Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

  • Анализ стихов
  • Брюсов
  • Творчество

Являясь сторонником символизма в литературе, В.Я. Брюсов в стихотворении «Творчество» представил своеобразное видение протекания творческого процесса. Воплощение идеи происходит с помощью размытых образов, не совсем понятных читателю на первый взгляд. Они лишены динамики («трепещит тень», «тень колышется», «руки полусонно чертят»).

Автор будто со стороны наблюдает за равномерностью в исполнении задуманного. Путь создания долог. Начало стихотворения представляет мысли поэта в предвкушении рождения нового, долгожданного труда как результата долгих раздумий и мечтаний.

Создавая необычные формы («месяц обнаженный», «звуки ластятся», «фиолетовые руки»), творец дает знать, что он поэт своего времени — времени, когда властвуют символы. Использование своеобразной лексики (луна, ночь, тишины, тайна) происходило в момент вдохновения поэта, которое не покидает его на протяжении всего произведения. Лишь в последней строфе, чувствуя развязку, он с удовлетворением говорит о тайнах «созданных созданий». Этот путь окутан тайной. Связано это с тем, что творческий процесс индивидуален. Каждый, кто имеет талант, имеет и право на свободу самовыражения, таит в душе загадку. Тайна раскрывается лишь тогда, когда поэт достигнет желаемого.

Композиция стихотворения необычна. Последняя строка в каждом из пяти четверостиший занимает место второй строки последующей строфы. Подобный повтор ставит акцент на фразах, которые автор выделяет на фоне остальных. Все, что вначале было тенью, призрачным, к концу стихотворения приближается к моменту истины, мысли приобретают формы, становятся реальностью.

Образы в стихотворении не выразительны. В их изображении отсутствует четкость границ, смысловая нагрузка. Это приводит к мысли о том, что процесс, в результате которого возникает творческий шедевр,также выглядит нелепо в начале пути. Сначала заметны лишь наброски будущих произведений («лопасти латаний», «прозрачные киоски»), которые впоследствии должны вылиться в «создание».

Среди художественных средств особое место занимает аллитерация, насыщенная звуками (р), (с), (з). Они передают необычную атмосферу, завораживающую музыкальность.

Читая текст, не остается сомнений, что поэт описывает состояние в момент подъема сил, эмоций, в момент воодушевления. К использованным средствам, которые имеют выразительность, относятся олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»), эпитеты (звонко-звучная тишина, обнаженный месяц). Они подчеркивают спутанность сознания в начале создания работы.

Направление, которого придерживался В.Я. Брюсов, дает возможность читателю додумать, предлагает свободу воображению.

Полный текст стихотворения «Творчество» Брюсова

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене.

Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

Вариант №3

Стихотворение В.Брюсова «Творчество» датировано 1-м марта 1895 года. Это яркое и резонансное творение своего времени относится к символизму – новому течению в русской литературе, «Золотой век» которой в конце XIX века сменился «Серебряным». Это была другая, новая, свободная от условностей литература. Простые, постижимые произведения пушкинской поры уступили место сложным, загадочным и многогранным.

Так о чём же стихотворение Брюсова, сотканное из туманных и витиеватых выражений? На грани двух миров – зримого и незримого, между сном и явью происходит священнодействие, именуемое творчеством. Явления из сна и реальности переплетаются, синхронизируются. Для поэта творческий процесс начинается с колыхания теней «несозданных созданий», с присутствия неких хаотичных звуков в пространстве, из которых впоследствии родится его детище. В то время, как «тень несозданных созданий колыхается во сне», то в физическом мире полусонному взгляду поэта открывается «колыхание латаний на эмалевой стене». По мере того, как шаг за шагом рождается его творение, меняется и картина реальности, где тени латаний превращаются в «фиолетовые руки», что «чертят звуки». Затем ощущается нарастание тона, ведь вырастающие, «словно блестки», «прозрачные киоски»– это кульминация, заработавший с максимальной интенсивностью процесс творения. Похоже, вызвавший в своё время немало вопросов «обнажённый месяц» при лазоревой луне и есть тот абстрактный символ творения, плод, логическое завершение процесса созидания.

В последнем четверостишии чувствуется умиротворение и блаженство, какое наступает после проделанной работы. И звуки, уже »прирученные», нежно ластятся к творцу.

Несмотря на необычное содержание, «Творчество» написано в классической форме, четырёхстопным хореем и перекрёстной рифмой. Брюсов использовал много эпитетов (фиолетовые руки, звонко-звучная тишина, прозрачные киоски, месяц обнаженный), применил повторы (при лазоревой луне, на эмалевой стене), аллитерацию (звуки [з], [н]).

Примечательно, что поэт не уходит полностью в свой мистический мир, а словно держит под контролем реальный, который ограничивается эмалевой стеной и тенями на ней. «На эмалевой стене» повторяется трижды на протяжении всего стихотворения и завершает его.

Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова

Вариант 1

Стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова во многом наполнены символизмом и образностью. Они не всегда понятны читателю с первого раза, в них нужно вникать, перечитывать несколько раз, чтобы полностью осознать и впитать в себя их многогранные смыслы. К теме творчества он обращался, когда писал стихотворение “Юному поэту”. Для неподготовленного читателя его произведение «Творчество» может показаться бредом умалишенного человека.

«Творчество» было написано в марте 1985 года. Оно вошло в первый сборник стихотворений «Шедевры». В этом стихотворении поэт отображает сам процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. Именно эта непонятность, образность навевает на читателя ощущение безумия.

В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое – образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.

Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего. Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».

Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками, эмалевая стена создает ощущение белого, хотя имеется в виду вовсе не ее цвет, а текстура. Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.

Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на 1-м слоге, рифма перекрестная, с чередованием мужской и женской. В качестве литературных приемов используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).

Творчество иллюзорно и бесконечно, его нельзя постичь в полной мере. Иллюзорный образ растает, рассыплется на ярком свету под взором критика, не давая рассмотреть себя стороннему глазу, ибо такова его хрупкая природа.

Вариант 2

Валерий Брюсов был незаурядным человеком. Он был представителем символизма и развивал это течение согласно постулатам Рембо, Верлена, Маларме. Брюсов мог посвятить целое стихотворение бледным ногам. Но обычно героями произведений поэта становились сильные и также незаурядные люди. Брюсов находился под влиянием философии Ницше, и это заметно.

В стихотворении «Творчество», однако, конкретного героя нет. Повествование ведётся от лица некоего наблюдателя, отрешённого от происходящего. Он смотрит и описывает. И делает это причудливым языком, странными образами, которые, однако, образуют чёткую и ясную картину.

«Творчество» сложно описывать, как сложно описывать творческий процесс. Стихотворение воздействует больше на зрение, чем на слух. «Тень несозданных созданий колыхается во сне» — как это перевести в привычный язык? И тем не менее, образ довольно понятный. Его можно назвать причудами воображения того, кто увлечён творческим процессом.

Этот человек чертит звуки фиолетовыми руками на эмалевой стене. Здесь нельзя отождествить образ с созданием картины пальцами, потому что на стенах картины мало кто создаёт. Скорее, герой просто водит по стене руками. Почему они фиолетовые? Потому что действие происходит ночью. Посмотрите ночью на свои руки. Какого они цвета?

И тишина звонко-звучная. В ней происходит действо. Почему тишина звучит? Потому что работает воображение, память. Отсутствие звуков снаружи компенсируется наличием звуков внутри. Сознание воспроизводит свои звуковые картины, и их тоже можно назвать тенью несозданных созданий. Вот так тишина может звучать.

Из-под рук чудом вырастают прозрачные киоски, лазоревая луна. Как такое возможно? Здесь, по-видимому, описан процесс чистого творчества, божественного творчества, по недоразумению природы совершаемого человеком. Он просто водит руками по стене, и создаётся целый мир. Может, это ему только снится. Сон, где человек творит новую реальность. Язык стихотворения не опровергает эту интерпретацию.

