Анализ романа «Путешествия Гулливера» (Джонатан Свифт)

Практически каждый человек начинает своё знакомство с литературой с помощью книг, считающимися детскими. «Чиполино», «Конёк-горбунок», «Алиса в стране чудес», «Волшебник Изумрудного города» и так далее. Все эти прекрасные произведения, яркие герои и их приключения значительно обогатили наше детство. Только спустя много лет, человек понимает, что в этих книгах скрыто куда больше, чем кажется на первый взгляд, и именно это и делает их, в наших глазах, ещё лучше. Одним из таких произведений является роман англо-ирландского писателя Джонатана Свифта «Путешествия в некоторые отдалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей», который больше известен нам под названием «Путешествия Гулливера». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

Свифт является деятелем Эпохи Просвещения, которая охватывает практически всю первую половину восемнадцатого века. Это время вошло в историю человечества как время прогресса и реформ, время рассвета человеческого самосознания. Многие мыслители Просвещения отстаивали идеи свободы равенства, возвеличивали человеческий разум и человека, как главные мерила бытия, отвергали христианское учение о смирении перед ликом божественного. Свифт же, не отрицая общих положений Просвещения, придерживался более консервативных взглядов. Будучи священником, он считал, что человечество слишком возгордилось, поставив себя над природой и даже Богом.

В 1720 году он решил создать роман, в котором хотел показать хрупкость и непостоянство человеческого величия, его незначительность перед лицом божественного замысла и высмеять человеческие пороки, ограниченность и предрассудки. Работа над книгой отняла у Свифта пять лет, в 1726 году роман наконец-то увидел свет.

Жанр и направление

«Путешествия Гулливера» относятся к периоду позднего классицизма. В произведении высмеиваются персональные и общественные пороки. Писатель ставит на обсуждение различные модели общественного и государственного устройства. Отстаивает идеи прогресса и гуманизма.

Жанр произведения «Путешествия Гулливера» можно определить, как сатирико-фантастический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое число действующих лиц. Сюжет наполнен многочисленными юмористическими ситуациями, которые направлены на едкое высмеивание человеческих пороков и недостатков. Также произведение незаметно поднимает важные вопросы о человеке и его месте во вселенной.

Суть: о чём произведение?

Роман рассказывает нам о жизни корабельного врача Лемюэля Гулливера и состоит из четырёх частей.

Лилипутия

В первой части Гулливер переживает кораблекрушение, очнувшись, он обнаруживает, что был взят в плен целым государством маленьких человечков, называющих себя лилипутами. Сначала героя держат связанным, но постепенно ему удаётся выучить язык аборигенов, завоевать их доверие и получить свободу, принеся присягу верности королю Лилипутии.

Герой всё глубже окунается в быт и проблемы Лилипутии. Внутри правящей элиты сражаются две партии: «тремексены», которые считают, что каблуки башмаков должны быть высокими, и «слемксены», отстаивающие низкие каблуки. Помимо этого, королевство ведёт войну с внешним врагом – империей Блефуску. Причиной конфликта стал приказ отца нынешнего короля лилипутов о том, что все лилипуты должны разбивать яйца с острого конца, в Блефуску же яйца разбивают с тупого конца.

В королевстве узнают, что имперцы готовят свой флот к нападению, и главный герой, пройдя через море и добравшись до берегов Блефуску, вручную перетаскивает весь имперский флот к берегам Лилипутии. Лемюэль становится героем, король просит его окончательно уничтожить Блефуску, но он отказывается, понимая абсурдность этой войны.

Через некоторое время, сочувствующий герою аристократ тайно сообщает герою, что против него готовится заговор. Король приказал своим слугам ослепить Гулливера во сне за неподчинение. Лемюэль поспешно покидает королевство и снова доходит до берегов Блефуски, где встречается с императором и, найдя лодку, отплывает домой. В море его подбирает английское судно и возвращает домой.

Страна великанов

Однако, пробыв с семьёй не более трёх месяцев, Гулливер снова нанимается врачом на корабль и уплывает. Во время высадки на неизведанный остров моряки натыкаются на великана, Лемюэль отделяется от остальных и попадает на великанскую ферму, где становится любимой игрушкой дочери хозяина и местной диковинкой. Хозяин-великан возит Гулливера по ярмаркам и зарабатывает на нём деньги, однако такая жизнь подрывает здоровье героя, и фермер, думая, что он умирает, продаёт его королевской семье.

Во дворце Лемюэль становится любимцем короля и королевы, который оказываются просвещёнными и мудрыми правителями. Слушая рассказы главного героя о человеческом обществе, король великанов приходит в ужас от абсурдности и жестокости войн, которые ведут люди. Гулливер хочет научить великанов создавать порох, но король отказывается от столь ужасного оружия. Однажды королевская семья отправляется на отдых и берёт с собой Лемюэля в специальном ящике, когда жилище Гулливера оставляют без присмотра, огромный орёл хватает его и уносит в неизвестном направлении вместе с героем. В итоге птица роняет ящик в море, где героя снова спасают и возвращают домой.

Лапута

Через два месяца герой снова отправляется в плаванье. На этот раз на его корабль нападают голландские и японские пираты. Гулливера сажают в лодку и оставляют море на произвол судьбы, однако тот замечает остров, летящий по небу. Сумев привлечь внимание, Лемюэль в очередной раз избегает гибели.

Выясняется, что летающий остров носит название Лапута и населён просвещёнными господами и их слугами. Жители и остров представляют собой странное зрелище. Жители Лапуты пребывают в постоянных раздумьях о высоком, поэтому слуги должны постоянно бить их бычьими пузырями по лицам. Жители Лапуты не изучают прикладные науки, считая их недостойными себя, поэтому повседневный быт на острове организован из рук вон плохо. Лапута управляет многими землями континента и навязывает им свои идеалы. Люди не могут противиться воле короля летающего острова, иначе Лапута просто закрывает собой небо над непокорными селениями, лишая людей света и влаги.

Гулливер посещает вассально королевство Лапуты Бальнибарби. Как на летающем острове, быт жителей королевства находится в упадке, так как они, по примеру своих хозяев, целыми днями строят фантастические проекты об извлечении света из огурцов и превращении человеческих экскрементов в пищу». Только бывший губернатор Мьюноди, возделывающий землю по старинке и ненавидимый за это окружающими, держит своё хозяйство на достойном уровне.

После этого герой посещает остров магов, где самый старый чародей на сутки оживляет великих полководцев, правителей и учёных, чтобы они прислуживали в его дворце, а также государство Лаггнегг, где его заставляют ползать на животе у подножия трона местного правителя и слизывать с него пыль. В этой стране рождаются бессмертные люди, который очень страдают от многочисленных болезней и недугов и из-за этого становятся злыми, чёрствыми и завистливыми.

Покинув Лаггнегг, Гулливер доплывает до Японии. Там, в Нагасаки, ему улыбается удача, он встречает голландских моряков, которые помогают ему вернутся в Европу.

Страна лошадей

Не пробыв с семьёй и полугода, Лемюэль снова отправляется в плавание уже как капитан корабля. На острове Барбадос он подбирает новых людей в команду, но те оказываются пиратами, захватывают его корабль и высаживают Гулливера на неизведанном берегу.

В глубине джунглей героя окружают обезьяноподобные твари, но, когда к ним приближается серый конь в яблоках, они разбегаются. Вскоре появляется ещё один конь. Что-то обсудив между собой, лошади берут Гулливера под свою опеки и ведут его в свой город.

Выясняется, что в этих краях правят лошади, а люди, которых тут называют «йеху», служат им в качестве тяглового скота. В утопическом государстве лошадей нет войн, насилия, денег, литературы, они не используют письменность, в их языке нет таких слов, как «обман» или «ложь». Гулливер проникается уважением к разумным лошадям и решает остаться в их стране навсегда, однако лошади придерживаются иного мнения и рекомендуют герою покинуть их страну, так как он для них бесполезен.

Уплыв из страны лошадей, Гулливер желает навсегда поселиться в одиночестве на необитаемом острове, но его подбирает португальский корабль. Моряки решают, что Лемюэль, рассказывающий о разумных лошадях и не желающий возвращаться домой, сошёл с ума.

В конце романа Гулливера всё-таки возвращают домой, но жизнь среди презираемых им людей оказывается ему немила. Единственной отрадой для героя становятся ежедневные беседы с двумя жеребятами.

Маньяк или пророк?

До появления работы русского философа Константина Леонтьева «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» оставалось ещё 150 лет. Однако впечатляющий литературный портрет этого «орудия» уже был создан. Думается, что Свифт разделил бы убеждения русского по поводу химерических прав человека и прочих благоглупостей вроде «человек есть венец творения». Собственно, вот слова самого декана: «В роли гуманиста я выступать не намерен, ибо ненавижу таковых ещё больше, чем жаб, гадюк, ос и лис».

Статья по теме

До прочтения – сжечь. 10 известных книг, которые раньше были запрещены Пока Свифт был жив, его боялись. Иногда — панически. Причём не только критики, но и политики высшей лиги. Он в одиночку заступился за ирландцев, которым англичане устроили такое иго и такой геноцид, что не снилось и татаро-монголам. Сократить население целого острова на две трети и запугать оставшихся так, чтобы они забыли родной язык, — это надо уметь. Свифт же, будучи англичанином по крови, практически поднял бунт, призывая бойкотировать всё английское, включая товары и деньги. Попутно, кстати, в своих прокламациях первым ввёл термин «враг народа» для тех, кто позарится на английские 30 сребреников. Когда же власти лишь заикнулись о том, что строптивого священника-литератора надо бы приструнить, им дали понять, что для ареста Свифта понадобится экспедиционный корпус не меньше чем в 10 тыс. солдат. Доходило до того, что наместник Ирландии лорд Картерет в отчаянии написал в Лондон: «Я правлю Ирландией с позволения декана Свифта».

Да. Так было. Но лишь до тех пор, пока декан был жив. Первый «серьёзный» критический труд вышел спустя 36 лет после смерти Свифта. В нём значилось: «Путешествия Гулливера являются чудовищными россказнями, сама же книга относится к изделию низшего сорта, в которое не стоит вчитываться». А уж когда на Западе стал моден психоанализ, шлюзы, натурально, прорвало. Главное произведение Свифта фрейдисты объявили «взращённым на почве сексуальной озабоченности», а более продвинутые психологи — даже «маниакально-депрессивными невротическими фантазиями, сосредоточенными на чело­веконенавистничестве и труположестве». И это всего-навсего за то, что умный и язвительный человек сунул европейцам под нос довольно точное литера­турное зеркало, которое до сих пор не потеряло яркости. М­ожет быть, сам декан это предвидел или догадывался о чём-то п­охожем. Вот последние слова, которые произнёс Джонатан Свифт: «Какой же я дурак…»

Темы

Тематика романа «Путешествия Гулливера» представлена Многомудрым Литреконом в формате списка:

  1. Приключения
    – на протяжении всего романа герой оказывается в не привычной для себя среде и сталкивается с ситуациями, которые ставят под сомнения его взгляды и убеждения. Приключения Гулливера работают не как испытания, преодолевая которые герой становится сильнее и лучше, а как непреодолимые превратности судьбы, перед которыми герой оказывается бессильным, по воле случая становясь то всемогущим великаном, то домашним питомцем. В итоге жизнь, наполненная самыми невообразимыми приключениями, не помогает ему стать лучше, а напротив, ломает его, принося ему только горечь и разочарование.
  2. Просвещение
    – Свифт не был противником Просвещения, как такового, но в своём романе он подверг разбору многие его аспекты. В частности, он показал зыбкость и иллюзорность господствующего положения человека на примере того, как Гулливер ещё не давно с насмешкой глядевший на абсурдный конфликт лилипутов, сталкивается куда более продвинутыми и более просвещёнными существами, которые видят в людях только дикарей, бездумно уничтожающих самих себя.
  3. Сатира на общество
    – роман остро высмеивает действительность, которая окружала Свифта. В стране Лилипутов главный герой наблюдает пустые и лишённые смысла дворцовые интриги, абсурдную войну из-за яйца, тщеславие и глупость мирских владык. Маленькие человечки служат кривым отражением человеческого общества и всех его пороков. Устами по-настоящему просвещённого короля великанов Свифт высмеивает войны и насилие, именно этот персонаж замечает, что простой рабочий человек приносит куда больше пользы, чем политики и правители. На примере Лапуты и её вассалов писатель высмеивает возгордившихся учёных, которым высокие научные материи заменяют реальный мир. Страна лошадей является насмешкой над человеческой гордыней, слепотой и ограниченностью людей, мнящих себя центром Вселенной, а также демонстрацией прогрессивных идей, доведённых до абсурда.
  4. Быт и нравы английского общества
    – характерен и портрет типичного англичанина, данный Свифтом в лице своего героя – Лэмюэля Гулливера. На протяжении почти всего романа он мнит себя умным и порядочным человеком, но на деле демонстрирует приверженность многим порокам, предстаёт перед нами плохим семьянином, а в конце, насмотревшись на идеальное общество лошадей, держащих людей в рабстве, и вовсе начинает почитать всех представителей человечества, кроме себя, за скот. В конце повествования гордыня и невежество приводят героя к мировоззренческому кризису и безумию.

Типичный европеец?

Нет, конечно, на уроках литературы объяснят, что «конфликт между католиками и протестантами Свифт изобразил как смехотворное противостояние остроконечников и тупоконечников», чем навсегда отобьют охоту к чтению про похождения Гулливера. И совершенно напрасно. Потому что декан (настоятель) дублинского собора Святого Патрика, человек по фамилии Свифт (что значит «резкий» или даже «чёткий»), говоря современным языком, в книжке своей «отжёг не по-детски».

Король великанов разглядывает Гулливера. Английская карикатура начала XIX века изображает короля Георга III и Наполеона. Фото: Commons.wikimedia.org

Если кто-то до сих пор считает Лемюэля Гулливера просто европейским путешественником, которого заносит в фантастические края, парнем недалёким, но добродушным, то большой ошибки не будет. Будет только поправка. Симпатяга Гулливер действительно ведёт себя как типичный европеец. То есть как политкорректная и элитно конвертируемая евросволочь. В Лилипутии, будучи самым большим и сильным, демонстрирует политику дубинки — вписывается в не касающийся его военный конфликт и буквально одной левой уводит флот противника. В стране великанов, будучи самым маленьким и слабым, совершенно по-иезуитски пытается «слить» королю секрет пороха. Когда тот удивляется — дескать, зачем мне порох, если у нас нет никаких войн и царит всеобщая справедливость, — европеец Гулливер возражает в том смысле, что с помощью пороха можно всех подданных держать в страхе и повиновении. А попав в страну гуигнгнмов, то есть разумных лошадей, которые угнетают одичавших людей йеху, Гулливер охотно и от всего сердца принимается служить высшей расе господ, становясь чем-то вроде главного старосты в концлагерном бараке, и на прощание униженно лобызает копыта хозяев. Кто запугивает слабых, прогибается под сильных и готов служить очередным «истинным арийцам»? Обычный европеец. То есть читатель увлекательной книги о путешествиях Гулливера. Это ему говорит король страны великанов: «Большинство ваших соотечественников есть порода маленьких отвратительных гадов, самых зловредных из всех, какие когда-либо ползали по земной поверхности».

Гулливер и гуигнгнмы. Фото: Commons.wikimedia.org

Проблемы

Проблематика романа «Путешествия Гулливера» адресована именно взрослым читателям:

  1. Жестокость
    – фантастические страны, обозначающие у Свифта реальный мир, показаны максимально натуралистично и приземлённо. Войны, интриги, предательства, рабство и диктатуры встречаются на пути героя постоянно. Всё это было обыденностью в общественной жизни того времени и остаётся обыденностью и в наши дни.
  2. Невежество
    – и главный герой, и почти все фантастические существа, которые встречаются на его пути, мня себя просвещёнными и разумными, на деле оказываются ограниченными самодовольными невеждами, различающимися между собой только глубиной своего падения.
  3. Безнравственность
    – как и в случае с невежеством, лишь немногие персонажи в романе показывают настоящую нравственность, большая же часть героев безнравственны и эгоистичны.

Второстепенные персонажи

В книге много второстепенных персонажей, с необычными труднопроизносимыми именами:

Основная идея

Под видом фантастических приключений Свифт показал читателям нравственный срез целого общества своей эпохи со всеми его пороками и заблуждениями. Смысл романа «Путешествия Гулливера» заключается в том, чтобы показать абсурдность идей эпохи Просвещения, которые несправедливо возвышали человека и его скудные знания о мироздании.

История главного героя являет собой мрачное предсказание того, что, по мнению автора, ждёт человечество, если оно не свернёт с гибельного пути невежества, лицемерия и гордыни. Такова главная мысль «Путешествия Гулливера».

Пословицы к произведению

Кто длиннее, тому виднее.

Не смотри, что небольшой, зато с головой.

Мал золотник, да дорог.

Не на внешность смотри, по делам суди.

Находчивого не озадачишь.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Критика

Роман Свифта был восторженно встречен таким мастодонтом Просвещения, как Вольтер. Книга был мгновенно переведена на французский и быстро распространилась по всей Западной Европе. Консервативные читатели приняли книгу недоброжелательно за её излишний натурализм и мизантропический посыл.

Уже спустя много веков после своего создания, во многом смягчённые многочисленными правками «Путешествия Гулливера» перекочевали в разряд детской литературы и стали любимы маленькими читателями по всей планете. Однако и возрастная аудитория при желании может ознакомится с полной версией романа Свифта и найти в нём для себя много нового и поучительного.

Автор: Михаил Щепин

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: