного гражданина в человеке? Драматург убежден: в стране должны быть строгие законы, которым бы подчинялись все, даже цари.
3. Раскройтесмысл эпиграфа к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Эпиграф — краткая фраза, цитата, помещаемая перед произведением с целью указать его идейное содержание, выразить отношение автора к описанным далее событиям.
Пословицей «Береги честь смолоду» писатель хотел сказать, что уже с раннего возраста надо думать о своих поступках и соотносить их с лучшими образцами, потому что иной раз вся жизнь может зависеть от решений, принятых в юности.
Темой «Капитанской дочки» является судьба двух молодых людей, проходящих через драматические испытания. Отец, давая сыну наставления перед отъездом, говорит ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это значит, что с детства Петр Гринев приучался быть человеком чести. Основная идея произведения: при всяких потрясениях особенно значимо нравственное начало в человеке, умение принимать решения по совести даже в моменты личной опасности. Герои произведения Петр Гринев и Маша Миронова с достоинством проходят все испытания и сохраняют свою любовь.
БИЛЕТ № 4
1. Гротеск и гипербола как приемы сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде».
Гипербола
— художественный приём, основанный на преувеличении;используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.
Гротеск
— прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов (отсутствие последовательности, логики в чем-либо) для иллюстрации реальных событий. Они используются в целях заострения внимания на определенных акцентах.
Основным приёмом сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде» является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Гротеск обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость. Герои «Повести…» потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи. Поэтому эти сцены можно назвать гротескными: предложение ждать, пока у лошади не вырастет новый хвост; предложение повторить ситуацию со смертью отца городского жителя, которого везли в баню, и также спрыгнуть на бедняка, чтобы попытаться убить его; решение заставить бедняка исправить смерть сына попа тем, чтобы жить с попадьёй как с женой до тех пор, пока не родится у них ребёнок взамен убитого. Гиперболами можно назвать вырывание хвоста у лошади, беспрестанное совершение бедняком непредумышленных убийств, вероятность которых даже поодиночке практически равна нулю.
«Повесть о Шемякином суде» производит грустное впечатление, порождает ощущение несправедливости и глупости. Несмотря на то что она написана с иронией, героев невольно становится жалко. Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.
2. Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Литературовед Г. А. Гуковский пишет следующее: «В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм… <…> Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица». Фамилии действующих лиц еще в начале произведения сами рассказали о том, кто из героев положительный, а кто отрицательный.
Все действующие лица комедии делятся на три группы. Самой яркой являются отрицательные герои: Простаковы, Скотинин, Митрофан. К положительным героям относятся Стародум, Софья, Правдин, Милон. А к третьей группе относятся все остальные лица – это учителя и слуги.
Тарас Скотинин: скотоподобный и скотолюбивый.
Госпожа Простакова: урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица.
Господин Простаков (Терентий Простаков): простак, глупец.
Митрофан Простаков: в переводе с греческого имя «Митрофан» означает «похожий на свою мать». Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову.
Правдин: стоит за правду, в доме Простаковых ему поручено выяснить правду об отношении помещицы к крепостным.
Милон: милый молодой человек.
Софья: по-гречески София означает «мудрость». Действительно, героиня Софья — умная девушка.
Стародум: придерживается старины, старинных дворянских добродетелей, продолжающий традиции петровской эпохи.
Вральман: врун, обманывающий своих хозяев. Стародум узнает в нем своего слугу, уличает во лжи, но помнит его усердие и предлагает работу.
Цыфиркин: обучает математике, то есть цифрам. Фамилия уменьшительно-ласкательная, как и незначительная должность, которую он занимает, как и знания, которыми он обладает. Но это простодушный, честный человек. Он отказывается от денег, так как ничему не научил своего воспитанника.
Кутейкин: в XVIII веке церковнослужителей презрительно называли «кутейниками» («кутья» — это особое церковное кушанье, каша с изюмом).
Еремеевна: от Еремей (др.-евр.) возвышенный богом. Она действительно возвышена Богом, потому что унижена Простаковыми. Она бескорыстно служит своим господам, искренне любит Митрофана, но она несчастна.
Первый конфликт
О воспитании Митрофана в комедии «Недоросль» можно судить уже после прочтения первого действия пьесы. В нем описывается недовольство матери юноши, которое та выражает по поводу работы Тришки. Парень является крепостным и по совместительству занимает должность портного, хотя не получил должного образования. Простакова ругает Тришку за плохо сшитый кафтан, который необходим ее сыну.
Поводом для получения новой вещи стала предстоящая женитьба на Софье, которая была дальней родственницей Простаковых, осталась сиротой и проживала временно в их имении. Однажды во время урока Митрофан сказал матери, что не желает учиться, а хочет жениться на Софье. Мать сразу соглашается с сыном, поскольку девушке в наследство досталось много земель и скота.
Она старается уговорить Митрофана нормально учиться, чтобы доказать будущей супруге свою образованность. Кутейкин и Цыфиркин начинают занятия с юношей, но после трех лет уроков он не в состоянии прочесть даже одну строчку. Это не расстраивает Митрофана и его мать. Последняя говорит, что сын должен отказаться от занятий, если ему они тяжело даются.
Еще одним учителем Митрофана становится Вральман, который должен научить его французскому языку и другим наукам. Никто не догадывается, что учитель является бывшим кучером и не в состоянии передать парню необходимые знания. Здесь Фонвизин дает читателю понять, что Простакова — невежественная и просто глупая женщина, поскольку не способна отличить хорошего педагога от обманщика.
На первых страницах читатель видит нравственное разложение взрослой женщины. Она не может дать своему сыну верные наставления, поскольку сама безграмотна и плохо воспитана. Ее хамство в обращении со слугами раскрывает сущность характера, его влияние на воспитание сына. Проблемный ребенок нуждается в крепкой руке, но отец его слабовольный человек, а мать слишком поглощена собственной любовью к сыну-переростку.
Отношение Простакова к собственной семье становится еще одной проблемой. Он во всем соглашается с супругой, не имеет собственного мнения и не принимает участия в воспитании сына. Митрофан отца не уважает, не прислушивается, иногда повышает голос, но Простаков не предпринимает попыток исправить ситуацию. Его рассуждения напоминают речи крепостного, несмотря на принадлежность к дворянскому роду.
Скрытые мотивы
Второй и наиболее актуальной проблемой, разворачивающейся на страницах комедии, считается дурной пример, который Простаковы подают собственному сыну. Когда мать юноши узнает, что Софья получила письмо от своего дяди Стародума, она пытается уличить девушку в измене или плохом поведении, но не может подтвердить свои предположения, ведь не умеет читать.
Позже женщина узнает, что в письме сказано о наследстве, которое дядя завещает своей любимой и единственной племяннице. Тогда Простакова старается побыстрее устроить свадьбу Митрофана с Софьей, чтобы заполучить деньги Стародума. Подобная корысть отрицательно отражается на воспитании нравственных идеалов юноши:
- он не понимает, что для получения чего-либо в жизни нужно усердно трудиться, добиваться поставленной цели;
- Митрофан уверен, что рядом всегда будет человек, который решит все проблемы;
- парень считает, что получит желаемое в любом случае, при этом не имеет значения, каким способом это делать.
Итог подобного воспитания — невежественный, разбалованный, ленивый, тщеславный юноша, который решает жениться только ради забавы, не испытывая истинных чувств к избраннице. Бедный Митрофанушка уверен, что неблагочестивые поступки не отражаются на личности, а любое средство хорошо для получения желаемого. При этом он возлагает груз ответственности на плечи матери, не заботясь о ее душе.
Несмотря на всю любовь, которую отдавала Простакова сыну, он не оценил ее по достоинству. В последнем действии комедии он отмахивается от матери, высказывает претензию, что она слишком навязывается. Именно тогда женщина понимает, что осталась без власти не только над крепостными, но и над собственным ребенком.
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 4.25 [48 Голоса (ов)]
Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» является одним из наиболее значимых в 18 веке. Оно имеет социально-политический смысл, описывая беспредел в поведении помещиков по отношению к крепостным: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».
В пьесе четко прослеживается тема образования и воспитания. Основой образа Митрофана стал нередкий тогда образ подростка из дворянской семьи, не закончившего обучение. До 20 лет, по указу Петра I, сыновья дворян обязаны были учиться, в противном случае они не могли ни жениться, ни идти на службу. Митрофан, как и многие другие, учится фиктивно. Как сказала госпожа Простакова: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Кроме этого, дворянский сын служит по документам и получает награды и звания, даже не выходя из дома.
Конечно, в комедии есть и положительные умные персонажи: Стародум и Правдин. Они считают, что быть образованным человеком значительно важнее, чем состоятельным дворянином. Также они утверждают, что у настоящего дворянина должна быть определенная система ценностей.
Вина за отрицательные качества Митрофана во многом лежит на его матери. Она передала сыну все свои пороки: грубость, невежество, жестокость, жадность, высокомерие. Простакова соединила в себе множество отвратительных качеств. Неграмотность в ее роду считается признаком истинной дворянской крови. Окружение, в котором рос Митрофан, сделало из него невежду и изверга. Мать избаловала свое чадо, не понимая, что этим еще сильнее его калечит. Нанятые Простаковой учителя не дали молодому человеку ни достойного примера поведения, ни соответствующего образования, потому что были такими же недоучками, как и Митрофан.
В финальном эпизоде ярко проявляются последствия дурного воспитания. Митрофан хладнокровно отворачивается от своей матери. Это стало закономерным итогом приложенных Простаковой усилий.
Проблема эта остается актуальной и по сей день. Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека. В результате вырастают новые и новые Митрофаны.
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
- «Выбор профессии» — сочинение-рассуждение
- Сочинение на тему «Кем я хочу стать в будущем»
- Сочинение на тему «Язык мой — друг мой»
- «Ученье — свет, а неученье — тьма» — сочинение-рассуждение
- «Роль знаний в жизни человека» — сочинение-рассуждение