История создания
Как и многие другие стихотворения на тему Родины, произведение «Гой ты, Русь моя родная…» посвящено стране поэта. Оно создано в 1914 году. В это время С. А. Есенин уже уехал из родного села в большой город. Тогда поэт тосковал по дому, часто находя себе утешение в спиртном. Вдали от родных мысли и воспоминания о Родине грели сердце и душу.
Вероятно, идея стихотворения была навеяна атмосферой того времени: отношения между странами накалились, это бы канун Первой Мировой войны. Повсюду велись патриотические разговоры, и молодой человек пылко воспринял их содержание. Оно нашло отзвук в его душе.
Лирический герой
Лирический герой Есенина всегда узнаваем и ярок. Традиционно его отождествляют с самим поэтом.
Сначала он спокоен, как человек, переступающий порог храма: «идёт», «смотрит», «как захожий богомолец».
Затем его походка ускоряется, он уже бежит «по мятой стёжке», в звон девичьего смеха, в приволье и простор раскрытых ему навстречу материнских объятий.
В своём разбеге он достигает небесных горизонтов и готов говорить с высшими силами, свидетельствуя перед ними, что навеки влюблён в родную землю.
Жанр, направление и размер
- По жанру произведение С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная…» — лирическое стихотворение. Здесь сильно эмоциональное начало. Так как сам поэт испытывает сильное волнение от воспоминания о Родине, то и его произведение наполнено яркими образами и картинами сельской жизни. Считается, что автору нужно самому пережить те эмоции, которые он хочет донести до читателя. Только так у него получится создать поистине живой язык, только так получится убедить читателя и буквально заставить его сказать «Верю!».
- Направление, в котором творил С. Е. Есенин, называется имажинизм. Данное направление пришло на смену футуризму, оно провозгласило метафору главным художественным средством изобразительности. Создание яркого цельного образа – вот основная цель поэтов-имажинистов, чему и следует Сергей Есенин в стихотворении «Гой ты, Русь…».
- Стихотворный размер стихотворения – четырехстопный хорей. За счет избранного размера создается наиболее оживленный ритм и настроение.
Литературное направление
Принято считать период раннего творчества Есенина имажинистским.
Слово «имажинизм» происходит от французского «image» (образ).
Формально Есенин опубликует декларацию имажинизма вместе с друзьями-поэтами лишь в 1919 году, но образное звено есенинской лирики глубже формальных поисков.
Истоки его метафорического мышления кроются в народной культуре, образности русского языка и изобразительного орнамента.
Можно сказать, что данное стихотворение родилось на стыке реалистического искусства и модернистского направления, получившего название «имажинизм».
Композиция
По структуре стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых, в свою очередь, — из четырех стихов (или строк). Поэт последовательно рассказывает о безграничной любви к Родине. В первой строфе речь идет о бескрайности родного края. Далее – о запахах и звуках, и наконец – в заключительной строфе – о собственном отношении поэта к Руси. Автор признается в любви и обещает «сохранить верность» стране.
Если рассматривать привычные для нас композиционные приемы, то в данном случае композицию можно назвать последовательной.
Актуальность
Стихотворение актуально для всех, кто ощущает живую связь со своей землёй, умеет восхищаться красотой природы и людей, горячо и преданно любит Родину.
Особенно близки эти строки молодым людям, которые испытывают благодарность той земле, которая дала им силу, вырастила, воспитала.
В произведении Есенина звучит мотив надмирной красоты, которая не зависит ни от правителей, ни от государства. Любование простором обогащает душу, даёт силы жить, мечтать, творить.
Образы и символы
В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» лирический герой сильно приближен к авторскому «Я». Как уже было сказано выше, С. А. Есенин тоскует по Родине всегда и везде, что заставляет поэта писать о ней с необычайной эмоциональной напряжённостью. Лирический герой и выступает в роли так называемого главного героя: вот он заходит в село, ощущает запахи, слушает смех и звон, стоит и наслаждается. Довольно абстрактный образ «рати святой» позволяет определить главные темы и проблемы, поставленные поэтом.
Образный же строй, как и символьный, очень богат. В частности, поля создают ощущение бескрайности, безграничности. Образ синего неба («синь сосет глаза») довершает общую картину. Лирический герой проводит аналогию между собой и «захожим богомольцем». Тополя чахнут «звонно», а яблочный и медовый запахи играют в воздухе так, что каждый способен ощутить их по прочтении стихотворения. «Стяжки», «сережки», «девичий смех» — мы буквально переносимся в созданную С. А. Есениным местность. В этом и состоит умение поэта создавать богатый образный ряд – читатель максимально окунается в среду (здесь есть и запахи, и звуки, и ощущения от бега).
Система образов
Образ святой Руси, который предстаёт перед глазами читателей в сборнике «Радуница», складывается из системы вспомогательных образов.
Это образы пространства: «не видать конца и края», «синь сосёт глаза», «вдали за корогодом», «приволь зелёных лех», «смотрю твои поля».
Образы дома и дороги как основных координат русского пространства: «хаты — в ризах образа», «побегу по мятой стёжке», «как захожий богомолец», «по церквам твой кроткий Спас».
Цветовые образы: «синь» небес, «зелёные» лехи (луга, луговины).
Звуковые образы: «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех», «крикнет рать святая».
Образы запахов: «пахнет яблоком и мёдом».
В картину русского простора вписаны небо и земля, золото, зелень и лазурь пейзажа, жители деревень и хранители небесных высот.
Темы, проблемы и настроение
- Основная тема стихотворения — тема Родины. Даже при условии переселения в Рай без родных просторов, лирический герой сохраняет верность стране. Герою ничего не нужно, кроме радости созерцать и чувствовать – жить полной грудью на Руси. Он не готов предать Родину ради какого бы то ни было прекрасного Рая. Отсюда вытекает любовь к Родине и русской природе вообще.
- Тема природы тоже прозвучала в стихотворении. Автор любовно описывает красу родной земли и ее неповторимый образ.
- Основная проблема тесно связана с темой стихотворения. В заключительных строках звучит призыв «кинуть Русь» — это и есть постановка главного вопроса. Автор свободен в выборе: Родина или Рай. Данная проблема особенно актуальна в современности при обострении ситуации с эмиграцией.
- Настроение у С. А. Есенина бойкое, радостное, веселое. Все очевидно: его герой находится в любимой стране, в привычной для него обстановке, которая дарит силы, энергию. Родные просторы вдохновляют и успокаивают. Иначе говоря, здесь человек счастлив – настроение счастья и покоя наряду с безмерной радостью преобладает в произведении.
Центральные персонажи
Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.
Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.
Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.
Основная идея
Смысл стихотворения сосредоточен в патриотизме. Однако слово «патриот» по отношению к лирическому герою здесь не совсем уместно. С. А. Есенин просто стремится передать настроение, которое сам испытывает, думая о доме. Здесь нет скрытых смыслов – все лежит на поверхности: счастье рядом. Счастье – в тех самых сережках и девичьем смехе. Для поэта и его лирического героя важно быть на Родине, быть верным ей до последнего.
Главная мысль стихотворения — отражение авторского кредо Есенина. Он величает себя крестьянским поэтом, то есть все свое творчество связывает с малой родиной.
Краткое содержание
Стихотворение начинается с описания того, как лирический герой вернулся на свою родину. Он видит привычные дома, которые напоминают ему ризы, а от знакомых пейзажей слезятся глаза. Поэт сравнивает себя с захожим верующим человеком, который пришел посмотреть на поля и насладиться просторами. У околицы склонились чахлые тополя.
Лирический герой продолжает идти по деревне. Он чувствует запахи яблок и меда. Это напоминает ему о празднике Спаса. На лугах пляшут и водят хороводы. В это время все гудит от радости.
Лирический герой бежит по лесной дорожке. Он будет слышать звонкий девичий смех, который вызовет у него радость.
В такие минуты счастья он захочет только сказать, что он дома. И если кто-то в этот момент предложит ему бросить Русь, то он сразу откажет, ведь рай там, где находится родина.
Средства художественной выразительности
«Кроткий», «веселый», «мятый» — обилие эпитетов в описании природы обоснованно. Кроме данного средства художественной изобразительности, в стихотворении во главу угла поставлена метафора: многие образы создаются именно за счет нее. Примером может служить «мятая стежка». Сама природа у С. А. Есенина наделена чертами человека, она всегда одушевленная у поэта («синь сосет глаза») – олицетворение.
Сравнение тоже занимает не последнее место в стихотворении: герой сравнивает себя с богомольцем, а смех девушек сопоставлен со звоном сережек. Что также касается синтаксического начала, то диалог в конце стихотворения играет основополагающую роль. Наконец, С. А. Есенин использует богатую звукопись и цветопись, о чем речь шла ранее.
Тропы играют важную роль в создании настроения стихотворения. Специфический просторечные слова погружаю читателя в атмосферу деревни.
Автор: Татьяна Стекольникова
Об авторе стиха
Сергей Александрович Есенин — мастер русского слова, истинно крестьянский и российский поэт, стихами которого зачитывались как его современники, так и поколения людей, жившие после ухода автора из жизни. Актуальны произведения классика и сегодня, они живут даже в многочисленных песнях. Поэт прожил невероятно плодотворную в творческом отношении, но очень короткую жизнь — Сергея Есенина не стало в тридцатилетнем возрасте. Литературное наследие поэта — настоящее бесценное культурное достояние России, пропитанное:
- талантом;
- красотой и остротой слога;
- любовью к родному краю и всей стране.
Родившись в селе Константиново Рязанской губернии, Сергей Есенин навсегда остался влюбленным в первозданность русской деревенской природы. Трепетное отношение к картинам детства поэт пронес сквозь все свое творчество, воплотив в строках пейзажной лирики. Именно к этому направлению относится «Гой ты, Русь, моя родная», анализ которого немыслим без упоминания о жизни и детстве поэта.
Любовь Есенина к Родине («Гой ты, Русь, моя родная…»)
Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»
Сергей Александрович Есенин
много путешествовал по миру, но он всегда возвращался на родину. Как автор многих лирических стихотворений и произведений, посвященных теме «родина», никак не смог стать идеалистом и на собственном опыте испытал все изъяны государства, в котором как он сам считал, повезло ему родиться. Поэт безумно любил своё отечество таким каким оно было и, даже имея большую возможность взять всё, уехать и остаться жить в другой стране, поэт предпочёл остаться на родине.
К числу стихотворений Есенина в числе тех, где он превозносит его малую родину, называется «Гой ты, Русь, моя родная…»
, еще написанное им в далёком 1914 году. В это время Сергей Александрович Есенин уже проживал в Москве, сумев стать за довольно короткий срок весьма известным. Но скорее всего, большие города, такие как Москва, сильно навевали на поэта горькую тоску, которую безо всяких успехов надеялся утопить в кружке алкоголя.
В стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенин
снова пытается вспомнить свою недавнюю жизнь в деревне. Точнее, те переживания, ощущения, которые он испытывал, путешествуя по огромным Русским лугам и полям, наслаждаясь загадочной красотой своего родного и любимого сердцу краю. В данном стихотворении Есенин себя сопоставляет с «захожим богомольцем», потому что тот якобы пришел для того чтобы припасть коленом к своей многострадальной земле, и, сделав этот бесхитростный обряд, пойдёт в чужие дали. Отечество же у автора при всех его недочётах и недостатках сопоставляется с одной огромной церковью, прозрачной и ухоженной, которая способна вылечить душу каждого путешественника и обратно возвратить его к той самой духовной истине.
Откровенно говоря, Российская империя до свержения царя являлась той церковью, которая подразумевается в стихотворении. Поэт подчеркивает, в России «хаты – в ризах образа». Вместе с этим не имеет возможности, проходя не заметить той нищеты, а может быть и простоты уклада обыденного русского быта, как «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».
Поэтому благодаря его умению и настоящему поэтическому дару в прекрасном произведении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину
удалось создать «цветной» и немного противоречивый образ своего отечества. В нем чрезвычайно органично цепляются друг за друга красота и тленность, чистота и наоборот неумытость, земное и небесное. Но всё же Есенин подчёркивает, что ни за что автор не смог бы променять запах тех яблок и того меда, которые идут наряду с летним Спасом, и девичьим смехом, звон его автор так по-детски сопоставляет с сережками. Но всё же если не обращать внимания на проблемы и непонимания, которые поэт постоянно замечает в быте людей из той крестьянской глубинки, их та простая жизнь видится более целесообразной и нормальной, чем его же собственная жизнь. Возможно из-за того, что крестьяне самым главным чтят традиции и ценности своих отцов и дедов и умеют так по-детски радоваться любому малому дару, ценят то, что им бог дал. Есенин с добротой завидует деревенским людям, так как у них есть то самое главное, чего нет в городской суете – собственная земля, реки, леса и луга, которые никогда не перестанут радовать поэта своей девственной и наивной красотой. И только благодаря этому Есенин говорит, что если и есть на нашем свете какой-то рай, то он обязательно находится только лишь там, в сельской деревеньке, которая никак не может быть испорчена городской суетой, и смогла сохранить ту естественную красоту.
«Не надо рая, дайте родину мою», — вот именно этой такой простоте скрывающей «высокого полёта» строчкой автор оканчивает своё произведение «Гой ты, Русь, моя родная…»
, возможно уже подводя итог. Но всё же это совершенно не так, скорее всего автор стремиться выделить, что неимоверно счастлив такой возможности жить именно там, где знает, что он является частью любимого народа. И это то самое осознание для поэта во много раз важнее, чем все несметные богатства всего мира, которые никогда и нигде не смогут заменить любому человеку любовь к малой родине, родной земле, и оберегающую человека на протяжении всей его жизни.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Фета Учись у них у дуба у березы 6 класс
Стихотворение А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» представлено в форме просьбы лирического героя. В огромном мире доброты нередко человек сталкивается с трудностями. Писатель простым, понятным языком доносит мысль о том, - Хлебников
Творчество Хлебникова отличается необычностью, можно даже сказать – сверхнеобычностью. Это футуризм, если отбросить многочисленные манифесты этого направления. Творчество Хлебникова – искусство будущего, прошлого и отчасти - sitemap
- Анализ стихотворения Брюсова Каменщик
Конец 19 начало 20 века, был наполнен широкими волнениями, причиной которых стало угнетение рабочего и крестьянского класса, а так же большое неравноправие между различными слоями общества. Размах этих возмущений был настолько - Анализ стихотворения Брюсова Кинжал
После публикации стихотворения «Кинжал» в 1903 году, в литературном обществе возникло много споров, касающихся данного произведения. В начале двадцатого века, уже окрепший в поэтическом слове Брюсов постепенно отстраняется от юношеских