Первые публикации Сергея Александровича датируются 1914 годом. Стихотворения поэта печатаются в московских журналах и воспринимаются читателями с восторгом, как произведения поэта с настоящей русской душой. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из ранних стихотворений автора и предлагает ознакомиться с данным разбором ниже, прочувствовав весь русский деревенский колорит. Анализ стихотворения «Вот уж вечер» по плану поможет Вам быстро разобраться в идейно-тематическом своеобразии произведения.
История создания
«Родился я с песнями в травном одеяле…» (С.А. Есенин)
Эти слова отражают тот факт, что Сергей Есенин с самого детства писал довольно «зрелые» стихи, то есть «не умеючи» он создавал талантливые произведения, которые, как и положено поэзии, касались душ первых слушателей.
Стихотворение «Вот уж вечер» было создано в 1910 году, когда поэту было всего 15 лет. В это время были написаны такие известные произведения, как «Там, где капустные грядки…», «Поёт зима – аукает…».
Но бытует мнение, что эти стихотворения не так уж и «неопытны». Дело в том, что ранних их записей не сохранилось, но сохранилось собрание стихов, которые Есенин надиктовал своей жене Софье Толстой–Есениной, когда она спросила его о местонахождении его юношеских произведений. Это было незадолго до смерти поэта в 1925 году, поэтому возникают сомнения по поводу точного года написания стихотворений.
Есенинские произведения, датированные 1911 – 1912 годами, немного отличаются от стихотворений 1910 года. Эти произведения действительно «неопытные», но не по форме написания, а по теме. Поэт ещё не ощущает так глубоко себя в гармонии с природой, он обращён в сторону социальных проблем, смерти. Данный факт подтверждает мнение о неправильном датировании некоторых из стихотворений, в том числе и произведения «Вот уж вечер».
Подробный анализ стихотворения
История создания
Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Стихотворение “Вот уж вечер. Роса…” стало одним из немногих исключений.
Оно было написано в 1910 году, когда автору было пятнадцать лет. Но уже в столь раннем произведении прослеживаются черты, характерные для зрелой есенинской лирики: глубина мысли и конкретика образов.
Это произведение написано в Константинове, но поэт описывает не просто свою малую родину, а деревню вообще. При этом он романтизирует и идеализирует эту деревню; это показывает, что с самых ранних лет Есенин мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах, в реалиях крестьянского быта.
Формально считаясь представителем новокрестьянских поэтов, он смотрит на мир как крестьянин, но его видение более глубокое и поэтичное.
Тема
Стихотворение посвящено родной природе, с которой Есенин сливается душой. Отсутствие динамичного сюжета и ярких эпитетов не мешает ему показывать её во всей красе: в этом произведении природа прекрасна по-своему: она живая и потому близкая.
Композиция
Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырёх строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.
- В первой строфе Есенин пишет о времени и месте действия, а также указывает на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.
- Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он ещё не видел его, но этот мир очень манит.
- Третья строфа наполнена сравнениями: Есенин говорит о тепле (что также указывает на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был особенно религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.
- Четвёртая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный приём как противопоставление. Если до сих пор всё, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мёртвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.
Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.
Жанр
Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.
Средства выразительности
Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса…” употреблены следующие тропы:
- Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.
- Сравнения – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.
С их помощью Есенин описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.
Жанр, направление, размер
Лирическое произведение «Вот уж вечер» можно отнести к элегии.
Элегия – это произведение, содержащее эмоциональный вывод, сделанный по итогам личностных размышлений. Часто элегии – это печальные стихотворения, передающие горечь разлуки, тяжесть утраты, некое отчаяние одиночества…
«Вот уж вечер» — светлое стихотворение по эмоциональному окрасу, но оно действительно об одиночестве и о воспоминаниях. Философское восприятие мира поэтом окрашивает печальные чувства в приятные тона, что придаёт стихотворению мягкое, покойное звучание.
Направление стихотворения «Вот уж вечер» достаточно интересное. Оно стоит на грани реализма и модернизма, двух абсолютно разных, противоречивых направлений.
Произведение «Вот уж вечер» довольно объективно отражает действительность, а это реализм. Прослеживается взаимосвязь между характером лирического героя и окружающим, обстоятельствами – это тоже реализм. Но сам лирический герой – фигура достаточно сложная. Он отражает неповторимость момента, является олицетворением неповторимости конкретного чувства у отдельного человека, а это черты модернистского течения.
Размер стихотворения «Вот уж вечер» – двухиктный дольник. Дольниками называют произведения с неровным звучанием, то есть в стихотворной строке комбинируются двусложные и трёхсложные стопы. Поэты Серебряного века очень часто обращались именно к этому размеру. Дольники можно встретить и у Александра Блока, и у Анны Ахматовой, и у Николая Гумилёва. Рифмовка перекрестная неточная, то есть созвучны только 2 и 4 строки, тогда как 1 и 3 строки абсолютно не созвучны.
Композиция
Стихотворение «Вот уж вечер» содержит 4 строфы, которые определяют и количество композиционных частей.
- 1-я часть – 1-е четверостишие. Данные строки описывают ощущения лирического героя, его местонахождение в данный момент, которое определяет, объясняет его чувства. Эти строки – начало маленькой истории.
- 2-я часть – 2-я строфа. В этой части говорится о том, что видит перед собой лирический герой, то есть из «глубины» поэт вышел на поверхность. Герой видит свой дом, который освещает луна. Эта картина будит в нём приятные, добрые чувства. Далее он слышит песнь соловья, которая доносится из далека, будто из прошлого.
- 3-я часть – 3- четверостишие. Снова ощущения. Поэт вновь «ныряет в душу» лирического героя, рассказывая о его восприятии мига, о его воспоминаниях.
- 4-я часть – 4-я строфа. «Вынырнув», поэт пишет о том, что герой видит вдалеке, за рекой, за опушкой, то есть совсем далеко, практически неразличимо, но он видит.
Стихотворение «Вот уж вечер» имеет «волнообразное» построение. Автор то погружается в глубины сознания героя, в его душу, то возвращается на поверхность реальности. Эти картины плавно сменяют друг друга, перетекают одна в другую, нет четкой, различимой грани, что создаёт гармоничное восприятие произведения.
Анализ стиха «Вот уж вечер. Роса»
Благодаря одному из ранних стихотворений юного Сергея Есенина под названием «Вот уж вечер. Роса…», читатель узнает об истинном поэтическом мире будущего всемирно известного поэта. В нем раскрылись и глубина мыслей, и особое трепетное отношение к родным местам, природе, среди которой он рос.
Текст написан в 1810 году. Несмотря на столь ранний возраст создания произведения, становится понятно, насколько глубок его внутренний мир, который помог создать деревенский пейзаж и показать собственное восприятие окружающего мира деревни Константиновка, где и было оно написано.
Жанр, направление и размер. Каждая строка стиха представляет букет искренних чувств автора, их движение, связанное с любовью к родному краю. Пейзаж деревни вызывает в его душе бурю положительных эмоций. Все это говорит о том, что перед читателем представлено лирическое стихотворение.
Таким образом, несмотря на раннюю дату создания стихотворения, текст наполнен мудрость, зрелостью, свойственной не ученику, а талантливому мастеру слова. Поэтому можно смело говорить о реалистичности в изображении природы края, отношения Есенина к Новокрестьянской поэзии, в которой главное место уделялось любви к деревенской Руси.
Необыкновенное нежное звучание словам придает использование двуударных дольников, которые демонстрируют неравномерное звучание. В нем сохраняется четкость, однако заметно неравное количество безударных интервалов.
Образы и символы. Не случайно неоднократно звучала мысль о том, что после прочтения стихотворения можно нарисовать сюжет на полотне. С большой душевностью юный поэт передал свою любовь в нескольких строфах, подчеркнув, что образ родного дома занимает главное место в его жизни.
Упоминание о печи символизирует вечную память о родных местах, тепле и уюте. Береза рассматривается как символ принадлежности ко всему русскому. Благодаря этим составляющим складывается общая великолепная деревенская картина, без которой Есенин не представлял себя.
Темы и настроение. Стоя на одном месте, автор с удовольствием описывает все те детали окружающего его пейзажа, которые созерцает.
Это доставляет ему необыкновенное удовольствие, о чем говорит особое нежное отношение и к капельке росы, которая не остается без внимания, и привычному всем растению в виде крапивы, но также дорогому сердцу. Размах того, чем восхищается автор стихотворения, велик.
Он берет начало от обыденных явлений природы (роса) и достигает невидимых, но уловимых ухом деталей («песнь соловья»). Настроение наблюдателя проникнуто любовью к природе, родным местам, преданностью им, о чем говорит полное авторское удовлетворение.
Идея. Полное погружение в мир природы, прошлое говорит о том, что для автора человек и природа – единое целое, которая остается в сердцах людей навечно.
Среди средств художественной выразительности использованы сравнения берез со свечками, ощущение тепла и уюта с присутствием рядом затопленной печи. «Мертвая колотушка», «свет большой» — стали яркими эпитетами произведения.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Вот уж вечер» – это сам автор, любящий свою малую Родину, тоскующий по ней, безгранично благодарный ей за проведенные годы там, за вдохновение.
В произведениях Сергея Александровича Есенина центральное место занимает образ дома. Для него это всегда тихое, спокойное место, хранящее теплые воспоминания о счастливых годах жизни.
Стихотворение начинается со слов «Вот уж вечер…». Вечер – это символ угасания, символ осени, символ старости, вечер идет после дня – расцвета сил, яркого света, активности. Он более спокойный, «мудрый», наполненный, нет яркого, режущего глаза света солнца, но есть свет луны, мягкий и спокойный. Луна – символ природы, луна не светит сама, а отражает свет солнца, то есть всего того, что было днём. Этот свет падает на крышу родного дома лирического героя. Всё это можно перевести как влияние деятельности поэта на восприятие современниками природы, крестьянской жизни, всего того, что знакомо поэту, но не знакомо человеку, выросшему в городе.
«Роса блестит на крапиве…»
Крапива – символ жизни, полной страданий, а также символ невинности. На этом растении блестит роса – символ чистоты, света, духовного просветления. То есть можно предположить, что все жизненные трудности орошены чем-то нужным, приятным, что всё идёт на пользу, во благо, что нет сожалений о прожитых годах, нет желания что-либо менять в жизни.
Но лирический герой слышит песнь соловья, то есть его одолевает тоска, скорбь. Возможно, что это ностальгия, посетившая героя, увидевшего что-то очень родное, близкое, дорогое, так как далее поэт пишет «хорошо и тепло, как зимой у печки…», то есть не нужно гадать о чувствах героя, автор передал его настрой.
«И березы стоят, как большие свечки…»
У Сергея Есенина в произведениях важны деревья. Клён, черёмуха, ива, берёза – все они выполняют свою, особенную роль, окрашивают произведения в определенный цвет.
Именно благодаря Сергею Александровичу берёза стала символом России. Она символизирует чистоту, свет, плодородие, жизненную силу. Это дерево также часто считают женским деревом, поэтому часто поэт совмещает его образ с образом невесты, девушки. Берёза – это символ Матушки России.
В стихотворении поэт березки сравнивает со свечками, а свечки в свою очередь являются символом жертвенной любви, духовной радости.
Вся система образов объясняет сыновью любовь Сергея Есенина к своей малой Родине, теплые чувства к самому простому и естественному, к земле, к лесу, реке, лунному свету, ко всему окружающему, к природе.
Средства выразительности
Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса” употреблены следующие тропы:
- Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мертвая колотушка”.
- Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.
С их помощью Есенин без надрыва и трагизма описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Завещание» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – тема, средства выразительности
Следующая
Анализ стихотворений«Воспоминание» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, кому посвящено
Тема, проблемы, настроение
Основной темой произведения является любовь к малой Родине, к природе. Данная тема пронизывает всё творчество Сергея Александровича Есенина. Природа у него живая, дышащая, заботливая, со своим характером и манерами. Также природа помогает читателю понять внутренний мир лирического героя, является его прямым отражением, как в данном случае.
Проблематикой стихотворения «Вот уж вечер» можно считать постоянство окружающей среды, то есть жизнь человека идёт, бежит, постоянно меняется, происходят какие-то значащие события, меняющие в корне мировоззрение человека, а природа всё такая же спокойная, сильная, молодая, вечная.
Настроение «Вот уж вечер…» ностальгическое, приятно-тоскливое. Поэт с любовью описывает всё увиденное, с любовью вспоминает всё пройденное, ушедшее. С благодарностью и любовью…