А.П. Чехов «В аптеке»: описание, герои, анализ рассказ

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни. Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему. Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи. В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.

История создания рассказа

Небольшой рассказ А. Чехова «В аптеке» был написан им за несколько часов в 1885 году под именем А. Чехонте. Создал произведение автор в качестве маленькой зарисовки для «Петербургской газеты» в разделе «Летучие заметки». Первый подзаголовок назывался «Сценка». Эту газету читали аристократы, врачи, провизоры и влиятельные люди, которые искали в каждом новом издании что-то о себе. Интересно, что А.Чехов рассказ не добавил в свой полный сборник. Рассказ «В аптеке» видел свет лишь в первом издании собрания сочинений «Пестрые рассказы» в 1886 году.

краткое содержание и смысл рассказа А, П. Чехова в аптеке

  • Чеховский вклад в аптечную тему замечателен и покрывает значительную часть «энциклопедии аптеки». Частичное объяснение можно увидеть в медицинском образовании автора, большая же заслуга принадлежит внимательной и тонкой работе с мифологическими и мистическими подтекстами.4 Рассказ «В аптеке» (1885) выразительно запечатлевает не только образ самой аптеки, но и момент непосредственной коммуникации, так сказать, человека с аптекарем. Нетрудно предугадать, что коммуникации-то и не получается, несмотря на старания героя, домашнего учителя с неслучайной фамилией «Свойкин» — но именно освоиться в аптеке, несмотря на все его попытки, ему и не удается. Визит в аптеку начинается с ощущения страха, дополняющего его болезнь:
    Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, думал он, взбираясь по аптечной лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами, — Ступить страшно! (Чехов 3, 154)

    За жлтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, — по всем видимостям, провизор. Нахмуренные глаза его глядели свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. lt;gt; Он читал. Свойкин подошел к конторке и подал выутюженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши легкий полуоборот головы направо, пробормотал /текст рецепта/ lt;gt; Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.

    — Через час будет готово, — процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился. — Нельзя ли поскорее? — пробормотал Свойкин — Мне решительно невозможно ждать. Провизор не ответил. (Чехов 3, 154-5)

    Свойкина встречает аптечная стерильность, чистота, «выутюженность». Провизор изображен машиноподобным и бесчувственным. На эту же машиноподобность намекает и «резкий металлический голос», доносящийся «из глубины аптеки» (Чехов, 3,155).

    краткое содержание и смысл рассказа А, П. Чехова в аптеке на этом обрывается

    В медицинском учреждении, где кажется логичным встретить гуманное и доброе отношение к человеку, на клиента, который не просто покупатель, а человек, находящийся из-за болезни на пороге жизни и смерти и нуждающийся в спасении, не обращают никакого внимания. Все попытки учителя Свойкина завязать диалог с провизором не получают никакого отклика, вызывая постепенное раздражение учителя:

    Провизор стоял неподвижно и на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкойСтук мраморной ступки становился все громче и звонче (Чехов 3, 155)

    Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-ученую физиономию провизора (Чехов 3, 155).

    Выясняется интересная деталь, связанная с деформацией зрения у обоих героев сюжета: провизор и другие служащие аптеки не видят и не слышат Свойкина, но ведь и учитель в свою очередь обращает внимание, что замечает аптекарскую реалию только в определенном состоянии, а именно находясь в состоянии болезни:

    В здоровом состоянии не заметишь этих сухих черствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, так и ужаснешься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры (Чехов 3, 157).

    Мистическое свято хранит свою неприкосновенность: никто не может увидеть, выражаясь языком мистиков, «лицо Изиды». А Свойкин не только увидел, — он откровенно и критически разглядывал аптечное пространство:

    Свойкин поднял глаза на полки с банками и принялся читать надписи Перед ним замелькали сначала всевозможные «радиксы»: тенциана, пимпинелла, торментилла, зедоария и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleumы, semenы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее….символическая смерть настигает героя рассказа почти сразу после возвращения из аптеки.Впрочем, символическая ли смерть или настоящая — ответить невозможно, рассказ на этом обрывается. https://www.utoronto.ca/tsq/10/borisova_aptek10.shtml

  • Анализ рассказа

    Описание

    Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Его поглощает загадочная атмосфера аптеки с кучей микстур, баночек, пузырьков, а также особый лекарственный запах. Он отдает приписанный доктором рецепт провизору, который имеет особый внешний вид: «Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай».

    Провизор ответил, что лекарство будет готово только через час. Он постоянно делает важный вид, не отвлекаясь на попытки Свойкина заговорить с ним. Он приказывает что-то своим ассистентам на немецком языке и продолжает водить пальцем по газете. Свойкин пытается как-то отвлечь себя, его нестерпимо мучают боли. Учитель тяжело заболел. Он пытается донести это провизору, чтобы тот ускорился с приготовлением лекарства, но тот игнорирует его.

    В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек. Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги. Провизор же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не может подняться с кровати и засыпает. Ему снится, что он пришел в аптеку снова и получил свое лекарство.

    Краткий пересказ

    (203 слова) Главный герой, учитель Егор Свойкин, заболел и после приема у врача отправился за лекарством. Ему плохо, начинается бред, однако внимания и сочувствие у провизора он не находит: и быстрее приготовить лекарства нельзя, и разрешить прислать шесть копеек на другой день тоже. Учитель пробует заговорить с провизором, говорит, что ему повезло заболеть в городе, ведь в деревне ему никто бы не помог. Но провизор не отвечает даже на его вопросы, будто посетителя нет.

    Егор Свойкин в своем болезненном состоянии становится крайне внимателен к окружающей обстановке, из-за чего замечает все противоречия жизни: ненужные баночки, пренебрежительное отношение «ученого человека» к жалкому посетителю, которых в день приходит десятки. Ему страшно, ведь на лицах аптекарей он находит лишь безразличие к своей беде.

    Свойкин умоляет отпустить ему лекарство скорее, потому что ему плохо, а аптекарь в ответ резко требует не облокачиваться о прилавок. Учитель взял с собой только рубль, думая, что ему хватит, но оказалось, что лекарство стоит рубль и шесть копеек. Но в долг давать провизор отказался, хотя было видно, что Свойкину плохо и становится еще хуже.

    В итоге учитель ушел домой за деньгами, но пути садился отдыхать раз пять. Дома он уже не смог подняться с постели: в бреду ему снилось, что он беседует с провизором.

    Главные герои

    Свойкин Егор Алексеич – домашний учитель, который сильно заболел. О возрасте и внешности его ничего не говорится. Пытается завести разговор с провизором в аптеке и найти понимание, когда у него не хватило денег рассчитаться за лекарство.

    Провизор аптеки – безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и бесчувственный человек, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки.

    Ассистенты провизора и кассир – безликие особы, которые отвечают одну фразу: «Ja!».

    А.П. Чехов очень тонко рассматривает глубину души человека. Сочинение «В аптеке» показывает, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой открыто не хочет замечать данный факт. Первый пытается как-то войти в словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и горячки. В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.

    Сострадать – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу. В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.

    Отзыв

    (287 слов) В коротком рассказе «В аптеке» рассказывается о человеческом равнодушии, которое может привести к смерти и страданиям. Чехов заставляет задуматься о том, что в каждой ситуации необходимо оставаться человеком, проявлять участие к людям. Главная мысль рассказа «В аптеке» заключается в необходимости сочувствия, понимания и милосердия в трудной жизненной ситуации. Особенно эти качества нужны медицинским работникам.

    Чему учит А. П. Чехов в рассказе «В аптеке»? Почти в каждом своем произведении автор привлекал внимание к важнейшей, актуальной и поныне проблеме человеческого равнодушия. Люди часто не слышат друг друга, видят только себя, в быту и в рутине теряют человеческое. Рассказы А. П. Чехова – предупреждение для читателей. Эти выводы подтверждает мое мнение о героях. Свойкин предстает как страдающий человек, вызывающий сочувствие, он дружелюбный и наблюдательный. Провизор же – бездушная машина, в которой не осталось ничего человеческого. Допустим, ему не хотелось по каким-то причинам разговаривать с посетителем, а Свойкин все пытался завести беседу с аптекарем. Но разрешить практически умирающему человеку отдать каких-то шесть копеек потом – вполне возможно. Свойкин, узнав о том, что долгожданное лекарство не получит, не стал скандалить, а смиренно отправился за оставшимися деньгами. Но сил отдать их и получить свою склянку у него уже нет. Несмотря на то, что бедный учитель отдыхал по пути домой раз пять, дома он свалился на кровать и погрузился в бред. Причем в своих тяжелых снах Свойкин видел, как вернулся в аптеку и вновь беседует с провизором. Как знать, возможно, герой умрет только потому, что аптекарю нужно было сделать все «как нужно», по инструкции. Мое впечатление от этого финала очень мрачное.

    Я бы порекомендовала рассказ «В аптеке» всем читателям, независимо от возраста и пола, ведь уроки человечности нужны каждому из нас. Мое отношение к прозе Чехова всегда было восторженным, и этот рассказ лишь укрепил его.

    Автор: Мария Копусова

    Рассматриваемые автором проблемы

    При написании краткого пересказа произведения Чехова «В аптеке» аргументом к сочинению и основной темой может выступить одна из проблем, рассматриваемых писателем в рассказе. Озвученная тематика всегда актуальна и касается любого современного человека, несмотря на солидный возраст газетной зарисовки. К числу основных тем и проблем, упоминаемых в очерке, стоит отнести:

    1. Противостояние добра и зла. Антон Павлович пытается показать, что в мире можно встретить людей, обладающих разными характерами. Многие представляют собой воплощение эгоизма, равнодушия, жестокости. Настоящее добро не может вписаться и искоренить зло, тщательно скрывающееся за маской инструкций и формуляров.
    2. Отзывчивость, являющаяся для автора важной чертой характера. Люди должны сострадать другим. Общество, лишенное столь важного чувства, нежизнеспособно и обречено на моральную гибель души.
    3. Профессиональный долг. Провизор должен быть воплощением добродетели, сострадания, понимания. Давая клятву Гиппократу, он обязался помогать людям. Но вместо этого он скрывает свой эгоизм за ширмой официоза, обязанностей. О профессиональном долге и речи быть не может.
    4. Равнодушие. Мещанский мир подается писателем настолько узким, что в нем не остается места для сострадания. Провизора ничто не интересует, кроме денег. Такое существование не имеет смысла, оно бездуховно.
    5. Халатность. Фармацевты не собираются выполнять свой долг перед пришедшим в аптеку больным человеком. Будучи врачом, Чехов пытается показать, насколько неустроенной и нерасторопной ранее была система здравоохранения.
    6. Жестокость. Вместо того чтобы войти в положение больного Свойкина, провизор отправляет его домой за шестью копейками, получив при этом большую часть оплаты в размере одного рубля. Это демонстрирует холодность персонажа и безразличие к чужим проблемам.

    В заключении сочинения для ЕГЭ «В аптеке» по Чехову можно рассказать об основной идее произведения. Она четко просматривается даже в сокращенном варианте на Брифли. Смысл зарисовки довольно прост: современное общество больное, оно объято равнодушием, формализмом и мещанством. В нем нет места правильным человеческим чувствам. Автор рассказа призывает читателей быть отзывчивыми и гуманными. Он осуждает черствость и равнодушие. Для него это все равно, что умерщвление души.

    Проблема равнодушного отношения к людям

    Вступление

    Брайтон Ривьер. Преданность.

    Равнодушие людей друг к другу способно уничтожить любые лучшие начинания, привести к непоправимой трагедии. Бесчеловечное отношение уничтожает наше настоящее, следовательно, и будущее. Оно взращивает в человеческой душе холодность, отсутствие чести, самолюбование и эгоизм. А доброта, честность и достоинство теряют былую значимость, постепенно приводя человечество к саморазрушению.

    Проблема

    Проблема равнодушного отношения к людям становится главной в тексте Антона Павловича Чехова, гениального русского писателя начала 20 века. Она не утратила актуальности по сей день. Все чаще можно встретить людей, которые не видят вокруг никого, кроме себя. Только интерес к собственной персоне, своим нуждам способен вызвать хоть какой-то отклик в их душе. Остальные же для них остаются невидимыми тенями, бесцельно блуждающими вокруг.

    Комментарий

    Проблему равнодушия А.П. Чехов раскрывает на примере домашнего учителя Егора Алексеича Свойкина, оказавшегося в трагической ситуации из-за безразличия людей, находящихся рядом. Болезнь заставила героя обратиться к доктору, от которого он направился прямиком в аптеку за лекарством. Провизор, которого встретил там учитель, оказался человеком черствым и безразличным к проблемам других. На попытки Свойкина по-человечески поговорить и просьбы сделать все побыстрее из-за подступающей горячки, провизор никак не реагировал. Он заставил больного ждать около часа, а затем и вовсе не продал лекарство, потому что у героя недоставало шести копеек. Даже видя крайне тяжелое состояние человека, провизор заставил его идти домой за деньгами. Еле добравшись до дома, больной лег на кровать, с которой уже не смог встать. Скорее всего, крайне бесчувственное отношение провизора привело к смерти человека.

    Авторская позиция

    А.П. Чехов пытается предостеречь читателя от подобных поступков. По его мнению, безжалостность, бесчувственность, равнодушие, бесчеловечность легко могут стать причиной жизненной трагедии тех, кто в определенный момент нуждается в помощи ближайшего окружения.

    Своя позиция

    Полностью разделяю позицию автора. Нельзя принимать или не замечать человеческого равнодушия по отношению друг к другу. Любое наше бездействие может спровоцировать ухудшение ситуации, а то и вовсе привести к необратимым последствиям, как в случае с героем АП. Чехова.

    Аргумент №1

    В литературе проблема равнодушия и бесчеловечного отношения нашла отражение во многих произведениях. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» изображен Акакий Акакиевич – небогатый, обыкновенный человек, представитель так называемых «маленьких» людей. Долгое время он копил на новую шинель, чтобы избежать насмешек окружающих по поводу своего внешнего вида. Ему приходилось экономить буквально на всем, чтобы в один прекрасный день коллеги оценили его наряд по достоинству. Но вскоре шинель украли, Акакия Акакиевича избили. Пристав не смог ему помочь, и герой заработал тяжелое переохлаждение, от которого впоследствии умер. В конторе, где он работал, отсутствие чиновника заметили лишь через несколько дней. Такое повсеместное равнодушие и безразличие стало причиной еще одной смерти.

    Аргумент №2

    В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» рассказана история взаимоотношений матери и дочери, на которых тоже лежит отпечаток равнодушия и безразличия. Много лет пожилая женщина Катерина Ивановна страдала от тяжелой болезни и отправляла телеграммы дочери с просьбой приехать и навестить ее. Женщина боялась, что может умереть и не увидеть больше дочери. Дочь не придавала значения просьбам матери, была равнодушна к ним. В результате, смогла навестить ее только во время похорон. Бессердечие и невнимательность к родным, любимым может оставить тяжелый след не только на их жизни, но и нас самих заставить сожалеть о том, чего не сделали в свое время.

    Заключение

    Душевность и умение сопереживать – главные качества для каждого человека. Их отсутствие приведет к омертвлению общества, неспособности помогать тем, кто нуждается в поддержке. А ведь рано или поздно в сложной ситуации может оказаться любой из нас.

    Литературное направление и жанр

    По своим размерам произведение можно отнести к жанру газетной зарисовки. Создавалось оно Чеховым всего несколько часов. Популярное повествование о жизни бедняков и провизоров прочитали сотни тысяч человек, так как «Петербургскую газету» читали простые люди, мелкие клерки, доктора, учителя, фармацевты, приказчики. О многих из них автор вскользь упоминает в содержании.

    Реалистичный рассказ достоверно изображает действительность не только того времени, но и современности. Типичные образы контрастируют друг с другом, отличаясь характером и жизненной позицией. Слова и действия персонажей выглядят максимально натуралистично. Кажется, что подобные события происходят на каждом шагу ежедневно.

    Повествование охватывает небольшой промежуток времени, поэтому в нем мало действующих лиц и событий. Писатель сделал это намеренно, чтобы минимизировать важные детали и подчеркнуть обыденность происходящего.

    Стилевые особенности

    Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

    • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
    • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
    • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
    • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
    • «Гриша», анализ рассказа Чехова
    • «Горе», анализ рассказа Чехова
    • «Дома», анализ рассказа Чехова
    • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
    • «После театра», анализ рассказа Чехова
    • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
    • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
    • «Альбом», анализ рассказа Чехова
    • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
    • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
    • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

    По произведению: «В аптеке»

    По писателю: Чехов Антон Павлович

    Сюжет и композиция

    Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой. Придя домой, учитель нашёл несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул. Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором».

    Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот (не хотел «терять попусту время», но время всё равно было потеряно); финал остаётся открытым (неизвестно, что случилось со Свойкиным наутро: выздоровел ли он и без лекарств, сходил ли снова в аптеку или, может быть, умер?).

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: