Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы… М.Ю.Лермонтов
Изучив роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», многие историки спорят о том, что Толстой позволил себе исказить некоторые факты Отечественной войны 1812 года. Это касается Аустерлицкого сражения и сражения под Бородино. Действительно, Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстого описано достаточно подробно, что позволяет изучить исторические события по страницам романа. Однако, мнение историков сходится на том, что главным сражением всей Отечественной войны 1812 года явилась именно Бородинское. Именно оно послужило причиной победы русских над французской армией. Именно оно стало решающим.
Перерождение графа Безухова на поле
Когда начинается война, каждым человеком, независимо от возраста и пола, овладевают тревожные мысли. Пьер раньше был одиноким, замкнутым, находился в постоянном поиске смысла жизни. Как только армия Наполеона приблизилась к воротам Москвы, граф Безухов ощутил, что даже жизнь есть вздор, сравнив ее с грядущей бедой.
Значение бытовых удобств, богатства и суеты становится ничтожным для порядочного гражданина, ели угроза порабощения виснет над его народом. Каждый честный человек устремился туда, где решалась судьба его страны – на Бородино.
Вот литературный секрет автора – глазами Болконского или Ростова, которые читали картину 25 августа 1812 года, как привычные маневры, все выглядело довольно обыденно. С точки зрения же неискушенного обывателя море людей, стекающееся к месту сборов, свидетельствовало о патриотическом величии предстоящей битвы.
Утро 26 августа 1812 года
Графа Безухова встретило после сна яркое солнце, которое всегда являлось для людей символом жизни, залогом плодородия. Только сейчас лучи отражались зайчиками от стали солдатских штыков, которые начинали прорисовываться сквозь густой рассветный туман. Звон оружия звал героя, Пьера тянуло в гущу шумных событий. Там должна была открыться истина противостояния добра и зла. Первый залп орудия еще нравился графу, дым был похож на белый пушистый мячик. Все вокруг напоминало интересное приключение, Безухов напросился с одним генералом вглубь битвы и оказался на первой линии огня.
Барин выглядел нелепо среди пушек: одетый в штатское платье, в белой шляпе на голове, неуверенно держался верхом на лошади. Солдатам было неприятно видеть здесь, среди их кровавой работы, среди раненых и убитых мирного рассеянного господина.
Крещение огнем
Инстинкт самосохранения заставляет Пьера броситься на помощь артиллеристам. Батарея Раевского несколько раз в день переходила из рук российских солдат к французам и обратно. Историки подтверждают, что это были моменты, решающие исход битвы. Барин соглашается подносить солдатам ядра.
Гром, треск и свист услышал Пьер одновременно, когда рядом разорвались ящики с боеприпасами. Блеск огромного пламени ослепил его и заставил присесть на землю. Страх поглощает человека в момент опасности, поэтому не осознавая своих действий, граф побежал туда, где можно было спрятаться. В окопы. Но там враги уже убивают его соотечественников.
Безухов автоматически хватает за горло французского солдата. Перед ним чужое лицо человека, который раннее ничего плохого ему не сделал. Пьер еще не готов убить, но ему впервые приходится защищать свою жизнь.
Наконец, атака закончилась, герой может перевести дух, созерцая, как в этой временной передышке смешиваются раненные и убитые обеих армий. Война утратила первичный пафос, мужчина чувствует ужас, но наивно думает, что сейчас эти люди очнутся и прекратят убивать друг друга.
Основные события сражения
Основные события происходили посередине поля, когда «сшиблись пехотинцы» после канонады. То конные, то пешие несколько часов подряд сражались, сталкиваясь, стреляя, не зная, что делать. Противоречивые сведения доносили адъютанты, поскольку ситуация постоянно менялась. Наполеон Бонапарт отдавал распоряжения, однако многие из них не исполнялись. Из-за хаоса и неразберихи часто все делалось наоборот. Император был в отчаянии. Он ощущал, что «страшный взмах руки» бессильно падал, хотя генералы и войска были те же, та же диспозиция, а сам он был даже намного искуснее и опытнее теперь…
Не учел Наполеон патриотизма русских, которые плотными рядами стояли позади кургана и Семеновского, и орудия их дымили и гудели. Император не решился дать разгромить свою гвардию за 3000 верст от Франции, поэтому так и не ввел ее в сражение. Напротив, Кутузов не суетился, предоставляя возможность проявлять инициативу своим людям, где это нужно. Он понимал, что распоряжения его бессмысленны: все будет так, как должно быть. Кутузов не мешает мелочной опекой людям, а верит в то, что у русской армии высокий дух.
Бородинское поле вечером
Пьер Безухов осознал катастрофические последствия произошедшего в ту пору, когда катастрофу осознали все, кто остался в живых. Поля, луга и огороды нескольких деревень оказались заваленными телами людей. Пестрели разные мундиры, убитые застыли в разных позах, только кровь у всех было темного красного цвета.
Перевязочные пункты на сотни метров вокруг пропитались кровью, которая смешалась с землей и превратилась в густую кровавую грязь. Поток раненых воинов, перепуганных, страдающих от боли, брел в направлении Можайска.
Утреннюю бодрость сменила мгла сырости, остро пахнущая дымом, смесью селитры и крови. Природа пыталась заставить людей прекратить стрелять и протыкать друг друга штыками – пошел дождь. Измученные солдаты не выдерживали психологического давления, вида тысяч убитых, раненых, искалеченных и измученных, но они сражались по инерции.
Наверно, невозможно остановить мгновенно страшное дело войны.
Бородинская битва глазами Андрея Болконского
Полк князя Болконского вступил в бой в середине дня. Две сотни солдат пали под ядрами орудий еще стоя в бездействии. Потом под огнем нескольких сотен неприятельских орудий погибла треть всего полка. Людей построили в колонны, заставив стоять под расстрельным огнем врага. То тут, то там выстрел попадал в толпу не атакующих солдат.
Эпизод ранения Андрея Толстой представил, как так, как гибли в тот день десятки тысяч солдат и офицеров. Патриот, который при Аустерлице поднял знамя, а под Шенграбеном командовал батареей, погиб бессмысленно. Война часто не дает возможности проявить героизм, отнимает жизнь просто так.
Вражеское ядро настигло боевого офицера, когда тот бесцельно шагал по полю, слушал шум пролетающих над головой снарядов. Был момент, когда Болконский мог избежать попадания. Адъютант успел пасть на землю и крикнуть «ложись», но офицер помнил, что на него смотрят подчиненные, чей боевой дух зависит от его поведения.
Среди русского народа всегда встречаются люди, которые не бегут, не молчат, не прячутся. Как правило, они гибнут, но остаются в памяти окружающих героями, достойными светлой памяти.
Изображение Бородинского сражения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Изображение Бородинского сражения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Радькова Ю.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цели урока:
выявить авторское отношение к изображаемым картинам войны; проследить, как исторические события, изображенные в романе, воздействуют на духовный мир героев; увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев; выяснить отношение героев романа к данному событию.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
— Кульминацией всего действия романа Л.Н.Толстого «Война и мир» является Бородинское сраже-ние, т. к., во-первых, оно было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось, а во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев произведения. Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему Бородинское сражение показано глазами Пьера? Эти и другие вопросы будут в центре нашего внимания сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
— Прежде чем изобразить на страницах своего романа Бородинскую битву, Толстой задаётся вопро-сом: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы…а для французов то, что они приблизились к погибели всей ар-мии…Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов при-нял это сражение. <?…> Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно», — считает писатель, и это высказывание соответствует его убежде-нию, что «фатализм в истории» неизбежен.
Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Что мы узнаём о ней?
«Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своём прошли много позиций, которые были лучше Бородинской.<?…>Русские не только не укрепляли позицию Бородинского по-ля…но и никогда… не думали о том, что сражение могло произойти на этом месте.<?…>Бородин-ское сражение…принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности с вдвое слабейшими силами против французов, т.е .в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться 10 часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолже-ние 3-х часов армию от совершенного разгрома и бегства».
— Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой вводит в роман план битвы. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова. Что приводит Пьера на Бородинское поле?
Голос совести, невозможность в роковую для всей России минуту оставаться безучастным к беде Родины. Им движет «чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то». Именно здесь происходит главное событие – решается судьба его Отечества, хотя Пьер сам до конца это не осознает – «мне интересно».
— Именно глазами Пьера, далекого от военной жизни, ничего не понимающего в военном деле, слабо разбирающегося в диспозиции, показано большинство сцен до и во время Бородинского боя: Пьер воспринимает войну с психологической точки зрения, следит не за внешним ходом событий, а за на-строением участников, т.е. постигает внутренний дух битвы, силу патриотизма, или, как называет её Толстой, «скрытую теплоту», которая, по мнению писателя, и является причиной победы.
Изображение Бородинской битвы предваряют сцены, рисующие настроение русских накануне боя. Эти главы объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Как это проявляется?
Под Можайском Пьер встречается с обозом раненых и «старый солдат с подвязанной рукой, шед-ший за телегой», говорит ему: «Мужичков и тех гонят…Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва». Пьер размышляет: «Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждёт, а идут мимо и подмигивают раненым». «…Вы-ехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал …мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживлённые…что-то работали… и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят…». Пьер понимает, что это оживление говорит «о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти». «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтоб приготовиться к смерти». «Чудесный, бесподобный народ!» — говорит Кутузов.
Князь Андрей в разговоре с Пьером говорит: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа…От того чувства, которое есть во мне, в нём, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате…Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиг-рать… мы выиграем сражение!» Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты. Болконского поддерживает Тимохин: «…правда, правда истинная…что себя жалеть теперь! Солдаты в моём батальоне…не стали водку пить: не такой день, говорят».
— И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. «…Я не брал бы плен-ных… Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся ар-мия. Надо их казнить», — говорит князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны. Сейчас же он призывает к жестокой расправе над врагом. «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после неё никто не захотел её повторения. Война должна идти не по правилам фехтовального искус-ства, скажет далее Толстой. Хотя война — это «самое гадкое дело в жизни», писатель признаёт и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей.
Итак, «скрытая теплота патриотизма» объединяет русских людей, понимающих, что решается судьба родины. А как изображает писатель настроение французского лагеря накануне сражения?
Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве». Для самого Наполеона будущее сра-жение — большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы — войска («Шахматы расставлены, игра начинается завтра»).
— Значительную роль в описании Бородинского сражения играют пейзажи. Более того, Толстой пока-зывает ход битвы, разные этапы её «по солнцу». Это не случайно: Бородинская битва началась на рассвете 26 августа (7 сентября), Наполеон, выехавший на восходе солнца к линии фронта, восклик-нул: «Вот солнце Аустерлица!». Он хотел воодушевить свои войска напоминанием о самой блестя-щей из одержанных им побед. Но на этот раз восходило солнце Бородина. Толстой изображает ут-реннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов в начале сражения; солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко — в середине битвы; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накра-пывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте…. Опомнитесь. Что вы делаете? На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя.
Когда началось сражение, «Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он поехал на поле боя и, встретив знакомого адъютанта генерала Раевского, отправился с ним. Оказавшись на кургане, где стояла батарея Раевского, «Пьер никак не думал, что …это место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении». Как отнеслись к Пьеру солдаты? Нашел ли он своё место среди них?
«Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солда-ты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру.<?…>Солдаты неодоб-рительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек … не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным… живу-щим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, при-своили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой».
— Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг, они всё время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия и делают это с щегольством; всё время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости, выносливости: «после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление». И Пьер, на-блюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и вызвался пойти за ящиком со снарядами. «Солдатом быть, просто солдатом! — думает Пьер уже после боя. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими», научиться «сопрягать свою жизнь с их жиз-нью». Мучаясь от того, что кровавость битвы испугала его, Пьер опять мыслью обращается к солда-там. «А они… они все время до конца были тверды, спокойны… Они не говорят, но делают».
Толстой показывает и поведение в битве Наполеона и Кутузова. Какими предстают перед нами полководцы?
Наполеон, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы», т. к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. «Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарства-ми…». Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что «страшный размах» его руки падает волшебно-бессильно».
Кутузов же «не делал никаких распоряжений», потому что знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего… а те неуловимая сила, называемая духом войска, и он сле-дил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении и т. д.
— Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза, произнесённая перед битвой: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра»?
— Ключевой момент в этой сцене — самолюбование Наполеона самим собой, он хочет навсегда оставить след в истории и постоянно думает, как выгоднее запечатлеть себя в ней. Он тщательно подобрал эту фразу, чтобы историки отразили ее в своих записях. В этот момент он думает не о сыне, а о том, какую ему принять позу, какую сказать фразу, чтобы выглядеть как можно более величественно. Позёрство и лицемерие – вот характерные качества французского императора, для которого война — это игра, а люди — пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать.
Расскажите о князе Андрее в Бородинском сражении.
Его полк стоит в резерве, но под непрерывным обстрелом. Когда полк потерял «уже более двухсот человек», он «был двинут вперёд… на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направ-лен усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий. Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей.<?…> Князь Андрей…нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу… заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. <?…> Сначала князь Андрей, считая своею обязан-ностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого сол-дата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса то-го положения, в котором они были». Когда в нескольких шагах от него падает граната, князь Анд-рей, думая о том, что не хочет умирать, и вместе с тем помня о том, что на него смотрят его солдаты, не ложится на землю и получает смертельное ранение.
— Тяжело раненный князь Андрей понимает, «что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не пони-маю». И лишь на лазаретном столе, когда Андрей видит рыдающего Анатоля Курагина, которому от-резали ногу, и чувствует к нему не ненависть, как прежде, а «восторженную жалость и любовь», к князю приходит понимание того, что главное – это «сострадание, любовь к братьям, к любящим, к ненавидящим нас, любовь к врагам.. та любовь, которую проповедовал бог на земле…».
Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских: «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, была одержана русскими под Бородиным.<?…>Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».
Литература:
Л.Н.Толстой. Война и мир. — М.:Просвещение, 1987.
Отношение Льва Толстого к Бородинской битве
Лев Толстой является известным гуманистом в мире классической литературы, он пытался передать будущим поколениям отвращение к войне. Автор лично провел на месте Бородинского сражения много времени, чтобы отразить в романе каждую деталь топографии. Чтобы представить масштаб развернувшейся трагедии 26 августа 1812 года.
По мнению писателя ни Наполеон, ни Кутузов не обладали такой мощной властью, которая была способна отвернуть гибель обоих армий или остановить сражение посреди дня. Две агрессивные силы сошлись на Бородинском поле, чтобы повернуть ход истории в другое русло.
Добрый мудрый Лев Толстой положил свой семилетний труд в создание романа, чтобы донести до мира простую истину – кровопролитие народов всегда остается самым грязным делом в прямом и переносном смысле. Раны и боль одинаково приносят страдания людям всех национальностей, не зависимо от веры и социального статуса.
Роль Кутузова в сражении
Бородинская битва на страницах романа «Война и мир» изображена как масштабное сражение. Лев Николаевич глубоко уверен, что таким огромным количеством солдат руководить невозможно. В произведении «Война и мир» Бородинское сражение представлено таким образом, что каждый занимает в нем отведенную ему нишу, честно или не очень выполняя свой долг. Кутузов хорошо понимает свою роль. Потому в ход сражения главнокомандующий практически не вмешивается, доверяя русским (это показывает в романе «Война и мир» Толстой»). Бородинское сражение для русских солдат являлось не тщеславной игрой, а решающим событием в их жизни. Во многом благодаря этому они победили.