Анализ рассказа Свидание Тургенева
Произведение входит в состав прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения в форме верности, глубины любовных чувств.
Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, который становится невольным наблюдателем тайного свидания двух молодых людей, представленных в образах главных героев произведения Виктора и Акулины.
Акулина изображается писателем в качестве робкой, грациозной девушки миловидной внешности с густыми белыми волосами и тончайшими бровями, обрамленными длинными густыми ресницами и большими светлыми глазами. Девушка не является представительницей крепостных крестьян, но образования не имеет, лишена материнской заботы, оставшись после смерти матери с отцом, к которому испытывает страх и робость. Наряд Акулины отличается опрятностью и некоей элегантностью в виде чистой белой рубахи, оттеняющей благородство ее молодой кожи, клетчатой крестьянской юбки и украшающих шею крупных желтых бус. Для более яркой и точной характеристики Акулины автор использует описание букета цветов, являющегося важным символом рассказа, состоящего из полевой рябины, череды, голубых васильков, незабудок, которые перевязаны тонкой травинкой.
Виктор представляется рассказчиком в качестве избалованного камердинера состоятельного помещика, копирующего манерами и одеждой своего хозяина. Внешность героя изображается неприятной в виде румяного, свежего, нахального лица, отличающегося узким лбом и густыми, завитыми волосами. Наряд Виктора отличается безвкусностью, претендуя на барский лоск, поскольку воротник хозяйского пальто подпирает уши, а накрахмаленные рукава и яркие кольца акцентируют внимание на некрасивость кривых, красных пальцев.
Сюжетная линия рассказа повествует о тайной встрече на лесной полянке Акулины и Виктора, при которой молодой человек уведомляет девушку, явно испытывающую к нему сильное чувство, о своем скором отъезде. При этом Виктор выражает циничное равнодушие к переживаниям Акулины, чувствующей себя раздавленной и оскорбленной, оставив плачущую на траве девушку в полном одиночестве, даже не соизволив попрощаться.
Сочинения.Ру
Созданный в «Записках охотника» ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, ке дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинной реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если бы автор с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда! В «Записках охотника» поражают образы мужиков. Обаятельные, овеянные поэзией образы крестьян противопоставлены в «Записках охотника» образам душевладельцев — людей глубоко безнравственных, умственно ограниченных, жестоких. Мы убеждаемся в духовном превосходстве закрепощенного народа над его поработителями. И это подчеркивает чудовищность крепостнических отношений. Рисуя образы помещиков и их сподручных, автор «Записок охотника» превращается в сатирика.
В «Записках охотника» нет сцен истязаний, но именно примелькавшиеся обыденные картины крепостнической жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя.
В «Свидании» автор изобразил последнюю встречу двух молодых людей. Встреча происходит в лесу. В это же время там находится невольный свидетель этого свидания. Он засыпает в лесу, но когда открывает глаза, видит в двадцати шагах от себя молодую крестьянскую девушку, которая сидит, потупив взгляд и уронив обе руки на колени. Она, видимо, ждет кого-то, медленно перебирает цветы, веки ее покраснели и новая слеза прокатилась из-под густых ресниц, останавливаясь и лучисто сверкая на щеке. Вдруг она встрепенулась: сквозь чащу замелькала фигура мужчины. Как только он увидел девушку, то начал ломаться, он удостоил ее беглым и равнодушным взглядом, засунул руки в карманы пальто, опустился на землю.
Само поведение этого человека показывает его самоуверенность. Он качает ногой, зевает. Его слова: «А я было совсем и позабыл. Притом, вишь, дождик!», — показывают его невоспитанность. Он приходит для того, чтобы сказать о том, что уезжает. И когда девушка начинает плакать, он говорит, что уйдет.
Акулина дает ему цветы, Виктор лениво протягивает руку, берет, небрежно нюхает цветок и начинает вертеть его в руках. Ни одного доброго слова в его разговоре! Он не знает что сказать Акулине, что ей ответить. Такое впечатление, что разговаривать с ней — выше его достоинства. И когда она просит подождать хоть немного, Виктор отвечает: «Чего ждать? Ведь я уже простился с тобой.» Внезапные, надрывающие грудь рыдания не дают Акулине закончить речи, — она повалилась на траву и горько заплакала. Долго сдерживаемое горе хлынуло, наконец, лото-ком. Виктор постоял над нею, пожал плечами, повернулся и ушел большими шагами.
Главные действующие лица в этом рассказе -Акулина и Виктор. Акулина — молодая крестьянская девушка. Она очень не дурна собою. Густые белокурые волосы, белый, как слоновая кость, лоб. Тонкие высокие брови, длинные ресницы. Виктор — избалованный камердинер. Лицо румяное, свежее, нахальное. Очень часто такие лица нравятся женщинам. Беспрестанно щурит свои и без того крошечные молочно-серые глазки, морщится, опускает уголки губ, принужденно зевает.
Тургенев очень красиво описывает природу. Он показывает ее настроения: «сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы».
Рассказ «Свидание», как мне кажется, является одним из самых лиричных, глубоко поэтичных в цикле «Записки охотника». Автору удалось создать поистине прекрасный образ молодой девушки-крестьянки. Возможно, именно этот персонаж послужил в дальнейшем основой целой галереи женских образов в отечественной литературе.
Несколько интересных сочинений
Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой драме, очень яркие и порой противоположные. Но, показывая противоположность героев, автор подчас отражает их схожесть
Выбор жизненного пути является основной проблемой, поднятой автором в произведении и раскрытой на примере двух героев в лице полковника и Ивана Васильевича
Нет сомнений, музыка – неотъемлемая составляющая нашей жизни. Удивительная и завораживающая, она, проникая в самые тихие и потайные уголки человеческой души
У каждого человека есть мечты, независимо от его возраста. Но, к сожалению не все мечты сбываются. Ну конечно, если человек мечтает завести пони, то такую мечту можно оставить в сказке.
Книги, играют не маловажную роль в развитии любой личности, даже сейчас в эпоху информационных технологий они являются основным источником знаний. Читая книги, мы познаем новые миры, и неизведанные глубины человеческой души
Источник
Завязка сюжета
Она сидела на пеньке и явно кого-то ждала. Милая девушка с пепельными белокурыми волосами была опрятно одета, и ее шею украшали желтые бусы. На коленях у нее лежали цветы, которые она перебирала, и она внимательно прислушивалась к шорохам в лесу. Ресницы девушки были влажны от слез. На ее кротком лице были видны грусть и недоумение. Вдалеке затрещали ветки, потом послышались шаги, и на поляну вышел щеголеватый молодой человек.
Так продолжается краткое содержание «Свидания» Тургенева. По виду мужчины можно сразу определить, что это камердинер барина. На нем одежда с барского плеча, кривые красные пальцы унизаны золотыми и серебряными перстнями с бирюзой. Девушка с восторгом и лаской вглядывается в него, некрасивого и самовлюбленного. Из дальнейшего разговора выясняется, что они видятся в последний раз. Акулине, так зовут героиню, хочется плакать, но Виктор говорит, что слез он не выносит, и бедняжка, как может, сдерживает их.
Она наклоняет головку к цветам, бережно их перебирает и рассказывает юноше, что значит каждый цветок, и дарит ему букет из васильков. Тот небрежно его роняет и говорит о скорой разлуке: его барин уезжает в Петербург, а затем, возможно, за границу.
Краткое изложение рассказа Ивана Тургенева «Свидание»
Сюжет произведения начинается с того, что герой, от лица которого ведется повествование, засыпает под березой в роще по осени. Пробуждение было весьма необычным – неподалеку от него сидела девушка из крестьян, которая явно кого-то ждала и, пока ждала, перебирала цветы. Герой решил тайно наблюдать за дальнейшими событиями. Он заметил, что молодая крестьянка весьма красива, ухожена – у этой девушки были почти пепельные волосы, длинные пушистые ресницы и легкий загар. Одета она была в юбку в клеточку и светлую, почти белую, блузку. Украшали девушку бусы желтого цвета.
Наблюдая за девушкой далее, рассказчик отмечает, что она слишком молода, непосредственна почти по-детски. Такой вывод он сделал из-за ее поведения и эмоций, которые она не скрывала – порой ее бросало в плач, а потом она удивлялась тому, что плакала.
Помимо этого, наблюдавший приметил, что девушка явно слегка грустит, она смущена, но не находит себе места от радости, вероятно, находясь в предвкушении от предстоящей встречи.
Наконец, рассказчик услышал шаги того, кого ждала девушка. Это оказался молодой парень, которого герой принял за камердинера одного из приехавших недавно в имение помещиков – он старался подражать последней моде, однако, было заметно, что вещи, которые он на себе носил, были не его, а другого человека.
Внешне парень был вполне себе заурядным, и не было в нем ничего такого, что могло бы привлечь внимание – курчавые рыжие волосы, под которыми были небольшие серые глаза на грубом, словно вытесанном лице, которое ясно давало понять, что он уж точно никак не был заинтересован во встрече с девушкой. Его грубое лицо имело нахальный и надменный вид, который вызывал отнюдь не добрые ассоциации. Да и шел медленно, неспешно, во всей его наружности было видно то нежелание идти на встречу и равнодушие, с каким он шел.
Девушка же смотрела на того парня преданными, молящими глазами, протянула ему букет собранных ею цветов – это оказались васильки.
Позже рассказчик подслушал и их разговор, из которого он узнал имена парня и блондинки – Виктор и Акулина. Акулина называла парня уважительно, по имени-отчеству, Виктором Александровичем. Виктор поставил Акулину в известность, что утром следующего дня он отбывает со своим хозяином в Петербург, и в хлопотах перед отъездом он почти позабыл об условленной встрече. После этого он перешел к описанию образа жизни и быта в западной столице империи. Рассказывал он подробно и детально, утверждал об интересном образе жизни в Петербурге, хотя и был уверен, что Акулина едва ли его поймет, поскольку она происходит из простой крестьянской среды, и то, о чем он говорит, ей чуждо.
А девушка смотрела на него, и на ее лице смешались два чувства – восхищения и грусти. Она восхищалась им, но одновременно грустила из-за скорой разлуки, поскольку была влюблена в него без ума.
Ситуация у девушки усугублена тем, что она опасается свадьбы с нелюбимым мужчиной по велению отца. На это парень ей ответил, что она должна покориться воле отца, потому что сама она не имеет ни образования, ни свободы. И сказал с ленцой в голосе, что не забудет ее. Еще он заметил, что девушка не выглядела деревенщиной – словно это было ее оправданием для него.
Спустя время парень ушел, а девушка осталось. Она разрыдалась, ведь ей хотелось, чтобы он приласкал ее напоследок хоть словом. А парень, увидев ее слезы, лишь пожал плечами и ушел – ему были не по нраву слезы женщин, а к этой девушке он явно и не имел интереса.
Девушка бросилась бежать за ним, умоляя его побыть с ней хоть еще чуть-чуть. Но не вышло. Ее подвели ноги, она упала. А у наблюдавшего за всей этой сценой рассказчика не выдержало сердце – он выбежал к ней на помощь. Но девушка испугалась его и убежала.
Рассказчику было жаль Акулину, которая познала новое горе в жизни – безответную любовь. К тому же, еще и полюбила она человека, который был ее определенно недостоин.
Вероятно, автор в своем рассказе показал читателям ту ситуацию, в которой чувство любви было попрано формальностями – чувства девушки не нашли ответа из-за социального неравенства.
Молодой человек нахватался манер от своего хозяина, это вскружило ему голову и испортило. Он перестал быть нормальным человеком – теперь он лишь пустое и бесчувственное существо, возгордившееся из-за нового титула. Он забыл, что еще недавно сам был всего лишь слугой.
А в случае с девушкой имело место быть лишь самоутверждение для самого себя – он лишь вышел и покрасовался, «поездил по ушам» девушке, которая полюбила его всем сердцем.