И то, что было тенью несозданных созданий, стало тайнами созданных созданий. Творчество совершилось, и оно мило создателю. Непостижимый процесс творчества всё же можно выразить словами, что доказал Брюсов в своём произведении.

Вариант 3

Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики.

Читая стихотворение “Творчество”, невольно задумываешься: “Кто мог написать эти строки? Безумец, место которому только в психиатрической больнице”. Так считали и многие современники автора этих строк. Действительно, в стихотворении все необычно, не укладывется в рамки сознания. “Фиолетовые руки”, которые “чертят звуки”, “месяц обнаженный”, “звуки ластятся”…Бред, абсурд!

Но если взглянуть на картины Марка Шагала, кубические лица Пикассо — увидим, что само искусство того времен было абсурдным, но не лишенным смысла. Все это объясняется тем, что эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве.

Необходимо также помнить, сто Брюсов- “отец русского символизма”. Именно ему принадлежат слова, что “символизм — поэзия намеков”.

В стихотворении “Творчество” Брюсов описывает то состояние, в коором пребывает творецц в минуту вдохновения. Автор говорит о двух мирах: реальном и ином мире, где уже есть все, что будет им создано. И если в начале стихотворения говорится о тени “несозданных созданий”, то в конце речь идет об уже воплотившихся творениях (“тайны созданных созданий”), но тем не мене полных тайн. Творчество продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, воздушно.

Брюсов соединяет в стихотворении зрительные и звуровые образы: “прозрачные киоски”, “звонко-звучная тишина”, ” при лазоревой луне”. Очень интересна композиция стихотворения, оно насыщено звуковыми повторами. Последняя строка превой строфы повторяется как вторая строка следующей строфы, а последняя строфа возвращает нас к первой.

Это интересно: Ранние стихи Мандельштама и зрелая лирика поэта.

Анализ стихотворения «Творчество» (В.Я. Брюсов)

Анализ стихотворения «Творчество» (В.Я. Брюсов) невозможен без понимания внутреннего мира автора, знакомства с его биографией. А жизнь Брюсова была интересной и разнообразной, что неудивительно для человека с таким не дюжим талантом. Ведь Брюсов – это не только автор несколько странных и далеко не каждому понятных символистских стихотворений, но он был еще и прозаиком, драматургом, переводчиком. Брюсов активно участвовал в издании альманахов и журналов, был редактором нескольких отделов Большой советской энциклопедии. Все это говорит о том, что перед нами разносторонне развитая, творческая, увлекающаяся личность писателя. Но и все это не поможет читателю легко понять его стихотворение «Творчество», ведь при первом его прочтении не удивительно впечатление об авторе, как о душевнобольном человеке.

«Творчество» было написано Брюсовым в 1895 году, когда он учился в университете. А молодого поэта оказало большое влияние творчество французских символистов. И уже его первые произведения, созданные совсем юным писателем, были написаны в духе символизма. А это значит, что добираться до сути стихотворения читателю придется через разгадки и скрупулезную расшифровку множества символов и образов.

Но вот название стихотворения говорит само за себя, и читатель настраивается на поиск основной мысли в строках из большой и разнообразной темы поэта и поэзии. У каждого поэта она своя. У раннего Брюсова процесс творчества, на мой взгляд, кажется чем-то потусторонним, парящим над головой художника. Как будто сами рождаются слова в его потоке мыслей. И именно из этого складывается идея стихотворения о том, что искусство невозможно постичь полностью и до конца никому, даже художнику, а процесс творения сложен и порой непонятен простому обывателю. Поэтому, наверное, и анализ стихотворения не может быть легким.

«Творчество» написано четырехстопным хореем, который, как, пожалуй, больше ни в одном другом стихотворении, так активно не принимает участия в создании общего настроения загадки и тайны произведения. Необычна и композиция стихотворения. Мало того что для читателя нет в нем привычного деления на темы, ее особенность в том, что строка одного четверостишия повторяется в следующей строфе. С помощью этого создается ощущение загадочной обстановки, образы то приближаются, становясь более четкими, то отдаляются, практически исчезая из поля зрения.

В итоге же все стихотворение, каждая его строчка, каждое слово и звук подчиняются единому смыслу – рождению поэтического произведения. Но автор передает нам этот процесс без лирического героя, а с помощью бесконечных образов и символов, как будто только позволяя лишь слегка коснуться его внутреннего мира.

Всмотримся повнимательнее в символы брюсовского «Творчества». Что же может увидеть читатель?

А читателя с первых строк встречает образ «тени несозданных созданий». Скорее всего, так автор передает нам состояние своей души вначале пути создания произведения. Он и сам еще не до конца представляет себе, во что в результате сложатся его строки, какие еще образы появятся в них. Сейчас есть только их тени, наметки, контуры, которые и служат толчком, музой.

Тень эта даже не появляется, а «колыхается» в легком движении, колеблется. У нее пока нет четкой траектории и оформленного смысла. Здесь же читатель видит и символ сна, излюбленный в среде символистов. Сон – это мечта. Во сне поэт может оторваться от грубой реальности. И именно там, в его мечтах, среди теней и образов, зарождается творчество.

Образ теней автор сравнивает с не менее странным образом «лопастей латаний». Но на самом деле латании – это пальмы, а их листья представляются огромными лопастями, которые видит автор в своем сне. Они колыхаются на стене, создавая тем самым загадочные узоры, оживающие в темноте.

Но вот во второй строфе возникает вполне уже реальный образ рук на той же эмалевой стене:

Фиолетовые руки

На эмалевой стене…

Эти строки можно понимать двояко. Так загадочные и экзотические пальмовые листья-лопасти постепенно начинают напоминать уже человеческие руки. Таким образом Брюсов проводит тонкую грань между миром мечты и реальностью, типичными для всех символистов. Именно в полумраке в состоянии дремоты способны пересекаться два противоположных конфликтующих мира.

Во второй строфе цвета и звуки сливаются воедино. Так руки «фиолетовые» от ночного света, а тишина «звонко-звучная» потому, что ночью звуки засыпают, и только в мыслях автора звучит поэзия. А может быть, это тишина настолько глухая, что еще не позволяет родиться на свет звукам и указывает нам на то, что здесь правят образы.

В третьей строфе снова встречает читатель образ обывательский и даже несколько сниженный – это образ киосков:

И прозрачные киоски…

Но наверное, каждому из нас нужно перевоплотиться и начать чувствовать так же, как автор стихотворения, чтобы увидеть киоски на месте беседок в ночном саду. И снова в этом можно заметить двоение миров. И все-таки темнота и тишина ночи проглатывают мир реальный, погружая нас все глубже в мир поэзии, таинственный и безграничный. Иначе как тогда можно объяснить появление и смешение образов киосков, вырастающих «при лазоревой луне»? Автор сравнивает их с блестками, совершенно непохожими на те образы киосков, которые мы привыкли видеть в мире земном. Вот и получается, что даже вполне бытовые предметы обретают загадочные черты. В этих же строках нельзя не заметить, как расширяется пространство стихотворения. Границы расширяются, творчеству становится тесно «на эмалевой стене», и оно стремится дальше.

В четвертой строфе все отчетливее проявляют себя звуки, становятся разнообразнее:

Звуке реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Они все такие же неопределенные и нечеткие. Звуки здесь похожи на тени, потому что так же хаотично и полусонно передвигаются в пространстве. Они бесшумно реют над землей и «ластятся» к автору. Этот глагол намекает читателям о существовании лирического героя в стихотворении, делая его создателем, творцом своего поэтического мира, в котором даже звуки подчиняются его воле.

Обращает на себя внимание и эпитет «месяц обнаженный». Я думаю, что в воображаемом мире писателя у образов нет причин скрываться за обманчивыми одеждами. Перед ним открыты все возможности поэзии. Только мастеру доступно видеть это.

Последняя строфа – это итог стихотворения, торжество поэта-демиурга, собравшего вокруг себя звуки и тени, время и пространство. Теперь все с трепетом готово подчиняться ему, а тайны раскрыты:

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне…

Так, читатель может почувствовать весь спектр эмоций поэта при создании стихотворения. Легкая тень намека на произведение вырастает к концу стихотворения в целое победоносное торжество поэта. Здесь процесс творчества у Брюсова похож на взятие крепости.

Самым ярким средством художественной выразительности в стихотворении можно назвать цветопись и звукопись. Умело передает автор с помощью цвета и звука свое настроение и атмосферу тайны. Так стихотворение окрашено в фиолетовый, лазоревый, блестящий цвета, добавляя мистическую нотку строкам. Необычно и звуковое наполнение произведение. С одной стороны, автора окружает звенящая тишина, с другой, к концу стихотворения пространство заполняется разными звуками. Вот только читателю не понятно, какие это звуки, но, вероятно, красивые, как музыка поэзии.

Есть в стихотворении и эпитеты, делающие его более эмоциональным: «несозданные создания», «фиолетовые руки», «в звонко-звучной тишине», «прозрачные киоски», «лазоревой луне», «месяц обнаженный». Некоторые из них больше похожи на оксюморон. Так «несозданные создания» и «звонко-звучная тишина» кажутся противоречивыми, но на самом деле только усиливают очертания созданного Брюсовым воображаемого мира.

Метафоры «колыхаются во сне», «руки… чертят звуки», а также сравнения «словно лопасти латаний», «словно блестки» и олицетворения «руки чертят», «киоски… вырастают», «звуки реют… ластятся», «тайны ластятся» создают ощущение ирреальности происходящего. Но эта ирреальность проникает в наш обычный мир при помощи поэзии – проводника между двумя мирами.

Для каждого поэта творчество – это особый мир. Так, для Пастернака рождение стихов – это всегда стихийно, как порыв ветра. Для Мандельштама писать – стихи – значит, долго и упорно работать, доводя каждую строку до совершенства, оттачивая каждый звук. Для Брюсова, кажется, каждый стих проживает целую жизнь, чтобы появиться на свет.

Возможно, не каждый читатель сможет оценить творчество Брюсова, ведь для этого нужно не просто понять, а и пережить все чувства автора. Но уже если это получится, то уже будет просто невозможно не полюбить этого поэта за его удивительно прекрасные образы, которые он дарит нам.

Краткий анализ стиха «Творчество» В. Я. Брюсова

Вариант 1

Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики.

Читая стихотворение “Творчество”, невольно задумываешься: “Кто мог написать эти строки? Безумец, место которому только в психиатрической больнице”. Так считали и многие современники автора этих строк. Действительно, в стихотворении все необычно, не укладывется в рамки сознания. “Фиолетовые руки”, которые “чертят звуки”, “месяц обнаженный”, “звуки ластятся”…Бред, абсурд!

Но если взглянуть на картины Марка Шагала, кубические лица Пикассо — увидим, что само искусство того времен было абсурдным, но не лишенным смысла. Все это объясняется тем, что эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве.

Необходимо также помнить, сто Брюсов- “отец русского символизма”. Именно ему принадлежат слова, что “символизм — поэзия намеков”.

В стихотворении “Творчество” Брюсов описывает то состояние, в коором пребывает творец в минуту вдохновения. Автор говорит о двух мирах: реальном и ином мире, где уже есть все, что будет им создано. И если в начале стихотворения говорится о тени “несозданных созданий”, то в конце речь идет об уже воплотившихся творениях (“тайны созданных созданий”), но тем не мене полных тайн. Творчество продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, воздушно.

Брюсов соединяет в стихотворении зрительные и звуровые образы: “прозрачные киоски”, “звонко-звучная тишина”, ” при лазоревой луне”. Очень интересна композиция стихотворения, оно насыщено звуковыми повторами. Последняя строка превой строфы повторяется как вторая строка следующей строфы, а последняя строфа возвращает нас к первой.

Вариант 2

Являясь сторонником символизма в литературе, В.Я. Брюсов в стихотворении “Творчество” представил своеобразное видение протекания творческого процесса. Воплощение идеи происходит с помощью размытых образов, не совсем понятных читателю на первый взгляд. Они лишены динамики (“трепещит тень”, “тень колышется”, “руки полусонно чертят”).

Автор будто со стороны наблюдает за равномерностью в исполнении задуманного. Путь создания долог. Начало стихотворения представляет мысли поэта в предвкушении рождения нового, долгожданного труда как результата долгих раздумий и мечтаний.

Создавая необычные формы (“месяц обнаженный”, “звуки ластятся”, “фиолетовые руки”), творец дает знать, что он поэт своего времени — времени, когда властвуют символы. Использование своеобразной лексики (луна, ночь, тишины, тайна) происходило в момент вдохновения поэта, которое не покидает его на протяжении всего произведения. Лишь в последней строфе, чувствуя развязку, он с удовлетворением говорит о тайнах “созданных созданий”. Этот путь окутан тайной. Связано это с тем, что творческий процесс индивидуален. Каждый, кто имеет талант, имеет и право на свободу самовыражения, таит в душе загадку. Тайна раскрывается лишь тогда, когда поэт достигнет желаемого.

Композиция стихотворения необычна. Последняя строка в каждом из пяти четверостиший занимает место второй строки последующей строфы. Подобный повтор ставит акцент на фразах, которые автор выделяет на фоне остальных. Все, что вначале было тенью, призрачным, к концу стихотворения приближается к моменту истины, мысли приобретают формы, становятся реальностью.

Образы в стихотворении не выразительны. В их изображении отсутствует четкость границ, смысловая нагрузка. Это приводит к мысли о том, что процесс, в результате которого возникает творческий шедевр,также выглядит нелепо в начале пути. Сначала заметны лишь наброски будущих произведений (“лопасти латаний”, “прозрачные киоски”), которые впоследствии должны вылиться в “создание”.

Среди художественных средств особое место занимает аллитерация, насыщенная звуками (р), (с), (з). Они передают необычную атмосферу, завораживающую музыкальность.

Читая текст, не остается сомнений, что поэт описывает состояние в момент подъема сил, эмоций, в момент воодушевления. К использованным средствам, которые имеют выразительность, относятся олицетворения (“киоски вырастают”, “звуки ластятся”, “трепещет тень”), эпитеты (звонко-звучная тишина, обнаженный месяц). Они подчеркивают спутанность сознания в начале создания работы.

Направление, которого придерживался В.Я. Брюсов, дает возможность читателю додумать, предлагает свободу воображению.

Вариант 3

Стихотворение Валерия Брюсова «Творчество» была написано 1 марта 1985 года. Это произведение можно отнести к раннему периоду творчества поэта.

На первый взгляд «Творчество» достаточно сложное и не понятное произведение. Читая его строки не понятно, что именно хотел сказать автор, кому оно адресовано. Обороты и выражения, используемые в стихотворении («фиолетовые руки», «эмалевые стены», «месяц обнаженный»), заставляют задуматься, а был ли автор в сознании, когда писал свое произведение? Многие современники Брюсова так и не поняли смысла это творческой работы. Но сейчас мы можем проанализировать и, возможно, понять, почему автор создал такое странное стихотворение.

Если обратится к истории, и взглянуть каким было искусство на рубеже столетий, то становится понятным, что стихотворение Брюсова «Творчество» не такое уж и странное. Если вспомнить творения Шагала и Пикассо, то искусство на рубеже столетий не будет казаться таким абсурдным и бессмысленным. В то время необходимо было что-то новое, неизведанное, а от того и не понятое.

Не стоит забывать и тот факт, что Брюсов был родоначальником русского символизма. Однажды он сказал, что символизм — это поэзия намеков.

Своим стихотворением «Творчество» Валерий Брюсов пытался донести до нас состояние автора в момент работы над будущим произведением. Читая стихотворение, мы словно проходим путь от начала («тень несозданных созданий») до завершающего этапа («тайны созданных созданий») работы над произведением искусства. Но на этом путь не заканчивается. Валерий Брюсов считает, что искусство нельзя постичь полностью, оно не имеет границ и рамок.

Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.

Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он – созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.

Но анализ стихотворения Брюсова «Творчество», как и всякого другого произведения, необходимо начать с указания дня и года его создания. Оно было написано первого марта 1895 года и вошло в сборник «молодых» стихов «Шедевры».

Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.

О том, что произведение относится к символизму, говорит многое. Например, лексика, которую использует автор для изображения странных, необычных образов: лопасти латаний (растопыренные в виде пятерни листья), словно фиолетовые причудливые руки на стене эмалевой чертят не линии, а звуки, не нарушая при этом «звонко-звучной тишины».

Перед читателем предстает странный фантастический мир: возникают ниоткуда прозрачные беседки («киоски»), «несозданные» создания, блестящие в свете двух лун, вернее, лазоревой луны и «обнаженного» (без облаков) месяца. И весь этот процесс окутан тайнами и снами.

Анализ стихотворения Брюсова выявил использование таких выразительных средств, как цветопись и звукопись. В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость. Сонорность часто повторяемых «л», «р», «м» и «н» призвана создать ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!

Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.

Брюсов стихотворение «Творчество» разворачивает медленно, как бы говоря, что ничто не создается сразу, никогда нельзя знать ничего наверняка. Образы зыбки, нечетки, они постепенно угадываются лирическим героем. Возможно, этот мучительный процесс исканий сути и называется «мукой творчества»?

анализ стихотворения Брюсова Творчество

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!

Это стихотворение написано 1 марта 1895 года. Произведение, практически от начала до конца пронизано трепетным ожиданием. С первой до последней строфы автор раскрывает нам тайны процесса создания художественного произведения. Стихотворение состоит из трех частей. Первая строфа – вступление, в которой творец улавливает что-то, невидимое простым смертным. Его подхватывает поток вдохновения, и со второй по четвертую строфу мы углубляемся в одно из самых замечательных в мире деяний – в творение чего-то возвышенного. Художник, окрыленный порывом сердца, способен увидеть звук:

Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине,

Но, как ни странно, самого творца мы не видим, он служит проводником. Все создается природой, окружающим миром. Задача творца – передать это настроение, состояние мира. Но его роль — одна из самых важных. Только благодаря его рукам все вокруг приобретает другой цвет, рождается заново в новом обличии:

И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне.

Последняя строфа показывает нам, что только самому художнику его творение открывается полностью, только он способен понять все тайны своих произведений. Всем окружающим остаётся только с трепетом любоваться содеянным, зачастую даже не имея способности проникнуться хотя бы поверхностно.

Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

В первой строфе, как ключевые слова можем обозначить «несозданных созданий», «во сне», «лопасти латаний», «на эмалевой стене». Во второй – эти образы получают воплощения: «руки», «полусонно чертят звуки». В третьей: «И прозрачные киоски», «Вырастают словно блестки». В четвертой за основу можно взять всю строфу без третьей строки.

В «Творчестве» Брюсова мы видим, как лирический герой ведет повествование с первой по третью строфу, ведя речь от третьего лица. Это можно объяснить тем, что художник в процессе творчества не может объективно описать или оценить свои действия. Он создал этот маленький мир с отголосками души самого творца. Позиция автора здесь поделена на две части, каждая из которых самобытна, обособленна. Наблюдатель восхищен художником, но не понимает его до конца. Художник вначале испытывает легкое недовольство окружающим миром, который и переделывает в своем произведении. Затем он испытывает восторг и гордость за свое творение. По стихотворному размеру – это хорей. Рифма, в основном, точная, перекрестная мужская и женская. Множество повторов помогают сосредоточиться на идее стихотворения, которая заключается в том, что процесс творчества сам по себе потрясающ, вызывает восторг и доставляет наслаждение не столько читателю, слушателю, сколько самому автору, творцу.

Читаемое в разделе:

  • Урбанистическая тема в творчестве В.Я. Брюсова
  • Валерий Брюсов о назначении поэта и поэзии
  • Творчество Брюсова в советскую эпоху

Новые материалы раздела:

  • Творчество Брюсова в советскую эпоху
  • Урбанистическая тема в творчестве В.Я. Брюсова
  • Валерий Брюсов о назначении поэта и поэзии
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: