День Петра и Февронии в 2021 году
День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году — в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля в день их праведной кончины.
Являя нам пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности, святые Петр и Феврония считаются покровителями православной семьи и брака. День их памяти совпадает с общенациональным праздником — Днем семьи, любви и верности.
Господь свёл эту чету удивительным образом. Брат муромского князя Петр, заболев тяжким недугом, отправился на поиски лекаря в Рязанские земли. Там он встретил Февронию. Девушка согласилась исцелить князя при условии, что он станет её мужем. После своего выздоровления Петр сдержал обещание и взял Февронию в жены.
За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Все радости и невзгоды они привыкли делить пополам. Даже когда муромские бояре взбунтовались против княжны из крестьянского сословия и потребовали у князя отказа от престола, Петр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя.
Перед смертью по благочестивому обычаю супруги приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Святые Петр и Феврония скончались в один день. Они завещали положить их в один гроб, который давно для себя приготовили. И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке.
Семейная жизнь
Супруги уехали в Муром и зажили счастливой семейной жизнью, придерживаясь божьих заповедей. После смерти Павла власть в городе перешла к его брату Петру. Однако бояре невзлюбили молодую княгиню и потребовали, чтобы она взяла, что душа пожелает, и навсегда покинула их.
Феврония согласилась, но вместо богатств попросила отдать ей её любимого мужа. Будучи благочестивым супругом, Пётр решил не нарушать божьих заповедей и отправился вслед за Февронией. Но не успели они далеко уйти от Мурома, как их догнали вельможи и со слезами попросили вернуться: борьба за власть между боярами привела к кровопролитию.
Супруги вернулись и правили Муромом долго и счастливо. Состарившись, они приняли обет монашества, получив при постриге новые имена — Давид и Ефросинья. Они очень хотели, чтобы после смерти их похоронили вместе, однако их просьбу не выполнили. Дважды усопших супругов оставляли в разных храмах, но каждый раз под утро они чудесным образом оказывались в одном общем гробу. Тогда было решено исполнить последнюю волю супругов и похоронить их вместе.
Повесть о Петре и Февронии
«Повесть о Петре и Февронии» — памятник древнерусской литературы, в котором повествуется о жизни святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Автором повести является известный писатель середины XVI века священник Ермолай (в монашестве Еразм).
После причисления Петра и Февронии к лику святых на Московском церковном соборе 1547 года Ермолаю было поручено написать житие новых муромских чудотворцев. В качестве источника автор опирался на устные народные предания, что усилило в «Повести» сказовый элемент и сделало её совершенно не похожей на произведения житийной литературы того времени. Учитывая этот момент, повесть не считается исторически достоверным рассказом о жизни святых. Однако, она безусловно передает суть взаимоотношений святых супругов.
Сюжет повести стал одним из самых популярных на Руси. Текст произведения распространялся в огромном количестве списков. До наших дней их дошло более 300.
Мудрая Феврония
Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью. Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле. И между ними не существует никакого конфликта. Отсюда такая проникновенная «тишина» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала животворящей силой, настолько великой, что даже оживляла срубленные деревья, которые после того становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она способна была разгадывать мысли путников. В своей любви и мудрости она даже превзошла своего идеального благоверного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла свой отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно буду молиться этим святым образам.
Содержание «Повести о Петре и Февронии»
В городе Муроме правил князь Павел, и был у него брат Петр. К жене Павла стал являться дьявол в облике змея, чтобы соблазнить её на блуд. Посторонним людям змей виделся в образе Павла, и только княгиня знала, кто же он на самом деле. Не в силах это терпеть, она все рассказала мужу. Князь Павел попросил жену выпытать у змея, от чего он погибнет. Ответ был таков: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча».
Желая помочь своему брату, Пётр стал искать Агриков меч. Однажды во время молитвы в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ему явился отрок и указал на щель в алтарной стене. В ней и лежало заветное оружие.
В тот же вечер Петр, побеседовав с братом, отправился в покои княгини. Каково же было его удивление, когда он застал у неё князя Павла. Быстро сообразив, что это и есть лукавый змей, Пётр начал сражаться с ним. Змей погиб, но кровь из его раны обрызгала князя с ног до головы, все его тело покрылось болезненными язвами и струпьями.
Никто не мог излечить Петра. В поисках лекаря он велел отвезти себя в Рязанскую землю, где повстречал дочь древолазца бортника (добывающего дикий мед) — Февронию. Она была очень мудрой девушкой, обладала даром прозорливости и исцеления. Феврония согласилась исцелить Петра, только если он станет её мужем. Петр пообещал жениться на ней, но в душе был смущён тем, что эта девушка — простолюдинка, и решил не сдерживать своего обещания. Вскоре болезнь возобновилась и князь снова приехал к Февронии. Она излечила Петра, и он взял её в жены.
После смерти своего брата Павла Петр стал править в Муроме. Но надменные бояре не захотели принимать его жену, которая была не княжеского происхождения, и потребовали супругов покинуть город. Петр и Феврония приняли своё изгнание со смирением и отплыли на двух лодках по Оке.
Вскоре после этого в Муроме началась кровавая борьба за княжеский престол. Это посеяло раздор и смуту в городе. Тогда бояре, уже не смущаясь крестьянским происхождением Февронии, были вынуждены попросить князя с женой вернуться и продолжить своё правление.
Достигнув преклонных лет, по благочестивому обычаю Петр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Ефросиния. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили у Бога единовременной кончины. Супруги завещали положить их в один гроб, который они давно для себя приготовили.
Господь послал им то, о чем они просили у него в молитвах — благоверные князья скончались в один и тот же день, в один и тот же час.
Посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню в одном гробу, супругов похоронили отдельно друг от друга. Однако на следующий день их тела чудом оказались рядом. Тогда стало понятно, что на это есть особое Божье благословение, и никто не дерзнул разлучать их вновь.
Знакомство с Февронией
Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.
Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.
Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.
Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.
Памятник Петру и Февронии
Святые Петр и Феврония являются покровителями православной семьи и брака. С установлением в 2008 году Дня семьи, любви и верности, который совпадает с днём памяти святых супругов, количество памятников им значительно увеличилось. Скульптурные композиции устанавливаются в рамках программы «В кругу семьи».
Петр и Феврония. Село Жайск. Фото Ширяевых Игоря и Ларисы, проект «Интересный мир».
Программа была создана в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Её деятельность направлена на укрепление института семьи в нашей стране.
На сегодняшний день памятники святым Петру и Февронии установлены в более чем 20 городах России, среди которых Сергиев Посад, Ярославль, Екатеринбург, Сочи, Новосибирск, Иркутск и другие.
Один из первых памятников святым Петру и Февронии был установлен на их Родине — в Муроме около местного здания ЗАГСа. Композиция носит название «Союз любви — мудрый брак». Согласно местной традиции, молодые люди в день бракосочетания приезжают в это место, чтобы попросить благословения у святых, чья супружеская жизнь, исполненная любви, преданности и доверия, является примером для подражания.
Монастырь Петра и Февронии
Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме — место, где сегодня покоятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии. Каждый день тысячи паломников приезжают сюда, чтобы поклониться святым супругам — покровителям православной семьи и брака, и помолиться им о помощи в решении проблем в личной жизни.
По воскресным дням у открытой раки с мощами Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста. Мощи святых были перевезены сюда в 1992 году. Во времена советской власти они хранились в Благовещенском мужском монастыре, а до 1921 года — в Рождественском соборе города Мурома.
Свято-Троицкий монастырь возведён в середине XVII века на деньги состоятельного купца. На месте построенной в XIV веке деревянной церкви Святой Троицы был воздвигнут Троицкий собор. Рядом с ним на одном фундаменте были построены Казанская надвратная церковь и колокольня. Окончательно ансамбль монастыря сформировался в XIX веке, когда были достроены келейные корпуса, каменная ограда и здание церковно-приходской школы.
С приходом совестной власти монастырь был закрыт, но не был разрушен — считался памятником архитектуры и охранялся государством. Богослужебная и монашеская жизнь здесь возобновилась в 1991 году.
Храм Петра и Февронии в Муроме
Святых благоверных князей Петра и Февронию глубоко почитают не только на их Родине — в городе Муроме, но и далеко за её пределами. Они являются покровителями православной семьи и брака. Почти в каждом храме есть икона с изображением святых супругов, а в некоторых городах в их честь освящены и сами храмы.
И все же главным храмом, с которым, прежде всего, ассоциируются имена святых Петра и Февронии — это Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Здесь покоятся их мощи. Ежедневно тысячи паломников приезжают в монастырь, чтобы поклониться святым угодникам Божиим и помолиться им о семейном благополучии.
В Троицком соборе по воскресным дням у открытой раки с мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста.
Мощи святых были перевезены в Троицкий собор в 1992 году. В советское время они хранились в Благовещенском мужском монастыре, а до 1921 года — в Рождественском соборе города Мурома.
Память
Могила находилась у храма Богородицы. При советской власти мощи были перенесены в музей, а Собор разрушен. Святыня вернулась Церкви в 1989 году. Сейчас частица мощей вместе с иконой находится в Московском храме Вознесения. Там еженедельно совершаются богослужения, посвящённые этим святым. Часть была похищена в 2012 году. Ещё часть находится в Муромском монастыре. Туда не иссякает поток паломников, которые просят выздоровления и семейного благополучия у Петра и Февронии. Легенда об их жизни до сих пор живёт, хотя прошло уже столько лет.
День Петра и Февронии
- По старому стилю праздник отмечался 25 июня.
- Сейчас, по новому стилю, день их памяти отмечается 8 июля. Именно тогда их мощи были перенесены в Рождественский Собор, а умерли святые супруги в апреле. Для славян 8 июля начинались покосы и купание. До него в воду без оглядки заходить было нельзя. Считалось, что на берегу обитают русалки. Святых тогда уже почитали, и из-за совпадения двух праздников, день называли Февронией Русальницой.
- 19 сентября также считается их праздником в память о перенесении мощей в 1992 году. Этот праздник предназначен для тех, кто хотел бы сочетаться браком в день этих святых, поскольку 8 июля приходится на Петровский пост, в этот день совершались только помолвки.
Памятники
После утверждения народного праздника в честь святых, им ставят памятники, как напоминание о примере идеальных супружеских отношений. Их часто посещают брачующиеся. Открытие памятников обычно приходится на 8 июля. Такого большого количества скульптур не посвящено больше никому из православных святых.
Отношение к истории
В 2008 году по инициативе Муромских жителей при содействии Светланы Медведевой день памяти святых стал официальным народным праздником. Этот праздник является русской альтернативой Дню всех влюблённых 14 февраля. Символом служит ромашка – такой простой, солнечный и всеми любимый цветок. Также 8 июля является Днём города Мурома.
Несмотря на это, некоторые считают историю лицемерной и основанной на шантаже. Но если читать её внимательно, то можно увидеть, что свёл пути святых Господь. Феврония была провидицей и знала, что жизнь с Петром суждена ей Богом. И действительно, святые прожили благочестивую жизнь, помогли многим людям, искренне любили и поддерживали друг друга. Это то, что должно быть основой любой счастливой и крепкой семьи.
Молитва Петру и Февронии
О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу!
Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.
Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.
Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Акафист Петру и Февронии
Кондак 1
Избра?ннии чудотво?рцы и вели?цыи уго?дницы Госпо?дни, гра?да Му?рома засту?пницы и при?снии о душа?х на?ших моли?твенницы, святи?и благове?рнии кня?же Пе?тре и княги?не Февро?ние! Пе?ние похва?льное вам принося?ще, мо?лим вы усе?рдно: я?ко иму?щии дерзнове?ние ко Го?споду, предста?тельством ва?шим от вся?ких бед нас свободи?те, и насле?дники Ца?рствия Небе?снаго нас соде?лайте, да зове?м вам ра?достно: Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Икос 1
А?нгели земни?и и челове?цы небе?снии вои?стинну яви?стеся, блаже?ннии Пе?тре и Февро?ние, от ю?ности ва?шея чи?стую со?весть иму?щии к Бо?гу, и до?бре во благоче?стии и чистоте? вку?пе пожи?вшии, нам же оста?вльшии в приме?р подража?ния житие? ва?ше богоугодное, ему?же чудя?щеся и чудесы? ва?шими озаря?еми, зове?м вам гла?сы хвале?бными си?це: Ра?дуйтеся, от ю?ности ва?шея Христа? возлюби?вшии и Тому? от души? порабо?тавшии; ра?дуйтеся, целому?дрия храни?тели и душе?вныя и теле?сныя чистоты? рачи?тели. Ра?дуйтеся, ду?ши ва?ша и телеса? на земли? в обита?лище Ду?ха Свята?го угото?вившии; ра?дуйтеся, испо?лненнии прему?дрости и ра?зума боже?ственнаго. Ра?дуйтеся, я?ко во пло?ти, я?ко безпло?тни, вку?пе пожи?сте; ра?дуйтеся, я?ко равноа?нгельную честь досто?йне прия?сте. Ра?дуйтеся, я?ко от земли? на Не?бо преидо?сте и та?мо со А?нгелы Тро?ице предстои?те; ра?дуйтеся, я?ко со безпло?тными ли?ки трисвяту?ю песнь Ей воспева?ете. Ра?дуйтеся, на Небеси? и на земли? от Го?спода просла?вленнии; ра?дуйтеся, обре?тшии ве?чное всесве?тлое ме?сто упокое?ния. Ра?дуйтеся, гра?да Му?рома сокро?вища пребога?тая; ра?дуйтеся, исто?чницы неистощи?мии чуде?с. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 2
Ви?дев князь Петр в возвра?тной боле?зни свое?й, зна?мение гнева Бо?жия, за неисполне?ние обе?та своего?, поя?ти в супру?ги себе? прему?друю Февро?нию, потща?ся сие? испо?лнити и сочета?ся с не?ю бра?ком зако?нным. Оба?че и в супру?жестве целому?дренно и богоуго?дно пожи?сте, блаже?ннии, иму?ще еди?ну мысль во двою? те?лу, е?же благоугожда?ти Бо?гу; те?мже вы?ну пое?те Ему? ны?не со А?нгелы песнь: Аллилу?иа.
Икос 2
Ра?зумом богопросвеще?нным свы?ше одаре?ннии, Пе?тре и Февро?ние святи?и, любо?вь и милосе?рдие к бе?дным и си?рым яви?сте, оби?димым и безпомо?щным засту?пницы бы?сте, и ины?ми доброде?тельми мно?гими украси?сте княже?ние свое? земно?е. Сего? ра?ди вопие?м к вам си?це: Ра?дуйтеся, блаже?ннии и треблаже?ннии, в боголю?бии пожи?вшии и благове?рие сохра?ншии; ра?дуйтеся, ми?лости и сострада?ния преиспо?лненнии. Ра?дуйтеся, безпомо?щных ско?рии помо?щницы; ра?дуйтеся, печа?льных блази?и уте?шители. Ра?дуйтеся, сиро?т и вдови?ц корми?тели; ра?дуйтеся, су?щих в беда?х предста?тели. Ра?дуйтеся, боле?зней душе?вных и теле?сных иску?снии цели?тели; ра?дуйтеся, ско?рбных серде?ц радостотво?рнии посети?тели. Ра?дуйтеся, любо?вь ва?шу к Бо?гу, любо?вию к бли?жним свои?м показа?вшии; ра?дуйтеся, княже?ние ва?ше земно?е пра?ведно и богоуго?дно содержа?вшии. Ра?дуйтеся, князей правосла?вных похвало? и гра?да Му?рома утвержде?ние; ра?дуйтеся, всея? земли? Росси?йская заступле?ние. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 3
Си?лою благода?ти Бо?жия укрепля?емь, блаже?нне кня?же Пе?тре, восхоте?л еси? па?че оста?вити град оте?чества твоего? и княже?ние Му?ромское, не?же бракоразвести?ся с прему?дрою Февро?ниею по настоя?нию го?рдых боля?р твои?х. Сего? ра?ди Бог тя просла?ви и сотвори?, да те?миже боля?ры возвраще?нный вку?пе с супру?жницею твое?ю, на престо?ле княже?ния Му?ромскаго па?ки утверди?лся еси?, нам же приме?р хране?ния зако?на Бо?жия показу?еши по?двигом твои?м, да подража?юще тебе? в свя?тости хране?ния соу?за бра?чнаго, воспева?ем подвигополо?жнику Христу?: Аллилу?иа.
Икос 3
Иму?ще попече?ние о лю?дех свои?х, преблаже?ннии Пе?тре и Февро?ние, неусы?пно подвиза?стеся ко бла?гу их, благоче?стие насажда?я, нече?стие искореня?я и вражду? умиротворя?я. Те?мже и Госпо?дь, ви?дя таковы?я по?двиги ва?ша, зе?млю Му?ромскую плодоно?сием благослови? и мир глубо?к княже?нию ва?шему дарова?, подвизая лю?ди ва?ша благода?рственно воспева?ти вам си?це: Ра?дуйтеся, уго?дницы Бо?жии, житию вели?ких святы?х соприча?стницы; ра?дуйтеся, прави?телие предо?брии, лю?ди му?ромския ко спасе?нию путеводи?вшии. Ра?дуйтеся, христиа?нскаго благоче?стия блюсти?тели; ра?дуйтеся, нестрое?ния, раздо?ров и вся?каго нече?стия искорени?тели. Ра?дуйтеся, супру?гов христиа?н ко благоче?стному житию наста?вницы; ра?дуйтеся, целому?дрия и воздержа?ния супру?жеская о?брази преизя?щнии. Ра?дуйтеся, праведнаго суда? рачи?тели; ра?дуйтеся, немздои?мства и безкоры?стия ревни?тели. Ра?дуйтеся, святы?х царе?й Константи?на и Еле?ны доброде?телей стяжа?тели; ра?дуйтеся, равноапо?стольнаго кня?зя Влади?мира и блаже?нныя княги?ни О?льги досто?йнии прее?мницы. Ра?дуйтеся, дво?ице пречестна?я и благо?е сочета?ние, луча?ми чуде?с немерца?емо сия?ющии; ра?дуйтеся, оте?чества ва?шего пресве?тлии свети?льницы. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 4
Бу?ря скорбе?й и напа?стей, воздвиза?емая зло?бою ми?ра сего?, не осла?би кре?пкую любве? ва?шея я?же к Бо?гу, Пе?тре и Февро?ние блаже?ннии, но па?че научи? вас благоиску?сно отража?ти разжже?нныя стре?лы искуше?ний диа?вольских: вы бо обо?лкшеся в броню? ве?ры Христо?вы, в ми?ре глубо?це преидо?сте многомяте?жную пучи?ну жите?йскаго мо?ря, и достиго?сте в ти?хую при?стань спасе?ния, к нейже и нас моли?твами ва?шими приведи?те, да вку?пе с ва?ми пое?м Бо?гу: Аллилу?иа.
Икос 4
Слы?шавше бли?жнии и да?льнии благоче?стное житие? ва?ше, благове?рнии Пе?тре и Февро?ние, прославля?ху человеколю?бца Бо?га, дарова?вшаго вам кре?пость на вся де?ла блага?я, и?миже я?ко луча?ми пресве?тлыми, просия?ете в оте?честве ва?шем, иде?же и доны?не имена? ва?ша че?стны, и по?двиги ва?ша воспева?ются похвала?ми си?ми: Ра?дуйтеся, дво?ице пресве?тлая, Бо?гом совокупле?нная; ра?дуйтеся, све?том благоче?стнаго жития? ва?шего, я?ко свети?ла богосве?тлая, просия?вшии. Ра?дуйтеся, ми?лостынею и моли?твами Небе?сное Ца?рствие стяжа?вшии; ра?дуйтеся, смире?нием и поще?нием ве?чное блаже?нство улучи?вшии. Ра?дуйтеся, я?ко мзда ва?ша мно?га на Небесе?х есть; ра?дуйтеся, я?ко ра?дость ва?ша ве?чна во све?тлостех святы?х. Ра?дуйтеся, раби? Христо?вы возлю?бленнии; ра?дуйтеся, святы?х всех при?снии дру?зи. Ра?дуйтеся, зве?зды непреле?стнии, путь супру?жескаго жития? богоуго?днаго ве?рно указу?ющии; ра?дуйтеся, о?блацы росоно?снии, зной страсте?й и нече?стия прогоня?ющии. Ра?дуйтеся, Бо?жиих ми?лостей и щедро?т нам пода?тели; ра?дуйтеся, оте?чества ва?шего украше?ние неотъе?млемое. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 5
Богопросвеще?ннии свети?льницы благоче?стия и преди?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние, Бо?га от всея? души? возлюби?вше, вся за?поведи Его? сохрани?сте; те?мже и Христо?с, я?ко со?лнце и луну? пресве?тлыя, показа? вас, преблаже?ннии, чуде?с мно?гих заре?ю озаря?ющия о?бласть Му?ромскую и всю страну? Росси?йскую, просла?вив нетле?нием святы?я и многоцеле?бныя мо?щи ва?ша, к ни?мже припа?дающе, по достоя?нию ублажа?ем вас и вы?ну благода?рственно пое?м ди?вному во святы?х Свои?х Бо?гу: Аллилу?иа.
Икос 5
Ви?девше житие? ва?ше пра?ведное и щедро?ты ва?ша, лю?дие му?ромстии сла?вляху вас, свои?х прави?телей ми?лостивых, благове?рнии Пе?тре и Февро?ние, вы же смире?ние и?стинное возлюби?вше и похвалы? челове?ческия небре?гше, горды?нею неуя?звлени пребы?сте, и тем показа?сте нам о?браз вы?шшаго смире?ния, ему?же поуча?яся, с любо?вию вопие?м вам такова?я: Ра?дуйтеся, сла?ву челове?чу ни во что же вмени?вшии; ра?дуйтеся, смире?ние Христо?во усе?рдно возлюби?вшии. Ра?дуйтеся, за?поведей Госпо?дних ве?рнии исполни?тели; ра?дуйтеся, уче?ния Ева?нгельскаго и?стиннии после?дователи. Ра?дуйтеся, раби? Бо?га Вы?шняго, во?лю Его? сотво?ршии; ра?дуйтеся, ве?ру Христо?ву до конца? соблю?дшии. Ра?дуйтеся, христоимени?тым лю?дем благоче?стия учи?тели; ра?дуйтеся, хотя?щих богоуго?дно жи?ти богому?дрии наста?вницы. Ра?дуйтеся, моли?твами ва?шими спаса?ющии нас от вся?ких бед; ра?дуйтеся, вся блага?я проше?ния на?ша исполня?ющии. Ра?дуйтеся, в неду?зех стра?ждущих благода?тнии вра?чеве; ра?дуйтеся, ми?лостивии страны? Му?ромския покрови?телие. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 6
Пропове?дницы ве?ры правосла?вныя и ревни?тели благоче?стия не сло?вом то?кмо, но всем житие?м свои?м бы?сте во гра?де Му?роме, прехва?льнии Пе?тре и Февро?ние; те?мже и свята?я Це?рковь досто?йне почита?ет по?двиги и труды? ва?ша, и?миже труди?стеся во сла?ву Бо?га Вы?шняго, немо?лчно воспева?я Ему?: Аллилу?иа.
Икос 6
Возсия?сте во гра?де Му?роме све?том доброде?тельнаго жития? ва?шего, я?ко зве?зды богосве?тлыя, преблаже?ннии Пе?тре и Февро?ние, и па?мять ва?ша в нем с похвала?ми до днесь, я?ко и по сме?рти свое?й не престае?те озаря?ти нас, мно?гая чудесы? соверша?юще, и те?ми све?тлую зарю? безсме?ртия нам от моще?й ва?ших возсиява?юще, да ублажа?ем вас благохвале?ниями сицевы?ми: Ра?дуйтеся, чи?на и уста?вов святы?я Це?ркве ве?рнии храни?тели; ра?дуйтеся, служи?телей олтаря? Госпо?дня благогове?йнии почита?тели. Ра?дуйтеся, благи?х обы?чаев и преда?ний святооте?ческих ревни?тели; ра?дуйтеся, обы?чаев злых и суему?дрий язы?ческих искорени?тели. Ра?дуйтеся, суды? нелицеприя?тны лю?дем ва?шим твори?вшии; ра?дуйтеся, суды? ва?ша с ми?лостию соедини?вшии. Ра?дуйтеся, кро?тцыи и незло?бивии после?дователи Христо?вы; ра?дуйтеся, зло?бу добро?м препобежда?вшии. Ра?дуйтеся, нетле?ния благоуха?ющии цве?ти; ра?дуйтеся, безсме?ртия немерца?ющии лучи?. Ра?дуйтеся, на земли? вели?чием чуде?с блиста?ющии; ра?дуйтеся, на Небеси? со А?нгелы Бо?га сла?вящии. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 7
Хотя?й человеколю?бец Госпо?дь яви?ти в житии ва?шем, Пе?тре и Февро?ние, о?браз назида?ния не то?кмо лю?дем мирски?м, но и ли?ком и?ноческим, внуши? вам в ста?рости масти?тей оста?вити сла?ву княже?ния земна?го, и восприя?ти о?браз и?ноческий, в не?мже подвиза?стеся до?бре посто?м, бде?нием и моли?твою, воспева?юще непреста?нно Триеди?ному Бо?гу а?нгельскую песнь: Аллилу?иа.
Икос 7
Но?вую благода?ть Бо?жию во и?ночестем постриже?нии прие?мше, преподо?бнии, но?выми по?двигами украси?сте равноа?нгельное житие? ва?ше и та?ко сугу?б плод соверше?нства духо?внаго Христу? принесо?сте, и мзду преподо?бных досто?йне от Него? восприя?сте. Помина?я у?бо такову?ю ре?вность ва?шу к по?двигом духо?вным, прославляем вас си?ми достодо?лжными похвалы?: Ра?дуйтеся, я?ко любве? ра?ди Го?спода, ми?ра сего? княже?ние и сла?ву оста?висте; ра?дуйтеся, я?ко и?ноческое равноа?нгельное житие? усе?рдно восприя?сте. Ра?дуйтеся, соверше?ннаго терпе?ния подви?жницы; ра?дуйтеся, во?льныя нищеты? блаже?ннии стяжа?тели. Ра?дуйтеся, пре?жде кончи?ны ва?шея вся стра?сти умертви?вшии воздержа?нием; ра?дуйтеся, восприя?вшии святу?ю схи?му в броню? спасе?ния. Ра?дуйтеся, багряни?цу кня?жескую на власяни?цу и?ноческую премени?вшии; ра?дуйтеся, посто?м, бде?нием и непреста?нными моли?твами Бо?гу до?бре угоди?вшии. Ра?дуйтеся, боголюбе?знаго уедине?ния взыска?тели; ра?дуйтеся, спаси?тельнаго безмо?лвия люби?тели. Ра?дуйтеся, слеза?ми моли?твенными ороша?еми; ра?дуйтеся, в со?нме преподо?бных на Небеси? просла?вленнии. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 8
Стра?нное и ди?вное бе чу?до, егда? ты, блаже?нне Пе?тре, на кончи?не живота? твоего?, проше?ния ра?ди супру?жницы твоея?, святы?я Февро?нии, исхо?дом свои?м уме?длил еси?, до?ндеже сконча? она? пелену? церко?вную, е?ю сшива?ему и вку?пе с тобо?ю к исхо?ду сме?ртному приспе?, и та?ко неразлу?чнии в житии, неразлу?чнии в кончи?не яви?стеся, и во еди?н день и час святы?я ду?ши своя? в ру?це Бо?жии преда?сте, зову?ще при?сно живы?ми и ме?ртвыми облада?ющему Влады?це Бо?гу: Аллилу?иа.
Икос 8
Вси чудя?хуся и сла?вляху ди?внаго во святы?х Свои?х Бо?га, егда? святы?я ва?ша телеса?, в ра?зных гробе?х положе?нная, чуде?сно обрето?шася лежа?ща в о?бщей гробни?це, ю?же угото?васте себе?, преподо?бнии, в собо?рней це?ркви гра?да Му?рома, иде?же и доны?не неразлу?чно почива?ете, чудотво?рцы святи?и, неоску?дныя источа?юще исцеле?ния всем, с ве?рою прибега?ющим к вам и зову?щим: Ра?дуйтеся, сою?з любве? ва?шея до гро?ба и за гро?бом ве?рно сохра?ншии; ра?дуйтеся, не то?кмо в жи?зни, но и по сме?рти, о Го?споде соедине?ннии. Ра?дуйтеся, в супру?жестем благоче?стнем житии вам подража?ющим кре?пцыи помо?щницы; ра?дуйтеся, теплото?ю любве? ва?шея и нас согрева?ющии. Ра?дуйтеся, сме?ртию вре?менною преше?дшии к жи?зни ве?чней; ра?дуйтеся, от Го?спода нетле?нием и чудесы? просла?вленнии. Ра?дуйтеся, я?ко па?мять ва?ша с похвала?ми и успе?ние со святы?ми; ра?дуйтеся, я?ко имена? ва?ша че?стна суть и благослове?нна в оте?честве ва?шем. Ра?дуйтеся, Росси?йския страны? удобре?ние благода?тное; ра?дуйтеся, гра?да Му?рома огражде?ние несокруши?мое. Ра?дуйтеся, о лю?бящих и чту?щих вас небе?снии предста?тели; ра?дуйтеся, приснопрося?щии нам у Го?спода да?ры бла?гости Его?. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 9
Вси А?нгели и святы?х ли?ки ра?довахуся ра?достию ве?лию, егда? святы?я ду?ши ва?ша достиго?ша ве?чнаго в оби?телех ра?йских селе?ния, и Сам Творе?ц А?нгелов и Святе?йший святы?х Царь Сла?вы Христо?с, безсме?ртия венцы? увенча? вас и дарова? вам благода?ть молитися Ему? со дерзновением мно?гим о всех и?щущих ва?шего заступле?ния, его?же не лиши?те и нас гре?шных, Пе?тре и Февро?ние достохва?льнии, смиренному?дренно воспева?ющих просла?вльшему вас Бо?гу хвале?бную песнь: Аллилу?иа.
Икос 9
Вети?йство челове?ческое не довле?ет к досто?йному прославле?нию ди?внаго жития? ва?шего, святи?и чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние; кто бо испове?сть вся моле?ния и поще?ния, боле?зни и труды? ва?ша? кто изочте?т вся сле?зы и воздыха?ния ва?ша я?же к Бо?гу? Оба?че мы любо?вию к вам подвиза?еми, дерза?ем воспева?ти вам сия? ма?лыя и нехи?тростныя похвалы?: Ра?дуйтеся, благода?ти Свята?го Ду?ха избра?ннии сосу?ди; ра?дуйтеся, ра?дости нам ве?чныя благоприя?тнии хода?таи. Ра?дуйтеся, богобоя?зненных супру?гов в благоче?стии утвержде?ние; ра?дуйтеся, наруши?телей супру?жескаго целому?дрия и согла?сия гро?зное обличе?ние. Ра?дуйтеся, гнев Бо?жий, пра?ведно дви?жимый на нас, моли?твами ва?шими утоля?ющии; ра?дуйтеся, о ми?ре всего? ми?ра непреста?нно Го?спода умоля?ющии. Ра?дуйтеся, на враги? ви?димыя и неви?димыя кре?пцыи нам спобо?рницы; ра?дуйтеся, ангелонра?внии челове?цы. Ра?дуйтеся, преподо?бных и пра?ведных сонасле?дницы; ра?дуйтеся, Пресвяты?я Тро?ицы ве?рнии уго?дницы. Ра?дуйтеся, блаже?ннии обита?тели го?рняго гра?да Иерусали?ма Небе?снаго; ра?дуйтеся, со святы?ми торжеству?ющии в ски?ниях ра?йских. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 10
Спасе?ние ве?чное унасле?довавше богоблаже?ннии Пе?тре и Февро?ние, душа?ми ва?шими в оби?телех го?рних неразлу?чно в Бо?зе пребыва?ете, святы?ми же моща?ми ва?шими в хра?ме Бо?жием нетле?нно вку?пе почива?ете, и оби?льныя исцеле?ния источа?ете, да чудесы? ва?шими благода?тно озаря?еми, хвале?бно взыва?ем Верхо?вному Творцу? чуде?с Бо?гу: Аллилу?иа.
Икос 10
Сте?ну заступле?ния, благоприя?тныя моли?твы ва?ша к Бо?гу, обре?тше, святи?и чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние, благодаре?ние Отцу? Небе?сному усе?рдно возсыла?ем за вся благодея?ния Его?, ва?ми всем нам оби?льно явля?емая, вам же, предста?телям на?шим, сицево?е прино?сим пе?ние: Ра?дуйтеся, всесве?тлаго Ца?рствия Христо?ва насле?дницы; ра?дуйтеся, а?нгельских лико?в собесе?дницы. Ра?дуйтеся, Бо?га во сла?ве непристу?пней созерца?ющии; ра?дуйтеся, Трисия?ннаго Божества? таи?нницы. Ра?дуйтеся, со святы?ми на Небеси? вечно ца?рствующии; ра?дуйтеся, от го?рних высо?т к земноро?дным ми?лостивно приника?ющии. Ра?дуйтеся, кри?ни благоуха?ннии небе?снаго прозябе?ния; ра?дуйтеся, кипари?си чудото?чнии рая? Иису?сова. Ра?дуйтеся, пода?тели незави?стнии безме?зднаго врачева?ния; ра?дуйтеся, соверши?тели достохва?льнии мно?гих чуде?с. Ра?дуйтеся, благодея?ний мно?жество нам источа?ющии; ра?дуйтеся, ми?лостию сострада?ния ва?шего всех объе?млющии. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 11
Пе?ние моле?бное прино?сим вам, уго?дницы Бо?жии Пе?тре и Февро?ние, и с любо?вию припа?даем к ра?це святы?х и многоцеле?бных моще?й ва?ших, прославля?я житие? ва?ше богоугодное и по?двиги мно?ги. Мо?лимся вам усе?рдно, чудотво?рцы святи?и, помози?те нам подража?ти ва?шим доброде?телем, да возмо?жем богоуго?дно пе?ти Созда?телю на?шему: Аллилу?иа.
Икос 11
Све?та небе?снаго испо?лнен бе собо?рный храм гра?да Му?рома, егда? благоволе?нием Бо?жиим святы?я мо?щи ва?ша Пе?тре и Февро?ние, це?лы и благоуха?нны обрето?шася в нем, и из недр земны?х, я?ко сокро?вище драгоце?нное, изнесе?ны бы?ша, иде?же и до ны?не почива?ют, исцеле?ния неоску?дныя источа?юще неду?жным и боля?щим. Сего? ра?ди пе?сненно вопие?м к вам: Ра?дуйтеся, зла?то нетле?нное, в не?дрех земны?х обре?тенное; ра?дуйтеся, би?сери сия?ющии и благода?тно просвеща?ющии челове?ков. Ра?дуйтеся, святы?я Правосла?вныя Це?ркве похвало?; ра?дуйтеся, ересе?й и раско?лов обличе?ние. Ра?дуйтеся, све?ти у?мнии, заре?ю Свята?го Ду?ха облиста?ющии; ра?дуйтеся, ми?ра благоуха?ния Христо?ва преиспо?лненнии. Ра?дуйтеся, облече?ннии в ри?зу благода?тного нетле?ния; ра?дуйтеся, препоя?саннии си?лою мно?гих чуде?с. Ра?дуйтеся, я?ко ра?ка ва?ша честна?я враче?бница яви?ся неду?гом челове?ческим; ра?дуйтеся, я?ко от нея? всяк с ве?рою приходя?й да?ры целе?бныя прие?млет. Ра?дуйтеся, све?тлостию чуде?с ва?ших мрак душ на?ших озаря?ющии; ра?дуйтеся, нетле?нием святы?х моще?й ва?ших зарю? общаго всех воскресе?ния нам показу?ющии. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 12
Благода?ть свы?ше вам дарова?нную, позна?вше, святи?и чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние, с благогове?нием и любо?вию покланя?емся нетле?нным и многоцеле?бным моще?м ва?шим и от них прие?млем в неду?зех исцеле?ние, в ско?рбех утеше?ние, в беда?х благода?тную по?мощь: те?мже и прославляем вас по достоя?нию, небе?сных предста?телей и засту?пников на?ших, воспева?юще хвалы? и благодаре?ния ва?ми благотворя?щему нам Влады?це Бо?гу: Аллилу?иа.
Икос 12
Пою?ще мно?гая и пресла?вная ва?ша чудеса?, вели?цыи уго?дницы Бо?жии Пе?тре и Февро?ние, ублажа?ем вас, я?ко цели?телей, уте?шителей и помо?щников от Го?спода нам дарова?нных, и моли?твенно торжеству?ем святу?ю па?мять ва?шу, от любве? серде?чныя воспева?юще вам благода?рственно и хвале?бно: Ра?дуйтеся, во благоуха?нии святы?ни нетле?нно почива?ющии; ра?дуйтеся, с ве?рою приходя?щих к ра?це моще?й ва?ших благода?тно освяща?ющии. Ра?дуйтеся, призыва?ющих моли?твенно честна?я имена? ва?ша ско?рии услы?шатели; ра?дуйтеся, упова?ние на вас по Бо?зе возлага?ющих ди?внии помо?щницы. Ра?дуйтеся, изве?стнии умилостиви?тели Царя? Небе?снаго; ра?дуйтеся, си?льнии защи?тницы на?ши от враго?в неви?димых. Ра?дуйтеся, при?снии всем нам хода?таи спасе?ния; ра?дуйтеся, неотсту?пнии храни?тели гра?да Му?рома. Ра?дуйтеся, князей росси?йских пречу?дная добро?то; ра?дуйтеся, оте?чества ва?шего Бо?гом дарова?ннии покрови?тели. Ра?дуйтеся, теле?с на?ших благода?тнии целе?бницы; ра?дуйтеся, о душа?х на?ших усе?рднии ко Го?споду моли?твенницы. Ра?дуйтеся, святи?и и пресла?внии чудотво?рцы Пе?тре и Февро?ние.
Кондак 13
О святи?и и пресла?внии чудотво?рцы, благове?рнии кня?же Пе?тре и княги?не Февро?ние! Приими?те ми?лостивно сие? похва?льное пе?ние от нас недосто?йных во умиле?нии вам приноси?мое, и ва?шим предста?тельством у Го?спода испроси?те нам утвержде?ние в ве?ре и до?брых де?лех, и избавле?ние от всех скорбе?й и боле?зней вре?менных и ве?чных, да сподо?бимся вку?пе с ва?ми и все?ми святы?ми во Ца?рствии Небе?снем пе?ти Пресвяте?й Тро?ице вечно хвале?бную песнь: Аллилу?иа.
(Этот кондак читается трижды, зате?м икос 1 и кондак 1)
Моли?тва первая
О вели?цыи уго?дницы Бо?жии и преди?внии чудотво?рцы благове?рнии кня?же Пе?тре и княги?не Февро?ние, гра?да Му?рома предста?тели и храни?тели, и о всех нас усе?рднии ко Го?споду моли?твенницы! К вам прибега?ем и вам мо?лимся с упова?нием кре?пким: принеси?те за нас гре?шных святы?я моли?твы ва?ша ко Го?споду Бо?гу и испроси?те нам у бла?гости Его? вся благопотребная душа?м и телесе?м на?шим: ве?ру пра?ву, наде?жду бла?гу, любо?вь нелицеме?рну, благоче?стие непоколеби?мое, в до?брых де?лех преуспе?яние, ми?ра умире?ние, земли? плодоно?сие, возду?ха благорастворе?ние, душа?м и телесе?м здра?вие и ве?чное спасе?ние. Исхода?тайствуйте у Царя? Небе?снаго: ве?рных рабо?в Его?, в ско?рби и печа?ли день и нощь вопию?щих к Нему?, многоболе?зный вопль да услы?шит и да изведе?т от поги?бели живо?т наш. Испроси?те Це?ркви святе?й и всей держа?ве Росси?йстей мир, тишину? и благоустрое?ние, и всем нам житие? благополу?чное и до?брую христиа?нскую кончи?ну. Огради?те оте?чество ва?ше, град Му?ром, и вся гра?ды Росси?йския от вся?каго зла и вся правове?рныя лю?ди, к вам приходя?щия и моще?м покланя?ющияся, осени?те благода?тным де?йством благоприя?тных моли?тв ва?ших, и вся проше?ния их во бла?го испо?лните. Ей, чудотво?рцы святи?и! Не пре?зрите моли?тв на?ших, со умиле?нием вам возноси?мых, но бу?дите о нас при?снии предста?тели ко Го?споду и сподо?бите нас по?мощию ва?шею святою спасе?ние ве?чное получи?ти и Ца?рствие Небе?сное унасле?довати; да славосло?вим неизрече?нное человеколю?бие Отца?, и Сы?на, и Свята?го Ду?ха, в Тро?ице покланя?емаго Бо?га, во ве?ки веко?в. Ами?нь.
Моли?тва вторая
О уго?дницы Бо?жии, благове?рнии кня?же Пе?тре и княги?не Февро?ние, к вам прибега?ем и к вам со упова?нием кре?пким мо?лимся: вознеси?те о нас, гре?шных (имена?), святы?я моли?твы ва?ши ко Го?споду Бо?гу и испроси?те у бла?гости Его? вся благопотребная душа?м и телесе?м на?шим: ве?ру пра?ву, наде?жду бла?гу, любо?вь нелицеме?рну, благоче?стие непоколеби?мо, в до?брых де?лех преуспе?яние. И хода?тайствуйте нам у Царя? Небе?снаго житие? благополу?чное и до?брую христиа?нскую кончи?ну. Ей, чудотво?рцы святи?и! Не пре?зрите моли?тв на?ших, но бу?дите о нас при?снии предста?телие ко Го?споду, и сподо?бите нас по?мощию ва?шею спасе?ние ве?чное получи?ти и Ца?рствие Небе?сное унасле?довати, да славосло?вим неизрече?нное человеколю?бие Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, в Тро?ице покланя?емаго Бо?га во ве?ки веко?в.