«Мальчики» — краткое содержание рассказа А.П. Чехова для читательского дневника


История создания

Характеристика главных героев рассказа Мальчики

Произведение было впервые опубликовано в 1887 году в «Петербургской газете», но на тот момент автор ещё подписывал свои тексты авторским псевдонимом — Антоша Чехонте. Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а сам он, вероятно, считал их недостаточно серьёзными. Соответственно, он старался сотрудничать именно с теми изданиями, которые печатали произведения в юмористическом жанре. Для этих публикаций он использовал многочисленные псевдонимы. Лишь позже, когда к его работам пришла популярность, он стал подписываться настоящей фамилией.

Считается, что рассказ «Мальчики» был написан под впечатлением от случая, имевшего место в жизни самого Чехова. Однажды, гуляя в Нескучном саду в Москве, он заметил двух гимназистов, которые увлечённо играли в индейцев. Это незначительное событие и вдохновило писателя: образы ребят он перенёс на бумагу, но значительно расширил картину событий, добавил предысторию и немало других основополагающих моментов, благодаря которым произведение обрело воспитательный характер и глубокий смысл.

Краткое содержание

Гимназист Володя Королёв приехал домой на зимние каникулы. Его с нетерпением ожидала вся семья: отец, мать, тётя, его сёстры Катя, Соня и Маша, самой старшей из которых было одиннадцать лет, а также прислуга Наталья и большой чёрный пёс Милорд. Приближалось Рождество, на улице продолжал мести снег, а от Володи исходит морозный запах. Когда первый порыв радости от встречи иссяк, все заметили, что мальчик приехал не один: он пригласил погостить своего друга и ровесника, гимназиста Чечевицына. Володя представил его своей семье, но никто так и не смог запомнить его фамилию.

Мальчиков пригласили пить чай, но они вели себя довольно странно, выглядели задумчивыми и скрытными. Если Чечевицына о чём-то спрашивали, то он даже не слышал это с первого раза, но, вздрогнув и встряхнув головой, просил повторить вопрос. Да и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, теперь не улыбался и как будто даже не радовался приезду домой. Кроме того, он говорил непонятные фразы про Калифорнию, в которой вместо чая пьют джин.

После чая семья отправилась в детскую. Отец с девочками занимался приготовлениями бахромы и цветов из бумаги для ёлки. В другое время Володя непременно присоединился бы к ним или побежал на улицу играть с детворой, но теперь ему было интереснее шептаться о чём-то с Чечевицыным, рассматривая карту в географическом атласе. Во время короткой беседы с девочками Чечевицын тоже говорил странные слова о бизонах, мустангах и индейцах, а также сказал, что он — «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Все эти загадки заставили Катю и Соню перед сном подкрасться к двери спальни мальчиков и подслушать их разговор. Выяснилось, что они собрались бежать в Америку, чтобы добывать золото, и даже собрали всё в дорогу: пистолет, ножи, сухари, увеличительное стекло, чтобы добывать огонь, компас и немного денег. Мечты ребят были немного наивными: они собирались идти пешком несколько тысяч вёрст, по пути побеждая диких зверей и дикарей, потом — добывать золото, убивать врагов, быть морскими разбойниками, пить джин и, наконец, жениться на красавицах и начать обрабатывать плантации. Чечевицын называл Володю «Бледнолицый брат мой».

Девочки решили ничего не говорить родителям о побеге. Но на следующий день Володя был очень мрачным, ничего не ел, а к вечеру даже расплакался, волнуясь о предстоящем побеге в Америку. Когда девочки вновь подслушали разговор мальчиков, выяснилось, что Володе очень жалко маму, он сомневался, снова плакал и хотел отказаться от этой идеи, но Чечевицын убеждал его ехать. Он расхваливал Америку, рычал как тигр и манил друга сказочными красотами путешествия.

Побег всё-таки состоялся. Родители, заметив исчезновение мальчиков, бросились на их поиски, поднялась страшная суматоха, мама плакала, когда их не нашли даже в деревне. Но на следующий день их задержали в городе, в Гостином дворе. Володя очень раскаивался и сразу бросился обнимать маму, а Чечевицын, в отличие от него, даже после этого продолжал бредить Америкой, не испытывая никаких угрызений совести. Королёвы послали его родителям телеграмму, после чего приехала его мать, которая забрала его с собой.

План для пересказа

Рассказ «Мальчики» — довольно небольшое по объёму и ёмкое произведение, как и многие другие рассказы Чехова. Автор умел в сокращении передать глубинный смысл и заставить читателя о многом задуматься. Но даже малое по объёму произведение детям будет удобно разделить на несколько частей и тем самым составить план для пересказа:

  • Приезд гимназистов.
  • Странное поведение.
  • Раскрытие девочками плана побега.
  • Побег удался.
  • Возвращение и угрызения совести.

Тематика и проблематика рассказа

Произведение, написанное в жанре рассказа, посвящено большому влиянию книг на поступки детей. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты-второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку.

Чехов не осуждает грандиозные планы «миниатюрных людей», справедливо полагая, что это – болезнь роста беспокойного мальчишеского возраста. Понимая естественность увлечения детей, он писал в статье, посвященной Н. М. Пржевальскому: «Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать подвиги — это шалость, но не простая… Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига».

Писатель поднимает в рассказе проблему настоящих семейных ценностей, рассуждая о взаимоотношениях детского и взрослого миров.

Главные герои

Чехов противопоставляет двух мальчиков друг другу буквально во всём: начиная от внешности и заканчивая их моральными принципами. Володя внешне охарактеризован кратко, тогда как портрет его приятеля прописан буквально до мелочей. Характеристика главных персонажей:

  1. Володя Королёв — гимназист, пухлый и белый, всегда весёлый и разговорчивый, но теперь, под влиянием своего друга, ставший таким же угрюмым и задумчивым. Увлекается чтением книг Майн Рида, грезит об Америке, золоте и индейцах. Можно сказать, что он очень добропорядочный, хорошо воспитанный, искренне любящий свою семью и привязанный к ней. В нём воспитаны благородство и чуткость, он заботится о близких и с трепетом относится к маме, думая в первую очередь о том, что его побег её огорчит. По характеру он более мягкий, чем Чечевицын: может заплакать от волнения и терзаний, а также довольно быстро сдаётся под натиском уверенного приятеля. Набожен и искренне просит помощи у Бога, перекрестившись у иконы и молясь за свою бедную маму.
  2. Чечевицын — гимназист, ученик второго класса. Такого же возраста и роста, как Володя, но худой, смуглый, покрыт веснушками. Имеет щетинистые волосы, узенькие глаза, толстые губы, злой взгляд исподлобья. Некрасив, и если бы не гимназическая куртка, то его можно было принять за сына кухарки. Угрюмый, молчаливый, за всё время в гостях ни разу не улыбнулся, но на девочек произвёл впечатление «очень умного и учёного человека», поскольку был задумчив. Позже они увидели в нём настоящего героя, необыкновенного, замечательного и неустрашимого путешественника. Он решительный, смелый, отчаянный, суровый, гордый и азартный, в своих убеждениях и ради своей заветной мечты готов идти до конца, даже расстраивая близких людей. Но для него не важны семейные ценности, из чего можно сделать вывод, что ему неведомы тепло семейного очага и такая родительская любовь и забота, какой окутывают Володю.

Главные герои «Мальчиков» Чехова имеют говорящие фамилии, но здесь заметна ирония: Володя Королёв, несмотря на такую громкую фамилию, не является лидером, а идёт на поводу у Чечевицына, которого автор неслучайно сравнивает с «кухаркиным» сыном.

Противопоставление персонажей наблюдается и в конце рассказа: Володя искренне раскаивался, бросился матери на шею, а потом лежал, и ему к голове прикладывали смоченное в уксусе полотенце. Чечевицын же, наоборот, гордился побегом и гордо ответил, что они ночевали на вокзале. Прощаясь с девочками, он выглядел сурово и надменно и в знак памяти написал у них в тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это говорит о том, что и после произошедшего он не отказался от своей мечты о побеге в Америку.

Краткая аннотация и характеристика второстепенных персонажей произведения:

  1. Отец и глава семейства, Иван Николаевич — интеллигентен, уважительно относится к собственному сыну, любит своих детей и вместе с ними готовится к Рождеству, вырезая украшения на ёлку. В конце рассказа, вызвав мальчиков к себе в кабинет после побега, проводит с ними воспитательную беседу и учит их вечным постулатам — что такое хорошо и что такое плохо.
  2. Мать — заботливая женщина, которая очень любит своих детей и страшно волнуется, когда Володя убегает из дома. Она плачет и надеется, что сын будет найден.
  3. Катя, Соня, Маша — младшие сёстры Володи, самой старшей из которых одиннадцать лет. Романтичные натуры, весёлые и немного боязливые, поскольку не рассказали родителям о подслушанном разговоре о побеге мальчиков. Маша всегда задумчиво говорит про чечевицу, когда видит Чечевицына.

Несколько интересных сочинений

    Вот и закончилась горячая пора отпусков и морских приключений. Всё чаще небо затянуто свинцовыми тучами, вечера стали холодными и длинными, но днём всё ещё можно понежиться в лучах тёплого солнышка.
  • Анализ произведения Слова о полку Игореве
    В основе «Слова о полку Игореве» незамысловатая сюжетная линия: в нем описывается неудачный поход на половцев 1185 года князя Игоря Святославовича вместе с его братом Всеволодом
  • Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце Булгакова сочинение
    Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный.
  • Твір Характер людини
    Внутрішній світ людини, її відношення до подій, навколишнього середовища та інших людей називається характером. Не існує тільки поганих рис характеру, наприклад жадібність можна назвати економністю, а гордість пихатістю
  • Сочинение по картине Левитана Золотая осень (описание)
    Одна из самых узнаваемых картин об осени – картина Левитана «Золотая осень». Каждый знает, что на ней изображено: тонкая река

Один и тот же текст разные ученики читают и понимают по-разному. Каждый видит в нем свое. Для учителя важно довести до сознания ребенка те вещи, которые в силу возраста не видны ему сразу.

Для анализа я выбрала рассказ В.А. Осеевой «Почему?» Большинство моих учеников (в силу своего возраста, маленького жизненного опыта и небогатого опыта работы с произведением) восприняли идею этого рассказа как назидание. Рассуждая о том, зачем В.Осеева написала этот рассказ, они говорили: «Рассказ написан для того, чтобы другие дети не обманывали родителей», «тайное всегда становится явным». Но ведь при таком понимании идейно-художественного смысла рассказ становится всего лишь иллюстрацией к тому, что уже давно известно: читатель и до знакомства с произведением знает, что лгать нехорошо. В ходе анализа этого произведения я предприняла попытку показать своим ученикам, что автор создал это произведение вовсе не для того, чтобы «дети не обманывали родителей», чтобы «они сразу признавались». Гораздо важнее для Осеевой раскрыть внутренний мир героя, его мысли и переживания, показать, как изменяется герой, когда в его душе «просыпается» голос совести. Для этого я использовала такие приемы анализа текста, как сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора, сопоставление картины природы и душевного состояния главного героя. Глубинный смысл произведения Осеева выражает многообразными выразительными средствами: интонацией, прерывистостью и плавностью речи персонажей, особым подбором слов. Мои ученики попытались, к примеру, показать, что в предложении «Это… Бум!» пропуск многоточия приведет к изменению интонации, а значит, к изменению смысла читаемого и восприятия поступка героя. В ходе предварительной подготовки мною были поставлены следующие цели урока:

1. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять все произведение.

2. Показать, что в центре данного произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

3. Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст.

Этому произведению я посвятила два урока. На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом. После прочтения первой части ученики высказывали свое мнение о главном герое, а также предположили, каким может оказаться продолжение рассказа. Суждения учащихся фиксировались на аудиокассету. Второй урок был полностью посвящен анализу рассказа.

ХОД УРОКА

Учитель.

Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?» Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению, попробуем в известном тексте открыть для себя что-то новое. Сейчас я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое.

Выслушиваются высказывания детей, которые сводятся в основном к тому, что ученики осуждают поступок главного персонажа, называют его «обманщиком и предателем», жалеют собаку и маму.

– Какой-то непривлекательный получился у нас герой. Давайте теперь обратимся к тексту и попытаемся понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику. У каждого на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое-что изменила. Прочитайте этот отрывок.

Отрывок взят из первой части рассказа. Начинается со слов: «Стол выскользнул из моих рук». Заканчивается словами: «Он немножечко подпрыгнул… и лапами…»

– А теперь сравним этот отрывок с текстом рассказа. Что я изменила или пропустила?

Изменения фиксируются на доске заранее подготовленными карточками с выдержками из произведения.

Дети.

Вы вместо «тихонько сполз» написали «встал».

У.

Но ведь и так все понятно. Попробуйте изобразить, как главный герой встал (
показывает один ученик
) и как он тихонько сполз (
показывает другой ученик
). Есть разница?

Д.

Есть. Встал – значит, он ничего не боится и делает это уверенно. А когда мальчик тихонько сползает, значит, он понимает, что натворил, и делает это неуверенно, боязливо.

У.

Как точно вы подметили, к чему может привести замена всего лишь нескольких авторских слов! Давайте искать дальше.

Д.

Вы пропустили слова: «сердце замерло, язык заплетался, колени у меня дрожали, уши мои горели».

У.

Но мы и без этих слов понимаем, что мальчик обманул маму.

Д.

Если пропустить эти слова, то получается, что герою просто и легко обмануть маму, свалить вину на собаку. Делает он это без стыда, не стесняясь. А вот с этими словами мы понимаем, что мальчик обманывать не умеет.

У.

А ведь можно даже предположить (Осеева не пишет об этом), что обманывает мальчик в первый раз, что раньше ему не приходилось этого делать. Ребята, если бы Осеева хотела показать главного героя ловким обманщиком и предателем, стала бы она писать эти слова?

Д.

Наверное, нет. – А еще вы не поставили многоточие в предложении » Это… это… Бум». Без многоточия получается, что мальчику нетрудно обвинить своего друга. А с многоточием получается, что мальчик волнуется, с первого раза ему даже не удается произнести кличку собаки.

У.

Молодцы, ребята! А можно ли теперь догадаться, как относится писательница к своему герою?

Д.

Мне кажется, что ей жалко мальчика. Да, он обманывает, но делает это неумело.

У.

Но почему же все-таки мальчик не признался сразу.

Мнения детей разделились. Одни считали, что мама мальчика накажет за разбитую чашку. Другие утверждали, что герой очень сильно испугался, поэтому и не признался.

Д.

Я думаю, что мальчик не признался не потому, что мама его накажет. Вот здесь написано: » …мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное…» Он просто испугался, поэтому и не признался сразу. – А я думаю, что он не признался, потому что чашка была папиной.

У.

Перечитайте, как пишет об этом Осеева.

Д.

«…ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь…» и «…но мама так берегла все папино…»

У.

Получается, что и в первой части рассказа В.Осеева пишет: «…так берегли», и во второй части снова повторяет: «…так берегла». Выходит, автор повторяет одно и то же. Зачем? Может, попробуем обойтись и без слова «так»? Читаем, что получится без слова «так».

Дети выполняют задание.

– Все понятно? Ничего не изменилось?

Д.

Да, все понятно. – Нет, без слова «так» мы не поймем, что чашка была очень, очень дорога маме и сыну. Ведь фотография и чашка – это все, что осталось от папы.

У.

Вот вы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово! Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?

Д.

Взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.

У.

А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?

Д.

Я думаю, можно понять, что она знает, кто разбил чашку, по ее виду.

Описание внешности мамы фиксируется на доске.

– У нее лицо потемнело, а потом она о чем-то задумалась. – Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум (собака), ее лицо, шея и уши стали розовыми.

У.

Как вы думаете, о чем могла думать мама?

Д.

Может быть, она думала: «Почему мой сын не может признаться?», «Неужели он станет обманщиком?»

У.

А пыталась ли она помочь сыну сказать правду?

Д.

Она повторяла два раза: «Ты очень испугался?» А потом: » Если ты нечаянно…»

У.

Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение?

Д.

Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.

У.

Легко ли было маме принять такое решение?

Д.

Я думаю, что нелегко. Ведь и она любит Бума!

У.

Во второй части рассказа Осеева приводит описание природы перед дождем. Давайте перечитаем его.

На доске появляются слова: небо потемнело, за окном черно, страшное, тоскливое и пугающее собралось за окном.

Ученики притихли, задумались. Никто не решается ответить.

– Хорошо. Я вам немного помогу. Представьте, что вам предстоит нарисовать картину природы, которую описала Осеева. Какие краски вы выберете?

Д.

Я выберу серые, даже черные краски. Нарисую, как качаются деревья. По небу плывут черные тучи.

У.

А теперь прочитаем, что происходит в душе мальчика.

На доске появляются слова: «на сердце тяжело», «мурашки пробегали по спине», «вина становилась все больше», «кусал ногти», «утыкался лицом в подушку», «не мог ни на что решиться».

– А какие краски вы выберете, чтобы изобразить душевное состояние героя?

Д.

Я выберу темные тона: серые, черные, темно-синие.

У.

Вы обратили внимание, что и природу, и состояние души героя вы изобразите темными красками. В природе происходит волнение перед дождем, и главный герой тоже волнуется, мучается, переживает за своего друга. Описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика. Что подтолкнуло мальчика принять решение? Прочитайте об этом.

Д.

«И вдруг в мое стекло с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее… – Мама! Это я разбил чашку. Это я, я!»

У.

Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Ребята, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило?

Поднимается вверх одна рука.

Д.

Совесть не давала ему покоя.

У.

Молодец! Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою? Что теперь вы можете о нем сказать?

Д.

Сначала мальчик мне не понравился, потому что по его вине страдал Бум. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него. – А мне было жалко и маму, и Бума, и даже мальчика, когда он мучался, переживал за собаку.

У. Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.

— знаменитый драматург и русский писатель, который любил писать свои рассказы именно о детях. Одним из таких произведений является Мальчики, сюжет которого посвящен тому, как книги влияют на поступки детей. Рассказ Мальчики был написан в 1887 году, и знакомит нас с желанием ребят совершить поездку в неизвестную для них Америку. Они хотят увидеть индейцев, о которых мальчики начитались в книжках. Почему писатель называет рассказ именно Мальчики? Наверное оттого, что действующими лицами произведения являются хоть и гимназисты, но их планы слишком уж детские. Своим названием автор как раз и подчеркнул молодость да наивность героев. Давайте же сегодня познакомимся ближе с героями и в сочинении сделаем сравнительную двух друзей.

Рассказ Чехова Мальчики

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с рассказом Чехова «Мальчики». Мы узнали о грандиозных планах детей, которые собрались бежать через Сибирь в Америку. Там они планировали охоту на бизонов, воевать с индейцами даже не представляя всей сложности запланированного побега. Сложность же в том, что эти парни совершенно еще не знают жизни и судят о ней лишь по книгам, которые успели прочитать.

Так кто они Володя Королев и мистер Чечевицын? Из рассказа мы знаем, что это два друга, которые учатся в одной гимназии. Однако это совершенно разные люди с разными характерами. Чтобы подчеркнуть разность их натур, автор даже дает портретные характеристики ребят. И если Володя представлен веселым, разговорчивым мальчиком, слегка пухлым, как будто укушенный пчелой, то Чечевицын другой. Он замкнутый и серьезен, худой, смуглый и весь в веснушках. Чечевицын некрасивый, угрюмый и мало улыбался. Однако по натуре — это настоящий лидер.

И вот мальчики гостят у Володи на каникулах. Как раз в этот период они и задумали свой побег с целью путешествия, которое в дальнейшем не удалось довести до конца. Читая далее, мы видим, насколько Володе не нравится задуманный план, насколько он скучал по родителям и как сильно хочется с ними побыть. Мы видим, как он привязан к семье, какая у него добрая душа.

Когда замысел не удался Володя сильно переживает, он подавлен событиями, которые произошли, ему горько от того, что он причинил своими действиями боль родным, заставил их переживать. Чечевицын же напротив, не будучи привязанным к семье и семейным ценностям, не имея чувства ответственности, был горд за свой поступок, так и не поняв, что он заставил страдать родных.

Однако если брать в целом поведение героев и их характер, то видно, что именно Чечевицын в дальнейшем сможет добиться многого в жизни, а вот Володя вряд ли. Скорее всего он будет обычным работником среднего звена, который не руководит, а подчиняется. Но, это еще не говорит о том, что он не станет хорошим человеком, главное взрослым нужно со всей внимательностью относиться к детям, помогая разбираться в людях и жизни, чтобы в последствии иметь свою точку зрения, не поддаваясь чужому влиянию.

Один из лучших рассказов молодого Чехова «Мальчики», написанный им 1887 году, впервые был опубликован в «Петербургской газете».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: