«Гамлет» — краткое содержание и пересказ по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира

В произведении Уильяма Шекспира “Гамлет” герои борются с несправедливостью и ложью, каждый за свою правду. Основные события происходят в королевском замке в Дании. Главный герой Гамлет молод, остроумен, смел, движим целью отомстить за смерть отца. Этот образ многогранен и притягателен своей верой в правду, стремлением понять суть человеческого бытия. Характеристика персонажа – его шедевральные монологи, искренняя дружба и любовь, поступки, подсказанные велением сердца. Несмотря на трагический финал пьесы, Гамлет остаётся победителем.

Главные герои «Гамлет» характеристика и анализ персонажей Шекспира

Другие персонажи

  • Клавдий — король датский, дядя Гамлета. Коварный человек, добившийся престола ценой братоубийства.
  • Гертруда — королева датская, мать Гамлета. Слабовольная женщина, попавшая под власть Клавдия.
  • Горацио — друг Гамлета, готовый ради него допить отравленное питьё, чтобы тоже умереть. Повинуется мольбе принца не делать это и считает своим долгом рассказать людям о трагедии Гамлета.
  • Полоний — главный королевский советник, хитрый вельможа.
  • Лаэрт — сын Полония, легкомысленный гуляка. После гибели отца превратился в яростного мстителя.
  • Офелия — дочь Полония, любимая Гамлета. Простодушная, кроткая, слабохарактерная девушка. Послушна отцу и держит его в курсе своих отношений с принцем, не понимая, что исполняет роль орудия слежки за ним.
  • Гильденстерн и Розенкранц — придворные, бывшие друзья Гамлета, предавшие его за щедроты короля.
  • Вольтиманд, Корнелий, Озрик — придворные.
  • Священник.
  • Бернардо, Марцелл — офицеры.
  • Франциско — солдат.
  • Два могильщика.
  • Актёры.
  • Призрак отца Гамлета.
  • Фортинбрас — принц норвежский.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Солдатам ночных караулов у дворца датского короля две ночи подряд являлся призрак, похожий на недавно умершего короля. Узнав об этом, сын покойного монарха принц Гамлет решил удостовериться в этом. Встреча с призраком привела его в смятение — призрак поведал, что отца Гамлета отравил, влив яд спящему в ухо, его брат Клавдий, нынешний король. Призрак призвал Гамлета к мщению.

Гамлет решил притвориться безумцем, чтобы получить правдивое доказательство вины Клавдия. Тот, подозревая, что принц на самом деле не безумен, а с какой-то целью притворяется, послал к нему его друзей Гильденстерна и Розенкранца, чтобы они выведали, что на уме у Гамлета. Но тот понял истинную причину их приезда и стал на вопросы отвечать бессмысленными монологами.

В это время в город прибыла труппа бродячих артистов. Гамлет попросил их поставить пьесу «Убийство Гонзаго», немного изменив её сюжет, чтобы герой пьесы был убит таким же способом, как отец Гамлета. Король Клавдий поднялся и ушёл, когда увидел сцену убийства героя пьесы. Гамлет понял, что его отца убил именно Клавдий.

Вскоре принц увидел короля, преклонившего колени в молитве. Гамлет решил, что не будет сейчас его убивать, так как убитый во время молитвы попадёт в рай. Принц пришёл к королеве Гертруде, своей матери, ставшей женой Клавдия. Во время разговора с ней, Гамлет убил Полония, ближнего вельможу короля, который спрятался за ковром, чтобы подслушать разговор. Принц думал, что там прячется король.

Король, понимая, что Гамлет опасен для него, отослал его в Англию вместе с Гильденстерном и Розенкранцем за данью. Этим придворным он вручил письмо для английского правителя, в котором содержалось требование, чтобы он казнил Гамлета. Принц спас свою жизнь, подменив письмо.

Дочь Полония и возлюбленная Гамлета Офелия после смерти отца сошла с ума. Тем временем Гамлет возвратился в Данию. Сын Полония Лаэрт намерен отомстить за убийство отца. Король посоветовал ему вызвать принца на поединок на затупленных рапирах, но выбрать наточенный клинок и убить, как бы случайно. Лаэрт решил смазать свой клинок ядом, а король предложил дать принцу отравленное вино, если не удастся первый замысел.

Безумная Офелия утонула, намеренно либо случайно совершив самоубийство. Гамлет и его друг Горацио, не знавшие об этом, зашли на кладбище и неожиданно увидели похороны Офелии. Вскоре Лаэрт вызвал принца на поединок. Во время поединка они оба получили ранения отравленным клинком, а королева, ощутив жажду, выпила отравленное питьё.

Лаэрт, умирая, раскрыл Гамлету замысел короля. Принц убил Клавдия и умер сам. Королевский престол Дании перешёл норвежскому принцу Фортинбрасу.

Что здесь есть[править]

  • Антигерой и философ — сам Гамлет.
  • В общем, все умерли: не-эпизодических персонажей, оставшихся в живых в финале, можно пересчитать на одном пальце. (Это Горацио.)
  • Воссоединиться в смерти: Горацио так привязан к своему другу Гамлету, что собирается покончить самоубийством, когда Гамлет умирает. Но Гамлет перед смертью успевает его отговорить.
  • Все женщины — распутницы — из-за измены своей матери Гамлет стал воспринимать всех женщин как скрытных похотливых шлюх. Поэтому он и обрушивается на Офелию со злобными и незаслуженными обвинениями в неверности. Не все критики согласны, что Офелия любила Гамлета и тем более что Гамлет любил Офелию. Может, было что-то между ними в прошлом, но не на момент действия пьесы. Нападения Гамлета на Офелию могли быть основаны на том элементе фанона, что Офелия была на тот момент любовницей короля и, возможно, уже беременной от него. Намёки на это в пьесе не раз находили.
  • Говорить загадками/Говорить стихами — Офелия в период безумия. Гамлет в период, когда изображает безумие.
  • Зашёл в аптеку царь Додон: Гамлет использует эту шутку. Удостоверившись в виновности Клавдия, он говорит, обращаясь к Горацио:
  • Мой милый Дамон, о поверь, На этом троне цвёл Второй Юпитер; а теперь Здесь царствует — павлин.
    Горацио подсвечивает троп, отвечая: «Вы могли бы сказать в рифму». В оригинале игра слов точно такая же: Гамлет подставляет очевидно ломающее ри (старинное слово «павлин») вместо напрашивающегося по рифме и ри («осёл»).

