Тема любви в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. История любви в романе «Отцы и дети»

Тема любви в романе «Отцы и дети» раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе «Отцы и дети» помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это «пустота» и «распущенность». Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» становится роковой.

Образ княгини Р. в романе «Отцы и дети» Тургенева И.С.

В образе княгини Р. полновластно присутствует тайна, связанная с ее двойной — дневной и ночной — жизнью. Днем она была легкомысленной кокеткой, предававшейся с увлечением различного рода удовольствиям, танцевала до упаду, шутила и хохотала и будто бросалась навстречу всему, что способно было доставить ей малейшее удовольствие.

Но что выделяет ее и днем из светской толпы? Княгиня могла бы остаться незамеченной, подобной многим, если бы не «загадочный взгляд», который был одновременно «быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния». Вообще глаза этой женщины жили отдельной, независимой жизнью; светящееся в них «что-то необычайное» не имело ничего общего с дневной светской куклой, чей язык «лепетал самые пустые речи».

И только ночь сменяла день, как в героине просыпается некое терзаемое неведомыми страстями существо: «они играли ею как хотели». Ночными часами она молилась и плакала, не находя покоя нигде зачастую металась по комнате до самого утра, ломая в тоске руки, или сидела, холодная и бледная, над псалтырем. И эта женщина стала счастьем и несчастьем Павла Петровича, превратила его в свою тень, сделала на всю жизнь одиноким. Так перед нами разворачивается глубоко драматическая история любви.

Трудно было бы с этим поспорить, если бы не чрезмерный романтический налет на всем поведанном читателю о княгине Р. и Кирсанове.

Прежде всего следует заметить, что Тургенев как будто «вышивает» по канве жанра романтической трагедии рока, в которой главной содержательной составляющей выступает власть неведомой силы над человеком, продуцирующая его тотальную внутреннюю несвободу.

У писателя все интенсивно «работает» на тайну княгини Р.: ее ночные страхи, слезы, молитвы, стенания, заламывания рук, мятущееся в потемках женское сознание. Соблюдено такое непременное условие жанра, как игра таинственных страстей, с которыми не в состоянии совладать героиня. В повествовании присутствует и такая устойчивая жанровая черта, как «загадочный взгляд», «холодный ужас» на лице, переходящий в «выражение мертвенное и дикое». Приметой жанра являются таинственные предметы, знаки: «кольцо с вырезанным на камне сфинксом», позже пересланное княгиней Кирсанову с «крестообразной чертой» на нем, означающей, по словам героини, разгадку сфинкса. История маркирована и традиционно жанровой развязкой: смертью княгини в состоянии, близком к помешательству.

Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. — 3-е изд, стереотип. — М.: Дрофа, 2010

Образ Анны Сергеевны

тема любви в романе и с тургенева отцы и дети

Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Второстепенные персонажи

Большую роль в романе играют также и второстепенные персонажи, на примерах которых автор демонстрирует разное отношение людей к жизни, происходящему вокруг них и других людей.

Василий Иванович Базаров

Отец Евгения – это небогатый, но добрый человек, который живет и управляет хозяйством своей жены. Занимается хирургией, так как ранее был медиком в армии. Он очень любит своего сына, поэтому беспокоится за его взгляды и поведения.

Василий Базаров уже давно живет в деревне, поэтому он не понимает большинство прогрессивных идей (и он даже немного переживает по этому поводу). Он религиозен и консервативен, но не стремится переубедить своего сына.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дворянка, мать Евгения, очень религиозна и набожна. Она очень добра и ласкова к сыну, и ее очень беспокоит его отречение от веры. Поддерживает своего мужа Василия и всегда ведет себя корректно и умно, ее окружает порядок. После смерти сына очень переживает, поэтому над его телом проводят религиозный обряд, который сам Евгений никогда не признавал.

Анна Сергеевна Одинцова

Молодая вдова Анна Одинцова становится предметом любовного интереса сразу двух мужчин – и Евгения Базарова, и Аркадия. Тем не менее, она симпатизирует лишь одному из них (Базарову), но на признания в чувствах не отвечает взаимностью.

Анна ведет себя высокомерно и гордо, поэтому со временем чувства Аркадия к ней утихают. В финале романа читатель понимает, что она просто одинокая и несчастная женщина, которая никогда никого не любила, кроме себя самой. После того, как ее сестра Екатерина выходит замуж, а тетя умирает, Анна остается совсем одна.

Катерина

Вместе с Анной Одинцовой и ее тетей проживает скромная девушка Катерина (или Катя), которую воспитывали в строгости. Она выросла скромной, но очень доброй и отзывчивой, любит слушать музыку или играть самой, предпочитает проводить время на природе. Когда Аркадий был влюблен в Анну, он проводил много времени с Катериной, так как сама Анна не стремилась отвечать на чувства взаимностью.

По мере взросления Аркадия его взгляды на мир и окружающих людей меняется, поэтому он остывает к Анне Одинцовой и все больше внимания обращает на скромную Катерину. Та отвечает взаимной симпатией, и в финале они с Аркадием женятся.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй – одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой – безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, выбила из колеи. В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были «охотниками до женщин», однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны «не добьешься толку», однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и «еще мучительнее» к ней привязался. Эта история любви в романе «Отцы и дети» проходит через всю его жизнь. Базарова тоже «мучила и бесила» любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор о Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Главные герои

В романе «Отцы и дети» главный герой – это Евгений Базаров, революционер, демократ и нигилист. Также в произведении фигурируют центральные персонажи из двух различных семей:

  1. Аркадий Кирсанов. Недавно окончил университет, ученик Базарова.
  2. Николай Кирсанов. Добрый и романтичный вдовец.
  3. Павел Кирсанов. Одинокий офицер, строго придерживается либеральных взглядов.
  4. Василий Базаров. Небогат, но имеет неплохое образование, консерватор. Очень любит своего сына.
  5. Арина Базарова. Очень религиозна, обеспокоена тем, что ее сын отрекся от веры.

Сюжет романа построен вокруг противопоставления интересов старого поколения (консервативных дворян) и молодежи (новая интеллигенция, пропагандирующая прогрессивные взгляды).

Евгений Васильевич Базаров

Главным героем произведения является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, но он является студентом-медиком. Пропагандирует нигилизм и скептическое отношение ко всему окружающему. Учит Аркадия своим взглядам, но портит отношения с его семьей и многими людьми из своего окружения. Был влюблен в Анну Одинцову до самой смерти.

Евгений – жестокий и холодный человек, который редко способен на выражение искренней привязанности. Ближе к концу романа он навсегда прощается с Аркадием и возвращается домой, где его принимают, несмотря на прежние выходки. Он начинает помогать отцу в лекарском деле и в финале произведения умирает, заразившись тифом. Примечательно, что на смертном одре Евгений все же признает, что питал чувства к Анне Одинцовой всю жизнь (она проводит время с ним в его последние дни), а после смерти над его телом проводят религиозный обряд (который он презирал при жизни).

Николай Петрович Кирсанов

Добрый отец Аркадия остался вдовцом, поэтому все свои силы вложил в любовь к сыну. На протяжении романа он не раз демонстрировал терпение и доброе отношение к меняющимся взглядам Аркадия, несмотря на вызывающее поведение его друга Базарова. Николай Петрович влюблен в Фенечку, дочь простой экономки, но скрывает свои чувства из-за того, что боится осуждения окружающих. Он имеет прогрессивные взгляды, но не разделяет увлечения сына нигилизмом, так как сам испытывает сильную влюбленность.

Это самый добрый и положительный персонаж романа, который преодолевает все предрассудки на пути к искреннему чувству и личному счастью.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Молодой мужчина Аркадий Кирсанов только окончил университет и встретил Евгения Базарова, чьи нигилистические взгляды очень его увлекли. По своей натуре – мягкий и сентиментальный человек, который верит в искреннюю любовь и привязанность.

На протяжении романа читатель может наблюдать, как взрослеет Аркадий. Он легко поддается влиянию Базарова, но со временем пересматривает свои суждения и находит себя настоящего. Точно также меняется и его любовный интерес, а в финале Аркадий женится на скромной и доброй девушке Катерине.

Павел Петрович Кирсанов

Вместе с Николаем Кирсановым проживает и его брат Павел, бывший офицер. Он не разделяет взгляды Базарова и часто спорит с ним о различных сферах жизни.

До начала событий романа Павел был влюблен в загадочную княгиню, но пережил тяжелый разрыв и замкнулся в себе. Новым объектом его симпатии стала Фенечка, поэтому попытка Евгения Базарова поцеловать девушку приводит Павла в бешенство. Он стреляется с Базаровым на дуэли и получает легкое ранение.

В конце романа Павел получает известие о смерти его бывшей возлюбленной, а Фенечка выходит замуж за Николая. Одинокий Павел с разбитым сердцем окончательно замыкается в себе и навсегда покидает страну.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора. Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Виктор Ситников

Сын купца Виктор Ситников – это молодой человек, с которым, как сначала может показаться, приятельствует Евгений Базаров. На самом деле, Ситников не отличается большим умом или сильным характером. Он стыдится своей семьи и слепо подражает новым движениям, даже не разобравшись в их истоках или идеях. Во время общения с Аркадием и Базаровым Виктор проявляет назойливость, часто позволяет себе пошлые и глупые высказывания. Евгений презирает его за такое поведение, в то время как сам Ситников считает Базарова своим учителем.

После того, как Виктор Ситников женился, он получил новый идеал для следования – свою жену. Он во всем с ней соглашается и тем самым перекладывает ответственность на ее плечи.

Авдотья Кукшина

В современном мире Авдотью Кукшину точно называли бы феминисткой, а для того времени она являлась сторонницей эмансипации. Приятельница Ситникова и Базарова с Аркадием предпочитала вызывающее «мужское» поведение, носила вызывающую одежду и проявляла любовь к таким несоответствующим занятиям, как курение папирос или распитие спиртных напитков. Ее взгляды и поведение в романе также можно охарактеризовать как «вульгарный нигилизм».

Фенечка

Дочь простой экономки Фенечка рано осталась без матери. Она простая девушка, крестьянка, с добрым сердцем и чистыми помыслами. После того, как ее мать умерла, она стала любовницей барина и даже родила от него ребенка.

Непорочность, доброта и скромность девушки оставляет неравнодушными сразу нескольких героев романа. Когда Евгений Базаров проводил время у Кирсановых, он попытался поцеловать Фенечку, которой это было не по нраву. Свидетелем сцены стал Павел Петрович, который и сам испытывал симпатию к девушке, поэтому между ним и Евгением состоялась дуэль, окончательно испортившая отношения Базарова с родней Аркадия.

Сама же Фенечка питает взаимные чувства к Николаю Петровичу Кирсанову, но не решается ему об этом сказать. В финале они женятся, несмотря на все общественные предрассудки, и обретают счастье вдвоем.

Дуняша

Простая крестьянка Дуняша – служанка Фенечки, она помогает ей присматривать за рожденным от барина ребенком. Ее поведение имеет сильный контраст с другим слугой – Петров. Дуняша понимает, где ее место, и принимает жизнь радостно: она часто смеется и всегда находит поводы для веселья. В доме же ведет себя строго, но имеет доброе сердце.

Петр

Петр – это самовлюбленный слуга Павла Кирсанова. Имеет невысокий уровень интеллекта и только недавно научился читать (правда, пока по слогам), хотя уже является достаточно взрослым человеком. Несмотря на это, считает себя очень умным и очень любит демонстрировать свои «способности».

Княгиня Р Нелли

Загадочная Княгиня Р Нелли – персонаж, который встречается в романе только из рассказов других. В эту женщину был сильно влюблен Павел Кирсанов, и она имела большое значение для его судьбы. После того, как пришло известие о ее смерти, Павел покинул страну, закрылся в себе и потерял смысл жизни.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе «Отцы и дети» представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Персонажи[править]

Евгений Васильевич Базаров

(для родителей — Енюша) — главный герой, уникальный типаж русской литературы. Лекарь и нигилист, никого не любит (в начале повествования), исключая родителей и друга, и ничего не ценит, кроме науки. По ходу дела всё-таки влюбился. Обречённая любовь не принесла ему никакого счастья, только вызвала мощный кризис веры, и он уехал в своё родное село, где продолжил заниматься своим ремеслом. Вскрывая умершего тифозного мужика, заражается из-за пореза и позже умирает.

Аркадий Николаевич Кирсанов

— недавний кандидат[1] Санкт-Петебургского Университета и друг Базарова, сын Николая Петровича от первого брака. Культурен, вежлив и неосознанно защищает свою семью от его нападков (как-никак, родная кровь). Считал себя его учеником, а того — своим гуру, но понял, что новомодное течение не соответствует его размеренному осторожному характеру. Находясь в Никольском, влюбился в Катю, младшую сестру Одинцовой. В итоге отказавшийся от нигилизма Аркадий женится на ней и становится счастливым семьянином и отцом маленького Коли, а также приводит Марьино в порядок.

Николай Петрович Кирсанов

— мягкосердечный и дружелюбный отец Аркадия, вдовец. Ведёт роман с Фенечкой, дочерью покойной экономки, и имеет от неё семимесячного сына Митю. Старается быть хорошим барином и рачительным хозяином; первое у него выходит, а второе, мягко говоря, не очень. Стыдится любви к собственной сожительнице, однако всё же решается узаконить отношения, а заодно и своего бастарда.

Павел Петрович Кирсанов

— брат Николая и любимый дядюшка Аркадия и Мити, приверженец либерализма. Тот ещё метросексуал, косящий под английского джентльмена: даже живя в провинции, одевается как во дворце. Ненавидит Базарова и спорит с ним по всякому поводу не хуже брехливого пса. В молодости пережил трагическую любовь к княгине Нелли Р. и не в силах забыть её до сих пор, подсознательно видя в Фенечке. Устраивает дуэль с своим оппонентом, на которой оказывается ранен и излечен с его же помощью. В эпилоге выясняется, что он уехал из России.

Федосья Николаевна (Фенечка)

— сожительница и вторая любовь Николая Кирсанова. Простая, добродушная и услужливая девушка, очень любит барина и живёт с ним чуть ли не на равных. Она являлась предметом интереса его брата, ищущего замену своей княгине Р. Позже выходит замуж за любимого и обретает родственную душу в лице Кати.

Митя

— внебрачный сын Фенечки и Николая Кирсанова, впоследствии узаконен.

Анна Сергеевна Одинцова

— молодая вдова-помещица, образованная, умная и благовоспитанная, не чета какой-то там Кукшиной. Имеет сестру Катю и заботится о ней. Эталонная снежная королева: красива и холодна, как лёд, поскольку ставит спокойствие превыше всего. Проводя много времени с Базаровым, решила проверить себя «на слабо» и сумела очаровать это «чудо волосатое», чему сама оказалась не рада и отвергла его чувства. Впрочем, всё-таки навестила его перед смертью. По словам автора, она вышла замуж за человека под стать себе — такого же «снежного короля».

Екатерина Сергеевна Локтева (Катя)

— младшая сестра Одинцовой, практически неприметная в её тени. Такая же хорошая девушка, как и предыдущая героиня: скромная, добрая и непритязательная, но при этом упрямая и самостоятельная. Отлично играет на клавикордах. В отличие от Анны, приняла вполне благосклонно признание Аркадия, влюбившегося в неё, и создала с ним крепкую и любящую семью.

Кукшина

, дамочка из разночинцев. Усердно косплеит femme ?mancip?e, а на самом деле бьёт баклуши, да и сама по себе очень нереалистична. И вообще карикатура на гораздо более достойную героиню.

Ситников

. Усердно косплеит идейного нигилиста. Неприметной незапоминающейся внешности, что подсвечивается автором.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: