Сочинение: Отзыв о «Слове о полку Игореве»
(457 слов) «Слово о полку Игореве» — произведение, которое многие люди не любят, называют его скучным. Моё мнение на этот счёт кардинально отличается. Не зря «Слово…» называют памятником древнерусской литературы, ведь оно является стартовой точкой, текстом, в котором прослеживаются многие мотивы и художественные приёмы, присущие более поздней русской классике.
Произведение имеет высокую историческую ценность. В основу сюжета положено реальное событие. При этом тексту дана определённая «художественная оправа». Мы не просто читаем летопись, перед нами часть литературного наследия. Главные герои «Слова о полку Игореве» не кажутся нам отдалёнными образами, затерявшимися в прошлом. Благодаря автору персонажи запоминаются, им хочется сопереживать. Например, именно в с «Слове…» впервые появляется образ преданной женщины, которая ждёт своего возлюбленного, разделяет его горе. Игорь не показан читателям идеальным князем, он достаточно самонадеян. Персонаж решает идти в путь, несмотря на все дурные предзнаменования. Героя нельзя назвать однозначно плохим или хорошим. Его образ сочетает как положительные, так и отрицательные черты. Это придаёт повествованию реалистичности.
Произведение опередило свое время. В момент написания «Слова…» была только церковная литература. Текст о походе князя Игоря на половцев стал абсолютно новым этапом, витком развития. Автор говорит о значимости патриотизма, сплочённости русских земель. В «Золотом слове» Святослава он закладывает мысль о том, что врага можно победить, лишь объединившись. Когда Ярославна обращается к ветру, солнцу и Днепру, она надеется лишь на помощь полноводной реки, которая является частью её Родины.
В произведении используется олицетворение, природа очеловечивается, становится полноправным героем сюжета. Автор показывает, как деревья приклоняют свои ветви, переживая за судьбу князя Игоря и печалясь из-за поражения русского войска в битве с половцами. Такое описание тоже помогает пробудить в читателях чувство любви и уважения к родным краям.
В «Слове о полку Игореве» появляются намёки на психологизм. Переживания и тревоги Святослава выражаются через сон, который является вещим. Здесь мы уже можем говорить и о символике. Сон является печальным предзнаменованием, символом приближающегося несчастья.
Теперь обратим своё внимание на художественное обрамление текста, средства речевой выразительности. Конечно, каждый переводчик «Слова…» немного видоизменял произведение, однако общие моменты, встречающиеся у Лихачёва, Заболоцкого, Якобсона и других литературоведов, перекладывавших текст на русский язык, очевидны. В «Слове о полку Игореве» встречается рефрен. Фраза « За Русскую землю/ За Игоревы раны — / Удалого сына Святославича!» звучит в тексте несколько раз. Она служит напоминанием о том, за что нужно сражаться. Автор использует очень интересные и запоминающиеся образы. Так, например, пальцы он называет «десятью соколами», а струны — «стадом лебедей».
«Слово о полку Игореве» можно не любить, однако нельзя недооценивать культурную значимость данного текста. Автор заложил в своём произведении основы, на которых строились многие более поздние по времени написания произведения. Тема патриотизма звучит очень чётко. Она является нитью, проходящей через все события «Слова…». Персонажи раскрываются с помощью более необычных приёмов, чём простое описание внешности и характера. Текст хочется перечитывать, ведь только так в нём можно заметить ускользнувшие до этого детали, открыть новые оттенки звучания.
Автор: Диана Кузнецова
Главные герои
Игорь – новгород-северский князь, храбрый, решительный, но при этом излишне самоуверенный и честолюбивый.
Всеволод – брат князя Игоря, отважный, бесстрашный воин, который искренне любит свою родину.
Святослав – киевский князь, мудрый правитель, который видел величие земли русской в прекращении междоусобиц и объединении княжеств.
Ярославна – жена князя Игоря, любящая, верная, преданная своему мужу.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Слово о полку Игореве»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Слово о полку Игореве»
для самых компанейских —
Главные герои «Слово о полку Игореве»
для самых любопытных —
Анализ «Слово о полку Игореве»
Вариант 2
По мнению специалистов «Слово о полку Игореве» было создано примерно в начале XII века, точно никто не знает. Мнения об авторе произведения тоже разнятся. Принято считать, что «Слово о полку Игореве» написал один из ратных воинов, участвовавший в описываемом походе. Оригинал произведения не сохранился до наших дней, так как сгорел дотла во время большого пожара, охватившего Москву в 1812 году, когда шла война с французами. Из-за этого многие и сейчас не уверены в подлинности «Слова о полку Игореве». Данное литературное произведение изначально исполнено на древнерусском языке, а после переведено на русский и многие другие языки. Переводы Д.С. Лихачева и Н. Заболоцкого на сегодняшний день заслуженно признаны лучшими.
Литературный шедевр объединяет в себе духовное и мирское начала. По жанру это повествование тоже не однородно. Так, ему присущи признаки и повествования военного характера, и песенного восхваления героизма, и ораторской прозы.
Основу произведения составили события истории, происходившие в действительности: в 1185 году от рождения Христова Игорь, бывший князем, ведомый неуемными амбициями и греховной гордыней, увлек своих единомышленников в военный поход против степных жителей. Автор ведет «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря» будто соединяя между собой события прошлых лет и настоящее время, желая отобразить свое мнение о происходившем тогда, объяснить, что значили для Русской земли эти события, поэтому так сложно воспринимается написанное им.
Начинается «Слово…» с определения автором его задачи: рассказать потомкам как все было на самом деле.
Основу произведения оставляют три связанных между собой блока. Первый из них повествует о сборах новгород-северского князя Игоря и близких ему родственников в захватнический поход и о том, какие недобрые знамения появлялись на пути движения княжеской дружины по владениям степных кочевников. Второй раздел рассказывает о вещем сне князя Святослава, в котором он привиделось поражение княжеской дружины. Третий блок — это плач Ярославны, символизирующий плач всей Русской земли о павших в боях и попавших в плен защитниках Отечества; и описание освобождения плененного князя Игоря.
Эпилог «Слова…» рассказывает об осознании Игорем своей вины и его возвращении в Киев, где его торжественно встретили соотечественники.
Тем, кто решил прочитать «Слово о полку Игореве» сегодня будет, прежде всего, интересно узнать о судьбе героев произведения, их связи с природой, с Родиной.
Сюжет
Князь Игорь и его брат Всеволод, собрав могучую дружину, отправились в поход на половцев. По пути их преследовали дурные знамения: солнечное затмение, издавна считавшееся предвестником страшной беды, тревожные крики птиц, гроза, волчий вой. Однако князья не обращали на них никакого внимания.
Прибыв на место, русичи напали на половцев и разгромили их, взяв богатую добычу: золото, драгоценные камни, меха, половецких девушек. Пока уставшее войско Игоря набиралось сил, на место сражения поспешили бесстрашные половецкие ханы Гзак и Кончак со своими многочисленными воинами. Началась страшная битва, которая длилась больше двух дней. На третий день русское войско потерпело поражение, и раненый князь Игорь оказался в плену.
Для Руси наступили трудные времена. Мелкие князья перестали бороться против общего врага, разъединились. Пользуясь их междоусобицами, половцы вновь стали совершать дерзкие набеги, грабя и убивая простой народ.
Тем временем киевскому князю Святославу приснился дурной сон. Он видел себя на кровати в черных одеяниях, и на грудь ему сыпался из пустых колчанов крупный белый жемчуг, и все время слышалось карканье ворон. Святослав рассказал свой сон боярам, и те поведали ему о поражении князя Игоря. Узнав об этом, киевский князь осудил Всеволода и Игоря в их необдуманном и тщеславном решении самостоятельно справиться с могучим половецким войском.
Святослав не намеревался без боя отдавать врагам родную землю. Но вот беда – князья были заняты борьбой за власть и даже не помышляли о том, какая страшная беда нависла над Русью. Святослав призвал всех князей прекратить вражду и объединиться в борьбе с общим врагом.
Тем временем в Путивле Ярославна оплакивала своего любимого мужа, оказавшегося в половецком плену. Её плач и мольбы о помощи были услышаны небесами, князю Игорю удалось сбежать из плена и благополучно добраться домой. Помог ему в этом простой половец Овлур, который проникся к князю большим уважением. Сын Игоря, юный Владимир, отказался бежать с отцом – он был влюблён в прекрасную половчанку и не захотел покидать её.
Неожиданное возвращение князя Игоря было сродни появлению солнца на хмуром небе. Он приехал в Киев и посетил храм Богородицы Пирогощей, где вознёс благодарность за своё избавление. Вся Русь ликовала, искренне радуясь спасению князя Игоря.
Подробный анализ
Древнерусское произведение представляет собой эпическую поэму, созданную неизвестным автором, предположительно старым монахом, повествование которой посвящено реальным событиям, произошедшим в русской истории.
Композиционную структуру произведения составляют вступление, следующие за ним три части и заключение, представленные в виде фрагментарных отрывков, отличающихся фольклорным жанром.
Вступительная часть поэмы рассказывает о русском сказителе, прославлявшем храбры воинов и умных правителей. Затем повествование переходит к описанию знаменитого похода князя Игоря в половецкое государство, который заканчивает первую часть поэмы пленением предводителя русского войска.
Во второй части произведения повествуется о двоюродном брате князя, которым осуждает необдуманный поступок Игоря и призывает русских князей к объединению для борьбы с могущественным врагом.
Третья часть описывает плач Ярославны, жены князя, тоскующей по мужу и зовущей его возвратиться на родину, обращаясь к матери-природе за помощью и защитой. Игорь чувствует слезы любимой женщины и осуществляет побег из половецкого плена с помощью призванных женой природных сил в виде ветра, воздуха и воды.
Финалом произведение является радостная встреча князя Игоря всем русским народом.
Поэма отличается применением сравнений, эпитетов, свойственных устному народному творчеству и народным песням, изложенным старославянским языком.
Ключевой тематикой поэмы представляется его патриотическая направленность, сочетающуюся в эпосе с образом русской земли, связанной неразрывно с окружающей природой.
Повествование произведения раскрывает насущные проблемы человеческих взаимоотношений, заключающихся в разобщенности, тщеславии, гордыни. Именно поэтому основным смыслом поэмы является необходимость единения всех народов в случае возникшей опасности, поскольку в лице большого и могущественного государства невозможно быть уязвимыми.
Литературоведы относят произведение к жанру русского эпоса, демонстрирующего славянскую народную поэзию и являющегося самородным памятником древнерусской литературы. При этом критики выделяют особую роль автора в произведении, являющегося, несомненно, высокообразованным человеком, голос которого привносит в повествование стихийность лиричности и поэтическую сладость.