    • Злобный дядюшка — Клавдий, отравивший старшего брата и женившийся на его вдове, совсем не прочь бы и сына покойного сжить со свету.
    • Знаменитая последняя фраза и знаменитые последние слова. Гамлет: «Дальнейшее — молчанье».
    • Королева бреется. В пьесе внутри пьесы женскую роль играет мужчина. В тексте трагедии этот персонаж носит условное имя «Актёр-королева». В фильме Г. Козинцева — то же самое, строго по шекспировскому канону.
  • Крокодилушка: На молитве Клавдий искренне сожалеет о том, что убил брата; но власть ему куда милее брата. Да и Гамлета он посылает на смерть, не моргнув глазом, когда решает, что тот представляет опасность.
  • Крутой король: покойный Гамлет-старший прославился личной доблестью в войнах с норвежцами (а также, возможно, с поляками — соответствующий фрагмент текста можно понимать по-разному). Он в личном поединке одолел и убил норвежского короля Фортинбраса-старшего. Даже в виде призрака он по-прежнему в доспехах.
  • Крутой фехтовальщик: Лаэрт. Его мастерство боя на шпагах уважают аж во Фландрии. Гамлет тоже неплохо владеет шпагой, но Лаэрту он уступает.
  • Куда заводит месть: Лаэрт, желая отомстить Гамлету за смерть отца, идёт на сделку с Клавдием и берёт отравленное оружие на якобы дружеский поединок. Правда, перед смертью Лаэрт таки раскаивается.
      Сам Гамлет, казалось бы, тщательно проверяет обстоятельства дела, прежде чем мстить: мало ли, вдруг призрак не настоящий? Но даже и так Гамлет по ошибке убивает непричастного Полония, приняв его за Клавдия.
  • Необузданные догадки: их ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ много, особенно после появления Интернета. Среди них нередко встречается слэш. Слэшат Гамлета и короля, Гамлета и Фортинбраса, короля и Озрика, Горацио и всех перечисленных. И нет, это не фанфики, а именно НД по канону.
      Беременность Офелии от Гамлета, короля или Горацио — сюда же.
  • И ещё часто пытаются раскрыть тайны местной игры престолов (кто кого любил, кто кого использовал, кто чей агент) или сущность Призрака.
  • Не смей меня жалеть!:
  • « Призрак

    : Уж близок час мой, Когда в мучительный и серный пламень Вернуться должен я.
    Гамлет
    : О бедный призрак!
    Призрак
    : Нет, не жалей меня, но всей душой Внимай мне.

    »
    • Одинаковые имена: как самого принца датского, так и его покойного отца зовут Гамлетами. Аналогично и покойного норвежского короля, убитого Гамлетом-старшим в поединке, и его сына, нынешнего норвежского кронпринца, зовут Фортинбрасами.
  • Одной смерти мало: убитый Клавдием отец Гамлета умер без покаяния и отправился избывать свои грехи в чистилище. Поэтому Гамлет отказывается от удобного случая зарезать Клавдия на молитве: ведь тогда есть риск, что убитый злодей отправится прямо в рай!
  • Отрава:
      Клавдий влил яд белены в ухо спящему брату — отцу Гамлета. В барабанной перепонке короля наверняка была перфорация после недолеченного отита.
  • Финал пьесы. Лаэрт, отца которого принц убил по ошибке, взял на якобы дружеский поединок с Гамлетом отравленную рапиру и легко ранил противника. Только вот в пылу боя фехтовальщики обменялись оружием (это не театральная условность, бывало и в реальной жизни), и Гамлет обернул против Лаэрта его же подлость. В общем, убили друг друга. Для подстраховки Клавдий отравил вино (даже если Гамлет избежит отравленной рапиры, он всё равно устанет в бою и захочет утолить жажду…) — а бокал выпила мать Гамлета. «Не пей вина, Гертруда!» Но было поздно…
  • Спустили на него его же собак: да, у Лаэрта были очень хорошие причины желать смерти Гамлету, но зачем было выбирать такой подлый способ — идти на якобы дружеский поединок с отравленным клинком? В результате в пылу боя фехтовальщики обменялись рапирами, и Гамлет ранил Лаэрта его же отравленной рапирой. (Правда, до этого и сам Гамлет был ею ранен.)
  • Ты уже мёртв — умирающий Лаэрт сообщает Гамлету то, что зрители уже знают: Гамлет был ранен отравленным клинком, и жить ему осталось считанные минуты. Но этого вполне хватит, чтобы отплатить злодею…
  • Офелия — тропнеймер. И инженю.
      Босоногий чудак/Не любит обувь — во многих адаптациях Офелию изображают босой в сценах безумия.
  • Безумная любовь — субверсия. Офелия стала безумной уже как следствие, мягко говоря, сложных отношений между ней, её отцом и Гамлетом (закончившихся для отца трагически). Правда, ещё вопрос — а было ли с чего сходить? Всё выглядит так, будто за неё думал её отец.
  • Подложное письмо — Клавдий отправляет к английскому королю письмо, в котором требует казнить Гамлета, а сам Гамлет его подменяет. Покойтесь с миром, Розенкранц и Гильденстерн…
  • Подстрекатель — Клавдий. Когда первая попытка убить Гамлета (тоже, кстати, чужими руками) не сработала, Клавдий подтолкнул к убийству Лаэрта, отца которого Гамлет (неумышленно) убил.
  • Предатель — козёл: в начале пьесы Гамлет терпеть не может своего дядю Клавдия и считает его козлом: отчасти за манеры и частое бухание, а в основном — за то, что мать Гамлета вышла за Клавдия, брата своего покойного мужа, не выждав положенного времени в трауре. А чуть погодя Гамлет и зрители узнают, что всё куда хуже. Клавдий не просто окрутил вдовствующую королеву и занял престол; он ещё и братоубийца.
  • Прекрасный принц — Гамлет для Офелии. Прекрасен прежде всего в адаптациях. Увы, не срослось.
  • Призрак — отец Гамлета погиб дурной смертью, и пока не свершится справедливость, его тень никуда не уйдёт.
  • Разрядка смехом: сцена копания могилы в «Гамлете» — один из классических примеров.
      Чудо одной сцены — могильщик!
  • Разум не вынес — Офелия. Возлюбленный убил папу — и разум не вынес… Подробнее в основной статье.
      При этом внутри пьесы сумасшедшим считают и самого Гамлета, правда, необоснованно. Да и прикидывается он специально.
  • Специально коверкает язык — Озрик говорит на заковыристом жаргоне, заменяя многие слова хитровывернутыми метафорами. (Интересно, что, по некоторым данным, в начале XVI века подобный трёп действительно был в моде при дворах.) Гамлет отвечает ему в том же стиле — но ещё более запутанно, так что Озрик вынужден просить разъяснений.
  • Ты и вы — шекспироведы не обошли вниманием и тему royal plural:
      Гамлет, будучи особой королевской крови, вправе говорить о себе «мы», но делает это лишь один раз за пьесу (акт III, сцена 2), чтобы показать Розенкранцу и Гильденстерну, что больше не считает их друзьями.
  • Клавдий, посылая Гамлета в Англию (акт IV, сцена 3), использует официальное «мы» по отношению к себе и одновременно неформальное «ты» (thou) при обращении к Гамлету; таким образом автор подчёркивает лицемерие персонажа.
  • Убийство по ошибке:
      Убийство Гамлетом подслушивавшего за портьерой Полония, принятого за Клавдия.
  • Смерть Гертруды и Лаэрта от отравленных соответственно вина и клинка, которые планировалось использовать для умерщвления самого Гамлета.
  • Убойная фраза — Гамлет по этой части дока:
      «Что? Крыса? (Пронзает ковёр.) Ставлю золотой — мертва!» Гамлет закалывает, как он сам думает, прячущегося за ковром Клавдия. (А на самом деле за ковром был безобидный болван и лизоблюд Полоний.)
  • «Клинок отравлен тоже! Ну, так за дело, яд!» В финале.
  • Что ж ты в танке не сгорел? — письмо от заглавного героя, избежавшего казни в Англии, изрядно разочаровало Клавдия.
  • Что за фигня, герой? — когда Гамлет отчитывает свою мать Гертруду за брак с Клавдием, он открывает ей, что Клавдий убил своего брата, её предыдущего мужа. Гамлет так увлекается, ругая Гертруду за поспешную свадьбу, что призрак Гамлета-старшего вынужден вмешаться и попросить его охолонуть: в конце концов, Гертруда же не виновата в убийстве и не заслужила такого.
  • Шоу внутри шоу — заглавный герой попросил заезжих актёров сыграть пьесу об убийстве короля, чтобы проверить дядюшку на причастность к убийству отца. Спектакль позволил Гамлету окончательно увериться в виновности истинного убийцы — Клавдия.
  • Шут — Йорик. Посмертный персонаж.
  • Тропы вокруг пьесы[править]

    • Аллюзия — в фильме «Тень, или Может быть, всё обойдётся» в пятом куплете «Второй арии Тени»:
    « О, дивное уменье — Без всякого смущенья С любым шурумбалясы разводить! Подставьте только ухо, И, коль оно не глухо, То я уж знаю, Что в него налить!»
    — Тень-Райкин на стихи Юлия Кима — мастера отсылок
    • Анахронизм — если оригинальная сага описывала времена викингов, то шекспировский «Гамлет» перенесён, скорее всего, в начало XVI века: в пьесе есть упоминания Реформации, Гамлет и Горацио учились в университете, да к тому же в пьесе используются пушки. А такие странствующие актёры, какие там показаны, характерны скорее для елизаветинской Англии. Переодеть в адаптации — Шекспир, адаптируя сагу об Амлете, переодел всех в более современные одежды. Это была «фишка» «Глобуса» — минимум декораций, костюмов и бутафории. Зрителям полагалось пользоваться воображением.
  • Блестящий неканон — Шекспир переделал скандинавскую сагу про принца Амледа, чьё действие происходило ещё в эпоху викингов. Которые не наряжались по моде Ренессанса, не фехтовали на рапирах, и т. д. Принц стал свидетелем убийства отца и брата и притворился сумасшедшим, чтобы его не убрали. Известна эта история из «Деяний данов» Саксона Грамматика.
      И это при том, что в саге — и в реальной истории, на которой она основана — Амлед затроллил (а под конец и перемочил) всех «плохих», ловко прикинувшись сумасшедшим, и в итоге Амлед и Эфель выжили и поженились, да ещё и легально пришли к власти как чета законных наследников. В фильме «Принц Ютландии», экранизирующем эту сагу, всё именно так и показано. Но Шекспир-то хотел трагедию…
  • Изменившаяся мораль — Гамлет обвиняет, среди прочего, свою мать в кровосмесительстве. За то что она вышла замуж за брата. Нет, не своего, а брата мужа, т. е. кровного родства с Гертрудой не имевшего. А вот поди ж ты…
      Особую пикантность придаёт то обстоятельство, что по библейским нормам вдовы (правда, при условии, что они не успели родить) были обязаны
      выйти за деверя (т. н. левират).
  • Надмозги — в русских переводах случаются. Фраза «the time is out of joint» для современников Шекспира была почти что разрядкой смехом, рисуя образ внезапно захромавшего аллегорического персонажа Старика-Времени. Перевод А. Кронеберга «распалась связь времён» вполне надмозговый, но в своём философском звучании был обречён на цитирование. Поэтому и Пастернак, в первой редакции своего перевода предлагавший буквальное «век вывихнул сустав», в конце концов под влиянием русской традиции заменил его на «порвалась дней связующая нить».
      Широко известный Сергей Пахомов (да, тот самый) в застольной беседе с узко известным Виктором Пузо озвучил шикарный, аутентичный, хотя и вольный вариант: «Время потеряло свои калоши».
  • Популярное заблуждение — многие путают знаменитый монолог «Быть или не быть» с не менее известным «О, бедный Йорик», часто принца датского изображают с черепом в руке и фразой «To be, or not to be» на устах. В действительности это два совершенно разных монолога. Для полноты картины — один написан в стихах, другой в прозе.
      Офелия, кстати, тоже не вешалась и даже не топилась (утонула по неосторожности, потому и хоронят нормально, не как самоубийцу).
  • Не исключено, что она все-таки утопилась. Поэтому и похоронили ее хоть и по-христиански, но тайно, чтобы простой народ зря языками не чесал. Или ее утопили по приказу Гертруды
  • Похорошеть в адаптации. Роль Гамлета Шекспир писал под немолодого, не очень здорового актёра (в оригинальном описании ролей так и написано — немолодой, с одышкой и с красным лицом; да и Гертруда, описывая боевые качества сына, о). А играют Гамлета куда чаще молодые красавцы.
      На самом деле всё гораздо проще. Шекспир при жизни был невеликой птахой, всего лишь одним из актёров в труппе тогдашней английской звезды Ричарда Бёрбеджа. Актёр сперва переделывал чужие пьесы, потом понял, что может писать и собственные, но его статус это не сильно подняло. «Звёздная» роль Гамлета, естественно, писалась под Бёрбеджа, в то время уже далеко не юношу. Вообще-то Шекспир был бизнесменом и фактически продюсером театра, и его сценаристом.
  • Не всё так просто. Есть небезосновательная версия, что оригинальная фраза «He’s fat, and scant of breath» во времена Шекспира понималась не буквально, а, означала что человек устал и вспотел (как запыхавшийся толстяк). Да и фраза произнесена королевой в самый разгар долгого и тяжелого поединка. Дескать, может прерветесь — дух перевести. Не забываем, что соперник Гамлета — один из лучших фехтовальщиков Европы, а значит и сам Гамлет должен быть как минимум искушенным в искусстве фехтования (что не очень сочетается с плохой физической формой). Другое дело, что Гамлет действительно не юнец. Его примерный возраст легко подсчитать. Могильщик говорит, что череп Йорика пролежал в земле 23 года, а у Гамлета есть детские воспоминания о старом шуте. Значит на момент смерти Йорика Гамлету было от 3 до 7 лет. Возраст Гамлета от 26 до 30 лет — по тем временам уже зрелый мужчина, хотя ещё и считающийся молодым. (Вышеупомянутому Ричарду Бёрбеджу на момент написания пьесы было 33 или 34 года, но, конечно, Гамлета он продолжал играть много лет).
  • Также дважды (в одном из монологов и разговоре с Первым актёром) намекается, что Гамлет носит бороду. В адаптациях крайне редко.
  • Краткий пересказ по актам и сценам (более подробный, чем краткое содержание)

    Акт 1

    Сцена 1

    В датском городе Эльсиноре перед королевским замком стоит на страже Франциско. В полночь его сменил Бернардо. Затем пришёл Марцелл с Горацио, которого он пригласил, чтобы показать призрака, которого стражники видели уже дважды.

    На площадку вошёл призрак, похожий на покойного короля. Горацио спросил его, кто он, принявший облик мёртвого повелителя, но призрак не ответил и ушёл.

    Горацио сказал, что в этом видит знак смут для королевства. Марцелл спросил, не знает ли кто, зачем введены строгие ночные дозоры и ведутся военные приготовления. Горацио ответил, что норвежский принц собирается отвоевать у датчан земли, которые отошли им по договору между королями Дании и Норвегии. Призрак возвратился, и Горацио снова заговорил с ним, но тут запел петух, и призрак величаво удалился. Горацио решил рассказать о призраке Гамлету.

    Сцена 2

    В парадную залу замка вошли король, королева, Гамлет, Полоний, Лаэрт, придворные и слуги.

    Король объявляет, что взял в супруги овдовевшую королеву и что молодой Фортинбрас требует возврата земель, которые принял по закону от его отца покойный король Дании. Письмо к дяде Фортинбраса король приказал отвезти двум придворным. Он надеялся, что дядя вразумит племянника.

    Лаэрт попросил дозволения у короля вернуться во Францию, и тот соизволил его отпустить. Король и королева старались отвлечь Гамлета от мрачных мыслей и попросили его не возвращаться в Виттенберг для продолжения учёбы в университете. Гамлет согласился.

    Все ушли. Далее следует монолог Гамлета, в котором он сетует на то, что отец умер всего два месяца назад, а мать уже замужем за братом его отца.

    Вошли Горацио, Бернардо и Марцелл. Горацио сообщил Гамлету о призраке, и тот сказал, что ночью будет с ними на страже.

    Сцена 3

    В комнату в доме Полония вошли Лаэрт и Офелия.

    Лаэрт, прощаясь перед отплытием на корабле, предупредил сестру, чтобы она не очень верила уверениям Гамлета в любви и была благоразумна.

    Вошёл Полоний и дал напутствия сыну. Когда Лаэрт ушёл, отец стал спрашивать Офелию об их отношениях с Гамлетом и запретил делить с ним досуг.

    Сцена 4

    На площадке перед замком — Гамлет, Горацио, Марцелл. В полночь показался призрак, поманил Гамлета, и они ушли.

    Сцена 5

    На другой части площадки — призрак и Гамлет. Призрак сообщил принцу, что он дух его отца, и что Гамлет должен отомстить за убийство. Призрак рассказал, что во время его сна в саду брат влил ему в ухо яд. Призвав к мщению, дух отца попросил не замышлять ничего плохого против матери, так как она сама терзается от своего падения. После ухода призрака вошли Горацио и Марцелл. Принц попросил их никому не говорить о призраке. Друзья поклялись в этом.

    Акт 2

    Сцена 1

    Полоний в своём доме дал указание слуге отправиться в Париж тайно следить за Лаэртом, за его привычками. Когда тот отправился в путь, в комнату вошла Офелия и сообщила, что к ней пришёл принц Гамлет и вёл себя очень странно. Расспросив её, Полоний уверился, что принц помешался из-за того, что Офелия отклонила его посещения и записки.

    Сцена 2

    В залу в замке вошли король, королева, Гильденстерн, Розенкранц и слуги.

    Король попросил Розенкранца и Гильденстерна развлечь принца и узнать причину его подавленности и грусти. Королева добавила, что это услуга не будет забыта. Придворные и слуги ушли.

    Придворные, ездившие в Норвегию с письмом, передали королю Клавдию уверение, что молодой Фортинбрас дал клятву не поднимать оружие на короля датчан. Также придворные передали его письменное ходатайство о том, чтобы разрешить пройти норвежцам через Данию — для похода на Польшу.

    После ухода придворных Полоний сообщил королю, что принц Гамлет безумен, и в доказательство прочитал его письмо к Офелии. Чтобы доказать, что причина безумия принца в том, что его, по совету отца, избегает Офелия, Полоний предложил устроить их как бы нечаянную встречу в галерее, где часами гуляет Гамлет.

    Король и королева ушли. В галерею вошёл Гамлет. Полоний завёл с ним разговор, но принц отвечал на его вопросы так, что вельможа уверился в его безумии.

    Вошли давние друзья принца Гильденстерн и Розенкранц. Гамлет спросил у них, зачем они приехали в тюрьму, назвав так Данию. Розенкранц ответил, что просто хотели навестить его. Принц сказал, что знает, что король и королева посылали за ними, чтобы узнать причину его мрачного настроения.

    Розенкранц сообщил, что в пути они встретили актёров, направлявшихся сюда, в Эльсинор. Это столичные трагики, которые нравились Гамлету, и он был рад, что они придут в замок. Друзьям он сказал, что «безумен только при норд-норд-весте», но когда вошёл Полоний, стал вести бессвязные речи.

    Вошли актёры, Гамлет был рад встрече с ними и попросил показать образец их искусства. Один из актёров прочёл страстный монолог. Когда Полоний повёл актёров устраиваться, принц спросил оставшегося актёра, прочитавшего монолог, смогут ли актёры сыграть завтра «Убийство Гонзаго» и сумеет ли он выучить монолог, который принц сочинит и вставит в пьесу. Актёр согласился.

    Оставшись один, Гамлет стал ругать себя за вялость и отсутствие злости по отношению к дяде. Чтобы точно удостовериться в его виновности, принц решил велеть актёрам сыграть сцену смерти короля и следить за реакцией Клавдия.

    Акт 3

    Сцена 1

    Гильденстерн и Розенкранц отчитываются перед королём, что им не удалось узнать, чем именно расстроен принц и что они в дороге перехватили актёров, которые могут развлечь Гамлета. Полоний добавил, что принц через него передал просьбу королю и королеве посмотреть спектакль.

    Затем Полоний велел Офелии гулять, читая книгу, по комнате. Король послал за принцем, чтобы он здесь как бы случайно встретился с девушкой. Король и Полоний прячутся, чтобы подслушать разговор Гамлета с Офелией и узнать, любовь ли причина терзаний принца.

    Далее следует монолог Гамлета. Он размышляет, нужно ли покориться ударам судьбы или противоборствовать им.

    Гамлету встретилась Офелия, он дал ей совет идти в монастырь, так как незачем выходить замуж и «плодить грешников», и удалился.

    Король и Полоний возвратились. Король понял, что причина уныния принца — не любовь, и решил отправить его в Англию собирать дань, чтобы перемена места и новые впечатления излечили его душу.

    Сцена 2

    Гамлет даёт актёрам наставление как надо играть предстоящий спектакль. Горацио он попросил следить за реакцией короля на сцену, напоминающую гибель отца Гамлета.

    Вошли король, королева и придворные. Спектакль начался пантомимой, показывающей сюжет предстоящего спектакля.

    По мере развития действия спектакля, становится ясно, что оно напоминает недавние события в королевском семействе. И когда один из актёров вливает яд в ухо спящему актёру-королю, настоящий король встал и покинул представление. Все ушли, кроме Гамлета и Горацио. Принц спросил друга, заметил ли он реакцию короля, тот ответил утвердительно.

    Вернулись Гильденстерн и Розенкранц и передали принцу, что королева ждёт его у себя в комнате.

    Сцена 3

    Король поручает Гильденстерну и Розенкранцу немедленно сопровождать Гамлета до Англии, так как его безумство грозит бедой.

    Вошёл Полоний и сказал королю, что спрячется за ковром, чтобы слышать разговор принца с королевой.

    После ухода вельможи король стал на колени для молитвы. Это видит Гамлет, но не хочет убить короля во время молитвы. Он решает погубить его, когда король будет в гневе или пьян, чтобы сразу попал в ад.

    Сцена 4

    В комнату королевы вошли королева и Полоний. Полоний спрятался за ковром. Вошёл принц. Между ним и матерью происходит тяжёлый разговор. Королева, испугавшись, что сын может её убить, позвала на помощь. Прятавшийся Полоний тоже стал громко звать людей. Гамлет со словами: «Что? Крыса?» пронзает ковёр шпагой, думая, что за ним прячется король. Откинув ковёр, он увидел убитого Полония.

    Принц продолжает упрекать мать, что она очень быстро после смерти мужа вышла замуж за его брата-убийцу.

    Вошёл призрак и сказал Гамлету, чтобы он пощадил королеву, на которую нашёл страх. Королева призрака не видела и уверяла сына, что это только плод его воображения.

    Акт 4

    Сцена 1

    Королева сообщила королю, что сын безумен и что он убил Полония с криком: «Крыса, крыса!» Король решает отправить принца в Англию немедленно.

    Сцена 2

    В другую комнату вошёл Гамлет, а затем Гильденстерн и Розенкранц, который стал выпытывать, куда тот дел мёртвое тело. Принц не говорит этого и называет бывшего друга губкой, которая впитывает щедроты короля.

    Сцена 3

    В другую комнату вошёл король, а затем Розенкранц, который доложил, что не получилось узнать, куда принц спрятал тело. Вошли Гильденстерн и Гамлет, который на вопрос: «Где Полоний?», ответил, что сейчас его едят черви.

    Король говорит ему, что после совершённого убийства он должен немедленно ехать в Англию. Принц ушёл, а король сказал Гильденстерну и Розенкранцу, что письмо английскому правителю запечатано и чтобы они торопились в путь. Когда они ушли, король продолжает монолог, из которого следует, что в письме королю Англии содержится приказ убить Гамлета.

    Сцена 4

    На равнине Дании — Фортинбрас, капитан, солдаты.

    Фортинбрас наказывает капитану сказать датскому королю, что он просит разрешение пройти через Данию.

    Сцена 5

    Королеве докладывают, что Офелия стала совсем безумной. Вошла Офелия, стала вести бессвязные речи, петь отрывки из песен, затем ушла.

    Во дворец входит вооружённый Лаэрт, тайно вернувшийся из Франции, за ним — толпа датчан. Лаэрт обвиняет короля в гибели своего отца и хочет отомстить за него. Королева говорит, что король не виновен в смерти Полония.

    Король предложил Лаэрту пригласить умнейших из друзей, чтобы они рассудили, виновен ли король. Лаэрт согласился.

    Сцена 6

    В другой комнате слуга доложил Горацио, что матросы принесли ему письмо. Вошли моряки и передали письмо от Гамлета. В нём говорилось, что в море на корабль напали пираты и принц очутился у них в плену. Разбойники обошлись с ним милостиво, и он вернулся в Данию. Гамлет просит Горацио позаботиться, чтобы королю и королеве передали от него письма. Далее просит прийти к нему и пишет, что моряки проводят Горацио к нему.

    Сцена 7

    В другую комнату входят король и Лаэрт, и становится ясно, что король объяснил свою невиновность в смерти Полония. Лаэрт сказал, что отомстит принцу за смерть отца и безумие сестры.

    Королю доставили письмо от Гамлета, в котором он сообщает о своём возвращении. Лаэрт собирается ему перерезать горло в церкви. Король сказал, что принц завидует мастерству Лаэрта биться на шпагах и что нужно устроить их поединок. Гамлет чужд козням и не будет смотреть шпаг, поэтому Лаэрт сможет выбрать наточенный клинок. Лаэрт согласился и сказал, что смажет клинок ядом.

    Король решил, что если Лаэрту не удастся быстро убить Гамлета, то пусть Лаэрт смелее выпадает, чтобы принц разгорячился и захотел пить. Для него в кубке будет питьё с ядом.

    Вышла королева и сообщила, что утонула Офелия. Она развешивала гирлянды из цветов на ветвях ивы. Сук сломался, и девушка упала в поток, который понёс её, как нимфу. Она между тем пела, но скоро одежды намокли и утянули её под воду.

    Акт 5

    Сцена 1

    Два могильщика рассуждают о том, можно ли погребать самоубийцу по христианскому обычаю, и приходят к мнению, что если Офелия утонула, не пытаясь спастись, она самоубийца, но следователь разрешил её похоронить по-христиански. Второй могильщик ушёл, а первый стал копать и петь.

    Подошли Гамлет и Горацио. Могильщик, копая, иногда выбрасывает черепа. Принц заводит с могильщиком разговор и узнаёт, что один из черепов — королевского шута Йорика.

    На кладбище входит похоронная процессия, в которой принц видит короля, королеву и Лаэрта. Из разговора Лаэрта со священником он узнаёт, что хоронят Офелию. Лаэрт соскакивает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой. Принц тоже соскакивает туда и упрекает Лаэрта, что он хвастает своим горем. Они начали бороться, но их разняли, и они вышли из могилы.

    Гамлет сказал, что готов биться с Лаэртом за то, что он кичится любовью к сестре, хотя это чувство несравнимо с любовью Гамлета к Офелии.

    Сцена 2

    В зале замка Гамлет рассказывает Горацио, как он на корабле стащил у Розенкранца и Гильденстерна письмо. В нём король приказывал правителю Англии убить Гамлета. Принц подменил письмо, составив приказ убить подателей этого письма. И сейчас предатели плывут навстречу своей смерти.

    Далее принц говорит другу, что жалеет о ссоре с Лаэртом и хочет с ним помириться.

    Вошёл Озрик, придворный короля, и сообщил, что король поспорил с Лаэртом, что в поединке на рапирах принц победит Лаэрта. Гамлет сказал передать королю, что согласен на поединок.

    Принц говорит Горацио, что у него тяжёлое предчувствие, но он готов сражаться.

    Вошли король, королева, Лаэрт и приближённые.

    Гамлет просит прощения у Лаэрта за оскорбление, говорит, что виной этому — его безумие и что он готов «биться в братской схватке».

    Во время поединка королева захотела пить и, несмотря на предупреждение короля не пить, выпила отравленное вино.

    Лаэрт ранил принца, затем они поменялись в ходе схватки рапирами, и тот ранил Лаэрта. Королева упала. Гамлет спросил, что с королевой, король ответил, что она лишилась чувств от вида крови. Но королева, умирая, сказала, что отравилась питьём.

    Лаэрт падает и признаётся принцу в том, что он ранил его отравленным клинком и что во всём виновен король. Гамлет поражает отравленной рапирой короля, король и Лаэрт умирают. Лаэрт перед смертью призывает Гамлета простить друг друга, и тот согласился.

    Гамлет просит Горацио поведать правдивую повесть о нём людям.

    После смерти Гамлета входит под звуки бравурного марша Фортинбрас, а также английские послы. Один из послов сообщил, что Гильденстерн и Розенкранц по приказу короля убиты. Горацио сказал, что тот не требовал их казнить, и предложил изложить, что произошло.

    Фортинбрас согласился выслушать и заявил, что, скорбя, приемлет своё счастье, так как ему даны права на владение Данией. Затем велел поднять Гамлета на помост, как воина, и при погребении отдать ему воинские почести пальбой.

    Гамлет краткое содержание

    Трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет» была написана в 1600 – 1601 годах и является одним из наиболее известных произведений мировой литературы. Сюжет трагедии основан на легенде о правителе Дании, посвященной истории мести главного героя за смерть своего отца. В «Гамлете» Шекспир поднимает ряд важных тем, касающихся вопросов нравственности, чести и долга героев. Особое внимание автор уделяет философской теме жизни и смерти. Прочитать краткое содержание «Гамлета» по главам будет полезно школьникам и студентам для ознакомления с сюжетом произведения, а также при подготовке к проверочным работам.

    Главные герои Гамлет – принц датский, сын прежнего и племянник нынешнего короля, был убит Лаэртом. Клавдий – датский король, убил отца Гамлета и женился на Гертруде, был убит Гамлетом. Полоний – главный королевский советник, отец Лаэрта и Офелии, был убит Гамлетом. Лаэрт – сын Полония, брат Офелии, умелый фехтовальщик, был убит Гамлетом. Горацио – близкий друг Гамлета. Другие персонажи Офелия – дочь Полония, сестра Лаэрта, после смерти отца сошла с ума, утонула в реке. Гертруда – датская королева, мать Гамлета, жена Клавдия, умерла, выпив отравленное королем вино. Призрак отца Гамлета Розенкранц, Гильденстерн – бывшие университетские товарищи Гамлета. Фортинбрас – норвежский принц. Марцелл, Бернардо – офицеры. Краткое содержание

    Акт 1 Сцена 1 Эльсинор. Площадка перед замком. Полночь. Офицер Бернардо сменяет солдата Фернардо, стоящего на посту. На площади появляются офицер Марцелл и друг Гамлета Горацио. Марцелл спрашивает у Бернардо, не видел ли он призрака, которого уже дважды замечали замковые стражники. Горацио находит это просто игрой воображения. Неожиданно появляется призрак, похожий на покойного короля. Горацио спрашивает у духа, кто он, но тот, оскорбившись вопросом, исчезает. Горацио считает, что появление призрака – это «знак грозящих государству потрясений». Марцелл интересуется у Горацио, почему в последнее время в королевстве активно готовятся к войне. Горацио рассказывает, что Гамлет убил в бою «властителя норвежцев Фортинбраса» и по договору получил земли побежденного. Однако «младший Фортинбрас» решил отбить потерянные земли, и именно это является «предлогом к сумятице и сутолоке в крае». Неожиданно призрак появляется вновь, но с криками петуха исчезает. Горацио решает рассказать об увиденном Гамлету.

    Сцена 2 Зал для приемов в замке. Король сообщает о своем решении взять в жены сестру покойного брата Гертруду. Возмущенный попытками королевича Фортинбраса вернуть власть на потерянных землях, Клавдий отправляет придворных с письмом к его дяде, королю норвежцев, чтобы тот пресек на корне замыслы племянника. Лаэрт просит у короля разрешения уехать во Францию, Клавдий позволяет. Королева советует Гамлету перестать скорбеть по отцу: «Так создан мир: что живо, то умрет / И вслед за жизнью в вечность отойдет». Клавдий сообщает, что они с королевой против возвращения Гамлета на учение в Виттенберг. Оставшись один, Гамлет возмущен тем, что его мать спустя месяц после смерти мужа перестала скорбеть и вышла замуж за Клавдия: «О женщины, вам имя – вероломство!». Горацио сообщает Гамлету, что две ночи подряд он, Марцелл и Бернардо видели призрак его отца в латах. Принц просит держать эту новость в секрете.

    Сцена 3 Комната в доме Полония. Прощаясь с Офелией, Лаэрт просит сестру избегать Гамлета, не относиться серьезно к его ухаживаниям. Полоний благословляет сына в дорогу, наставляя его, как вести себя во Франции. Офелия рассказывает отцу об ухаживаниях Гамлета. Полоний запрещает дочери видеться с принцем.

    Сцена 4 Полночь, Гамлет и Горацио и Марцелл находятся на площадке перед замком. Появляется призрак. Гамлет обращается к нему, но дух, ничего не отвечая, манит принца за собой.

    Сцена 5 Призрак сообщает Гамлету, что он дух его умершего отца, раскрывает тайну своей смерти и просит отомстить сына за свое убийство. Вопреки общему мнению, прежний король умер не от укуса змеи. Его убил родной брат Клавдий, вылив королю в ухо настой белены, когда тот спал в саду. Кроме того, еще до смерти прежнего короля Клавдий «увлек королеву к постыдному сожительству». Гамлет предупреждает Горацио и Марцелла, что намеренно будет вести себя как безумец и просит их поклясться в том, что они никому не расскажут об их разговоре и о том, что видели призрак отца Гамлета.

    Акт 2 Сцена 1 Полоний отправляет своего приближенного Рейнальдо в Париж, чтобы тот отвез Лаэрту письмо. Он просит разузнать как можно больше о сыне – о том, как он себя ведет и кто входит в круг его общения. Испуганная Офелия рассказывает Полонию о безумном поведении Гамлета. Советник решает, что принц сошел с ума от любви к его дочери.

    Сцена 2 Король и королева пригашают Розенкранца и Гильденстерна (бывших университетских друзей Гамлета), чтобы те узнали причину безумия принца. Посол Вольтиманд сообщает ответ Норвежца – узнав о действиях племянника Фортинбраса, король Норвегии запретил ему воевать с Данией и отправил наследника с походом на Польшу. Полоний делится с королем и королевой предположением, что причина безумия Гамлета – любовь к Офелии. Беседуя с Гамлетом, Полоний поражается меткостью высказываний принца: «Если это и безумие, то в своем роде последовательное». В разговоре Розенкранцем и Гильденстерном, Гамлет называет Данию тюрьмой. Принц понимает, что они явились не по собственному желанию, а по приказу короля и королевы.

    В Эльсинор приезжают приглашенные Розенкранцем и Гильденстерном актеры. Гамлет любезно их встречает. Принц просит прочесть монолог Энея к Дидоне, в котором говорится об убийстве Приама Пирром, а также сыграть на завтрашнем представлении «Убийство Гонзаго», добавив небольшой отрывок, написанный Гамлетом. Оставшись один, Гамлет восхищается мастерством актера, обвиняя себя в бессилии. Опасаясь того, что в образе призрака к нему являлся Дьявол, принц решает сначала последить за дядей и проверив его виновность.

    Акт 3 Сцена 1 Розенкранц и Гильденстерн докладывают королю и королеве, что не смогли разузнать у Гамлета причину его странного поведения. Подстроив встречу Офелии и Гамлета, король и Полоний прячутся, наблюдая за ними. Гамлет заходит в комнату, размышляя над тем, что останавливает человека от самоубийства:

    «Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться».

    Офелия хочет вернуть подарки Гамлета. Принц, понимая, что их подслушивают, продолжает вести себя как сумасшедший, говоря девушке, что никогда не любил ее и сколько бы ей не прививали добродетели, из нее «не выкурить грешного духа». Гамлет советует Офелии уйти в монастырь, чтобы не плодить грешников. Услышав речи Гамлета, король понимает, что причина безумия принца другая: «он не то лелеет / По темным уголкам своей души, / Высиживая что-то поопасней». Клавдий решает обезопасить себя, отправив племянника в Англию.

    Сцена 2 Приготовления к пьесе. Гамлет просит Горацио внимательно смотреть на короля, когда актеры будут играть сцену, схожую с эпизодом смерти его отца. Перед началом пьесы Гамлет кладет голову Офелии на колени. Начав с пантомимы, актеры изображают сцену отравления прежнего короля. Во время представления Гамлет сообщает Клавдию, что пьеса называется «Мышеловка» и комментирует происходящее на сцене. В момент, когда актер на сцене собирался отравить спящего, Клавдий резко поднялся и со свитой покинул зал, чем выдал свою виновность в смерти отца Гамлета. Розенкранц и Гильденстерн говорят Гамлету, что король и королева очень огорчены из-за случившегося. Принц, держа в руке флейту, ответил: «Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне». «Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя».

    Сцена 3 Король пытается молитвой искупить грех братоубийства. Увидев Клавдия молящимся, принц колеблется, ведь он может отомстить за убийство отца прямо сейчас. Однако Гамлет решает отсрочить кару, чтобы душа короля не отправилась на небо.

    Сцена 4 Комната королевы. Гертруда позвала Гамлета к себе на разговор. Полоний, подслушивая, прячется в ее спальне за ковром. Гамлет грубит матери, обвиняя королеву в том, что она оскорбила память его отца. Испуганная Гертруда решает, что сын хочет ее убить. Полоний из-за ковра зовет стражу. Принц, думая, что это король, пронзает ковер и убивает королевского советника. Гамлет обвиняет мать в грехопадении. Неожиданно появляется призрак, которого видит и слышит только принц. Гертруда убеждается в безумстве сына. Волоча тело Полония, Гамлет уходит.

    Акт 4 Сцена 1 Гертруда сообщает Клавдию, что Гамлет убил Полония. Король распоряжается найти принца и отнести тело убитого советника в часовню.

    Сцена 2 Гамлет говорит Розенкранцу и Гильденстерну, что тело Полония он «смешал с землей, которой труп сродни». Принц сравнивает Розенкранца «с губкою, живущей соками царских милостей».

    Сцена 3 Потешаясь, Гамлет говорит королю, что Полоний на ужине – «на таком, где ужинает не он, а едят его самого», но после признается, что спрятал тело советника около галерейной лестницы. Король распоряжается немедленно заманить Гамлета на корабль и везти его в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна. Клавдий решает, что Британец должен вернуть ему долг, убив принца.

    Сцена 4 Равнина в Дании. Войско норвежцев осуществляет проход через местные земли. Гамлету объясняют, что военные идут «отторгнуть местечко, не заметное ни чем». Гамлет размышляет о том, что «решительный принц» «рад пожертвовать жизнью», ради дела, которое «не стоит выеденного яйца», а он сам все никак не решился на месть.

    Сцена 5 Узнав о смерти Полония, Офелия сходит с ума. Девушка горюет об отце, поет странные песни. Горацио делится с королевой своими страхами и опасениями – «народ ворчит», «вся муть всплыла со дна». Тайно вернувшийся из Франции Лаэрт врывается в замок с толпой бунтовщиков, провозгласивших его королем. Юноша хочет отомстить за смерть отца, но король усмиряет его пыл, обещая возместить утрату и помочь «в союзе добиться правды». Увидев безумную Офелию, Лаэрт еще сильнее загорается жаждой мести.

    Сцена 6 Горацио получает от моряков письмо Гамлета. Принц сообщает, что попал к пиратам, просит передать королю отправленные им письма и как можно быстрее поспешить к нему на помощь.

    Сцена 7 Король обретает в лице Лаэрта союзника, указывая ему на то, что у них общий враг. Клавдию доставляют письма от Гамлета – принц пишет, что был высажен нагим на датскую землю и просит короля завтра же его принять. Лаэрт ждет встречи с Гамлетом. Клавдий предлагает направлять действия юноши, чтобы Гамлет погиб «сам по доброй воле». Лаэрт соглашается, решая для верности перед сражением с принцем смазать острие рапиры ядовитой мазью. Внезапно появляется королева с новостью, что Офелия утонула в реке:

    «Ей травами увить хотелось иву, Взялась за сук, а он и подломись, И, как была, с копной цветных трофеев, Она в поток обрушилась».

    Акт 5 Сцена 1 Эльсинор. Кладбище. Могильщики копают могилу для Офелии, обсуждая, можно ли погребать самоубийцу по христианскому. Видя выброшенные могильщиком черепа, Гамлет раздумывает над тем, кто были эти люди. Могильщик показывает принцу череп Йорика, королевского скоромоха. Взяв его в руки, Гамлет обращается к Горацио: «Бедный Йорик! – Я знал его, Горацио. Это был человек бесконечного остроумия», «а теперь это само отвращение и тошнотой подступает к горлу».

    Офелию хоронят. Желая в последний раз проститься с сестрой, Лаэрт прыгает в ее могилу, прося закопать его с сестрой. Возмутившись фальши происходящего, стоявший в стороне принц прыгает в могилу в лед за Лаэртом и они борются. По приказу короля их разнимают. Гамлет сообщает, что хочет «разрешить соперничество» с Лаэртом в схватке. Король просит Лаэрта пока не предпринимать никаких действий – «потрепите. Все идет к развязке».

    Сцена 2 Гамлет рассказывает Горацио, что обнаружил на корабле письмо Клавдия, в котором король распорядился убить принца по прибытии в Англию. Гамлет изменил его содержание, приказывая немедленно убить подателей письма. Принц понимает, что отправил Розенкранца и Гильдестерна на смерть, но его не мучает совесть.

    Гамлет признается Горацио, что жалеет о ссоре с Лаэртом и хочет помириться с ним. Приближенный короля Оздрик сообщает, что Клавдий поспорил с Лаэртом на шесть арабских коней, что принц победит в сражении. У Гамлета появляется странное предчувствие, но он отмахивается от него.

    Перед поединком Гамлет просит у Лаэрта прощения, говоря, что не желал ему зла. Незаметно король бросает в бокал принца с вином яд. В разгар сражения Лаэрт ранит Гамлета, после чего они меняются рапирами и Гамлет ранит Лаэрта. Лаэрт осознает, что сам «попался в сети» своего коварства. Королева по случайности отпивает из бокала Гамлета и умирает. Гамлет приказывает найти виновного. Лаэрт сообщает, что рапира и питье были отравлены и во всем виноват король. Гамлет убивает отравленной рапирой короля. Умирая, Лаэрт прощает Гамлета. Горацио хочет выпить остатки яда из бокала, но Гамлет забирает чашу у друга, прося рассказать непосвященным «правду о нем».

    Вдали слышатся выстрелы и марш – из Польши с победой возвращается Фортинбрас. Умирая, Гамлет признает право Фортинбраса на датский престол. Фортинбрас приказывает с честь похоронить принца. Раздается пушечный залп.

    Заключение В «Гамлете» на примере образа датского принца Шекспир изображает личность нового времени, сила и слабость которого заключены в его нравственности и остром уме. Являясь по натуре философом и гуманистом, Гамлет оказывается в обстоятельствах, вынуждающих его на месть и кровопролитие. В этом и состоит трагизм положения героя – увидев мрачную сторону жизни, братоубийство, измену, он разочаровался в жизни, утратил понимание ее ценности. Шекспир не дает в своем произведении определенного ответа на вечный вопрос «Быть или не быть?», оставляя его за читателем. Рекомендуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Гамлета», а ознакомиться с полным текстом произведения.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: