Отношения Григория Печорина и Бэлы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Роман «Герой нашего времени»

Издавался роман по частям. Первой увидела свет глава «Бэла», опубликованная в журнале «Отечественные записки» (1839 год). Затем вышли «Фаталист» и «Тамань». Новое произведение Михаила Юрьевича было неоднозначно воспринято критикой. Белинский и его сторонники открыто восхищались романом, однако были те, кто находил в жестокую карикатуру на современное общество. Единственный персонаж, который не вызывал протестов у оппозиции, — Максим Максимыч. Именно его первоначально принял за «героя нашего времени» Николай I и был сильно раздосадован, поняв, что ошибся. Эта полемика заставила Лермонтова написать предисловие к следующему изданию романа, где он опровергает мнение об иронии и насмешках над современностью.

В статье мы рассмотрим не весь роман, а только первую главу — «Бэла» (Лермонтова), краткое содержание ее и анализ.

Печорин глазами странствующего офицера

Характеристика Печорина в главе «Бэла» значительно отличается от этого же образа в других главах. В главе «Максим Максимыч» Печорин описан глазами странствующего офицера, который смог заметить и оценить всю сложность характера главного героя. Поведение и внешний вид Печорина уже привлекают внимание. Например, его походка была ленива и небрежна, но при этом он шел, не размахивая руками, что является признаком некой скрытности в характере.

О том, что Печориным были пережиты душевные бури, говорит его внешний вид. Григорий выглядел старше своих лет. В портрете главного героя присутствуют неоднозначность и противоречивость, у него нежная кожа, детская улыбка, и при этом глубокие У него светлые белокурые волосы, но черные усы и брови. Но сложность натуры героя больше всего подчеркивают его глаза, которые никогда не смеются и как будто кричат о какой-то скрытой трагедии души.

Своеобразие композиции романа

Основная задача необычного композиционного строя романа заключается в раскрытии образа Печорина. При прочтении произведения создается впечатление, будто с каждой главой, как кадр за кадром, Лермонтов приближает «камеру» к своему персонажу, и в завершении читатель слышит голос Печорина. Хорошо прочувствовать эту необычную структуру помогает краткий пересказ.

Лермонтов, Бэла и другие персонажи для которого были лишь способом объяснить характер Печорина, подходит к созданию образов своих героев очень серьезно. И они предстают не пустыми шаблонами, а людьми со своими мыслями и переживаниями. Именно поэтому имеет смысл анализировать не только образ главного героя, но и образы других персонажей романа.

??????????? ???? ???????? (???????-????????) / ?????.??

????????.?? – ???????????? ???? ???????? ???????? ( www.aphorisms.ru )??????? ?? ?????? ??????? ??????? ?????? ????? ??????????? ???????????? ?????? – ??????? ?????????? XXI ????. ??????????? ???? ???????? – ????? ?????? ?????????? ?????, ? ??????? ??????? ????, ???????? ????? ?? ????? ??????????? ? ?????? ?????? ?????? ???????.???? ???? ????????? ???????????.

??????????? ?????? ??????? ?? ???? ???????? ? ??????? ?????????. ?????? ?? ????? ???????? ???? ????, ?? ????????? ????????? ?? ??????????? ??????, ? ????? ????????? ??????????. ?? ?????????? ?????? ??????? ?????????, ? ?????? ?? ??? ??????, ???? ???? ?????? ???-???? ???????, ???? ??????? ???????? ? ????????? ??????????? ??????? ?????.

????-???? ?????, ?????? ????????, – ??????? ??, – ????? ??????? ???? ????????. ? ?????? ???????!? ?????? ????????? ?????? ???? ??????, ????? ????????? ???????? ?? ?????? ????????? ?????? ? ??? ???????. ???? ????? ?????????? ???? ???????????? ??????????? ? ???, ??? ??? ?????. ????????? ?????????? ??????? ???? ??????. ????? ??????? ???????? ?? ?????? ????????? ??????? ?????.

??????, ???? ???????? ????????????? ??????????? ??????, ????? ????????? ???? ???????. ?????? ???????? ???????? ???. ?? ???????, ??? ??? ???????? ???????. ??? ???????? ??????????? ??????????? ???? ??????? ?????????, ?? ?????????? ????? ????? ???????? ??????????, ??????? ?????????? ? ?????? ?????-????????. ??? ????? ???????????????? ????????? ???????: ???? ???????? ???? ????.

?? ????????? ??????????? ??? ????????? ??????????? ???????????, ?????? ??? ?? ????? ????????? ?? ????????? ????????. ??? ??????? ????? ????????. ? ??? ?? ??????? ?????? ??????? ?????????? ?????? ?????? ??? ?????????? ?????????? ?????????????? ?????, ? ??????? ??????? ????, ???????? ????? ?? ????? ??????????? ? ?????? ?????? ?????? ???????.

???, ???????, ????? ? ?????, ??? ???? ??????? ? ?????????? ? ?? ???? ????????, ?????? ??? ??? ?? ??!.. ????? ??? ????? ???????; ?????? ?? ??????, ?? ????? ???? ?????? ????????? ????? ?????????; ??? ???????? ????????? ???? ?? ????, ?????: ?? ???????? ? ????, ?????… ????? ??? ????? ???????? ? ????????, ?????? ??? ?????? ?????? ???????? ??? ???????? ??? ? ???, ??? ?? ???????? ???? ????????…

?? ?????? ?? ?????, ??????? ?????? ??? ????; ?? ?????? ? ?? ??? ????? ?? ??????? ?? ????? ????? ?? ???????? ???: ? ????? ?? ???? ?? ?? ??? ??????? ??? ?????? ????? ? ?? ????; ??? ?? ????, ?? ? ?????? ?????? ????? ?? ???????. ??????? ?????????, ???????. ????????? ???? ?? ????????? ??? ????????????. ?? ????????: ?????? ???? ??????, ? ???? ????? ??? ??????????.

??????? ???????? ????? ?????, ???????????? ? ???, ??? ??? ???????? ????? ???????????, ??????? ?? ?????????. ?? ?? ????? ????? ??????????? ? ??? ?? ?? ?????, ?? ?? ???????… ? ?? ???????? ???? ???? ???????? ???????? ???? ?????? ? ???. ??? ????????? ????????? ???????? ???? ????????.

?? ??? ?? ????? ???? ?? ?????? ?????????? ??????! ? ?????????? ???????, ????? ??????? ????????? ?????? ?????? ????????, ???? ???????? ??? ???? ????????, ???????????, ???????.

???? ?????, ?????? ? ????? ????????????? ???????, ??????? ?????, ????????? ? ????? ????? ???? ??????, ???? ????????, ?????? ?????, ?????, ????????????? ? ???? ??????? ?????????, ?????, ?????????? ???????? ? ????????? ??????, ??????????? ???????? ?????????????? ????????! ??????, ???? ?? ??????? ? ???, ??? ??? ?????? ?? ??????? ???????? ?? ???????? ????????.

??????? ?? ??? ???? ?????????????? ? ??????????????? ???????. ????? ??????? ???? ??????????? ?????? ????? ??????? ??? ???: ????, ?????, ????????. ?????? ???????? ?????????, ??? ??? ? ??? ?? ?????????. ? ????? ?????? ??????????????? ?????????? ?? ????????? ??????????????? ? ??? ??? ????????? ?????????? ????????? ??????????, ????? ???????? ???????????? ????????????? ?????? ????? ?????.

??????????????? ? ?????????????? ??????????? ?????????. ??????? ???? ? ????? ?????? ????. ???? ???? ?? ??? ??????, ?? ?? ???? ?? ?????????? ????????? ????, ????? ???????? ??? ????? ?? ????????? ? ?????. ????, ??? ?????? ???????, ??? ??????! ??, ??? ?? ? ??? ??????? ??, ???? ? ???????? ????????????? ?? ???????? ? ??? ?? ?????????, ???? ??? ??????…

? ??, ????? ????, ??? ?? ??????? ???????? ???? ? ???? ??????? ? ?????? ??????? ?????? ?????????.

? ??? ????? ????? ? ???????? ????????????? ?????? ?????????? ? ???????? ???????, ???????? ?? ??? ?????? ?????????????: ????????? ??????????? ????????? ????? ???? ????? ??? ???????, ?? ?????? ???? ?????, ?????? ? ????????; ?? ?????? ?????? ?? ?????? ??????????, ?? ??? ?????? ?? ???????: ?? ???????? ??????, ??????? ??????? ?????, ???????? ?????, ?????? ? ???????? ????? ? ?????? ?????? ? ????? ??????, ??????? ??? ? ???-?? ???????????? ? ???????????, ? ??? ???, ? ??????? ??????, ?????? ? ??????? ?????-?? ?????????? ??????? ? ???????? ????????, ? ?????????? ????? ? ???????? ? ?????? ????, ? ???????? ???????…?. ????????? ???????? ?? ????? ?????? ???? ??????? ? ???, ??? ?? ??????????? ??????? ?? ?????. ??? ?????? ??????????? ? ???????????? ????? ?????????, ??? ??????? ????????????? ??????????? ??????? ??? ???????? ????. ??? ??? ??????????? ????? ? ??????? ??????????? ?????, ? ?????? ??? ????????. ????, ????!..? ? ???????? ??? ??????? ???????, ????????????? ? ???????. ?? ???????? ?????? ??? ???????, ??????? ??????, ????? ? ????? ??. ? ?????? ????? ?????? ? ???? ?????? ???????, ?? ????? ?????… ??, ???????, ????? ? ?????, ??? ???? ??????? ? ?????????? ? ?? ???? ????????, ?????? ??? ??? ?? ??, ?????? ?? ??!.. ???, ??????????, ???? ??? ??? ???????: ??? ????? ??????? ?? ???? ?? ????????? ??? ???; ?, ???????, ? ?? ?????, ??? ????… ??, ?? ??? ?? ???????!.. ? ??????? ???????: ??? ? ? ?????, ???? ??? ??? ?????????? ????? ????????.. ?????? ??? ??? ?????? ????, ??? ?? ????? ?????, ?: ?????? ????? ??? ??? ???????????. ????????? ????????? ????????? ??? ?????? ?????. ?? ???? ???????? ???? ?????????? ?????????? ???????? ? ?? ??????? ????????? ????? ?????????. ??????? ???????: ???? ???? ? ???? ?????. ?? ??????? ??????????, ???????? ??????????, ?? ??????? ??????, ?????? ???????, ? ?? ?????, ? ?????? ????… ??? ??? ? ?????????? – ??????? ????? ??????????… ? ?????????? ??????? ???? ????? ???? ?? ? ?????????, ??? ???? ??? ???????? ??? ?????????. ??????? ???????? ?? ???????? ???????????? ????????. ????? ????? ?????? ???? ?????? ???????? ??????? ???????? ?? ?????????? ???. ?? ????? ???????? ??? ?? ???????, ? ?? ????? ?? ?????????? ???; ????? ?? ?????? ???? ? ?????? ?????, ?? ?????? ?? ?????, ?????? ???? ?? ????; ??? ???? ?????? ?? ???????? ??????????, ? ??? ????? ???????: ? ?? ?? ??? ????? ???? ? ????. ??????? ?? ??? ?? ?????, ? ????, ? ????? ???-?? ??????? ???????? ?? ?????. ?, ??????, ?????? ??? ????????, ????? ??????? ???, ????? ????????; ?? ?????? ?????? ? ?????????… ? ???? ????? ????? ????? ?? ???? ?? ????? ?????… ? ????? ?????????? ????.??????????? ?????? ?. ???????, ??????? ?????????? ????????, ??????? ?? ??? ???? ??? ???????????? ? ??????, ?????: ????? ??????, ????????? ?????? ?? ??????? ????, ????? ? ???????. ?. ?. ????????? ?????????? ??????????? ????????????, ??? ??????? ?? ???? ?????? ??????? ??????? ?????, ?? ????????????? ??????, ????????? ???. ????????? ???? ???? ????????? ????? ????????. ? ????? ????? ?? ????? ???????? ???????. ?????? ?????????? ????? ??????????? ????????, ????? ?????????? ???? ???????? ???????? ?????? ??????????, ???????. ?? ????? ???? ??????? ?????????? ? ?????? ???? ? ??? ??????. ???? ??? ????? ??????, ??????? ???????????, ?????????? ???? ???????? ???? ?? ?? ??? ??????? ???????? ??????? ???????, ?? ????????? ??????? ?? ?? ???????, ??? ??????? ??? ? ????. ??? ???????????? ????? ???????? ?? ????? ???????? ????????, ????? ? ???? ??? ?? ??????! ????? ?? ???? ??? ????? ?????????? ?????????? ?? ????? ? ??????! ??? ????????? ??????????, ????? ???????? ??????????????? ?????????? ? ??????????? ????????. ???? ??? ???????? ?? ??????? ?????????????? ??????? ?????????. ??? ??? ??? ???????? ??????? ????????, ??-?? ???????? ? ????????? ?????? ? ???? ????? ????? ?? ????? ???????????, ????? ??? ???? ????, ???? ? ??????? ????????? ????? ?? ???? ????????! ??? ??? ???????????? ???? ????????, ?????????? ???? ???????! ? ??? ??? ?????????? ? ??????? ???????? ????????? ???????? ?? ????? ??????. ?? ? ??? ?????? ????????, ??????? ????????? ?????, ??? ?? ????????????? ?????? ???????. ?? ??????? ???? ????? ???????, ?? ????? ?? ???? ???? ? ??????? ? ??????? ?????????. ???? ?????????? ??????? ???? ??? ?????? ???????, ?? ???? ???????? ???? ??????? ????? ??????????-????????? ????????????? ????????. ???????? ???? ??????? ????, ?? ??? ???????? ??????? ??? ??? ?????, ???, ??? ??????? ????????? ? ?? ???? ??? ?????????? ??? ????????, ??? ???????????? ??? ?????????! ???????? ??? ????? ????????, ???????, ????????, ?????? ??????? ? ???? ??? ?? ?? ???????? ? ????: ? ?????, ??? ??? ??? ????? ?????????, ??? ????? ???.. ?????? ??? ?????? ??? ????????? ? ?..-? ????, ? ?? ????? ? ???????. ???????, ??????? ???????? ????????, ? ??? ?? ??????????? ????? ??????, ? ???? ??????? ?, ?????????? ?????, ?????????? ????????????. ??? ?????????? ??????????? ? ???, ??? ??????? ??????????? ? ?????? ??????? ? ?????? ? ??????????? ?????. ??????? ?????? ???????????? ???????????, ?? ????? ????? ? ????? ??????? ????? ????? ????? ????????, ???????? ???? ???????? ? ???????????, ?????? ??????? ??? ??? ????? ?????.? ????? ?. ?. ?????????. ??? ????????? ?????? ????????? ????????? ?????? ????????. ?? ??????, ??? ?? ?????? ???? ?????, ?????????? ????????? ????????? ????????, ?? ? ?? ???????? ????, ? ??????????? ??????. ? ???????? ?????? ????? ???????…?????????? ?????? ???????????????, ??? ????? ???????? ???????? ????? ?????? ? ?????? ??????. ??????, ??????? ? ?????…??? ????????? ??????? ?? ????????, ???????? ?????? – ???????.???????????, ????? “?????” – ????????? ??????? “????? ?????? ???????”, ???? ???? ??????????? ????? ?????? ??????????…, ??????? ???????????.? ?? ???? ???????,

https://www.proza.ru/2019/09/02/1142

https://www.proza.ru/2019/09/03/817 “??????? – ??? ?????…” ?? ???? ????????. ????????? ????????? ????????????? ????????? ????????…

???????? ??????? 26.10.2019 23:42 • ??????? ? ?????????

Источник: https://www.proza.ru/2008/03/23/348

«Бэла» Лермонтова: краткое содержание. Знакомство

На одной из горных дорог Кавказа сходятся пути рассказчика, едущего из Тифлиса, и штабс-капитана Максима Максимыча. Новый знакомец — человек пятидесяти лет или около того, хорошо знает местность и отлично знаком с языком и традициями горцев. Рассказчик сразу понимает, что перед ним тот, кто давно живет на Кавказе и прекрасно понимает особенности этого края. Вечером на привале Максим Максимыч вспоминает о своей службе в крепости близ Терека. Там с его другом, Печориным Григорием Александровичем, произошла увлекательная история.

Рассказ Максима Максимыча

Образ Печорина впервые предстает перед читателем именно в главе «Бэла» Лермонтова. Краткое содержание рассказа Максима Максимыча можно начать с поездки Печорина и штабс-капитана на свадьбу старшей дочери чеченского князя. Здесь и происходит роковая встреча главного героя с младшей дочерью хозяина дома — Бэлой. Печорин сражен ее красотой и не может отвести от нее взгляда. Но он не единственный заметил очарование юной княжны. Казбич, бандит и лихой наездник, чей конь (Карагез) известен всей Кабарде, также не сводит своих огненный очей с девушки.

Максим Максимыч во время праздника выходит на улицу подышать воздухом и слышит разговор Азамата с Казбичем. Сын князя хочет заполучить коня разбойника и готов даже украсть для него Бэлу. Но бандит не соглашается. Зато узнавший об этом разговоре Печорин предлагает Азамату украсть для него коня в обмен на девушку. Юноша соглашается и ночью привозит Бэлу Печорину. На следующее утро Казбич приводит баранов в крепость на продажу. И пока они разговаривают со штабс-капитаном, Азамат уводит коня.

Максим Максимыч взывает к чести Печорина, но главный герой отвечает, что если теперь он вернет Бэлу, то князь продаст ее в рабство или убьет. И штабс-капитан соглашается с этим доводом.

Образ Бэлы начинает раскрываться в момент ее появления в крепости. Девушка оказывается запертой в комнате, к ней приходит только татарка и передает подарки Печорина. Княжна ведет себя недоверчиво, но постепенно поддается обаянию главного героя. Он заявляет, что Бэла не сможет полюбить, и готов отпустить девушку и уехать. Княжна останавливает Печорина и признается в любви. В то же время Казбич, уверенный, что Азамат украл его коня с позволения отца, убивает князя.

Максим Максимыч привязывается к девушке, а Печорин охладевает. Главный герой отправляется на охоту, и штабс-капитан, пытаясь развлечь Бэлу, ведет ее гулять на Здесь они видят всадника, в котором узнают Казбича. Бандит скачет на коне отца Бэлы.

Постепенно Печорин окончательно теряет интерес к княжне. Максим Максимыч снова вызывает главного героя на разговор. Печорин говорит, что его удел — причинять другим горе. И сам он не может найти своего счастья. С юных лет он пытался обрести свое предназначение, найти место в обществе, но терпел неудачи. Именно здесь возникает одна из ключевых проблем романа «Герой нашего времени». Глава «Бэла» иллюстрирует неприкаянность целого поколения, для которого не нашлось достойного занятия в России времен Лермонтова.

Для Печорина Бэла стала надеждой на счастье и любовь, но ожидания не оправдались. Его вновь одолели скука и безразличие. Как-то раз Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту. На обратном пути они слышат выстрел и видят Казбича. Бандит скакал во весь опор, а через седло его коня был переброшен белый сверток. Печорин бросился в погоню и подстрелил коня Казбича. Тогда стало ясно, что разбойник похитил Бэлу. И не желая с ней расставаться, Казбич ударил ее кинжалом.

Печорин привез Бэлу в крепость, где она промучилась еще два дня, а потом умерла. Главный герой долгое время болел, был в печали, а через три месяца уехал в Грузию.

Образ Печорина в главе «Бэла»

В главе «Бэла» открывается читателю со слов еще одного героя романа — Максима Максимыча. В данной главе описаны жизненные обстоятельства Печорина, его воспитание и образование. Здесь также впервые раскрывается портрет главного героя.

Читая первую главу, можно сделать вывод, что Григорий Александрович является молодым офицером, имеет привлекательную внешность, на первый взгляд приятный в любом отношении, у него хороший вкус и блестящий ум, прекрасное образование. Он аристократ, эстет, можно сказать, звезда светского общества.

Анализ главы

Анализ литературного произведения позволяет раскрыть все его смысловые грани. Особенно интересно рассматривать тексты, подобные роману «Герой нашего времени». Глава «Бэла» повествует о любви Печорина и Бэлы, черкесской княжны. Лермонтов не дает однозначного ответа, любил ли его герой девушку или просто забавлялся. Сам Печорин не может понять, насколько сильны были его чувства.

Возможно, его прельстила новизна, отличие Бэлы от привычных светских кокеток. Печорин признается, что его привлекает страсть и гордость горцев. Именно этого мог искать в девушке главный герой, но, возможно, он пытался обрести искреннюю привязанность и чувства.

Неоднозначно относится к своему герою сам Лермонтов. Бэла, анализ образа которой весьма примечателен, воплощает в себе искренность и эмоциональность. Именно эти качества в совокупности с красотой могли привлечь Печорина. Но недолгим оказывается интерес главного героя. Охладевая к искренне влюбленной девушке, он губит ее.

История создания

В 1836 г. Лермонтов пришёл к идее создания романа о своём современнике — молодом человеке, в душе которого таятся все мыслимые и немыслимые противоречия, свойственные тому времени. При этом автор опирался на «Евгения Онегина»: фамилия героя подбиралась по принципу аналогии с пушкинским героем. Так, главный герой романа «Герой нашего времени» стал Печориным (Онега и Печора — крупные реки России).

Замысел романа ещё не был оформлен, когда до Лермонтова дошло трагическое известие: умер его кумир Александр Сергеевич Пушкин.

Лермонтов отправился в путешествие на Кавказ. Там ему удалось определиться с родом деятельности главного героя будущего романа: если Онегин был скучающим праздным дворянином, то Печорин — молодой офицер, храбрый и бесстрашный, но в то же время раздираемый внутренними противоречиями.

Тогда же родились замыслы касательно главных персонажей романа: влюблённая черкешенка (чей образ отсылает нас к «Кавказскому пленнику» Пушкина), гордая княжна, которая тоже влюбится в Печорина (образ чем-то сродни Татьяне Лариной), романтические горцы и контрабандисты, а также вполне привычные представители светского общества (дворяне).

Роман издавался фрагментами. Но тот невероятный успех, который снискали опубликованные части, сподвиг Лермонтова соединить главы в цельную книгу.

Проблематика:

  • смысл жизни;
  • предопределение судьбы;
  • индивидуализм;
  • свобода выбора;
  • проблема счастья;
  • вопросы добра и зла.

Смысл названия: задачей Лермонтова было обозначить черты героя времени. Григорий Печорин представлен как талантливый молодой человек, который не может воплотить в жизнь свои таланты, так как общество его не принимает, а царский режим оказывает противодействие. В результате герой времени по Лермонтову томится в своей жизни, как в плену.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман.

Жанровые особенности: «Герой нашего времени» — это роман, который объединяет в себе ряд повестей. В русской литературе такой приём был достаточно популярным (можно вспомнить «Повести Белкина» А. С. Пушкина и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя). Но Лермонтов объединяет повести в роман не сквозным образом рассказчика (каковым был Белкин у Пушкина и Рудый Панько у Гоголя), а образом главного героя — Григория Печорина.

Время и место действия: действие происходит в начале XIX в. на Кавказе.

Бэла

Характеристика Бэлы во многом определяется ее происхождением: она черкешенка и дочь князя. Ее искренность, открытость и дикость объясняются национальными особенностями горцев. Бэла близка к природе, обладает внутренней гордостью и стремлением к свободе.

Оказавшись в плену, она замыкается и отвергает подарки. Но постепенно в ней просыпается любовь, которой она отдается всецело, не раздумывая и не сомневаясь. Но как только Печорин к ней остывает, Бэла готова сама уйти: «Я не раба его. Я княжеская дочь!»

Таким образом, характеристика Бэлы говорит о ней как о жертве разных культурно-исторических общностей. Принадлежность героини к горцам определила ее смерть от рук Казбича, который руководствовался законами предков.

Отношение Бэлы к Печорину

Бэла любила Печорина искренней и преданной любовью. Бэле было всего 16 лет, она хотела быть гордой и независимой, но ее юная натура не смогла устоять перед таким опытным обольстителем. Как и княжна Мери, она готова на все ради любимого. И если сначала она скучала по отцу и предавалась унынию, то потом весь ее мир сосредоточился на одном человеке. Ее совершенно не смущало, что Печорин выкрал ее из дома, оторвал от семьи. Даже когда девушка поняла, что Печорин холоден к ней, она его не осуждает, а продолжает любить его всем своим огромным сердцем.

Печорин был единственным мужчиной, которого Бэла любила. Это можно проследить по следующей цитате: «…Да, она нам призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления. Да, они были счастливы!…»

Смерть Бэлы безусловно повлияла на Григория Александровича. Однако на ее похоронах он ни разу не заплакал, а когда Максим Максимович попытался его утешить – даже рассмеялся.

Бэла и Печорин

Как уже было отмечено выше, не дает однозначной оценки своим героям Лермонтов. «Герой нашего времени» (герои первой главы нами уже рассмотрены) — роман, отразивший многие противоречия человеческого характера. Писатель изображает двух персонажей, совершенно противоположных по своему происхождению и взглядам.

История любви героев построена на противоречиях. Сначала читатель видит страсть Печорина и равнодушие, которое воплощает Бэла. Характеристика героев постепенно меняется на противоположную: в девушке разгораются чувства, а Печорин остывает. Противоречивость героев приводит их любовь в трагедии.

Трагический финал

Судьба Бэлы складывается трагическим образом. Девушка выходит за пределы крепости, где её хватает разбойник Казбич. Он пытается скрыться со своей добычей, но его догоняют. Тогда разбойник наносит удар кинжалом девушке в спину.

Бэла не умирает сразу, а мучается ещё какое-то время, но помочь ей уже ничем нельзя. Последние её дни как нельзя лучше показывают характер героев произведения. Юная черкешенка оказывается куда благороднее столичного аристократа. Она даже в бреду постоянно повторяет имя возлюбленного. Красавица жалеет лишь, что они не встретятся на небесах, так как у них разные религии.

Печорин проявляет равнодушие, он не чувствует себя виноватым в смерти девушки. В день её похорон он почему-то смеётся, когда его пытаются утешить.

Стоит отметить, что историю Григория и Бэлы рассказывает сослуживец главного героя — Максим Максимыч. Автор пытается донести до читателя, что для Печорина отношения с Бэлой являются лишь сиюминутным увлечением. Девушка могла бы быть счастливой, если бы не встретила Григория. Характеристика героев позволяет написать сочинение на тему: «Зачем Печорину понадобилась любовь Бэлы?».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: