«О эти встречи мимолётные», анализ стихотворения Брюсова

  • Анализ стихов
  • Некрасов
  • Возвращение

Николай Алексеевич Некрасов в 1864 году несколько месяцев путешествовал по Европе. Вернувшись на родину, поэт начал сомневаться в том, что его творчество представляет какую-либо ценность для соотечественников. В 1865 году он написал стихотворение «Возвращение», в котором отразил свои мысли и переживания того тяжёлого периода.

Лирическим героем стихотворения является сам Некрасов.

Тема произведения — размышление героя о своём предназначении.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы передать чувства, мысли и переживания поэта в период возвращения из поездки, когда он задумался о роли своего творчества в жизни народа.

Жанр произведения – элегия, потому что поэт описывает свои тревожные и безрадостные размышления.

Стихотворение состоит из шести строф. Каждая строфа – четверостишие. Произведение написано пятистопным ямбом. Рифмовка – перекрёстная.

Стихотворение можно мысленно разделить на три части.

В первой части поэт предстаёт перед читателем в смятении. При помощи метафоры «душа унынием объята» он описывает своё внутреннее состояние. Поэт переживает, что его возвращению не рады в родном краю. Свою тревогу Некрасов отображает с помощью антитезы «любивший когда-то» – «прежней веры нет».

Поэту начинает казаться, что и природа не рада его приезду. Она встречает Николая Алексеевича проливным дождём, как будто слезами. Олицетворения «сентябрь шумел» и «земля рыдала» нагнетают на поэта мрачные мысли, которые он «напрасно гнал» от себя. Ведь даже лес враждебно бросает в него «холодные листы». Поэт сопоставляет лес с толпой, а листья – со своими произведениями. Некрасов убеждён, что люди хотят прогнать его из родной страны. Они готовы хладнокровно бросать поэту вслед книги, журналы и все труды, которые он с такой любовью создавал.

Во второй части появляется ветер, который гонит поэта с родной земли со словами «Мимо! Мимо!». Эпитеты «изнеженный поэт» и «чужой» как будто внушают Некрасову, что он больше не нужен своему отечеству. Слова ветра – это тревожные мысли самого Николая Алексеевича в те дни, когда он вернулся из поездки.

В третьей части лирический герой вдруг слышит вдалеке грустную песню. Поэт использует эпитеты «бессильное томление» и «вялая тоска», показывая, что её поёт измождённый человек. Эта песня возвращает Некрасова из тяжких раздумий к реальной жизни. Он ругает себя за то, что чуть не отступил от борьбы за права беззащитных, обездоленных людей. Печальная песня убедила поэта в необходимости продолжать писать о тяжёлой судьбе простого народа.

Две последние строфы играют важную роль для раскрытия идеи стихотворения. В них происходит кульминация — «горькая песнь», услышанная поэтом, убедила его продолжить борьбу за права крестьян и простых обездоленных людей. Николай Алексеевич мастерски описывал суровую жизнь народа. В этом был смысл его жизни. В этом было его истинное предназначение.

В стихотворении Некрасов передал свои чувства, мысли и переживания в период возвращения из поездки. Он очень выразительно описал свою неуверенность в том, что его творчество нужно русскому народу, а также сомнения о своём предназначении.

Анализ стихотворение Валерия Брюсова «Хвала человеку»

28 октября 2014
Валерий Брюсов – яркий представитель «серебряного века» в русской поэзии. Его творчество отличается особенной любовью к человеку, обучению и самопознанию. Человек, который любит жизнь и стремится заглянуть в каждый ее уголок так, как стремился Валерий Яковлевич, непременно будет старательным и искренним писателем, каким он и был. Тот факт, что Брюсов занимался не только гуманитарными науками, такими, как филология, история, лингвистика, то и был «на ты» с математикой, придает его стихотворениям некоторую точность, переплетенную с изысканностью.

В стихотворении «Хвала Человеку» поэт описал не только свое восхищение и уважение к человеческим свершениям и труду, но и показал положительное отношение к науке и прогрессу. Для Брюсова люди – это те, для кого преград не существует. Вернее, они существуют, но под напором умственного и физического труда, собранных воедино, любое препятствие можно преодолеть, вплоть до покорения Вселенной. По всему видно, что Валерий Яковлевич горд за человека, считает его «покорителем стихий», «прошедшим пустыню и бездну». И сам автор старался не отставать в жизни от идеала, описанного им в произведении.

В стихотворении можно проследить, что хвала человеку написана не хаотично. Сначала Брюсов воспевает работу, проделанную луком, топором и сетями. Дальше настал черед укрощения стихий насколько это возможно: ветер (наверное, построив парусные корабли), пламя, когда был добыт огонь и облегчил жизнь. После этого, Валерий Яковлевич обратил внимание читателя на расселение людей по планете, обработка земли и постройка городов: «В странах Сумрака и Льда, Петь заставил вещий молот, Залил блеском города». Дальше еще упоминает о многих свершениях человека, с надеждой на будущие подвиги.

Стихотворение читается, словно призыв, хвала или, даже, гимн. Написав слово «Человек» с заглавной буквы, Брюсов сравнял его со всем, что мы почитаем и так же пишем с заглавной буквы. Нельзя не проникнуться четкой рифмой, словно отрезанной по трафарету. Это гимн человеческим достижениям и пройденному пути в покорении этого мира. Валерий Брюсов безгранично верил в человека, желал добра и силы духа.

Валерий Брюсов — Горящее лицо земля ( Ночь )

Горящее лицо земля В прохладной тени окунула. Пустеют знойные поля, № 4 В столицах молкнет песня гула.

Идет и торжествует мгла, На лампы дует, гасит свечи, В постели к любящим легла № 8 И властно их смежила речи.

Но пробуждается разврат. В его блестящие приюты Сквозь тьму, по улицам, спешат № 12 Скитальцы покупать минуты.

Стрелой вонзаясь в города, Свистя в полях, гремя над бездной, Летят немолчно поезда № 16 Вперед по полосе железной.

Глядят несытые ряды Фабричных окон в темный холод, Не тихнет резкий стон руды, № 20 Ему в ответ хохочет молот.

И, спину яростно клоня, Скрывают бешенство проклятий Среди железа и огня № 24 Давно испытанные рати.

Goryashcheye litso zemlya V prokhladnoy teni okunula. Pusteyut znoynye polya, V stolitsakh molknet pesnya gula.

Idet i torzhestvuyet mgla, Na lampy duyet, gasit svechi, V posteli k lyubyashchim legla I vlastno ikh smezhila rechi.

No probuzhdayetsya razvrat. V yego blestyashchiye priyuty Skvoz tmu, po ulitsam, speshat Skitaltsy pokupat minuty.

Streloy vonzayas v goroda, Svistya v polyakh, gremya nad bezdnoy, Letyat nemolchno poyezda Vpered po polose zheleznoy.

Glyadyat nesytye ryady Fabrichnykh okon v temny kholod, Ne tikhnet rezky ston rudy, Yemu v otvet khokhochet molot.

I, spinu yarostno klonya, Skryvayut beshenstvo proklyaty Sredi zheleza i ognya Davno ispytannye rati.

Ujhzott kbwj ptvkz D ghj[kflyjq ntyb jreyekf/ Gecnt/n pyjqyst gjkz, D cnjkbwf[ vjkrytn gtcyz uekf/

Bltn b njh;tcndetn vukf, Yf kfvgs letn, ufcbn cdtxb, D gjcntkb r k/,zobv ktukf B dkfcnyj b[ cvt;bkf htxb/

Yj ghj,e;lftncz hfpdhfn/ D tuj ,ktcnzobt ghb/ns Crdjpm nmve, gj ekbwfv, cgtifn Crbnfkmws gjregfnm vbyens/

Cnhtkjq djypfzcm d ujhjlf, Cdbcnz d gjkz[, uhtvz yfl ,tplyjq, Ktnzn ytvjkxyj gjtplf Dgthtl gj gjkjct ;tktpyjq/

Ukzlzn ytcsnst hzls Af,hbxys[ jrjy d ntvysq [jkjl, Yt nb[ytn htprbq cnjy hels, Tve d jndtn [j[jxtn vjkjn/

B, cgbye zhjcnyj rkjyz, Crhsdf/n ,titycndj ghjrkznbq Chtlb ;tktpf b juyz Lfdyj bcgsnfyyst hfnb/

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

Размер и рифмовка

Строфа, которой написано стихотворение — октет с рифмовкой абабабабаб, или сицилиана. Стихотворение написано разностопным анапестом. Мужская рифма чередуется с дактилической, что делает речь похожей на слова запыхавшегося, взволнованного человека.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова
  • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
  • «Женщине», анализ стихотворения Брюсова
  • «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова
  • «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сумерки», анализ стихотворения Брюсова
  • «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова
  • «Работа(Единое счастье — работа…)», анализ стихотворения Брюсова
  • «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова
  • «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова
  • «К самому себе», анализ стихотворения Брюсова
  • «Близким», анализ стихотворения Брюсова

По произведению: «Всё кончено»

По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич

«Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Кинжал»»

Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика.

К последнему жанру автор обращается в период зрелого творчества, став уже известным поэтом, имея за плечами большой литературный опыт.

Наиболее известным из гражданской лирики Брюсова является стихотворение «Кинжал», написанное им в 1903 г. и привлекшее к себе большое внимание критики.

Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция.

Стихотворение Брюсова начинается не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о нем:

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый…

И лишь потом появляется фигура поэта, решившего отречься от внешнего мира:

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века загадочно былые…

Далее идет противопоставление поэта толпе, герой отказывается от служения людям:

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы…

А когда приближается голос бури, он чувствует, что должен быть во главе начинающего движения:

Я отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона…

К людям обращено основное литературное оружие автора — его поэтический дар.

Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, — историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен.

Лирический герой появляется уже в первой строфе стихотворения. Но если сначала это фигура отвлеченная, то далее автор говорит, что поэт — он сам:

Поэт всегда с люди, когда шумит гроза…

И снова я с людьми, — затем, что я поэт…

Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей.

Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения.

Брюсовский «Кинжал» создан с применением многочисленных эпитетов («позорно-мелочный строй», «огнистые знамена», «робкие призывы»); ярких метафор («кинжал поэзии», «пробежал кровавый молний свет»).

Поэт, изображенный Брюсовым в стихотворении, верит, что его песнь будет услышана и созвучна грядущим переменам. Он поэт, и он должен быть с людьми, он «песенник борьбы» и вдохновитель революционных перемен.

Другие сочинения по этому произведению

Композиция, образы, тропы

Тема полного любовного цикла, пережитого за одно мгновенье, была бы сугубо фантастической у любого автора, кроме поэта-символиста. Его образы-символы, несущие полновесную как философскую, так и психологическую нагрузку, в первых двух катренах создаются главным образом за счёт ярких, свежих, неожиданных эпитетов (эта, первая половина стихотворения ими перенасыщена), создающих убедительную картину бешеного ри ХХ столетия: встречи мимолётные; гулкие улицы; взоры безотчётные; беседа беглая ресниц; на зыби яростной мгновенного; безмолвный крик желанья пленного. По контрасту во второй половине стихотворения эпитеты вовсе исчезают, и на глазах изумлённой публики потенциальные эпитеты-причастия обретают действенную краткую форму: прошлое рассказано; зов брошен; и вот она обетом связана; страсть испытана; любовь пережита. Этот смысловой приём в третьем катрене усилен анафорой («И взором… И брошен… И вот…»), которая подчёркивает взрывную молниеносность, действенность качеств и решений.

Дайте анализ стихотворения Валерия Брюсова «Быть без людей».

Джалиль Хайруллин

Ученик (128), на голосовании 4 года назад

В лицо мне веет ветер нежащий, На тучах алый блеск погас, И вновь, как в верное прибежище, Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием, Со всех сторон протянет тьму, И я упьюсь недолгим счастием: Быть без людей, быть одному!

Лиана Саркисьян

Мастер (1259) 4 года назад

первое четверостишье — описан вечер, закат, это говорит о том, что в это время люди заканчивают работу и спешат домой. Вот кто-то, с ласковым пристрастием, Со всех сторон протянет тьму, — ночь воспринимается как время тишины и покоя, когда природа «думает» т. е. говорит с Господом. И я упьюсь недолгим счастием: Быть без людей, быть одному! — желание человека побыть одному, либо усталость от людей вызванная повышенными требованиями к людям и критикой, либо желание почувствовать единение с самим собой.

Самый короткий стих Брюсова

В лицо мне веет ветер нежащий, На тучах алый блеск погас, И вновь, как в верное прибежище, Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием, Со всех сторон протянет тьму, И я упьюсь недолгим счастием: Быть без людей, быть одному!

Звезды закрыли ресницы.

Звезды закрыли ресницы, Ночь завернулась в туман; Тянутся грез вереницы, В сердце любовь и обман.

Кто-то во мраке тоскует, Чьи-то рыданья звучат; Память былое рисует, В сердце — насмешки и яд.

Тени забытой упреки. Ласки недавней обман. Звезды немые далеки, Ночь завернулась в туман.

Я лежал в аромате азалий, Я дремал в музыкальной тиши, И скользнуло дыханье печали, Дуновенье прекрасной души.

Где-то там, на какой-то планете, Без надежды томилася ты, И ко мне через много столетий Долетели больные мечты.

Уловил я созвучные звуки, Мне родные томленья постиг, И меж гранями вечной разлуки Мы душою слилися на миг.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: