Эпохальное произведение «Война и мир» раскрывает перед читателем не только реальные картины исторических событий первой четверти XIX века в России, но и отражает широкую палитру многообразия отношений между людьми. Роман Толстого можно смело назвать произведением идей, ценность и объективность которых является актуальным и в наши дни. Одной из проблем, которые поднимаются в произведении, является анализ сущности понятия любви. В произведении автор решает вопросы прощения неверности, самопожертвования ради любимого человека и многие другие, объединенные темой любви. Главная любовная история, в которой олицетворен идеал искреннего чувства, отражена в отношениях Наташи Ростовой и Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого.
Идеалы любовных и семейных отношений
По замыслу Льва Николаевича Толстого понятие любви и брака в прозаическом произведении несколько разграничены. На примере отношений Пьера и Наташи писатель олицетворяет в романе идеал истинного семейного счастья, гармонии отношений между людьми, доверия, спокойствия и уверенности в супружеском союзе. Идея простого человеческого счастья и обретения гармонии в простоте является основной в произведении Льва Николаевича и реализуется через изображение семейных отношений Безуховых.
Взаимоотношения Наташи и Андрея символизируют любовную линию романа. Между ними нет ни тени тех понятий, которые идеализирует автор в конце произведения на примере семьи Безуховых. Именно это позволяет предположить, что понятие любовь и семья для Толстого несколько иные. Семья дарит человеку уверенность, стабильность и спокойное счастье. Любовь же, по Толстому, способна как окрылить, так и уничтожить личность, изменить ее внутренний мир, отношение к окружающим и полностью повлиять на жизненный путь. Именно эти чувства коснулись героев Андрея и Наташи. Их отношения – далеко не идеальны, однако являются олицетворением символа настоящей любви в романе «Война и мир».
Наташа Ростова и Андрей Болконский
В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой изображает не только ход исторических событий, но и жизни, характеры людей. Будь то судьба отдельного персонажа, семейная хроника или отношения возлюбленных — все притягивает, волнует писателя. Наташа Ростова и Андрей Болконский — герои, чьи пути пересекутся, и это оставит след в сердце каждого из них.
Юная Ростова обладает чистой, светлой души. Она мечтательна, грёзы ее о большой, взаимной любви. Будучи еще ребёнком, она «не шевелясь и не дыша», наблюдает за Соней и Николаем, признающихся в чувствах. Сцена до глубины души трогает девушку, глаза наполняются слезами радости. Она умеет искренне радоваться счастью близких, мечтая, что вскоре обретёт собственное. Князь Андрей в начале повествования женат, ожидает появления на свет наследника. Однако его союз с Лизой с трудом можно назвать счастливым. Хорошенькая, милая, с доброй улыбкой маленькая княгиня не ощущала тех особых чувств от супруга. Муж уважает Лизу, заботится о ней, но он признаётся Пьеру, что сожалеет о женитьбе. Желание славы, великого подвига руководит его мыслями, в достижении которых жена — препятствие. С ее гибелью он не обрёл ни свободы, ни спокойствия, а лишь болезненные угрызения совести, мучившие его. Во время похорон он «почувствовал, что в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». История его, как ему кажется, теперь кончена: он уезжает в деревню, желает, «никому не мешая, дожить до смерти».
Первая встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского происходит в Отрадном, куда мужчина отправляется навестить графа Илью Андреевича. По дороге, полный безнадёжных мыслей, он оглядывает унылый пейзаж грязных деревень. Видя «заросший старыми болячками», неуклюжий дуб, он невольно узнаёт в нем себя. «Сердитым и презрительным уродом» проживает он дни, не видя в них ни радостей, ни смысла. Подъезжая к имению, его с первого взгляда поражает и привлекает юная, «счастливая своей, — верно, глупой, — жизнью» особа. Она вызывает любопытство гостя, похоронившего все светлые настроения на глубине души. Ночной диалог Сони и Наташи, невольным свидетелем которого стал князь, завораживает, пробуждает поток чуждых ему мыслей. Неясная, неуверенная надежда о том, что судьба не предрешена, а жизнь ещё не закончена, возможно, именно в тот момент закралась в его голове. Возвращаясь домой, герой видит уже не старое, угрюмое дерево, а налитый соком дуб с молодыми листьями без «корявых пальцев, болячек, старого горя и недоверия». Весеннее перерождение, ежегодно происходящее с природой, коснулось и героя. Та волшебная лунная ночь в Отрадном положила начало любовной истории Наташи Ростовой и Андрея Болконского.
В канун Нового года проходит первый бал Наташи Ростовой, и Андрея Болконского вновь очаровывает эта девушка. Ее грация, манеры, умение держаться естественно привлекают гостей. Она желает одного на балу: быть приглашённой кавалером, обратить на себя внимание, показать всю себя в танце. Грудь ее замирает, когда князь Болконский подходит с приглашением. Разочарование и грусть сменяются «счастливой, благодарной, детской улыбкой». Вальс Наташи Ростовой и Андрея Болконского — это долгожданное соединение сердец, готовых открыться любви. Оба они прекрасные танцоры, их легкие, плавные движения не остаются без внимания гостей. Заворожённые ритмом вальса, они кружатся по залу, растворяясь друг в друге: лицо молодой графини «сияло восторгом счастия», а Болконский наконец почувствовал себя «ожившим и помолодевшим». Танец Наташи Ростовой и Андрея Болконского натолкнул мужчину на неожиданные для него мысли. Пребывая под впечатлением этой «не имевшей светского отпечатка» особы, он загадывает жениться на ней, позже он поймёт, как опасны игры с судьбой.
Болконский, любовь для которого была незнакомым, ранее не испытываемым переживанием, после бала не может забыть «эту особенно поэтическую, переполненную жизни, прелестную девушку». Став частым, желанным гостем в доме семьи той, что очаровала его, он поражается, насколько там живут добродушные, славные, гостеприимные люди. Отношения Наташи Ростовой и Андрея Болконского с каждым его визитом становятся теплее, доверительнее, разжигая в их сердцах стремление жить, любить, действовать. Отныне мир князя разделён на две части, где одна — абсолютное благополучие и страсть, а вторая — «уныние и темнота», уже нежеланные, отторгаемые. Для получения разрешения на брак он отправляется к отцу, который видит в этом стремлении жениться порыв «страсти и упрямства». Условие Николая Андреевича отложить свадьбу было встречено молодой невестой со слезами, но с твёрдой уверенностью справиться с нелегким испытанием ради своего счастья. Разлука с любимым болезненно воспринималась героиней на протяжении первых недель, потом она словно оправилась от удара и продолжила жить. Не сумев окончательно смирится со своим положением, героине часто «жалко было, что она так даром пропадала все это время». Особым огорчением и незаслуженным оскорблением стала для неё холодность приема у Болконских. Княжна посчитала будущую невестку «слишком нарядной, легкомысленно-весёлой и тщеславной», от этого разговор их был неловким, беспокойным. Марья также произвела неприятное впечатление на героиню, показавшись «притворной и сухою». Ощущение страшной несправедливости охватило невесту после состоявшегося знакомства. Не сделавшая ничего плохого для этой семьи, она не верит, что кто-то не смог ее полюбить.
Вся натура, суть девушки заключалась в ее страстном желании дарить и принимать любовь: «ей нужно теперь обнять любимого человека, и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце». Именно эта способность глубоко чувствовать виделась ее матери опасностью, от которой дочь не будет счастлива. Роковым становится знакомство девушки с Анатолем Курагиным. Ей становилось душно и тяжело от его взглядов, но несмотря на это, она была польщена долгожданным вниманием. Смятение, ужас, угрызения совести испытывает княгиня после осознания своего поступка, начало этой порочной связи загубило «всю прежнюю чистоту» ее чувств к жениху. После расторжения помолвки каждый из былых возлюбленных живет в своём мире: графиню «мучает зло», которое она доставила Андрею, мужчина же вновь испытывает подлинное разочарование в любви, усмехается над своими былыми грезами о возможном счастье.
Пути Наташи Ростовой и Андрея Болконского расходятся, давая героям возможность переосмыслить свои решения, стать мудрее, залатать душевные раны. Последняя встреча двух любивших людей открывает, что чувства не забыты, а просто спрятаны в потаенных уголках души. Наташа Ростова и Андрей Болконский, история любви которых вновь разгорается, снова доверяются друг другу. Пройдя через испытания, они встречаются, чтобы понять: однажды открывшись любви, человек не способен забыть ее. Вопреки всем обидам, ранам и горю умение прощать оказывается выше. «Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю», — лишь это чувство, возвышающееся надо всем, наполняет последние дни героя.
Вернуться к списку
Отражение войны на жизнях людей
На примере отношений между Болконским и Наташей автор изображает одно из трагических последствий такого явления, как война. Если бы не участие Андрея в боевых действиях и его ранение во время Бородинского сражения, возможно, именно эти герои стали бы олицетворением не только настоящей любви в романе, но и могли бы символизировать идеал семьи. Однако по замыслу Толстого, героям не было дано такого шанса. В романе «Война и мир» любовь Наташи и Андрея, завершившаяся смертью Болконского, – один из сюжетных и идейных приемов изображения драматизма и трагизма войны.
Сочинение 3
Семьи главных героев существенно отличаются. Болконские – умные люди, которые просчитывают свои действия на несколько шагов вперед. Никогда не принимают поспешных решений, во всем руководствуются разумом. Ростовы – люди чувств. Они добродушные, отзывчивые и заботливые герои. Никогда не могут пройти мимо чужой беды, даже во вред себе.
Андрей Болконский – герой, переживший многое. Был женат, не испытывал любви к супруге. Сражался на войне, где получил серьезное ранение. Имеет сына, жена умерла во время тяжких родов. После чего герой во всем разуверился, но надо было воспитывать сына. Встреча с Наташей перевернула жизнь Андрея. Он понял, что влюблен.
Наташа Ростова – милая, веселая и жизнерадостная девушка. Своей красотой она привлекала многих мужчин, но никто из них ей не нравился. Андрей же сразу заинтересовал ее. Однако, пару ожидало серьезное испытание разлукой.
Чувства влюбленных оказались взаимными, Андрей был готов жениться на Наташе. Только у него была проблема: ранение, полученное в Аустерлице, давало о себе знать. Для лечения герою пришлось уехать на год. Андрей всем сердцем любил Наташу, считал дни до их свадьбы. Отец Болконского не был в восторге от предстоящего брака и только был рад тому, что смог отложить его. Родители Наташи были очень рады, что она встретила своего человека.
Первое время было не так трудно. Чувства помогали преодолевать разлука, шли недели и месяцы. Молодая девушка не могла остаться незамеченной. Ее красота и миловидность привлекла Анатоля Курагина. По сравнению с Андреем, он был подлым, мерзким и низким типом. Не имел ни капли благородства. Обманул бедную девушку, хотя сам уже был женат.
Анатоль разбил любовь Наташи и Андрея, сделал их обоих несчастными. Вскоре после интрижки Наташи и Анатоля возвращается Андрей. Он отказывается от свадьбы и отпускает Наташи. Случившееся нанесло герою серьезные раны, он вновь уходит на войну. Там получает смертельное ранение и открывает суть бытия.
До ранения Андрей думал, что убьет Анатоля. Однако, когда увидел его в госпитале с ампутированными конечностями, проявил сострадание. С серьезным ранением Болконский прожил недолго. Он простил Наташу, они примерились, и он спокойно ушел на тот свет.
Отношения Андрея и Наташи складывались замечательно. К сожалению, юная девушка не смогла преодолеть испытания и нанесла этим сильную боль возлюбленному. Война и ранение поспособствовали примирению героев.
История отношений
Встреча этих героев изменила жизни их обоих. В сердце угрюмого, скучного, неулыбчивого и разочаровавшегося в жизни, обществе и любви Андрея возродилась вера в прекрасное, желание жить и быть счастливым. Сердце живой и чувственной Наташи, открытое к новым эмоциям и чувствам, также не устояло перед судьбоносной встречей, и было отдано Андрею. Они полюбили друг друга практически с первого взгляда. Их обручение стало логическим продолжением романтического знакомства, окрылившего Андрея и подарившего ему веру в новую жизнь.
Каким болезненным стало его разочарование в своей избраннице, когда неопытная и незнающая жизненных законов и людской жестокости Наташа не устояла перед соблазнами светской жизни и запятнала чистое чувство к Андрею своим увлечением Анатолем Курагиным. «Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?» Несмотря на сильные чувства к Наташе, Андрей не может простить ей это предательство. «И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её», говорит он своему другу Пьеру.
Первая любовь
Любовь к князю Андрею – первое глубокое чувство, которое суждено испытать Наташе в жизни. Прелестная юная девушка в ожидании любви и умный взрослый человек, переживший неудачный брак – они не могли пройти мимо друг друга. Князь Андрей видит искреннюю, чуткую, жизнелюбивую натуру и тянется к ней. Наташа встречает прекрасного принца на балу и понимает, что его счастье зависит от нее.
Но розовый флер мечтаний внезапно рассеивается. Старый князь Болконский, не одобряя выбора сына, ставит ему условие – отложить свадьбу на год, провести это время на военной службе.
Трагизм финала – суть авторского замысла
Крушение надежд и жизненных планов приводит его к настоящему отчаянию. Не обошло это чувство и бедную Наташу, которая, осознав свою ошибку, корит и мучает себя за то, какую боль она причинила любимому человеку. Однако Толстой своим настрадавшимся героям решил подарить последний миг счастья. После ранения на Бородинском сражении Андрей Болконский и Наташа встречаются в госпитале. Былое чувство вспыхивает с гораздо большей силой. Однако жестокость реальности не позволяет героям быть вместе из-за серьезного ранения Андрея. Автор лишь дарит возможность Андрею провести последние дни рядом с любимой женщиной.
Решение жить для себя и близких
Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее — это забота о своих близких.
Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения — вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.
Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.
Осознание бессмысленности «государственной деятельности»
К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.
Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.
Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.