Вожеватов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

Василий Вожеватов — один из героев пьесы Островского «Бесприданница». Он очень молодой человек. Несмотря на юные лета, он состоятелен. Вожеватов так богат, что не все его состояние — его заслуга. Однако, молодой человек не упускает возможности похвастаться им. Он не знает цену деньгам и разбрасывается ими на все стороны.

Василий Вожеватов работает представителем торговой фирмы или, иначе говоря, является купцом.

Герой смог купить пароход у Паратова, который разорился. Он часто упоминает свою покупку, особенно когда речь заходит про парижскую выставку.

Вожеватов — частый гость в доме Огудаловых. Он с детства дружит с Ларисой. Девушка доверяет ему. Иногда Лариса просит у Вожеватова совета, помощи. Между ними хорошие отношения, однако молодой человек не собирается жениться на Ларисе. Тем временем он развращает ее. Привозит ей книги, запрещенные для чтения, например.

Василий Вожеватов не отличается высокоморальностью. Он является безнравственным человеком. Например, в трактире он пьет шампанское из чайника, чтобы никто не догадался. Вожеватов также предлагает другим женихам бросить жребий, чтобы узнать, кому достанется Лариса. Также этот герой является хитрым, подлым, безразличным.

При всем этом Василий Вожеватов — уважаемый человек на хорошем счету. Он стильно одевается. Молодой человек очень любит шутить. Иногда даже сложно понять, где он шутит, а где говорит серьезно. По этой причине в пьесе часто возникает непонимание между Вожеватовым и остальными героями. Он не всегда говорит правду, любит приукрасить.

Вожеватов, по мнению остальных героев, является остроумным, но глуповатым и самодовольным мальчишкой. Кнуров и Карандышев не принимают его всерьез, не считают соперником.

Образ героя — отрицательный. Этот герой очень жесток по отношению к Ларисе, когда ее бросает Паратов. Он не хочет помогать ей, потому что жребий не выпал ему. Теперь девушка должна принадлежать Кнурову, на которого Вожеватов перекладывает свою ответственность. Молодой человек никогда никого не любил, по его признанию. Он и не может полюбить, так как не склонен к состраданию, милосердию. Вожеватов относится к Ларисе как к вещи. Его не волнуют чувства и эмоции девушки.

Вожеватов — это равнодушный и приземленный лицемер. Этот герой не имеет положительных качеств и отрицательно оценивается автором.

Характеристика 2

Василий Вожеватов — второстепенный герой «Бесприданницы», друг детства главной героини, Ларисы Огудаловой. Несмотря на свою молодость, Вожеватов очень богат. Вероятно, он сам нажил свое состояние. Герой не теряет возможности похвастаться своим богатством. Он привык к роскоши и комфорту. У Вожеватова столько средств, что он смог купить пароход у Паратова, на котором планировал отправиться на выставку в Париж.

Автор не описывает подробно внешность героя. Он упоминает лишь то, что Вожеватов носит европейский костюм, а также выглядит недурно.

Вожеватов — частый гость в доме Ларисы Огудаловой. Девушка искренне доверяет своему товарищу, но Вожеватов не может оправдать ее надежды. Он только делает вид, будто бы ему интересна ее судьба, будто бы его волнуют чувства и переживания девушки. При этом герой не ставит перед собой цели жениться на Ларисе. Она его не привлекает.

В отношении героя к девушке проявляются такие чувства как поверхностность, эгоизм, малодушие, черствость, скупость. Вожеватов — человек уважаемый, которому всегда рада мать Ларисы, однако, герой любит за спиной родительницы вручать девушке непристойные книги, угощает ее шампанским и всячески развращает. Это говорит о его равнодушии к Ларисе, а также о порочности, присущей герою.

Апогеем этих чувств становится предложение Вожеватова бросить жребий ему и Кнурову, чтобы понять, кому достанется девушка. Этот эпизод позволяет понять, что Вожеватов относился к Ларисе как к вещи, а не как к человеку. Он не видел ее душу, а видел лишь привлекательную обертку. В этом выражается его холодность и испорченность.

В дальнейших событиях показывается его подлость и ненадежность. Вожеватов перестает общаться с Ларисой и помогать ей решать ее проблемы. Он в вежливой форме показывает ей свое равнодушие. Вожеватов оказался плохим товарищем, для которого дружба с девушкой не имела никакого значения. Это приятное времяпровождение было для него не больше чем развлечение, возможность занять свободную минуту. Вожеватов никогда не любил девушку как друга.

Несмотря на свою подлость, низость и малодушие Вожеватов был очень уважаем в городе. Однако, Карандышев считал его пустым и глупым человеком. В этом он, бесспорно, был прав, ведь душа Вожеватова не имела нравственного содержания. Он вносил в окружающий его мир лишь разврат, зло и ненависть, завуалированные в вежливые обращения и показное приличие.

Другие темы: <- Паратов в произведении Бесприданница? ОстровскийКарандышев в произведении Бесприданница ->

`

Вожеватов и Лариса

Мужчине нравится Лариса,

«…бывать у них в доме большое удовольствие».

Он считается другом для бесприданницы, но это мнение Ларисы. Сам Вожеватов смотрит дальше. Тайные знаки подсказывают, что воображаемые планы дальновидного мужчины в отношении талантливой красавицы существуют и волнуют купца. Он пытается сблизиться с Ларисой так, чтобы она начала ему доверять не как другу, а как мужчине. Речи о замужестве не идет. Безнравственный друг первый предлагает воспользоваться ситуацией, когда Лариса остается опороченной после ночи с Паратовым. Кажется, что такой исход только радует молодого дельца. Страшен способ жеребьевки, предложенный Василием. На человеческую судьбу играют в орлянку:

«орел или решетка».

Бросают монету. Автор показывает, как дешево стоит жизнь красавицы. Вожеватов проигрывает, но нет ни капли сожаления:

«Значит, мне одному в Париж ехать. Я не в убытке, расходов меньше».

Девушка идет к первому в Вожеватову. Она просит помощи и поддержки:

«…что мне делать – научи!».

Купец становится истинным представителем своего сословия. Он отказывает девушке:

«…Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы…я ничего не могу».

Бесприданница не понимает, почему он так сторонится ее. Она просит только пожалеть ее, но купец, верный слову, данному Кнурову, уходит поспешно в сторону:

«…Не могу, ничего не могу».

Видно, как злорадная усмешка играет на его лице, молодом и здоровом. Встает вопрос: Мог ли мужчина остановить трагедию? Ответ однозначен – нет. Больше того, скоро сам Вожеватов будет вести себя как Паратов, топтать чужие судьбы, уничтожать чувства.

Популярные сочинения

  • Сочинение Гражданская война в романе Шолохова Тихий Дон
    В своих произведениях Шолохов очень часто затрагивает темы человеческой натуры, которая, как он утверждает, очень переменчива, и если сегодня человек говорит о том, что он желает лишь мира во всём мире
  • Сочинение-описание по картине Русская Зима Крылова (3 класс)
    Картина «Русская зима» Никифора Крылова не так знаменита, как другие зимние пейзажи, но она очень интересная. Это полотно нарисовано с натуры. Не многие зимние пейзажи могут похвастаться этим
  • Сочинение Душевные силы (9 класс рассуждение)
    Начнем наше рассуждение с того, а что же такое силы и откуда они у нас берутся?

Характер купца

Василий Данилыч очень хитрый человек. Не зря его называют плутишкой. Отношения с людьми он строит, используя именно это качество. Хитрость помогает найти выгоду, скрыть истинные планы. Кнуров признает молодого купца, выбирает его из всего провинциального общества для общения, причем он не просто снизошел до него, а видит в нем будущего крепкого хозяина.

«Хорошей ты школы, Вася, хорошей».

Для Вожеватова он подбирает эпитет – негоциант. Слово понятно не многим, обычный человек может в нем и не разобраться. Негоциант – оптовый торговец, человек который находит крупные торговые сделки. Кнуров про Вожеватова:

«…серьезный из тебя негоциант выйдет».
Не согласиться сложно. Хитрость купца живет рядом с остроумием. Любое свое действие купец может прикрыть благочестием: утренним кофе спрятать шампанское, развратную книгу – французским романом. Легко обманывает купец актера, появившегося в городке с Паратовым, — Робинзона. Обещание свозить в Париж оказывает походом в местный трактир. Василий ни разу не был влюблен, более того он не способен любить. В его отношениях к женщинам чувствует желание их использовать. Безнравственность выдается за простоту и широту души. Налицо подлость и низменность души.

Жанр, направление, конфликт

Пьеса «Бесприданница» написана в жанре психологической драмы. Главные герои произведения изображены в действиях, столкновениях. В пьесе присутствует острый конфликт, изображенный на фоне общества.

«Бесприданница» относится к такому литературному направлению, как реализм. Пьеса отражает действительность, происходит социальная детерминация личности — характер героев обуславливается общественной средой. В драме присутствует глубокий психологизм, Островский вводит в произведение тип «маленького человека» (Карандышев), тип «лишнего человека» (Лариса Огудалова).

В пьесе можно рассмотреть несколько столкновений. Юлий Капитонович Карандышев и Лариса Огудалова выступают в пьесе как герои, находящиеся в противостоянии с обществом. Только Лариса находится в роли «лишнего человека», которому тяжело существовать в эпоху буржуазного общества в силу своей уникальной, глубокой личности. В то время как Юлий Карандышев принимает роль «маленького человека», который безнадежно пытается доказать свою значимость и важность перед обществом, которое лишь насмехается над ним. Безвыходность положения является одной из причин, по которой он решает взять Ларису замуж. Бедность не позволяет обоим героям реализовать себя — конфликт материального и духовного прослеживается на протяжении всей пьесы.

Сочинение Кнуров в пьесе Бесприданница

Мокий Парменыч Кнуров — является персонажем одного из произведений Островского «Бесприданница». Он уже далеко не молодой человек, накопивший немало денег. Он видный предприниматель, имеющий огромное состояние. Это настоящий деятель из города, под названием Бряхимов, по рассказам работника буфета Гаврилы.

В самом начале произведения уже становится понятно, что у Мокия присутствуют личные привычки. К примеру, одно из его любимых занятий, является прогулка по тротуару, чтобы нагулялся аппетит. Также он довольно часто приходит в местную кофейню, но разговаривает исключительно с человеком, который по положению примерно равен ему. Чтобы найти подходящего себе по рангу того, с кем можно будет побеседовать, он предпринимает поездки в Москву, Санкт-Петербург и наконец уезжает за границу. Окрестные люди относятся к его личности с большим почтением. Господин Вожеватов, увидавшего нашего героя, раскланивается. А госпожа Огудалова с уважением и некоторым волнением принимает его в гости, всем своим выражением указывая, что для неё большая честь, иметь дело с таким человеком.

Герой вполне признаёт красоту и уверен, что возможно купить абсолютно всё, в том числе и любовь. Он находит некую Ларису Дмитриевну бесценной драгоценностью, а он сам — якобы художник-ювелир. Кнуров согласен потратить немалое состояние, чтобы сделать бедную, однако симпатичную Ларису своей любовницей. В частности сам Мокий Парменыч предлагает Харите Игнатьевне денежные средства для подвенечного платья, а также приданого Ларисы. Ко всему этому, также делает намёк, что, в том случае, если девушка откажется от него, то он предложить ей пожизненное содержание.

Кнуров на самом деле желает Ларисе только добра и счастья. Он от всего сердца жалеет, что она собирается замуж за необразованного и мелкого чиновничка, как Карандышев. Как думает он, Ларисе в скором времени после свадьбы надоест жить с этим бедняком., потому что он зарабатывает куда меньше чем Кнуров. А посему, он выказывает желание, чтобы она отправилась вместе с ним в столицу Франции на выставку и оставила свою глупую затею о замужестве с этим мелким человеком.

История создания

Идеи своих произведений Александр Николаевич Островский черпал из судебных дел — в 1843 году по желанию отца он устроился писцом в Московский совестный суд. Затем ему на некоторое время пришлось быть в роли мирового судьи Кинешемского уезда. Наблюдая за различными судебными разбирательствами, Александр Николаевич вдохновлялся самыми острыми бытовыми и социальными конфликтами.

Александр Островский был театральным драматургом, поэтому все пьесы писал в относительно короткие сроки. Однако пьеса «Бесприданница», идею которой автор задумал 4 ноября в 1874 году, была полностью готова только к 17 октября 1878 года. Параллельно с «Бесприданницей» А.Н. Островский написал еще несколько пьес: «Волки и овцы», «Богатые невесты», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва».

Смысл названия пьесы очевиден. Лариса Огудалова — девушка, произошедшая из дворянской, но небогатой семьи. Лариса совсем не имеет приданого, чтобы найти себе «достойного» и богатого жениха. Однако таланты Ларисы выделяют ее среди остальных, поэтому представители «высшего общества» не против познакомиться с главной героиней.

Автор считал свою сороковую, юбилейную, пьесу лучшим произведением, которое он когда-либо написал. Но «Бесприданницу» встретили весьма холодно. Критики и давние поклонники Александра Островского были довольно разочарованы пьесой — её сочли заурядной и скучноватой, к тому же с банальным сюжетом. На многие годы о «Бесприданнице» забыли.

Вывод

Паратов в пьесе появляется в ореоле героя, насмешливого и скептического, которому всё подвластно и всё позволено. Все преклоняются перед ним, а вернее, перед его богатством, уже несколько порастраченным, но вновь почти обретённым, и Лариса смотрит на него влюбленными глазами. В обаянии наглости ему отказать нельзя.

Уже заранее жаль его богатую невесту: что может случиться с ней, когда Паратов промотает и ее богатства?

Образ Паратова — это новый образ «героя своего времени», образ дельца, пришедшего на смену «лишним людям».

Характеристика образа Паратова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Основная идея

Александр Николаевич Островский показал, насколько преувеличено значение денег и богатства в обществе. Материальное «выедает» все духовное, все человеческое, что должно присутствовать в людях. Неверно расставленные приоритеты общества приводят к неисправимым трагедиям. Лариса страдает из-за своей бедности, из-за общества, которое вознесло деньги как главную ценность. Это и есть смысл ее трагедии. Героиня не имеет права на искренность — ее тут же используют, она не имеет права любить — без приданного она никому не нужна. Девушка существует в таком обществе только за счет внешних и внутренних качеств. Здесь Лариса Огудалова как красивая игрушка — все делают ей подарки, предлагают свое покровительство. Однако жениться на ней никто не спешит.

Обстоятельства вынуждают Ларису выйти замуж за смешного, жалкого Карандышева, который не замечает своей комичности. Это заставляет Ларису чувствовать себя еще более униженной, она не может смириться с ролью материальной вещи. В финале пьесы отчаянная Лариса соглашается быть куклой, жить ради материальных благ, развлекать своей личностью высшее общество. Несчастный случай избавляет ее от такой жизни — она благодарна Карандышеву, что он, в порыве ревности, стреляет в Огудалову. Лариса умирает счастливой, она чувствует избавление от гнета обстоятельств, от унижения и фальши. Главная мысль финала – радость избавления от унизительной сделки, на которую девушку вынуждали сильные мира сего.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: