Краткое содержание Бомарше Безумный день, или Женитьба Фигаро

Безумный день, или Женитьба Фигаро (Театр сатиры). Запись 1973 года. Режиссер: Валентин Плучек. Нина Корниенко — Сюзанна, Андрей Миронов — Фигаро, Александр Ширвиндт — граф Альмавива, Вера Васильева — графиня Розина, Татьяна Пельтцер — Марселина, Тамара Мурина — Фаншетта, Роман Ткачук — садовник Антонио, Георгий Менглет — Дон Гусман Бридуазон, Александр Воеводин — Керубино, Зиновий Высоковский — доктор Бартоло, Борис Кумаритов — Педрильо, Юрий Соковнин — Дубльмен и др. Безумный день, или Женитьба Фигаро (Ленком). Фигаро — Дмитрий Певцов
«Безумный день, или Женитьба Фигаро»

(фр.: La Folle journ?e ou Le Mariage de Figaro) — пьеса французского драматурга Пьера-Огюстена де Бомарше, сочиненная им в течение нескольких лет, начиная с 1778 года и завершенная в 1784 году.

Язык оригинала: французский.

Это вторая пьеса трилогии про Фигаро. Первая пьеса трилогии: «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» (фр.: Le Barbier de S?ville ou la Pr?caution inutile) — 1772 г.; вторая: «Женитьба Фигаро» — 1784 г.; третья: мелодрама «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La M?re coupable ou L’Autre Tartuffe) — 1792 г.[1]

[править] Автор

Пьер-Огюстен Карон родился в семье часовщика и продолжил семейное ремесло; первоначально он и не собирался становиться драматургом. Но судьба этого человека делала такие виражи, что свою профессию часовщика, в которой он, кстати, весьма преуспел и сделал гениальные изобретения[2], пришлось забыть, стать дворянином де Бомарше, накупить разных привилегированных должностей, переквалифицироваться в бизнесмены и наконец, вознестись на вершину мировой славы в качестве драматурга, — а литературный стиль он оттачивал в полемиках, в основном — в судах, где он многократно фигурировал как ответчик по разным делам, в основном уголовным[2][1][3].

[править] Действующие лица

По окончательному варианту из цензурных соображений действие перенесено из Франции в Испанию:

  • ГРАФ АЛЬМАВИВА, великий коррехидор Андалусии — Le Comte Almaviva.
  • ГРАФИНЯ, его жена — La Comtesse.
  • ФИГАРО, графский камердинер и домоправитель — Figaro.
  • СЮЗАННА, первая камеристка графини и невеста Фигаро — Suzanne.
  • МАРСЕЛИНА, ключница — Marceline.
  • АНТОНИО, садовник, дядя Сюзанны и отец Фаншетты — Antonio.
  • ФАНШЕТТА, дочь Антонио — Fanchette.
  • КЕРУБИНО, первый паж графа — Ch?rubin.
  • ВАРТОЛО, севильский врач — Bartholo.
  • БАЗИЛЬ, учитель музыки, дающий уроки графине — Bazile.
  • ДОН ГУСМАН Бридуазон, судья — Don Gusman Brid’oison.
  • ДУБЛЬМЕН, секретарь суда — Double-Main.
  • ГРИПСОЛЕЙЛЬ, молодой пастушок — Grippe-Soleil.
  • МОЛОДАЯ ПАСТУШКА — Une jeune berg?re.
  • ПЕДРИЛЬО, графский ловчий — P?drille.
  • СЛУГИ.
  • КРЕСТЬЯНКИ.
  • КРЕСТЬЯНЕ.

Действие происходит в замке Агуас Фрескас, в трех лье от Севильи.

Главные герои и их характеристика

Самым главным персонажем комедии является Фигаро.

Это мужчина из низшего сословия, занимается сочинительством, что часто отвлекает его от работы, которая приносит ему материальный доход.

Фигаро

После очередного увольнения, приезжает на родину в Мадрид, где устраивается на работу цирюльником, параллельно подрабатывает лекарем. На момент повествования пьесы является камердинером графа.

  1. Граф Альмавива

    является бывшим хозяином Фигаро и коррехидором Андалусии. Благодаря помощи своего слуги женится на Розине — будущей графине Альмавива.

  2. Графиня Розина Альмавива

    – жена графа.

  3. Сюзанна

    – работает горничной у графини, а также является невестой Фигаро.

[править] Сюжет

Прочитать пьесу «Безумный день, или Женитьба Фигаро» можно здесь, здесь и в любом другом месте — кто где найдет.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» — вторая пьеса трилогии, где главным действующим лицом стал пройдоха-слуга Фигаро.

Первая пьеса трилогии «Севильский цирюльник» рассказывает о том, как цирюльник Фигаро помог знакомому графу Альмавиве жениться на девушке Розине, живущей у старого опекуна развратника Бартоло, который сам мечтает и жениться на юной красавице, и завладеть ее имуществом[4].

Во второй пьесе Фигаро — уже слуга в доме графа Альмавивы.

Всё действие разворачивается в один день[5] — в день свадьбы Фигаро и очаровательной Сюзанны, камеристки графини Розины. Чего только ни происходит в этот день — и суд, и свидания, и обманы, и шутки, и заговоры… Фигаро и Сюзанна счастливы предстоящим браком, но на пути к счастью стоят трудности, которые влюбленным приходится преодолевать. А самая большая неприятность — ухаживания графа за Сюзанной. Графу Альмавиве уже наскучила семейная жинь, которой он так страстно добивался в первой пьесе трилогии. Не потому что его любовь к прелестной жене угасла со свадьбой — нет, он любит Розину, но ведь жизнь продолжается, и так хочется любви, доброго слова, ласки, тем более — когда вокруг столько очаровательных юных красавиц. А графу, судя по всему, абсолютно нечем заняться. Вот и упал его взор на камеристку его жены Сюзанну, которая любит только своего Фигаро.

Главный персонаж пьесы — простой слуга, олицетворяющий собою третье сословие. Фигаро — не только центральная фигура пьесы. В образе Фигаро Бомарше воплотил много черт самого себя. Насмешливый, настойчивый, ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся и не унывающий, — он умеет находить выход из всякого положения.

Краткое содержание пьесы Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Сюжет пьесы охватывает небольшой промежуток времени – одни сутки, однако за это время случается очень много безумных, порой комичных событий.

Свадьба Фигаро

Фигаро всегда был правой рукой и самым близким помощником графа. Однако в последнее время впал в немилость. Причиной чего является скорая женитьба слуги на девушке Сюзанне, которая тоже работает в замке графа.

Ничего не предвещает беды, пока девушка не признается жениху, что граф задумал восстановить право сеньора на девственность будущей невесты. Помимо этого хозяин хочет лишить ее приданого. Фигаро в недоумении, ему с трудом верится, что граф способен на такое.

Он очень огорчен низким поступком хозяина. Также он узнает, что граф намерен отослать своего некогда доверенного слугу в Лондон и навещать его молодую жену, пока Фигаро будет в отъезде. Главный герой обещает своей любимой и испуганной невесте, что проучит Альмавива.

Помимо сластолюбивого графа, свадьба оказывается под угрозой еще из-за двух персонажей – старика Бартоло и его служанки Марселины. Именно у старого доктора когда-то Альмавива с помощью Фигаро отбил свою настоящую жену Розину.

Марселина угрожает, что подаст в суд на Фигаро. Она хочет, чтобы тот или женился на ней, или отдал денежный долг. Марселина безумно влюблена в Фигаро, в прошлом имела от своего хозяина Бартоло ребенка, которого украли в младенчестве.

Главный герой понимает, что на этот раз граф не поддержит его и перейдет на сторону врача и его домоправительницы. Граф безумно любил свою жену в самом начале женитьбы, однако сейчас охладел к ней и стал посещать других женщин.

Несмотря на ревность, графиня не чувствует себя совсем покинутой, так как имеет молодого поклонника Керубино. Юноша молод и красив, понимает свою привлекательность и то, какое впечатление оказывает он на женщин.

Граф, уставший от проказ подростка пажа Керубино, собирается отправить его к матери. Юноша ищет сострадания и идет к Сюзанне. Во время их разговора к девушке приходит хозяин, а юноша еле успевает спрятаться за кресло. Альмавива предлагает молодой горничной деньги в обмен на интимную встречу перед свадьбой.

Свадьба Фигаро

Вдруг собеседники за дверью слышат голос учителя музыки дона Базилио. Граф прячется за кресло, за которым уже находится Керубино. Юноша выбегает и прячется в кресле, а Сюзанна закрывает его платьем. Базилио рассказывает о похождениях пажа, отчего взбешенный Альмавив тут же уводит юношу домой.

В это время Фигаро с селянами приходят к замку благодарить хозяина за отмену права на девственность невесты. Графу приходится перед большим количеством народа подтвердить это. Обхитренный Альмавив решает поддержать на предстоящем суде Марселину.

Фигаро анонимно отправляет записку, что на предстоящем балу некий поклонник попытается встретиться с графиней. Герой считает, что сможет этим отвлечь Альмавива от своей свадьбы. Чтобы отвлечь Марселину, будущие молодожены решают отправить переодетого в девушку Керубино на свидание с графом.

Граф появляется раньше назначенного времени, а полураздетый паж прячется в уборной. Графиня открывает дверь комнаты и впускает мужа, тот, услышав копошение в ванной, грозит выломать дверь. Однако жене удается отвлечь мужа и за это время Сюзанна занимает место юноши.

Женщины и Фигаро признаются, что решили разыграть графа запиской, но появляется садовник и сообщает о мужчине, упавшем из окна графини на клумбы.

Появляется Марселина и требует суда над Фигаро. Тот сообщает, что не женится на домоправительнице Бартоло, так как происходит из дворян и в детстве его выкрали цыгане. Марселина бросается ему на шею, так как узнает в нем своего потерянного ребенка.

Графиня, недовольная из-за ревности мужа, решает его проучить. Сюзанна под диктовку Розанны пишет Альмавиву анонимную записку о встрече в саду. Фигаро, не понимая задумки, начинает сильно ревновать свою невесту, проклинает свою несчастную судьбу и предательство любимой девушки.

Фигаро приходит на место встречи, отмеченное в записке, и прячется. Он и не предполагает, что недалеко затаилась Сюзанна в платье графини. После прибывают граф и графиня в одежде Сюзанны. Клубок недоразумений распутывается и долгий день заканчивается весельем и большим праздником.

[править] Пьеса третьего сословия

Именно в комедии «Женитьба Фигаро» талант Бомарше достигает расцвета[1]. Уже в самом сюжете заключается насмешка над аристократией; простой слуга осмеливается оспаривать свою невесту у могущественного феодального владетеля, и благодаря своей находчивости, ловкости и остроумию Фигаро выходит победителем. В этой пьесе Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, заботящегося лишь об вельможе графе — как в первой пьесе трилогии; теперь это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и ясно сознает своё место в новых обстоятельствах[2].

В пьесе подвергаются самым язвительным насмешкам целый ряд учреждений, а сцена суда — кульминация этого сарказма; Бомарше, сам много времени проведший в судах[3], осуждает всю структуру государства: привилегии рождения, бесчестность фаворитов, продажи судебных должностей, бесстыдство адвокатов, жадность придворных, претензии дипломатов. Комедия эта написана Бомарше в чрезвычайно смелом стиле памфлета[1][6][7].

С точки зрения литературной комедия «Женитьба Фигаро» представляет собою завершение развития французской мещанской драмы, начало которой было положено опытом предыдущих литераторов: тут и теории Дидро, и сатирические осмеяния Рабле, и социальная сатира Мольера, и насмешка над нравами Лесажа. Пьеса Бомарше представляет собою синтез литераторов прошлых поколений и стала кульминацией в развитии французского драматического искусства XVIII в.[1] Появившись почти в канун Французской революции, пьеса о проделках Фигаро символизирует торжество «третьего сословия». Знаменитый монолог Фигаро, где он противопоставляет себя графу, «давшему себе труд» только родиться, выражал настроения поднимающейся буржуазии[2].

Наполеон говорил, что пьеса «Женитьба Фигаро» стала «революцией в действии»[1][7].

Однако всё это было потом. Пока же автор только заканчивал свое великое произведение.

[править] Молва

Весть о том, что Бомарше сочиняет новую комедию, распространилась по всей Европе. Какие-то готовые куски Бомарше зачитывал в салонах[8].

А вскоре произведением заинтерсовалась русская императрица Екатерина Вторая. В России предыдущая пьеса о Фигаро — «Севильский цирюльник» — имела такой успех, что по ее сюжету была создана опера композитора Джованни Паизиелло (автор либретто Джузеппе Петроселлини); премьера прошла 15 (26) сентября 1782 года в Петербурге, в Зимнем дворце[9][10], и первыми зрителями стали сама русская императрица и ее двор. А затем опера Паизиелло неоднократно и с неизменным успехом обходила сцены европейских театров. Узнав о новой пьесе про злоключения Фигаро, Екатерина Вторая пожелала получить текст комедии еще в ноябре 1781 г.[8] (то есть до создания оперы Паизиелло по первой пьесе о Фигаро), а весной 1782 г., когда наследник русского трона, будущий Павел Первый, путеществовал по Европе под именем герцога Северного (дюк Норд), Бомарше сам читал «Женитьбу Фигаро» ему[8].

Сейчас читают

Произведение «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», написанное детским писателем Рувимом Исаевичем Фраерманом, повествует о взаимоотношениях советских подростков.

В повести описываются предвоенные дни в 1941 году в селе Усвяты. В книге рассказывается о деревенском быте. Автор описывает жизнь и труд сельских мужиков на поле. Основным персонажем книги является мужчина по имени Касьян

Поэма Байрона «Шильонский узник» описывает страдания заключенного в замке человека. Посвящена она Франсуа де Боннивару. Повествование ведется от лица пленника темницы.

Воспоминания рассказчика в первой главе связаны с созерцанием явлений окружающего мира в период желанных теплых дней ранней осени. Изменения, связанные с вступлением осени в свои права, проявлялись постепенно

Жизнь княгини Марии Волконской изображается в виде воспоминаний, которая женщина пишет для будущих поколений.

Источник

[править] Сценическая история пьесы

История постановок началось с того, что Людовик XVI, прочтя рукопись комедии в 1782 г., запретил ставить ее на сцене, заявив: «Если быть последовательным, то, чтобы допустить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию. Этот человек глумится над всем, что должно уважать в государстве»[3].

Впервые пьеса была сыграна в 1783 в доме графа Франсуа де Водрейля, в Женвилье, перед придворными зрителями[11]. Их резолюция после увиденного была проста: в результате цензура запретила постановку «Женитьбы Фигаро»[2].

Пьеса Бомарше была не просто пьесой, а еще и политическим актом. Бомарше без всякого стеснения при помощи своих персонажей говорил, что настало время установить во Франции конституционную монархию, опирающуюся на народ, и покончить со всеми аристократическими привилегиями. В те годы он был не единственным, кто высказывал подобные мысли — тема бунтарства поднималась еще со времен философов (Руссо, Дидро), но Бомарше был первым, кто воплотил свои политические идеи на театральных подмостках. Людовик XVI очень хорошо понимал, что театр — великолепный резонатор идей[7]. Следует учитывать значение театра — в то время, когда не было ни массовых спортивных мероприятий, собирающих множество зрителей, ни кинематографа, ни телевидения, ни интернета. Значимость литературы и театра оказывалась огромна. Но если литература — действие интимного характера и включает лишь одного читателя в момент чтения, то театр — это массовое действие, когда в одни общие идеи включаются и актеры на сцене, и зрители в зале. Так что ничего подобного Людовику XVI совершенно не нужно было.

Однако автор пьесы сдаваться не собирался. Он написал новый вариант пьесы, перенес действие из Франции в Испанию, но и это мало помогло в борьбе с высокопоставленными особами. Тогда Бомарше начал действовать по-своему — через прессу и общественное мнение, что весьма подстегнуло интерес зрителей, помнящих еще успех предыдущей пьесы Бомарше и похождения плута Фигаро в «Севильском цирюльнике»[2]. Слухи о новой пьесе Бомарше разносились во все стороны. И Париж бурлил. Борьба за постановку «Женитьбы Фигаро» длилась в течение двух лет. Против Бомарше были король, министры, придворные, духовенство, парламент. Но сам Бомарше, который неофициально занимал пост министра и вершил крупными государственными делами, был нужен правительству, поэтому, хотя король и заявил, что «Женитьба Фигаро» никогда не будет сыграна, его величеству пришлось уступить несговорчивому драматургу[3].

[править] Премьера

Жозеф-Жан Дазенкур — первый исполнитель роли Фигаро
(1785).

Премьера пьесы Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» прошла во вторник[12] 27 апреля 1784 года в парижском театре «Комеди Франсез»[13]. «Рекламная компания», проведенная драматургом, оказалась до такой степени удачной, что весь Париж рвался на спектакль. В результате три человека были задавлены толпой насмерть у дверей театра[1][2][14][15]. Но эта маленькая неприятность — гибель людей, — похоже, мало кого огорчила.

Роли исполняли самые знаменитые артисты театра: граф Альмавива — Моле (Fran?ois-Ren? Mol?), Графиня — Сен-Валь младшая, Фигаро — Жозеф-Жан Дазенкур (Dazincourt), Сюзанна — Луиза Конта (Louise Contat), Антонио — Бельмонт, Керубино — Оливье, Бартоло — Дезессар, Базиль — Вангов, Бридуазон — Дюгазон (Jean-Henri Gourgaud, dit Dugazon), Грипп-Солейль — Ларив)[11].

Титульный лист первого издания 1785 г.

Успех был колоссальный. Публика была в восторге; никогда еще со сцены не раздавались такие дерзкие речи, направленные против существующих установлений. Комедия явилась как нельзя более своевременно, в годы, когда надвигалась революция[1]. Хлёсткие реплики Фигаро и внятные намёки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках[2].

Спектакль прошел 68 раз подряд при полных аншлагах[1].

На следуюший год пьеса была опубликована.

После чего была вновь запрещена и вернулась в репертуар французских театров лишь с середины 90-х гг. 18 в.[11].

Позже Дантон, один из предводителей Французской революции, сказал: «Фигаро покончил с аристократией»

. И Наполеон I о
[7].

[править] Среди постановок

Очень скоро пьеса «Женитьба Фигаро» стала обходить европейские сцены. Пришла и в Россию. Причем первые спектакли в России прошли тогда, когда пьеса была запрещена во Франции и некоторых других европейских странах.

На русский язык пьеса переводилась неоднократно[8]. Самая первая постановка в России прошла в 1785 г. в Петербурге на сцене Французского театра, а 15 января 1787 г. в Москве ее поставил Майкл Мэддокс, английский антрепренер, создавший в Москве первый театр — Петровский театр, — в русском переводе А. Ф. Лабзина[8] под названием «Фигарова женитьба»; Альмавива — И. Лапин, Графиня — М. Синявская, Фигаро — М. Волков, Сюзанна — А. Померанцева, Марселина — А. Синявская, Антонио — А. Г. Ожогин, Керубино (в переводе Любим) — У. Синявская, Бартоло — В. П. Померанцев, Бридуазон (в переводе Оглупилов) — Федотов, Дубльмен (в переводе Взяткохватов) — Вишневский[11].

Следующие постановки в России:

  • 1816 — Большой (Каменный) театр, Петербургская императорская труппа, Альмавива — И. И. Сосницкий, Графиня — М. И. Вальберхова, Фигаро — А. Н. Рамазанов, Сюзанна — А. Е. Асенкова
  • 1829 — Большой (Каменный) театр, Петербург, в новом переводе Д. Баркова; Альмавива — В. А. Каратыгин, Графиня — М. И. Вальберхова, Фигаро — И. И. Сосницкий, Сюзанна — Е. Я. Сосницкая, Керубино — М. Ф. Шелехова, Антонио — В. И. Рязанцев.

А. Вольф в своих воспоминаниях по поводу этой постановки иронично замечал: «Каратыгин 1 играл Графа, но он был слишком угрюм и трагичен и не довольно ловок, одним словом, Альмавива вышел похожим на Гамлета»

[16].

А вот артист императорской труппы Ф. А. Бурдин о той же постановке писал в воспоминаниях о реакции на этот спектакль французских артистов-гастролеров: «Вот что мне рассказывал известный французский актер Верне о русских артистах того времени. «Когда мы приехали, — говорил Верне, — в Петербург в начале тридцатых годов, нам сказали, что на русской сцене играют „Свадьбу Фигаро“; нам это показалось забавным, и мы, ради курьёза, пошли посмотреть. Посмотрели и ахнули: такое прекрасное исполнение произведения Бомарше сделало бы честь французской комедии. Каратыгины, Рязанцев, Сосницкая и Асенкова были безукоризненны, но более всех нас поразил Сосницкий в роли Фигаро. Это было олицетворение живого, плутоватого испанца; какая ловкость, какая мимика! Он был легче пуха и неуловимей ветра, — выразился Верне. — Почти сконфуженные мы вышли из театра, видя, что не учить варваров, а самим нам можно было у них поучиться»»

[17].

  • 19 ноября 1829 — московская императорская труппа, в помещении Большого театра; Графиня — А. Г. Рыкалова, Фигаро — А. М. Сабуров, Сюзанна — А. Т. Сабурова, Антонио — В. И. Живокини, Бартоло — М. С. Щепкин (в бенефис Аграфены Сабуровой в роли Сюзанны[18]; в Русской Википедии ошибка: там написано, что спектакль состоялся в Малом театре).

Фигаро — А. Сумбатов-Южин, Сюзанна — Е.Лешковская. «Свадьба Фигаро» Бомарше (1910, императорский Малый театр, Москва)

  • В 1836 году российская Петербургская императорская труппа опять дала несколько спектаклей с названием «Свадьба Фигаро» в Михайловском театре в переводе Д. Н. Баркова: В. А. Каратыгин — граф Альмавива, Каратыгина Б.[ольшая] — графиня, И. И. Сосницкий — Фигаро, Сосницкая — Сусанна, Григорьев М.[ладший] — Барттоло, Рославский — Дон Базилио), Телешова Б.[ольшая] (Марцелина, В. Н. Асенкова — паж дон Серафим, Воротников Б.[ольшой] — Антонио, Ливенцова — Эрмозина, Крамолей (учащийся) — Дон Гусман, Радин — Санхалос-Дублемонос, Воротников М.[ладший] — Альгвазил, Алевин — Педрило, Марковецкий (учащийся) — Педро, Григорьева — девушка. Соло на скрипке — Бём.
  • В 1838 году московская императорская труппа вернулась к пьесе — на этот раз в Малом театре: в роли Фигаро выступал Д. Т. Ленский (в партнерстве с Н. В. Репиной — Сюзанной и М. С. Щепкиным — Антонио).

А потом пьеса была в России запрещена царской цензурой[11]. Кстати, запрещена она была не только в России и во Франции. В Австрии (да и в других странах Европы) «Женитьба Фигаро» одно время тоже находилась под запретом[19], слишком явная социальная критическая направленность совершенно не была востребована.

Запрещение в России было снято лишь в 1868 году, когда московский Малый театр (московская императорская труппа) наконец вновь показал ее на своей сцене[11]: Альмавива — Н. Е. Вильде, Графиня — Н. М. Медведева, Фигаро — С. В. Шумский, Сюзанна — Г. Н. Федотова, Марселина — С. П. Акимова, Керубино — Н. А. Никулина, Бридуазон — П. М. Садовский.

С тех пор пьеса «Женитьба Фигаро» прочно вошла в репертуар театров всего мира, в том числе и в России. В роли Фигаро на русских сценах выступали С. В. Шумский, М. М. Петипа (особо прославился исполнением роли в разных театрах, приглашался специально на роль Фигаро), Н. К. Яковлев, А. И. Южин, Б. А. Горин-Горяйнов и мн. др.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Платонов Еще мама
    В своём произведении Ещё мама Андрей Платонов написал о маленьком мальчике — семилетним Артёме, который первый раз пошел в школу. Рассказ начинается с диалогом между маленьким Артёмом и его матерью — Евдокией Алексеевной.
  • Краткое содержание сказки Два Мороза
    Гуляли как-то два мороза по чистому полю. И вдруг им стало скучно. Решили они себя повеселить да позабавить. А какая у мороза забава? Людей морозить. Да так чтобы дух у них захватывало. Придумано, сделано
  • Краткое содержание Мальва Горький
    Василий Легостев пять лет как оставил жену и сына. Он покинул родной поселок и теперь живет на берегу моря на косе, где занимается рыбным промыслом. По воскресеньям его навещает любовница – дама приятной наружности по имени Мальва
  • Краткое содержание Куприн Листригоны
    В книге рассказывается о рыбаках – листригонах, которые были потомками греческих колонистов. В Балаклаве наступил октябрь. Из города уехали все дачники, а жители Балаклавы сосредоточились на ловле рыбы.
  • Краткое содержание Аверченко Смерть африканского охотника
    Данное произведение является автобиографией самого писателя. В нем он рассказывает, что в детские годы был очень мечтательным и любил уединяться на скале, в ожидании пиратов. Каждый раз он в своих мечтах видел черный пиратский корабль

«Свадьба Фигаро» – бытовая комическая опера, в которой Моцарт блестяще раскрыл разнообразные и живые человеческие образы.

В музыкальном плане эта опера была новаторской – Моцарт расширил в ней драматургию арий и особенно ансамблей. Популярность оперы считается непревзойдённой, количество постановок неисчислимо. Опера продолжает ставиться в самых известных театрах мира, она любима и востребована зрителями и музыкантами.

[править] Использования

На основе пьесы Моцарт в 1786 году написал оперу «Свадьба Фигаро». Однако в это время пьеса Бомарше находилась в Австрии под запретом, поэтому в либретто, которое написал Лоренцо да Понте, были внесены существенные изменения для смягчения социальной напряженности[19].

В 1787 году Жан Доберваль поставил в театре Бордо балет по «Свадьбе Фигаро» Бомарше под названием «Изменчивый паж» (Le Page inconstant

) на сборную музыку.

Существует несколько экранизаций (кино- и телеверсий), созданных в разных странах.

В 2003 году появился российско-украинский телевизионный мюзикл «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Музыка оперы

Музыка оперы была не менее революционной, чем её сюжет:не совсем обычной была уже увертюра – оживлённая пьеса, ставшая музыкальным шедевром на все времена. «Свадьба Фигаро» не содержит речитативов и арий, которые лишь демонстрируют вокальные возможности исполнителей. Здесь главное – музыкальный рассказ. А это получается далеко не у каждого композитора.

Но опера полюбилась и простым слушателям, которые не задумываются о музыкальных особенностях или новаторстве. Они просто наслаждаются музыкой и исполнением. А музыка этой оперы великолепна. Через год после премьеры оперы Моцарт писал отцу, что всюду слышны мелодии из «Свадьбы Фигаро», но популярность этой оперы не уменьшается с годами. Сколько опер было написано после 1786 г.! Но «Фигаро» остаётся одной из самых исполняемых и любимых опер во многих странах мира.

[править] Источники

  1. ? 1,01,11,21,31,41,51,61,71,8 Литературная энциклопедия: Алфавитная часть // БОМАРШЕ Пьер Огюстен Карон
  2. ? 2,02,12,22,32,42,52,62,7 Биография: Пьер Бомарше
  3. ? 3,03,13,23,3 Сидорченко Л. История зарубежной литературы XVIII века // Раздел II. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА // ГЛАВА 13. ТВОРЧЕСТВО БОМАРШЕ
  4. П. Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность»
  5. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003. Безумный день, или Женитьба Фигаро
  6. 280 лет со дня рождения французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732—1799)
  7. ? 7,07,17,27,3 Ф.Гендель. «ЖЕНИТЬБА ФИГАРО»
  8. ? 8,08,18,28,38,4 Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
  9. Джованни Паизиелло
  10. Паизиелло Джованни (1741—1816) // Опера «Севильский цирюльник» (1782)
  11. ? 11,011,111,211,311,411,5 ЖЕНИТЬБА ФИГАРО
  12. La folle journ?e, ou Le mariage de Figaro
  13. BEAUMARCHAIS, Pierre. La folle journ?e, ou le mariage de Figaro, com?die en cinq actes, en prose
  14. «Безумный день, или женитьба Фигаро»
  15. Бомарше и Моцарт «Женитьба Фигаро»
  16. Годовыя обозр?нія русской и французской драматической сцены, оперы и балета. By А. И. Вольф (стр.18)
  17. Воспоминания артиста об Императоре Николае Павловиче (Ф. А. Бурдин)
  18. РЕПЕРТУАР МАЛОГО ТЕАТРА 1824—1830 гг.
  19. ? 19,019,1 Реформа жанра буффа в опере «Свадьба Фигаро»

В.А. Моцарт опера «Свадьба Фигаро»

Свадьба Фигаро

Искрометная блистательная комедия по мотивам пьесы французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше «Безумный день, или свадьба Фигаро». Либретто для оперы значительно переработал итальянский поэт и переводчик Лоренцо да Понте. Одна из прекраснейших жемчужин оперного искусства, встречающая неизменные овации и восторги публики повсеместно.

Краткое содержание оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица Голос Описание
Фигаробаритонкамердинер графа, ловкий плут
Сюзаннасопранослужанка и камеристка графини, невеста Фигаро
Граф Альмавивабасиспанский вельможа, у которого служат Фигаро и Сюзанна
Графиня Розинасопраножена графа Альмавивы
Керубиносопранопаж графа, юный ловелас
Марцелинасопраноключница в замке, кредитор Фигаро
Бартолобасдоктор, друг и наперстник Марцелины, тайно влюбленный в нее
Базилиотеноручитель музыки, главный сплетник замка
Курциотенорсудья, разрешивший комический суд над Фигаро
Антониобассадовник графа Альмавива
Барбаринасопранодочь садовника Антонио
Слуги, крестьяне

Краткое содержание «Свадьбы Фигаро»

опера Свадьба Фигаро

Опера-буффа («buffa» — итал. «шутка») иллюстрирует комедию положений. Ситуации на сцене стремительно сменяются, сюжет живо развивается. Постоянная путаница и неразбериха, связанная с переодеваниями мужчины в женское платье – характерные признаки народно-бытовой оперы того времени как жанра. Многие принципы искусства буффонады можно увидеть и в сегодняшних продолжателях этого жанра – кинокомедиях: пародии, подвижность развития сюжета, сатирическая направленность бытовой фабулы.

В опере 4 действия в 2-х актах. Вся фабула развивается в испанском замке графа Альмавивы. Центральное событие сюжета — предстоящая женитьба главных героев, Фигаро и Сюзанны. Оба служат в замке графу и графине. По древнему феодальному обычаю господин имел право «первой брачной ночи». Это правило Альмавива отменил после своего бракосочетания. Но надолго ли?

Ревнивый по отношению к собственной супруге граф волочится за каждой хорошенькой женщиной. Это становится объектом насмешек Фигаро и поводом проучить его как следует. В ходе многочисленных коллизий остроумный слуга Фигаро несколько раз одерживает верх над своим господином и водворяет его на «свое место» — в конце действа посрамленный граф просит прощения супруги на коленях.

Продолжительность спектакля
I — III АктIII — IV Акт
95 мин.80 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Изначально в пьесе Бомарше события происходили во Франции, но из-за опасений «подлить масло в огонь» предреволюционных настроений действие было перенесено в Испанию.
  • Наиболее опасные моменты из нее были вырезаны либреттистом или заменены. Например, сильные политические монологи Фигаро, в которых он обличал унаследованное благородство аристократии, были полностью удалены. А взамен них появился номер, которого не было у Бомарше – сердитая ария против неверных жен. Таким образом, пьеса потеряла остро-политическую направленность.
  • Увертюра оперы уникальна и не соответствует традициям того времени. Сонатная форма и самодостаточное звучание позволяют исполнять ее как отдельное оркестровое произведение.
  • Среди поклонников оперы есть и величайшие композиторы. Йозеф Гайдн, бывший близким другом Моцарта, несмотря на большую разницу в возрасте, не уставал восхищаться «Свадьбой Фигаро». А Иоганнес Брамс, спустя 100 лет после премьеры, писал: «Каждый номер в «Фигаро» — чудо! Просто непостижимо, как кто-либо мог создать нечто столь прекрасное! Никто никогда не сможет превзойти подобное, даже Бетховен!»
  • «Свадьба Фигаро» стала вершиной славы Моцарта при его жизни.
  • Совместно с либреттистом Лоренцо да Понте были написаны еще 2 оперы — «Дон Жуан» и «Так поступают все».
  • В СССР в театральной постановке Ленкома пьеса «Женитьба Фигаро» шла с ошеломительным успехом, благодаря чему ее экранизировали в 1974 году.
  • Роль Фигаро в то время и на протяжении 18 театральных сезонов исполнял потрясающий Андрей Миронов. Эта роль стала его «лебединой песней» — в августе 1987 года в конце спектакля ему стало плохо, а через 2 дня он скончался, не приходя в себя. Впоследствии постановку посвятили ему: каждый спектакль «Женитьба Фигаро» оканчивается минутой памяти великого актера.

  • Автор писал оперу по заказу императора. Однако условия, в которых проходила работа, оставляли желать лучшего: денег катастрофически не хватало, он постоянно занимал у друзей, надеясь, что опера станет популярной и принесет доход. Козни постоянно строили соперники, многие понимали, что музыкальное мышление Моцарта – принципиально новый подход, значительно отличающийся от типовых работ композиторов того времени, конкурировать с Моцартом в этом плане было невозможно.
  • Спустя столетия все музыкальные спектакли, шедшие в те годы в Вене, канули в Лету, имена композиторов, стремившихся помешать успеху Моцарта, позабыты. Время расставило все по своим местам, истинно гениальная музыка по-прежнему любима слушателями по всему миру.
  • В России опера впервые была поставлена в Мариинском театре только в 1901 году. Примечательно, что русский перевод для нее сделал Петр Ильич Чайковский в 1875 году. С тех пор в России известны оперные арии из «Свадьбы Фигаро» в равной степени в итальянской версии и в русской.

Популярные арии:

«Se vuol ballare» («Если граф хочет танцевать) — ария Фигаро, Акт I, сцена II (слушать)

«Non pi? andrai» ( «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный)— ария Фигаро, Акт I, сцена VIII (слушать)

«Porgi, amor, qualche ristoro» (Бог любви, дай утешенье) — ария графини, Акт II, сцена I (слушать)

«Venite, inginocchiatevi» («Приходите…»)— ария Сюзанны, Акт II, сцена II (слушать)

«Voi, che sapete» (Сердце волнует»)— ария Керубино, Акт II, scene II (слушать)

История создания «Свадьбы Фигаро»

К работе над оперой Моцарт приступил в декабре 1785 года. Однако саму идею ее создания он обдумывал в начале 1782 года. Основой сюжета послужила комедия Бомарше, которую изначально запретили в Австрии из-за резонансного по тем временам содержания. На родине во Франции постановка вызвала волнения, так как совпала с предреволюционными настроениями. Либреттист Лоренцо да Понте смог добиться разрешения продолжить работу над оперой, убедив императора Йозефа II в том, что наиболее опасные моменты сократил, а основной сюжет будет восприниматься не столь остро благодаря наложению на музыку.

Революционность идеи пьесы заключалась в неслыханной до этого дерзости сопоставить личные качества представителя низшего сословия и феодала. В этом противопоставлении лакей Фигаро с помощью остроумия, находчивости и предприимчивости несколько раз ставит в неловкое положение своего господина графа Альмавиву. Неприкосновенность господского класса была впервые подвергнута критике.

Тема была близка Моцарту – музыканты как сословие в те времена не пользовались уважением. Доподлинно известно, что Моцарт, с раннего детства выступавший в монарших домах Европы, отличался редким чувством собственного достоинства. Не преувеличивая значения собственной персоны, но и не умаляя божественного дарования, он остро ощущал сословную разницу.

Революционной оказалась и музыкальная драматургия оперы. В «Свадьбе Фигаро» музыка явно играла главенствующую роль – характеры героев и острота интриг раскрывались исключительно музыкальными средствами. Здесь композитор превзошел себя в оттачивании штрихов, малейших нюансов и деталей. Ранее в музыкальных спектаклях ведущее место отдавали либретто, для развития сюжета использовали речитатив, а арии имели «декоративное» назначение – в них артисты демонстрировали возможности своего голоса. У Моцарта на протяжении всей оперы идет сквозное развитие сюжета, музыка органично вплетена в него, одновременно служа дополнением к характерам и получая собственное драматургическое развитие.

рукопись увертюры «Свадьбы Фигаро»

Опера всегда была излюбленным жанром композитора. Благодаря богатому инструментарию выразительных средств – музыке, сочетанию голоса и инструментов, театральным возможностям и декорациям – в опере можно максимально реализовать талант к сочинению музыки. Моцарта по праву считают величайшим мелодистом. Впитав и переработав особенности народной немецкой песенности и итальянской кантилены, его мелодика и гармония отличаются ясностью, чистотой и необыкновенной эмоциональностью. Даже в инструментальных произведениях нередко можно узнать признаки оперы – в противопоставлении характеров/тем, в развитии музыкальной ткани.

Для самого Моцарта «Свадьба Фигаро» стала самой любимой оперой. В жизни это был очень наблюдательный человек, точность его характеристик поражала всех, кто общался с ним. Спонтанный и легкий, любящий веселье и жизнерадостность, Вольфганг нередко подшучивал над окружающими, высмеивая и себя, в том числе. В работе над «Свадьбой Фигаро» его талант тонко чувствовать и передавать психологические моменты взаимоотношений людей раскрылся в самом блистательном виде.

Образы в опере

Вольфганг активно принимал участие в работе над либретто. Ему нравился изящный, поэтичный слог да Понте, который легко ложился на музыку. Перерабатывая пьесу Бомарше, либреттист внес, по указанию Моцарта, изменения в характеры героев. Несмотря на легкомысленный характер всего действа, которое обычно определяют как бытовую комедию или оперу-буффа, затронутые темы социального неравенства и психологическая зрелость персонажей заставляют о многом задуматься зрителя, что не свойственно развлекательному жанру.

Так графиня, которая в пьесе выглядит довольно поверхностно, в опере получает выразительные, полные томления и глубины арии («Бог любви, сжалься и внемли»). Моцарт облагородил образ графини, страдающей от любви к мужу, который увивался за каждой хорошенькой женщиной.

Образ графа также пережил трансформацию. Ария «Скажи, для чего так жестоко томила ты меня» добавила страсти персонажу. Он стал не таким плоским и глуповатым, как в изначальном варианте.

Невероятно живым выглядит и образ Сюзанны, возлюбленной Фигаро. Ее персонаж давался Моцарту не столь легко, как выглядит на сцене – партия переписывалась много раз. Он добивался простоты и изящества звучания, стараясь сохранить при этом очарование Сюзанны.

Зато после трудоемкой работы над партией Сюзанны, работа над образом пажа Керубино приносила настоящий отдых и удовольствие. Певец любви, юноша, постоянно в кого-то влюбленный, пленяющий искренностью и жизнелюбием.

А портрет Фигаро вместил многие черты самого композитора. Моцарт неподдельно восхищался этим персонажем, его хитростью, смелостью, тем, как ловко он посрамил графа, победив в «интеллектуальной битве», как сказали бы сейчас. Ведь и сам он пережил нечто подобное в Зальцбурге с архиепископом Колоредо.

Партия Барбарины писалась для юной певицы Анны Готтлиб. Лоренцо да Понте упрекал Моцарта в том, что столь прекрасную мелодию (знаменитая ария Барбарины «Уронила брошь…») он отдал второстепенному персонажу. Моцарт лишь посмеивался.

Примечательно, что увертюра в нотном виде была записана за 2 дня перед премьерой. Она отходила от принятого в то время канона написания увертюр: отсутствовала медленная часть и основные темы из оперы. Она являет собой самостоятельное инструментальное произведение, передающее общий характер предстоящего музыкального повествования. Быстрый темп, жизнеутверждающее звучание, пассажи, шорохи, внезапные аккорды духовых создают атмосферу таинственности и интриги.

Спустя 200 с лишним лет, опера не потеряла актуальности и свежести. Сегодня она одна из наиболее репертуарных опер, а число ее поклонников постоянно растет. Но так было не всегда.

Первые постановки

Свадьба Фигаро

Работа над оперой длилась не более 5 месяцев. Уже 1 мая 1786 года состоялась премьера. Представление затянулось не на один час. Переполненный Бургтеатр рукоплескал отдельным номерам, заставляя артистов повторять особенно понравившиеся арии по несколько раз, до тех пор, пока император не приказал запретить повторы более 1 раза.

Тем не менее, после премьеры постановка выдержала от силы 8 спектаклей, после чего была позабыта венцами на 2 года. В это время с большим успехом шли премьеры опер Сальери и Солера, входил в моду новый танец – вальс. Избалованные венцы быстро забывали вчерашних кумиров.

Однако прошедшая в Праге в декабре этого же года премьера «Свадьбы Фигаро» принесла опере подлинное признание. Даже год спустя, по прибытии в Прагу, Вольфганг писал в письме отцу «Здесь повсюду слышны мотивы из «Свадьбы Фигаро – на каждой улочке, из каждого уличного заведения, горожане просто насвистывают мелодии, занимаясь каким-нибудь делом».

В Вене спектакль возобновили спустя 2 года по инициативе Антонио Сальери. Он же и руководил постановкой. Вопреки распространенному мнению, Сальери с большим уважением относился к Моцарту и считал, что его бессмертная музыка должна звучать на лучших театральных подмостках.

Музыка из оперы «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта в кино

Столь выразительная музыка излюблена кинематографом – от исторических фильмов до суперсовременных боевиков и жанра Action. Звучат как отдельные мелодии и мотивы, так и отдельные номера в студийной записи.

Вот далеко не полный список фильмов, в которых можно услышать ее:

  • Чаще всего звучит Увертюра, например в зрелищном фильме «Миссия невыполнима: Племя изгоев» (2015) с Томом Крузом, красивой мелодраме «Молоко и деньги» (1996), «Большая медицина» (1989), «Дом» (2008), «Досье Ипкресс» (1965), «Последний герой» (1993), «Поменяться местами» (1983), «Чудеса науки» (1985);
  • Дуэт Сюзанны и графини «Какой чудный Зефир (ветерок)»:

«Побег из Шоушенка» (1994) (номинирован на Оскара), «Человек, которого не было» (2001);

  • Каватина Барбарины «Уронила, потеряла…»:

«Аккомпаниаторша» (1992);

  • Ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный»:

Оскароносный «Амадей» Милоша Формана (1984) (8 премий, 32 награды и 13 номинаций), «Игра в классики» (1980), «Мистер Магу» (1997);

  • Увертюра и ария:

«Сбежавшая невеста» (1999) с великолепной Джулией Робертс;

  • Ария «Вы, кто знает, что такое любовь»:

«Я мечтала об Африке» (2000), «Искры из глаз» (1987), «История монахини» (1959) с Одри Хепберн, «Дочь солдата никогда не плачет» (1998);

  • Речитатив и ария «Как ночь и тайны мои связаны», «В желании того, кто обожает» (Рондо):

«В активном поиске» (2016).

Сегодня постановки оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро» привлекают огромное внимание любителей искусства. Оперные артисты мечтают исполнять партии в этом гениальном произведении. Опера прошла испытание временем и признана шедевром на все времена.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: